Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности философии эпохи возрождения, ее основные направления и представители.






Для новой философской культуры были характерны:

1) антисхоластический характер (хотя для государства схоластика оставалась официальной философией и ее принципы изучались в большинстве университетов);

2) пантеизм как главный принцип мировоззрения;

3) антропоцентризм и гуманизм.

В эпоху Возрождения вырабатывается новый стиль мышления, который главную роль отводит не форме выражения идеи, а ее содержанию. Схоластическая же традиция создания философских сочинений была связана с догматической, манерой изложения, построенной на толковании авторитетного, религиозно непротиворечивого текста. Иерархическое представление о мироздании они предложили заменить на концепцию о мире, в котором происходит взаимопроникновение земного, природного и Божественного начал. Природа трактовалась ими пантеистически, там проявилось влияние неоплатонизма с его учением о Мировой Душе. Философия Возрождения устремлена к человеку, а не к Богу, что было характерно для средневековой культуры.

Августин Блаженный считал, что основное содержание человеческой жизни - это стремление к счастью, а счастье - это познание человеком Бога и уяснение своей полнейшей зависимости от него. Морально ценные, добрые поступки свойственны меньшинству людей. Своей моралью они обязаны Божественной благодати. К добру человека ведет сам Бог, а к греху и злу может вывести и свобода воли. Тело человека бренно и тленно, подвержено соблазнам и благам чувственного мира. Поэтому душа имеет превосходство над ним. Чем лучше игнорирует душа запросы тела, тем лучше.

В эпоху Возрождения сам человек считался прекрасным и возвышенным. Таковыми были не только его душа, но и плоть. Гуманисты эпохи Возрождения считали, что, предоставив свободу воли человеку, Бог предопределил ему высшее назначение «стать своим собственным скульптором и творцом», устремиться к безграничному совершенствованию своей природы.

Направления философии Возрождения:

1) Гуманизм (человечность) - центр - Италия (14-15 века)

Основные черты:

- Антицерковная и антисхоластическая направленность;

- Антропоцентризм;

- Слияние философии и литературы;

Представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла.

2) Неоплатонизм (15-16 века)

Основные черты:

- Систематизация учений Платона, устранение противоречий и его дальнейшее развитие;

- Новая философская система, основанная на идеях Платона;

- Новая картина мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных по отношению к миру и вещам идей;

- Не отрицали божественную природу человека, но в тоже время рассматривали человека как отдельный микрокосм.

Представители - Марсилио Фичино.

3) Реформация (преобразование, 16-17 века)

Основные черты:

- Реформа католицизма;

- Демократизация Церкви;

- Установление более справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими.

Представители - Мартин Лютер, Эразм Роттердамский.

4)Натурфилософия (16-17 века)

Представители - Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Николай Кузанский, Галилео Галилей, Джордано Бруно.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.