Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристики и специфика российского рынка труда: инструменты регулирования и критерии эффективности управления рынком труда на региональном и муниципальном уровне






Рынок труда – это регулируемая сфера организационных, экономических, юридических, институциональных отношений между работниками, работодателями, органами власти и профсоюзами на основе механизмов социального партнерства.

Регуляторы рынка труда:

1. размер минимальной оплаты труда

2. наличие трудового договора, а в нем социального пакета

3. система социального страхования рисков в сфере труда (от безработицы, пенсионное, медицинское)

4.наличие коллективного договора

5.правовая защищенность, затруднительность увольнения работника без уважительных причин;

6.высокая мотивированность труда;

7.доступность информации об инфраструктуре рынка труда и ее деятельности

8.наличие профсоюзов, участников социального партнерства

Инструменты государственного управления на рынке труда: государственно-частное партнерство в форме трехсторонних соглашений; Концепции и программы содействия занятости; льготы для создаваемых рабочих мест; кредиты на развитие самозанятости; повышенные налоги на рабочие местане отвечающие санитарным стандартам.

Главные проблемы: Инфраструктуры Российского рынка труда: разрозненность усилий учреждений госсектора и частных фирм, занимающихся трудоустройстом; отсутствие единой госпрограммы подготовки кадров.

Критерии эффективности субъектов управления инфраструктурой рынка труда:

- Количество обратившихся в органы для трудоустройства;

- % трудоустроенных из числа обратившихся;

- Уровень безработицы;

- Долгосрочность и системность социально-экономической политики;

- качество предоставления государственных услуг по переподготовке;

- Эффективность финансовых вложений;

- % занятости среди экономически активного населения.

Заметим, что Основных направлений действий на рынке труда РФ на 2011-2015 гг так и не стал нормативно-правовым документом. К сожалению, Концепция содействия занятости населения РФ на 2011-2015 гг. до сих пор (октябрь 2012 г.) не принята и это ставит «под удар» выполнение майских (2012 г.) Указов президентао создании 25 млн. высокотехнологичных рабочих мест.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО (по проблеме занятости)

Ст.37 К. – труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Переход к рыночным отношениям по-новому высветил проблемы социально-трудовой сферы. Оказалось, что обеспечение всех трудоспособных рабочими местами уже не есть нечто само собой разумеющееся, что дефицит рабочей силы сменился дефицитом рабочих мест, что возникло чуждое ранее нашему обществу явление – безработица.

Наряду с содержательной стороной категории «занятость» начала ускоренно развиваться целая система учреждений (как гос., так и негос.), обслуживающих и регулирующих процессы, связанные с занятостью.

«Занятость» - деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Трудовой Кодекс РФ, Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 " О занятости населения в РФ" (с последними изменениями от 18 октября 2007 г.) Отраслевые соглашения, как правило, и в региональном разрезе. Региональные программы, например, «Основные направления борьбы с бедностью в Свердловской области на 2005 -2007 гг.», Указ Губернатора Св.обл. от 20 октября 2006 г. N 929-УГ " О создании Департамента государственной службы занятости населения Свердловской области" (с изменениями от 20 декабря 2006 г.), Территориальная программа содействия занятости населения Свердловской области на 2006-2008 годы (с изменениями от 28 июня 2007 г., 18 марта 2008 г).

Органы власти: Гос. служба занятости; биржи, информационные центры, негосударственные рекрутские агентства, системы профессиональной подготовки. Отношение к рынку труда имеют и фирмы, связанные с увеличением рабочих мест.

Теперь всеми вопросами занятости заним Фед сл занятости. Теперь профсоюзы не м обращ в ОМС по?? занятости, т в ФОВ. Фед сл занятости: м изменять порядок выплат по безработице (увели размер и менять сроки), м измен порядок регистрации, приостонав уволн, если неп/вт ФЗ. За ОМС остались ф-ции по привлечению на общ-знач работы на добр началах. Др общ работы фин за счет тех орг, где осущ и направл в них работ т Фед органами занятости. Но ОМС =участник рынка труда – участие в ярмарках вакансий и курсы подготовки

Федеральные органы г.в. в области содействия занятости: принятие ФЗ и НПА; разработка и реализация федеральных программ, норм социальной поддержки безработных; мониторинг рынка труда; формирование и ведение регистров; определение перечня приоритетных профессий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации; определение финансирования и контроль за целевым использованием;

Органы государственной власти субъектов РФ: контроль, регистрация граждан на биржах и безработных; содействие в поиске работы, а работодателям в подборе необходимых работников; информирование о положении на рынке труда в субъекте РФ; организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; профессиональная ориентация граждан; психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации; осуществление социальных выплат безработным; организация проведения оплачиваемых общественных работ; организация временного трудоустройства несовершеннолетних, безработных граждан; социальная адаптация безработных; содействие самозанятости. Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

Органы местного самоуправления: вправе участвовать в организации и финансировании проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Могут оказывать содействие органам службы занятости в получении достоверной информации о занятости граждан. И выполнять делегированные полномочия.

От оперативности и квалифицированности работы этих структур в большой степени зависят следующие процессы: функционирование рынка труда, обеспечение подготовки и повышения квалификации кадров, воспроизводство рабочей силы и рабочих мест

Проблемы:

-Переподготовка граждан в РФ службами занятости осуществляется по ряду рабочих профессий, большинство из которых являются низкооплачиваемыми.

-Минимальный размер пособия по безработице в РФ меньше даже минимального размера оплаты труда, что косвенно подтверждает отношение гос-ва к безработным как бремени, а не резерву для роста экономики.

-Службы занятости работают «по факту» - то есть осуществляют трудоустройство уже безработных на те специальности, по которым у них имеются заявки от работодателей. Получается несоответствие между потребностями работодателей и работников.

– сокращение занятости во время реформ 90-х годов;

– скрытая безработица (10-15%), не нужные рынку рабочие места;

– дисбаланс спроса и предложения, предложение больше спроса в 3раза, но за счет низкоквалифицированных рабочих мест;

– заработная плата меньше прожиточного минимума;

Для решения проблем, сложившихся на рынке труда МО предусматривается решение следующих задач:

1. Совершенствование нормативной правовой базы в сфере занятости;

2. Специальные программы как повысить занятость;

3. Улучшение информационного обеспечения политики занятости;

4. Система учета кадровых вакансий (служба занятости);

5. Переобучение и переподготовка кадров, созданием мун. центров переобучения, либо на предприятии.

С целью решения ключевых проблем труда необходимо разработать систему программных мероприятий, по с ледующим направлениям:

- совершенствование нормативной правовой базы, включающее подготовку проектов распоряжений, постановлений Администрации (Правительства) области, администрацией городов и районов;

- координация деятельности областных, районных и городских структур, общественных объединений, работодателей по обеспечению выполнения показателей Программы занятости населения, развитие социального партнерства в сфере занятости;

- развитие качества рабочей силы, содействие повышению квалификации кадров, включающее совершенствование системы профессиональной ориентации безработных и незанятых граждан с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда и быстрейшего трудоустройства;

- улучшение функционирования рынка труда, включающее реализацию мер, направленных на совершенствование системы информирования граждан и работодателей о вакансиях на рынке труда и предложении рабочей силы, профориентации безработных и незанятого населения, реализацию специальных мер по обеспечению занятости граждан, отработку финансирования политики занятости из федерального бюджета, совершенствование механизма субсидирования занятости отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

- социальная интеграция и поддержка граждан с особыми потребностями, определяющая меры социальной адаптации для граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

- проведение предупредительной политики.

Средства на финансирование мероприятий по содействию занятости населения формируется за счет обязательных страховых взносов работодателей с заработка работающих, ассигнований их федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.