Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 14. Русская философия.






1. Особенности русской духовной традиции.

2. Славянофилы и западники — первые течения русской философской мысли.

3. В. С. Соловьев и идеал цельного знания. 4 Основные темы русского радикализма.

ЛИТЕРАТУРА

Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991. Русские философы. Антология. М., 1993. Русская философия. Антология. СПб., 1993. Введение в русскую философию. М., 1995. Замалеев А. Ф. Курс русской философии. М., 1995.

Темы рефератов

Русское православие как особый способ восприятия ми­ра.

Судьба России в произведениях славянофилов (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский).

Вл. Соловьев — великий русский философ.

Русское народничество как выражение этических стрем­лений (Н. Г. Чернышевский, А. И. Герцен, Д. И. Писарев).

Философия как духовная традиция охватывает достаточ­но большое время (порядка 2, 5 тысяч лет) и громадное пространство — практически все цивилизации Средиземно­го моря. На протяжении своего существования философия

принимает самые разнообразные формы, наиболее явными из которых являются так называемые национальные фило­софии. Сохраняя общие черты философской традиции, на­циональная философия выделяет собственные, только для нее характерные черты, находясь конечно же под влиянием ранее возникших или более влиятельных в конкретный пе­риод времени философских течений; так, практически вся философия XIX века, включая русскую, находилась под воздействием немецкой классической мысли. Схема разви­тия философской национальной традиции зависит в первую очередь от общей духовной традиции народа.

Духовная традиция России определялась православным (восточным) вариантом христианства, заимствованным из Ви­зантии. Центром духовной жизни была не иерархия церк­ви, как выразителя внешнего порядка, а монахи-аскеты, углубленные в мистическую, созерцательную жизнь. Эта особенность духовной жизни нашей страны -- одна из при­чин позднего появления философии как духовной традиции, требующей определенного внешнего оформления. Содер­жание же в русской мысли практически всегда доминиро­вало над формой, поэтому первые философские системы были созданы только в 70-е годы XIX столетия, а до этого времени основным жанром была философская публицис­тика.

Началом философии в России следует считать «Фило­софические письма» П. Я. Чаадаева (1836 г.). Географическое и культурное положение Российской империи между Евро­пой и Великими степями Евроазии определило особый ин­терес русских мыслителей к проблемам исторического про­цесса, а также особого места России в культурном движении человечества. После Чаадаева этот вопрос по-разному ре­шали два первых течения русской философии. Славяно­филы (А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин, К. С. Аксаков, И. В. Киреевский) считали западную культуру пройденным эта­пом, абсолютно непригодным для России, которой свойст­венны самобытные духовные начала, опасались развития язвы пролетарства, буржуазного мещанства, секулярной (безбожной) культуры, рациональной односторонности в познании мира.

Западники (А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Т. Н. Гранов­ский) пытались утвердить тезис о различии России и Европы

как различии разных этапов развития, принимая основным принципом секуляризированный гуманизм, а также полити­ческий радикализм и идею прогресса по типу Запада.

Уже славянофилам был поставлен вопрос о цельном знании как синтезе рациональной, религиозной, нравственной и эстетической способностей человека, без перевеса какой-либо одной из них (например, рациональной как в европей­ской философии). Однако наиболее ярко эту тему выразил великий русский философ В. С. Соловьев (1853—1900 г.г.). Этот мыслитель разработал идеал цельного знания, которое дается только цельному человеку, собравшему в единое целое все свои духовные силы — чувственный опыт, рацио­нальное мышление, восприятие красоты, нравственные на­чала и религиозное созерцание. Такому человеку дана воз­можность познания мира как всеединства, то есть соедине­ния всех его элементов в их полном развитии. В социаль­ной области данное соединение должно быть представлено объединением человечества, первый шаг которого — объе­динение трех основных христианских конфессий (католициз­ма, православия, протестантизма). Сильнейшим прорывом Вл. Соловьева, определившим всю дальнейшую религиозно-философскую мысль, была мифологема Софии-Премудрос­ти Божией как единства всего сотворенного по отношению к Творцу. Тема Софии и сверхрационального познания стала основной в русском религиозном ренессансе начала XX века, ее развивали С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, Е. Н. Тру­бецкой, Л. П. Карсавин, С. Л. Франк и многие другие. Все творчество названных философов прошло под знаком окон­чания старого этапа жизни человечества и верой в начало нового этапа.

Другое сильное (по своему влиянию на общество, но не всегда по качеству философской рефлексии) течение в рус­ской мысли можно условно обозначить как радикальное — из-за резко отрицательного отношения к существующей власти и действительности вообще. Его отличительной чер­той было увлечение социализмом, что в XIX веке как раз и. являлось синонимом радикализма, материализма и позити­визма в широком смысле преобладания науки. Неограничен­ная вера в науку, ее возможности и познавательную мощь, особенно тяга к естествознанию, а также культ человека и

человечности свойственны Н. Г. Чернышевскому. Опора на этические идеалы и их носителя — сильную личность, гото­вую к самопожертвованию, совмещение крайнего индивиду­ализма с защитой интересов народа, а также эгалитаризм в эстетике — таковы идеи другого известного лидера ради­кализма - - Д. И. Писарева. Основой пафоса всех русских радикалов, вплоть до большевиков, был не материализм К. Маркса или Л. Фейербаха, а нравственные требования, доведенные до крайних пределов, что и является еще од­ной своеобразной чертой русской мысли. Во всей русской философии явно виден перевес этики над другими отрасля­ми философии.

Наряду со своеобразными течениями мысли в России существовали представители всех современных в XIX — на­чале XX века философских течений. Однако именно «рус­ские» темы создали феномен философского взрыва в на­чале XX века.

• После революции 1917 года коммунистическим государ­ством была установлена диктатура крайней формы матери­ализма (марксизм-ленинизм) в философии. И все-таки раз­витие отечественной мысли остановить не удалось. Уже в конце 50-х годов появилась плеяда философов, пытавшихся найти свободную для мыслителя нишу в коммунистической идеологии. После падения идеологических и политических запретов в России начался долгий и сложный процесс само­отождествления «новой» русской философии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.