Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система социальной психологии






 

Основание моделирования системы. Как и всякая наука, социальная психология характеризуется определенной струк­турой элементов, куда входят: накопленный в процессе иссле­дований фактический материал, теоретические построения, принципы, законы и категории, гипотезы, подтвержденные вы­воды, методы, методика, процедура и техника исследования.

В более обобщенном виде можно говорить о такой орга­нической связи всех элементов структуры социальной психо­логии, как науки, которая позволяет рассматривать эту связь как определенную систему. Последняя, на наш взгляд, может быть представлена в двух планах: по горизонтали — различи­ем функций, а по вертикали — различием теоретических и прак­тических аспектов данной системы.

В свою очередь, горизонтальный срез может быть рассмот­рен с трех основных сторон: 1) методологической; 2) феноме­нологической; 3) праксиологической (см. табл. 1).

Методология социальной психологии. Методологию принято определять как совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке.

Таблица 1 Система социальной психологии

 

  Методология Феноменология Праксиология
Теория Концептуальный аппарат (принципы, законы, категории) Концептуальные модели Концептуальные модели
Практика Инструменталь­ный аппарат (методы, процедура и техника исследования) Фактический материал (эмпирический материал) Опыт практического применения социально-психологической теории

В понятие методологии, следовательно, входит вся сово­купность средств, необходимых для организации и проведения исследования. Эти средства, в свою очередь, оказываются пред­ставленными, с одной стороны, концептуальным, а с другой — инструментальным аппаратом науки.

Под концептуальным аппаратом понимается вся совокуп­ность принципов, законов, категорий и рабочих понятий социаль­но-психологической науки. Под инструментальным аппаратом подразумевается вся совокупность методов, методик, а также процедура и техника, применяемые в исследовании.

Различия между концептуальным и инструментальным ап­паратом науки условны, поскольку элементы концептуально­го аппарата одновременно выполняют и функцию общих методов познания социально-психологических явлений, а тем самым играют и роль важнейшего инструмента исследования. Между тем как методика, техника и результаты исследования оказываются средством проверки и совершенствования концеп­туального аппарата науки.

Социально-психологическая теория и ее функции. Теория пронизывает всю систему социально-психологической науки, в том числе и методологию, в качестве концептуального аппа­рата и наиболее общих философских положений, касающихся определения места и роли психического фактора в социальной жизни. Теория выполняет методологические функции средства научного познания.

Теория входит в праксиологию науки, т. е. в тот ее раз­дел, который реализует социально-психологическую теорию в практической деятельности людей. Прикладные функции соци­ально-психологической теории находят отражение в опыте и практике применения теории в различных сферах социальных отношений.

Вместе с тем социально-психологическая теория облада­ет и относительной самостоятельностью, поскольку ее роль не исчерпывается методологическими и праксиологическими фун­кциями, но предполагает также разработку, построение и про­верку моделей самих социально-психологических явлений, связанных с поведением и психическим состоянием индивида в группе и спецификой совокупной групповой, коллективной и массовой психической деятельности людей.

Теория непосредственно связана с инструментальным ап­паратом науки и фактическим материалом, который накоплен в ходе исследования. Она, безусловно, зависит от уровня отто­ченности методики и техники исследования и от степени доб­ротности, достоверности и репрезентативности эмпирического материала.

Эмпирический аспект системы социальной психологии. С эмпирической стороны система социальной психологии может рассматриваться как образование, состоящее из трех основных компонентов:

— инструментального аппарата науки (методы, методи­ка, процедуры и техника эмпирического исследования);

— фактического или эмпирического материала;

— опыта практического применения социально-психоло­гических данных в конкретных сферах социальных отношений.

Уровень инструментального аппарата науки и объем на­копленных эмпирических данных имеют фундаментальное значение для успешного развития социально-психологической те­ории и во многом определяют степень практической эффектив­ности применения последней.

Не случайно поэтому, что и успехи в развитии теории на­ходятся в основном в прямой пропорциональной зависимости от объема накопленного в данной области фактического мате­риала. Из этого же вытекают и некоторые дополнительные функции теории в социальной психологии.

Одной из существенных функций теории является функ­ция описания полученных эмпирических данных, приведения их в систему в ряду других, уже имевшихся ранее фактов.

Однако к последней не сводятся функции социально-пси­хологической теории. Более того, главной задачей теории яв­ляется не описание, а объяснение полученных эмпирических данных на основе проникновения в сущность исследуемых яв­лений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.