Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пути повышения уровня жизни и социального обеспечения населения






Уровень жизни насел -экономическая категория, уровень обеспеченности населения необходимыми материальными благами и услугами. Уровень жизни - это уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, харак-щих меру удовлетворения основных жизн потребностей людей. главн цель -осуществление принципа соц направленности рыночной экономики с помощью улучшения уровня жизни населения. Повышение уровня жизни –задача соц политики. В РФ надо быстрее восстановить доходы и максим стимулировать платежеспособный спрос населения.

Факторы, оказывающие наибольшее влияние на снижение уровня жизни включают: - низкий уровень оплаты труда; - рост масштабов открытой и скрытой безработицы и неполной занятости, усиление тенденции долговременной безработицы; - задолженность по выплатам зараб платы, пенсий, детских и других соц пособий.

Комплексное преодоление негативных тенденций требует выработки политики повышения уровня и качества жизни. цель - формирование нового качества жизни, соответствующего целям соц рыночной экономики. Основные задачи: - недопущение дальнейшего разрушения минимальных соц гарантий населения; - повышение реальной цены рабочей силы, активизация мотивов и стимулов к труду и предприн-ской деятельности, восстановление связи доходов с ростом производит-сти труда и результативности предприн-ва; - обеспечение прожит минимума за счет гос политики перераспределения доходов; - переход от частичной стабилизации уровня жизни насел к стабилизации в основном. Необходимо решить проблемы — повышение уровня оплаты труда; гос регулирование занятости; трансформацию соц обеспечения; адресная соц поддержка населения; инвестиции в человека.

Опыт стран с рыночной экономикой: эфф-сть смешанных систем соц обеспечения, включающих соц страхование и соц помощь. Повышается роль работников и работодателей в формир-и средств, требуемых для поддержания человека при потере работы, воспитании детей, в случае болезни, инвалидности или старости. Раньше этих рисков либо вовсе не было (н-р, безработицы), либо матер. обеспечение при их наступлении брало на себя государство.

*выбрать новое направление обязательного соц страхования — от профессиональных заболеваний и от несчастных случаев на производстве. Фонд соц страхования –вполне способен выполнять на начальном этапе функции страховщика.

* сформировать систему центров по медиц, професс и соц реабилитации пострадавших, здесь может быть задействована инфраструктура санат-курортного и оздор обслуживания населения. *устанавливать страховые тарифы в зависимости от степени (класса) професс-х рисков. Улучшению медиц обеспечения и охраны здоровья способствовало бы преодоление разобщенного решения этих задач разными страховыми орг-ми. * Соцподдержка безработных должна быть направлена на обеспечение им прожит минимума +на стимулирование сокращения периода временной незанятости. Средства гос Фонда занятости следует использовать на страх.выплаты, рационально их распределять между центром и регионами. Мировой опыт: не бывает абсолютного разделения соц страх и соц помощи. Соц обеспечение д.б.ориентировано на смешанную систему, страхование+элементы помощи и направление- организация семейных пособий, выплата-на основе взносов работодателей (многодет семьи, с одним родителем, поддержка малолетних детей, оплату жилья и др. + инвестиции в жилищное стр-во, здрав-е, образ-е, культуру, науку -путем ускорения разработки соц стандартов обеспеченности жильем, расширения сети мед, образов и культур учреждений. Ист-ки финанс-я - средства насел, привлеченные с помощью финансовых механизмов долгосрочного кредитования, ипотечного и др.залогов. На эти цели- средства фондов накопит-го страх-я под гос гарантии их возврата и рег-х и местных бюджетов, формируемые через жилищные, образовательные, облигационные займы и иные механизмы.

Становление системы государственного управления в Московском государстве в 15-16 веках. Влияние данного исторического этапа развития на черты современной модели российской государственности.

Исторический этап XV – XVIII вв. – это время создания и упрочения Российского централизованного единого многонационального государства.

Причины его образования? Прежде всего – это восстановление разрушенного междоусобными войнами и монголо-татарским нашествием хозяйства. Увеличивается количество земледельческих районов на северо-западе, у Новгорода, в центральной России, преимущественно вокруг Москвы. Хотя сельское хозяйство оставалось натуральным, экономические связи между городами и княжествами росли. Укреплялись торговые отношения. Особенно интенсивно развивалась северо-восточная Русь, наименее пострадавшая от монголо-татарского нашествия.

Важной причиной явилось стремление народа сбросить ордынское иго, освободить свою землю от монголо-татарской зависимости. Укрепляется национальный дух, свободолюбивые тенденции которого нашли отражение в многочисленных литературных памятниках средневековья.

Центром объединения русских земель стала Москва. Она отстояла это право в борьбе с великим княжеством Литовским, Тверью, Новгородом и Рязанью. Кроме того имелись причины экономического и политического характера. Москва занимала исключительно важное геополитическое положение. Она находилась на территории, где население издревле занималось земледелием, ремеслом, торговлей. Здесь были благоприятные условия для развития хозяйства.

Важную роль сыграло и то, что московские князья оказались дальновидными политиками. Они умело расширяли и укрепляли территорию княжества. Именно Москва возглавила борьбу против Орды – и это несомненно укрепило ее авторитет в глазах русского народа.

В середине XV века великий князь московский является самым могущественным правителем на Руси. Иван III, присоединивший к Москве Ярославское и Ростовское княжества, стал титуловать себя “великим князем и государем всея Руси”.

При Иване III значительно возросла власть московского князя и роль центрального аппарата управления страной. Всей державой и ее войском руководил великий князь. Это было время сложнейшей работы русской дипломатии, укрепления войска, необходимого для обороны Русского государства и воссоединения русских земель.

Иван III, стремясь расширить опору своей власти, ввел поместную систему – предоставил свободные земли во владение служивым людям – дворянам, которые получали ее за несение военной и гражданской службы. Они стали называться “помещиками”.

Вместе с созданием единого государства стали вводиться и единые законы для всей страны. В 1497 году при Иване III был составлен сборник законов – судебник.

Объединение русских земель имело колоссальное значение для развития России. Резко улучшилось ее экономическое положение, активизировалось развитие сельского хозяйства, ремесла, торговли. Упрочилось политическое положение страны. Быстро росли города. Москва стала крупнейшим военно-политическим центром с населением свыше 100 тысяч человек. Московское государство приобрело большой международный авторитет.

Российское государство сформировалось как многонациональное. Основную массу населения составляли русские, но в состав России вошли многие народы севера и Поволжья (мордва, чуваши и т.д.). Во главе государства находился великий князь.

Иван III создал систему административного и политического управления страной. Главной политической силой управления была Боярская Дума (своеобразный вариант правительства). Кроме думы власть осуществляли дьяки, по тому времени высокообразованные администраторы, которым князь “приказывал” ведать определенными отраслями управления. Постепенно формируется приказная система (вариант министерств и ведомств), укрепляется государев двор, упорядочиваются и централизуются право, суд, финансы, вооруженные силы. Русская православная церковь тоже сделала шаг к самостоятельности: с 1448 г. митрополит, которого прежде назначали из Византии, стал избираться “собором” (собранием) русских епископов.

Для укрепления государства Иван VI в 1547 был венчан на царство, то есть стал первым официальным царем в России. Важнейшим органом гос. управления была Боярская Дума. С 1550г. все законы утверждались ею. Также был сословно-представительный законосовещательный орган – Земский собор (1549-1653), куда входили представители боярской аристократии и администрация. Собор созывался по решению царя и имел определенный состав. Окончательно сложилась система Приказов, они функционировали как органы центрального государственного управления с самостоятельными структурными подразделениями и административным аппаратом. Важнейшим принципом получения чинов было местничество. 1565-1572г.г. опричнина – это репрессивная политика самодержавия, средство укрепления института самодержавия, это форсированный скачок в централизацию без объективных на то причин. Страна делилась на две части: опричнину и земщину. В 16в. система кормлений стала вызывать все больше нареканий. Для повышения эффективности управления в 1539-1541г.г. была проведена губная реформа, которая охватывала посад или весь уезд. Возглавляли новые органы губные старосты, которым помогали целовальники, выбираемые тягловым населением. В 1555г. издан указ о ликвидации кормлений и введении земского самоуправления. Земства создавались в станах, волостях, городах, слободах. Во главе их избирался излюбленный голова, позже земской староста. Их обязанностью было судопроизводство и сбор податей. В городах назначались царем городские приказчики, которые исполнял обязанности своевременного военного коменданта города.

Влияние на современность: Централизация, взаимоотношения между правителем и чиновничеством (в Европе чиновники – родовитые, у нас – нет, т.к. чин давали за военные заслуги), феномен города (город развивается как княжеский админ.центр, а центр ремесла и торговли, местное самоуправление для нас не характерно).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.