Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы исследования малых групп. Социометрический метод.






Социометрический метод – это вид опроса, направленный на количественное измерение и анализ структуры межличностных отношений в малых социальных группах путем фиксации среди членов малой группы связей предпочтения в ситуациях выбора. Относится к числу экспериментальных методов изучения малых групп.

Основное назначение метода – диагностика состояния взаимоотношений в малых группах и коллективах. Метод предназначен для получения информации о структуре связей между членами группы относительно выделенного критерия. С помощью социометрического метода дается описание структуры взаимоотношений в группе, количественная оценка (измерение) характера эмоциональных отношений между ее членами (чувства симпатии / неприязни), устанавливается место в указанной структуре, занимаемое тем или иным членом группы (лидер, изолированный, отверженный).

Объектом социометрического опроса выступает малая (контактная) социальная группа, члены которой находятся в устойчивом непосредственном взаимодействии друг с другом. Среди малых групп есть неинституциональные (неофициальные) и институциональные (официально признанные), к числу которых относятся малые коллективы.

Предмет социометрического опроса – это, во-первых, во-первых, социометрическая структура группы, а во-вторых, социометрический статус отдельных членов группы.

Интерперсональные выборы изучаются на двух уровнях:

· поведенческий

· вербально-прожективный

На поведенческом уровне наблюдаем поведение индивидов в каких-либо ситуациях и регистрируем данные своих наблюдений.

На вербально-прожктивном с помощью опроса, специальной анкеты выясняются желательные, предпочтительные типы отношений между индивидами.

6 правил социометрии:

· границы группы четко обозначены

· индивиды имеют неограниченное число выборов

· индивиды должны быть опрошены с целью выявления их выборов в терминах определенного критерия

· результаты должны быть в последствии обязательно использованы для того, чтобы реконструировать группу

· все выборы членами группы должны делаться самостоятельно

· вопросы должны формулироваться таким образом, чтоб они были в равной степени понятные всеми членами группы

Нормальное число – 12, максимальное – 25.

Общая схема действия при проведении социометрии:

· формулировка целей, задач

· выбор объекта исследования

· разработка гипотезы

· разработка вопросника

· подготовка карточек

· проведение экспеимента (поле)

· обработка данных

· получение результата

· разработка рекомендаций

Две разновидности:

· фотометрия (метод изучения симпатии и антипатии людей с помощью фототехники)

· видеометрия






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.