Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственные и муниципальные социально-экономические программы.






Одна из форм реализации политики государства – гос. программа, содержащая способы и методы воздействия на определённую сферу общественной жизни. Программно-целевой метод является одним из методов управления.

Все программы соответствуют структуре гос. нужд: соц.-экономические, научно-технические, экологические и другие. Программа СЭР на среднесрочную перспективу разрабатывается Правительством исходя из положений Послания Президента. ФЗ от 20.06.95 «О гос. прогнозировании и программах СЭР РФ» дает порядок разработки программы и ее структуру (Программа – это комплексная система целевых ориентиров СЭР и планируемых путей и средств их достижения). Программными методами решаются проблемы регионов с особыми условиями хозяйствования, особо нуждающихся в структурной перестройке, пограничных районов. Правительство вместе с проектом бюджета представляет Гос. Думе перечень Программ, намеченных к финансированию за счет средств бюджета, где указываются:

- характеристика программы (цели, этапы, сроки);

- результаты выполнения этапов;

- требуемые объемы финансирования (с указанием источников);

- заказчики программы.

Согласно К. РФ Россия является социальным государством, строит социально ориентированную экономику.

Реальные возможности для решения социальных задач появляются по мере улучшения показателей экономического развития, которое является основой для повышения доходов, занятости, расширения налоговой базы.

Вопросы социального развития являются предметом совместного ведения РФ и SФ. В ведении РФ основы федеральной политики, разработка федеральных программ социального развития, минимальные социальные стандарты в области труда, пенсионного обеспечения, пособий, здравоохранения, образования культуры. В соответствии с К РФ., соц.-экономические вопросы являются предметом совместного ведения федерации и субъекта. ¼ часть всех программ составляют программы развития регионов, экологические.

Программа социально-экономического развития РФ - комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития РФ и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.

1. Программы – стратегии развития:

Либеральные и макроэкономические программы (свобода рынка, Международный Валютный Фонд), государственнические (усиление государства, наведение правопорядка и т.д.), административные.

2. Программы – конкретные цели и задачи на определённый период. Целевое решение насущных проблем (газопроводы, экология, дороги, ЖКХ).

Социально-экономические программы являются наиболее эффективным способом реализации стратегии социально-экономического, научно-технического, экологического, регионального развития, обеспечивают концентрацию ресурсов на наиболее перспективных и эффективных направлениях развития, помогают преодолевать неизбежно возникающие кризисы и противоречия, помогают обеспечить выход экономики на новый, более высокий уровень. Программы не могут и не должны охватывать всю экономику.

Можно выделить следующие виды социально-экономических программ: сводные макропрограммы, определяющие перспективы и стратегию социально-экономического и территориального развития страны (пример «Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу»), государственные программы по сдельным направлениям деятельности, федеральные целевые программы (ФЦП: «Жилище», «Культура России», «Социальное развитие села», «Развитие атомного энергопромышленного комплекса» и др.). 4 особо важным программам в РФ придали статус национальных проектов («Доступное и комфортное жилье», «Образование», (Здравоохранение», «АПК»).

Существуют отраслевые и проблемные программы, принимаемые министерствами и ведомствами в пределах их компетенции или в составе ФЦП.

Существуют региональные целевые программы и целевые программы МО (формирование благоприятного хозяйственного (предпринимательского) климата, улучшения городской среды и системы жизнеобеспечения населения, развитие институтов гражданского общества и МСУ). Программы и планы управления и развития мун. собственности», и эти вопросы в соответствии с ФЗ относятся к вопросам местного значения – «исключительные полномочия» и финансируются за счет средств местного бюджета, кроме того, предусмотрена возможность поддержки со стороны SФ и его фондов (мун. развития, финансовых расходов) – нужно выиграть конкурс. Также могут быть разработаны межмуниципальные программы.

Социально-экономические программы подлежат мониторингу и контролю исполнения. Контроль за формированием и реализацией программ проводится как при формировании, так и при их реализации.

В МО также разрабатываются соц.-экономические программы. В Екатеринбурге: «Чистая вода», «Программа ликвидации ветхого жилищного фонда», «Модернизация лифтового хозяйства». Представительный ОМС осуществляет управление мун. собственностью через «Программы и планы управления и развития мун. собственности», и эти вопросы в соответствии с ФЗ относятся к вопросам местного значения – «исключительные полномочия» и финансируются за счет средств местного бюджета, кроме того, предусмотрена возможность поддержки со стороны SФ и его фондов (мун. развития, финансовых расходов) – нужно выиграть конкурс. Также могут быть разработаны межмуниципальные программы.

Преимущество программ.

1. программы являются наиболее эффективным способом реализации стратегии социально-экономического, научно-технического, экологического, регионального развития, обеспечивают концентрацию ресурсов (а они всегда ограничены) на наиболее перспективных и эффективных направлениях развития, помогают преодолевать неизбежно возникающие кризисы и противоречия, обеспечить выход экономики на новый, более высокий уровень.

2. программы служат действенным способом соединения саморегулирования рыночной экономики, самостоятельности в принятии решений предпринимателями с государственной поддержкой в решении стратегических проблем освоения базисных инноваций, решении крупных социальных и экологических проблем. Программы не могут и не должны охватывать всю экономику, подвергая ее жесткому государственному регулированию. Их действие распространяется лишь на поле стратегического прорыва и только на время прорыва, а в остальном и дальше вступают в силу обычные рыночные методы хозяйствования на конкурентных началах.

3. программирование обеспечивает дополнительный синергический (системный) эффект от концентрации лучших ресурсов на узком поле прорыва (с последующим его расширением), согласования проектов программы и взаимодействия сопряженных программ, что повышает эффективность, гибкость и конкурентоспособность экономики в целом.

В силу указанных преимуществ программирование получило широкое распространение в государственном управлении.

ВЫВОД: государство в области социально-экономической политики задекларировало очень много положительного в отношении социальной помощи населению, но в реальности не обеспечивая в полном объеме финансирование этих направлений, оно сводит огромные усилия в области социально-экономической политики и помощи населению РФ на нет.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.