Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмфитевзис и суперфиций.






К числу " прав на чужие вещи" принадлежали также вещные, отчуждаемые, передаваемые по наследству права долгосрочного пользования чужой землей: сельскохозяйственной - для ее обработки (emphyteusis) и городской - для возведения на ней строения (superficies). Оба эти права сходны с сервитутами в том отношении, что как сервитуты, так и эмфитевзис и суперфиций являются правами пользования чужой вещью. Своеобразной же чертой, отличающей эмфитевзис и суперфиций от сервитутов, является широта содержания и долгосрочность их действия. Установление одного из этих двух прав на земельный участок делает право собственности на эту землю почти номинальным; лишь после прекращения эмфитевзиса или суперфиция право собственности на данный участок получает реальное выражение.

1. Как показывает термин emphyteusis (от греческого слова “насаждать”), этот институт перешел в римское право из Греции, где наследственная аренда земли имела широкое применение (эмфитевзис существовал издавна также в практике Египта и Карфагена). На римской почве эмфитевзису предшествовал специальный институт - наследственная долгосрочная аренда земель, принадлежащих государству или публичным корпорациям, за определенную годовую плату. Лишь в более поздний период эти два института слились в единый под названием emphyteusis.

В содержание эмфитевзиса входит право пользоваться земельным участком (с правом изменения характера участка, но без ухудшения его), собирать с него урожаи (плоды), право закладывать эмфитевзис, отчуждать и передавать его по наследству. Право отчуждения эмфитевзиса ограничено обязанностью субъекта эмфитевзиса предупреждать собственника земли о предполагаемом отчуждении, причем за собственником признавалось право преимущественной покупки (которым он мог воспользоваться в течение двух месяцев). При отчуждении эмфитевзиса собственник земли имел право на получение двух процентов покупной цены.

Субъект эмфитевзиса обязан был уплачивать собственнику арендную плату, а также вносить государственный земельный налог. Невыплата арендной платы в течение трех лет приводила к прекращению эмфитевзиса.

Для защиты эмфитевзиса применялись те же иски, что и для защиты права собственности, но в несколько измененной форме (так называемые иски по аналогии).

2. Суперфиций представлял собой аналогичное с эмфитевзисом вещное, отчуждаемое, передаваемое по наследству право возведения строения на чужом городском земельном участке и право пользования этим строением. Право собственности на строение принадлежало собственнику земельного участка по правилу " superficies solo cedit ", строение следует за землей, связано с землей.

Изложенные выше основные правомочия субъекта эмфитевзиса и средства его защиты соответственно относятся и к суперфицию.

59) Право полного хозяйственного ведения

+

60) Право оперативного управления

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления относят к иным вещным правам, рассматривая их в соотношении с правом собственности. Как отмечали А.А.Пушкин и А.А.Подопригора, возникновение данных правовых институтов было обусловлено тем, что в процессе реализации расширенного воспроизводства и управления им, государство закрепляло выделенные из единого государственного имущества определенные комплексы имущества за образованными им же (государством) юридическими лицами, которые непосредственно осуществляли производственно-хозяйственную или иную деятельность. Первоначально за государственными юридическими лицами (как за предприятиями, так и за организациями и учреждениями) государственное имущество закреплялось на праве оперативного управления. Впоследствии государственное имущество за государственными предприятиями было закреплено на праве полного хозяйственного ведения, а за государственными учреждениями и организациями – на праве оперативного управления [353].

ГК Украины не предусматривает таких правовых режимов имущества как право хозяйственного ведения и право оперативного управления. В то же время такие правовые режимы имущества сохранены в ХК Украины.

Согласно ч.2 ст.74 ХК Украины, ч.3 ст.78 ХК Украины на праве хозяйственного ведения имущество находится и закрепляется за государственным коммерческим предприятием и коммунальным коммерческим предприятием. Статья 136 ХК Украины определяет право хозяйственного ведения как вещное право субъекта предпринимательства, который владеет, пользуется и распоряжается имуществом, закрепленным за ним собственником (уполномоченным им органом), с ограничением правомочности распоряжения относительно отдельных видов имущества по согласию собственника в случаях, предусмотренных ХК Украины и другими законами.

Собственник имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за субъектом предпринимательства, осуществляет контроль за использованием и сохранностью принадлежащего ему имущества непосредственно или через уполномоченный им орган, не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность предприятия.

В юридической литературе отмечается, что собственник имущества, переданного юридическому лицу, сохраняет в отношении его следующие права. Во-первых, сам собственник решает вопросы создания юридического лица. Во-вторых, он определяет цели деятельности создаваемого юридического лица и тем самым устанавливает объем его право - и дееспособности. В-третьих собственник может осуществлять контроль за эффективностью использования и сохранения этого имущества, для чего может проводить либо аудиторскую, либо комплексную ревизию финансово-хозяйственной деятельности. В-четвертых, собственник может принимать решение о реорганизации или ликвидации юридического лица и, соответственно, о судьбе имущества ликвидируемого юридического лица. И, наконец, в-пятых, собственник имеет право на получение прибыли от использования имущества, переданного в полное хозяйственное ведение[354].

На праве оперативного управления имущество передается и закрепляется за коммунальным некоммерческим предприятием (ч.3 ст.78 ХК Украины), казенным предприятием (ч.3 ст.76 ХК Украины). Статья 137 ХК Украины предусматривает, что правом оперативного управления признается вещное право субъекта хозяйствования, который владеет, пользуется и распоряжается имуществом, закрепленным за ним собственником (уполномоченным им органом) для осуществления некоммерческой хозяйственной деятельности, в пределах, установленных ХК Украины и другими законами, а также собственником имущества (уполномоченным им органом).

Собственник имущества, закрепленного на праве оперативного управления за субъектом хозяйствования, осуществляет контроль за использованием и сохранностью переданного в оперативное управление имущества непосредственно или через уполномоченный им орган и имеет право изымать у субъекта хозяйствования избыточное имущество, а также имущество, которое не используется, и имущество, которое используется им не по назначению.

Право оперативного управления рассматривается в литературе также как финансируемое за счет собственника особое вещное право юридического лица (организации), владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законодательными актами, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества[355].

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.