Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идентификация рисков в логистических системах






Идентификация логистических рисков - процесс выявления рисков, способных повлиять на показатели логистической системы предприятия или цепи поставок. Идентификацию рисков выполняют собственные работники и эксперты по вопросам управления рисками. Это итеративный процесс, поскольку по мере развития проекта управления рисками могут обнаруживаться новые виды рисков.

На функционирование логистических систем и цепей поставок влияют общие риски (природно-естественные и политические) и специфические логистические риски. Все многообразие существующих рисков в деятельности предприятия образует многомерное пространство рисков, следовательно, логистической деятельности соответствует подпространство рисков, отражающее специфику данного вида деятельности.

Кроме того, для конкретной цепи поставок, логистической системы или ее звена в указанном подпространстве соответствуют виды рисков, которые формируются в зависимости от выполняемых логистических функций (транспортировка, складирование, управление запасами и закупками), отраслевой принадлежности предприятия, применяемых технологий, выбранной стратегии развития и других условий.

Для исследования подпространства логистических рисков необходимо упорядочить существующие риски и факторы, действующие на них внутри и вне предприятия, в соответствии с утвержденными признаками. Такое упорядочение можно назвать моделью логистических рисков.

Для формирования модели логистических рисков необходимо исследование особенностей процессов и технологий, используемых в функциональных областях логистики, а также изучение основных факторов, способствующих возникновению неблагоприятных событий. Для изучения рисков логистической деятельности составляется их классификация.

При составлении модели рисков логистики рассматриваются логистические операции, функции и области логистики на предприятии. При моделировании учитывается последовательность декомпозиции логистической системы на функциональные области логистики, затем на функции и операции. Такое упорядочение действий, выполняемых на предприятии, положено в основу формирования системы логистических рисков.

При планировании логистической деятельности следует идентифицировать внутренние риски. Поскольку все логистические процессы на предприятии объединены единым управлением, внутренние риски формируются из рисков отдельных функциональных областей и рисков логистического менеджмента.

Идентификация рисков предполагает определение природы риска и его описание, т.е. составление исчерпывающего перечня ситуаций риска, котор потенциально существуют или могут возникать в деятельности предприятия.

Выявленному риску дается количественная оценка, которая предполагает определение последствий риска. Этапы идентификации риска:

  • Определение риска (анализ причин возникновения риска),
  • Анализ параметров риска (определение тяжести, частоты и интенсивности риска),
  • Описание возможных соотношений (оценка соотношнения м/у уровнем распознаваемости неблагоприятного события и возможностью его предотвращения),
  • Оценка риска (оценка последствий от деятельности, котор связана с риском)\

Риски функциональных областей логистики включают в себя риски выполнения логистических функций конкретной области и риски управленческой деятельности, которая выполняется в снабжении, производстве и сбыте. Например, риски снабжения состоят из рисков закупочной деятельности, транспортировки, управления запасами, складирования, а также рисков управленческой деятельности, координирующей выполнение всех логистических функций снабжения.

Риски отдельных функций, в свою очередь, образуются из рисков логистических операций и рисков управленческой деятельности менеджеров среднего звена управления.

Транспортировка является одной из ключевых логистических функций. От транспортировки зависят такие параметры обслуживания потребителей как: средняя продолжительность цикла выполнения заказа; стабильность времени выполнения заказа; действия продавца или транспортного предприятия в случае предъявления претензии; способность оперативно отправлять срочные грузы; пакетирование грузов и доставка на поддонах.

Основными логистическими операциями транспортировки являются перевозка, перевалка грузов, подготовка груза к перевозке, упаковывание, затаривание, экспедирование.

При перевозке возникают следующие виды рисков: повреждение, полная или частичная утрата транспортного средства или груза; нанесение вреда жизни или здоровью водителя; увеличение затрат на перевозку при неправильно составленном маршруте движения транспортного средства; опоздания.

При погрузке, разгрузке и перевалке груза могут возникнуть повреждения груза, травмы обслуживающего персонала, дополнительные затраты в результате нарушения технологии погрузки-разгрузки, опоздания в отгрузке.

При планировании транспортировки может быть осуществлен нерациональный выбор вида транспортного средства, способа транспортировки, критериев оценки перевозчиков и экспедиторов, что приводит к потерям и росту логистических затрат. Следовательно, логистические риски в транспортировке - это риски выполнения отдельных логистических операций и риски логистического менеджмента.

Риски складирования и грузопереработки. Складирование - логистическая функция, которая охватывает логистические процессы на складе и эффективность функционирования складского хозяйства.

В складировании значительная часть рисков это - риски логистического менеджмента, которые возникают при определении совокупного материального потока на складе, расчете количества рабочей силы и погрузочной техники на складе, расчете размеров технологических зон склада. Кроме того, при организации складирования возникают риски, которые связаны с персоналом, порчей имущества и хранимых товаров, увеличением расходов на содержание складов.

Риски управления запасами. Могут быть разделены на две группы.

Группа 1. Риски, связанные с решениями логистов по управлению запасами (ошибки в определении норм запасов, выборе стратегии управления запасами).

Группа 2. Риски содержания запасов.

Проявление рисков в управления запасами приводит к росту расходов и снижению доходов предприятия. При управлении запасами возможен дефицит или излишек материальных запасов на складе. Издержки дефицита запасов включают в себя: расходы на поиск новых поставщиков; на размещение и выполнение дополнительного заказа; приобретение товаров по завышенной цене; потеря клиентов; ухудшение репутации предприятия; упущенная прибыль.

Риски содержания запасов включают: потеря и порча номенклатурных позиций, содержащихся в запасе; моральное устаревание и кражи; омертвление денежных средств в запасах; расходы на содержание неликвидов.

Таким образом, идентификация рисков в функциональных областях логистики на предприятии способствует повышению эффективности управления материальными потоками, снижению затрат и удовлетворению потребностей клиентов.

Риски логистического администрирования на предприятии включают в себя: риски неэффективного менеджмента; риски неэффективности системы информационно-компьютерной поддержки и другие общие риски, характерные для управленческой деятельности. При неэффективном логистическом менеджменте риски возникают вследствие несогласованности деятельности подразделений предприятия (неэффективная межфункциональная координация), неэффективности логистической стратегии, неудовлетворительного состояния планирования и контроля, низкого уровня интеграции логистических процессов на предприятии, уровня квалификации руководителей и ведущих специалистов.

Риски неэффективности системы информационно-компьютерной поддержки обусловлены уровнем современности используемых технических средств, программного обеспечения, квалификацией персонала, широтой охвата на предприятии внутренней информационной сети.

Эффективность отдельных логистических функций практически полностью зависит от качества работы менеджеров-логистов, их квалификации, аналитических способностей, выбора методов анализа и принятия решений. Следовательно, риски выполнения таких логистических функций являются полностью субъективными и зависят от решений среднего звена логистического менеджмента. Результатом действия этих рисков становится снижение дохода или рост логистических затрат.

К логистическим функциям, в которых большая часть рисков по природе - управленческие риски, то есть риски полностью зависящие от профессиональных и личностных качеств менеджеров разных уровней, относятся: организация снабжения на предприятии; управление процедурами заказов; поддержание стандартов логистического сервиса; прогнозирование спроса на готовую продукцию и расхода материальных ресурсов.

В снабжении выделяются следующие факторы риска: нескоординированная работа служб снабжения, производства и сбыта; несовершенство учета и контроля за уровнем запасов; личностные характеристики персонала; ошибки в расчетах; не проработанность условий договора в отношении санкций для поставщика, нарушившего условия поставки.

При управлении процедурами заказов клиентов в процессе сбыта может осуществляться несвоевременная обработка заказов и, как результат, неудовлетворение потребностей клиентов.

Нарушение установленных стандартов логистического сервиса может привести к потере репутации предприятия и лояльности клиента.

С учетом вышеизложенного, необходимо проводить работу по выявлению рисков в логистической системе предприятия или в цепи поставок на основе исследования процессов, протекающих в функциональных областях и на разных уровнях логистического менеджмента.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.