Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и виды административно-правовых режимов.






Понятие «правовой режим» все больше утверждается как в сфере юридической науки, так и в законодательстве. Исследование этого понятия дает возможность выяснить специфику правового регулирования определенного объекта или вида деятельности. Кроме того, это позволяет судить о многомерности, многогранности и объемности права как институционного образования, а также рассматривать его в динамике, функционировании.

В наиболее обшей форме понятие «правовой режим» определяется как порядок регулирования, комплекс правовых способов, которые характеризуют особое объединение взаимодействующих разрешений, запретов, а также положительных обязательств, что создает особую направленность регулирования.

Каждой отрасли права свойствен свой специфический режим регулирования, чем и обусловливается юридическая особенность определенной отрасли.

Своеобразность административно-правового режима проявляется в особом порядке возникновения и формулирования содержания прав и обязанностей участников административно-правовых отношений и их осуществления, наличии специфических санкций, особых способах их реализации, а также в действии единых принципов, общих положений, которые распространяются изданную совокупность правовых норм.

Административно-правовой режим — это определенное объединение административно-правовых способов регулирования, которое проявляется в централизованном порядке, императивном методе правового влияния и юридическом неравенстве субъектов правоотношений.

К числу основных элементов административно-правового режима относятся:

1) метод правового регулирования, который в административном праве основывается на централизованном способе и императивном типе регулирования и выражается в юридическом неравенстве субъектов правоотношений;

2) особые административно-правовые способы установления и формы возникновения прав и обязанностей, способов юридического воздействия, защиты прав, процедурно-процессуальных формы и т.п., к которым следует отнести акты, жалобы, служебную или функциональную подчиненность, контроль или надзор, административное принуждение, протоколы, постановления, ходатайства, административную ответственность и др.;

3) принципы, общие положения административного права, такие как участие граждан в управлении государственными делами; обеспечение и защита прав и свобод человека, интересов государства; осуществление органами власти своих полномочий в пределах, установленных Конституцией и законами Украины; подотчетность, подконтрольность, ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц перед обществом за свою деятельность и др.;

4) особенность административного законодательства, которое характеризуется наличием большого количества правовых норм, регулирующих значительный объем разнообразных социальных отношений, связанных с государственным управлением;


5) наличие наряду с общеотраслевым правовым режимом внутриотраслевых правовых режимов: режима секретности, таможенного режима, режима государственной границы, режима свободных экономических зон, режима осуществления определенных видов предпринимательской деятельности, паспортного режима и др.

Административно-правовые режимы обеспечивают функционирование не только отраслевых институтов административного права, таких как государственная служба, административная ответственность, но и многих институтов иных отраслей или межотраслевых институтов, например, права собственности, предпринимательства и др.

Правовые режимы классифицируют по масштабу свободы граждан и организаций в использовании своих возможностей для реализации субъективных прав; по глубине изменений в конституционном статусе граждан и организаций; по времени и территории их действия; по отдельным объектам; по видами деятельности и т. п.

По масштабу свободы граждан и организаций в использовании своих возможностей для реализации субъективных прав выделяют льготные и ограничивающие режимы. Первые предоставляют гражданам и организациям дополнительные права и свободы или льготы при осуществлении ими определенных прав или свобод, например, льготы для участников боевых действий. Вторые, наоборот, вводят особые правила использования гражданами и организациями своих прав и свобод или устанавливают запрет на осуществление ими определенных прав и свобод, например, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности.

По глубине изменений в конституционном статусе граждан и организаций различают обычные и чрезвычайные режимы. Первые не изменяют конституционный статус граждан и организаций; вторые существенно ущемляют их права и свободы, вводят особый порядок осуществления отдельных видов конституционных прав и свобод.

По времени действия выделяют постоянные (паспортный режим) или кратковременные, ситуационные (чрезвычайное положение) режимы.

 

По территории действия различают режимы, которые действуют на всей территории Украины или в отдельных ее регионах или местностях (режим пограничной зоны).

По отдельным объектам выделяют режимы заповедников, огнестрельного оружия, ядов и др.

По видам деятельности различают режимы оперативно-розыскной деятельности, отдельных видов предпринимательской деятельности и др.

Основания правовых режимов устанавливаются законами Украины: от 27 февраля 1991 г. «О правовом режиме территории, которая подверглась радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы», от 13 октября 1992 г. «Об общих основаниях создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон», от 16 марта 2000 г. «О правовом режиме чрезвычайного положения», от4 ноября 1991 г. «О государственной границе Украины», от 16 мая 1995 г. «Об исключительной (морской) экономической зоне Украины» и подзаконными нормативно-правовыми актами, например, постановлением Кабинета Министров Украины от 12 мая 1994 г. «О пограничной полосе» и др.

По юридической природе среди правовых актов, регулирующих правовые режимы, выделяют правоустанавливающие, которые содержат первичные «режимные» нормы, и правоприменительные акты. Например, на основании п.21 ст. 106 Конституции и Закона Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения» Президент Украины принимает в случае необходимости решение о введении в Украине или в отдельных ее местностях режима чрезвычайного положения, в котором устанавливаются определенные правила, а местный орган исполнительной власти (областная государственная администрация), руководствуясь этим актом, вводит комендантский час.

В создании и осуществлении административно-правовых режимов, кроме нормативно-правовой, большое значение имеют организационная и материально-техническая подсистемы. Организационная подсистема обслуживает деятельность органов исполнительной власти (их должностных лиц), которые должны обеспечить соблюдение установленных запретов и ограничений и выполнение возложенных на граждан и юридических лиц обязанностей.

Организационная инфраструктура обеспечивает реализацию установленных режимных правил. Это специальные режимные органы, которые образуются с учетом содержания и особенностей того или иного административно-правового режима (пограничные войска, таможенные органы, временные администрации и др.) и комплектуются специально подготовленным личным составом, обеспечиваются необходимыми финансовыми и материально-техническими ресурсами.

Все специальные административно-правовые режимы имеют две взаимосвязанные стороны: содержательную и формальную. Содержательную сторону образуют причины и цель введения режима, его организационные, экономические элементы, связанные с ними действия. Формальная (юридическая) сторона содержит такие элементы: кто, на какой срок, на какой территории устанавливает режим; процедура его введения, осуществления, отмены; система «режимных» обязанностей и прав. Большинство специальных режимов, как правило, ущемляют права граждан. Тем не менее такие ограничения должны быть не чрезмерными и устанавливаться только законами. В Конституции Украины предусмотрено, что исключительно законами Украины определяются правовые режимы собственности, государственной границы, военного и чрезвычайного положения, зон чрезвычайной экологической ситуации и другие виды специальных правовых режимов.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.