Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 2. Под социальной группой понимают объединение людей, имеющих общие признаки, общие интересы, ценности






Под социальной группой понимают объединение людей, имеющих общие признаки, общие интересы, ценности, тради­ции. Социальные группы классифицируют по различным ос­нованиям. Приведем некоторые из них: в зависимости от на­личия или отсутствия официального статуса группы делятся на формальные и неформальные. В зависимости от количест­ва членов социальные группы делятся на малые, средние и большие.

К формальным относятся группы, построенные на основе официальных нормативных документов, на положениях, инст­рукциях. Члены таких групп нацелены на выполнение каких-либо видов деятельности и имеют упорядоченную определен­ным образом структуру. К неформальным группам относят сти­хийно складывающиеся объединения людей, которые не имеют документов, регламентирующих их деятельность. В формальных группах могут складываться отношения, которые характерны для неформальных групп.

В малых группах все члены находятся в непосредственном контакте. Размеры ее колеблются от двух до нескольких десятков человек (хотя некоторые ученые считают, что малой группой можно называть объединение не более 5—7 человек). К основ­ным характеристикам малой группы относят: прямой контакт между индивидами, межличностное взаимовлияние, наличие общей цели и деятельности, внутригрупповое распределение функций и социальных ролей, общность интересов, социальных норм, традиции, определенную локализацию в пространстве и устойчивость во времени. Главное же в малой группе — это си­ла, с которой группа действует на своего члена.

Задание 21. Понимание текста. Какое определение социальной группы даёт автор?

Задание 22. Понимание текста. Что, по мнению автора, объединяет людей в группу? На­зовите четыре фактора.

Задание 23. Конкретизация материала текста. Что отличает формальную группу от неформальной? Ис­пользуя содержание текста, укажите два отличия. Приведите примеры формальных и неформальных групп.

Задание 24. Аргументация суждений. Автор текста утверждает, что главное «в малой группе — это сила, с которой группа действует на своего члена». С опорой на текст и личный социальный опыт укажите по одному «плюсу» и «минусу» такого воздействия.

В современном западном обществе различают высший, средний и низший классы. Ряд социологов выделяет как отдельную группу рабочий класс. Одним из критериев их различения выступают богатство и доход.

Богатство — это все достояние, принадлежащее челове­ку. Оно включает, в первую очередь, дом, землю, то есть недвижимость. К нему относятся также сбережения, ак­ции. Доход состоит из заработанной платы за труд, а так­же доходов, получаемых от капиталовложений (проценты или дивиденды).

Высший класс численно невелик — всего несколько процентов от общей численности населения, но ему при­надлежит значительная доля богатства. Вместе с тем ко­личество людей, владеющих акциями, возрастает. Так, в Англии в 1979 г. таких было всего 5%, а в конце 80-х годов - уже более 20% населения были держателями ак­ций.

Средний класс образуют представители мелкого и сред­него бизнеса, а также специалисты высокого класса, слу­жащие различных категорий. Рабочий класс состоит из так называемых синих воротничков — людей, занятых физическим трудом. Низший класс образуют, среди про­чих, люди, подолгу остающиеся без работы.

Некоторые социологи считают, что классовые различия в экономически развитых странах утрачивают свое значе­ние. Налоги, направленные против богатых, в сочетании с пособиями для неимущих и нетрудоспособных сглаживают различие между верхами и низами.

Задание 21. Понимание текста. Что, по мнению автора текста, включает богатство? Укажите три основные составляющие.

Задание 22. Понимание текста. Какие социальные группы, образующие средний класс, приведены в тексте?

Задание 23. Конкретизация материала текста. Какие ещё показатели, помимо богатства и дохода, определяют положение человека в обществе? Приведите пример двух представителей социальных групп, которые близки по уровню доходов, но различаются по иным показателям?

Задание 24. Аргументация суждений. Автор считает, что в современных западных странах социально-классовые различия сглаживаются. Согласны ли вы с этой позицией? Приведите два аргумента в защиту своей позиции.

 

Маргиналы — обозначение личностей и групп, находящихся на окраинах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций... Маргинальная ситуация... бывает источником нового восприятия осмысления Вселенной и общества,... форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества....Многие обновляющие тенденции в духовной истории человечества (мировые религии, великие философские системы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам.

Технологические, социальные и культурные сдвиги последних десятилетий придали проблеме маргинальности качественно новые очертания. Урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимо­действие между носителями разнородных этнокультурных и религи­озных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влия­ние на население средств массовой коммуникации — все это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столь­ко исключением, сколько нормой существования миллионов и мил­лионов людей. На переломе 70—80-х гг....в мире начался бурный процесс становления так называемых «неформальных» обществен­ных движений — просветительских, экологических, правозащит­ных, культурных, религиозных, земляческих, благотворительных и др., — движений, смысл которых во многом связан с подключением к современной и общественной жизни именно маргинализированных групп...

Однако есть проблема, представляющая трудность для современ­ного демократического сознания: как обезопасить общество от тех маргинальных групп, которые берут на вооружение тоталитарист­ские и человеконенавистнические идеологии? И в то же время — как не сделать эти группы объектом превентивного беззаконного на­силия... Однозначного ответа на этот вопрос не дано. Противоядием здесь может быть лишь рост гуманистической культуры и демокра­тического правосознания, развития в обществе принципов и понятий человеческого достоинства, а также глубокое философское и научное осмысление тех общественных проблем, которые и порождают анти­демократические формы сознания».

(Е. Рашковский)

Задание 21. Понимание текста. Какие две особенности маргинальных групп выделяет автор? Сформулируйте собственное определение понятия «маргиналы».

Задание 22. Понимание текста. Как вы понимаете мысль автора о том, что маргиналы нахо­дятся «за рамками характерных для данного общества основ­ных структурных подразделений или господствующих социо­культурных норм и традиций»? Приведите два объяснения.

Задание 23. Конкретизация материала текста. Укажите названные автором причины появления маргинали­зированных групп и, опираясь на знания обществоведческого курса, проиллюстрируйте одну из них примером.

Задание 24. Аргументация суждений. Автор пишет об опасности для общества маргинальных групп, берущих на вооружение тоталитарные и человеконенавистнические идеологии. Назовите две подобные идеологии и объясните, в чём заключается их общественная опасность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.