Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные статусы и социальные роли 6 страница






Социально-культурные проблемы социализации имеют своим содержа­нием приобщение личности к определенному уровню культуры, к той или иной совокупности знаний, умений и навыков. Эти проблемы касаются и ценностных ориентации личности, и ее мировоззрения, и духовного склада. Они также специфичны на каждом этапе социализации, поскольку имеют познавательный, морально-нравственный, ценностно-смысловой характер.

Все перечисленные проблемы социализации и их решения являются объективной необходимостью для личности. В случае осознания таких про­блем она вполне способна их плодотворно решать — конечно, при наличии необходимых объективных предпосылок для этого. Значит, тогда человек выступает субъектом собственного развития, субъектом социализации.

Однако нужно иметь в виду, что если какие-либо проблемы социали­зации не решаются на том или ином ее этапе, это может тормозить про­цесс развития личности, делать его неполноценным. Осмысление такой


 


 



Раздел V Личность


ситуации может заставить человека ставить перед собой новые цели, ме­нять способы их достижения. В целом это не страшно. Гораздо хуже, ес­ли нерешенные или нерешаемые проблемы не будут осознаны личнос­тью и она не станет искать никаких поворотов в процессе социализации.

В этом случае может возникнуть явление, которое некоторые авто­ры применительно к такой личности определяют термином «жертва социализации». Дело в том, что процесс социализации противоречив. С одной стороны, он предполагает успешность освоения личностью социальных ценностей, норм, стандартов поведения, с другой — спо­собность человека определенным образом противостоять обществу в том случае, если оно (или его отдельные структуры) мешают удовле­творению его потребностей в социализации.

Следовательно, необходима, с одной стороны, идентификация лично­сти с обществом, с другой — обособление в нем. Здесь и возможны две крайности, которые приводят личность к тому, что она становится «жертвой социализации». Во-первых, в случае полной идентификации с обществом и «абсолютного» принятия его ролевых предписаний и роле­вых ожиданий, неспособности хоть в чем-то ему противостоять лич­ность превращается в конформиста. Во-вторых, неприятие многих социальных требований принципиального для общества характера спо­собно превратить человека в борца против его устоев (что особенно ха­рактерно для тоталитарного или авторитарного режима). Острота этого противоречия сопряжена не только с характером общества, по и процес­са социализации, а также влиянием социальных факторов на личность.

Подведем итог. В приведенных выше рассуждениях о личности и ее социализации акцентировалось внимание на факторах, которые спо­собны сделать эффективным этот процесс. Между тем социализация предполагает высокую степень внутренней активности личности, необ­ходимость ее самореализации. Другими словами, много зависит от че­ловека, его умения управлять собственной деятельностью. Но этот про­цесс имеет место тогда, когда объективные условия жизни порождают определенные потребности и интересы, создают у личности те или иные стимулы деятельности. В этом и состоит существо перехода объ­ективной детерминации личностной деятельности в субъективную.

Вопросы и задания

1. Существуют ли различия в содержании и ипю.пь.ювании юрмппов «< оциа пиа-
ция» и «воспитание»?

2. Какая и! предложенных в mane iракiопок ооцналшации вам преде ывляекя бо­
лее верной и почему?

, 3. Почему необходимо выделение фа j в процессе социализации? М ю л о фалы? Оха­рактеризуйте каждую ш них и покажите, в чем принципиальное различие между ними.


Глава 27. Социализация личности



4. Что такое дезадаптация? Приведите ее примеры.

5. Какие подходы к выделению этапов (периодов) социализации вы знаете? Про-
апали! ируйге критерии, лежащие в их основе.

G. Что такое «социальные факторы социализации»? Какие факторы становятся до­минирующими на каждом из ее этапов?

7. Посредством каких механизмов осуществляется социализация?

8. Почему социализация является противоречивым процессом?

9. Какие проблемы разрешает личность в процессе социализации? Проанализируй­
те их в отношении самого себя.

Литература

Андреева Г.М Социальная психология М., 1996. С. 274—287.

Волков ЮГ, Добренькое В И., Иечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. М., 2000. Гл. 3.

Гидденс Э Социология. М., 1999. Гл. 3.

Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализа-ционная траемория // Социол. исслед. 2003. № 1

Ковалева A.M. Социализация личности: норма и отклонение М., 1996.

Комаров М.С. Введение в социологию. М., 1994. С 102—111.

Коп И.С. Социология личное! и. М., 1967.

Кравченко С.А., Мнацакапян М О, Покровский Н.Е. Социолошя: парадигмы и темы. М„ 1998. С. 184-198.

Крат кий словарь по социолoi ии М, 1989.

Российская социологическая лншклопедия. М., 1998.


Глава 28

Отклоняющееся поведение и социальный контроль

§ 1 Понятие отклоняющегося поведения § 2 Теории отклоняющеюся

поведения § 3 Типология отклоняющегося поведения

§ 4 Социальный контроль

§ 1. Понятие отклоняющегося поведения

Девиация: негативная и позитивная направленность

Проведенный в предшествующих главах анализ проблем личности, ее социализации и образа жизни позволил увидеть, что индивид далеко не всегда конформен по отношению к обществу и принятым в нем нормам. Часто его установки и модели поведения не соответствуют ни социаль­ным и культурным целям, ни институционализированным средствам, существующим в обществе. Такое поведение принято называть от­клоняющимся или девиантным (от лат. dcviatio — отклоне­ние). Поэтому в самом общем виде под отклоняющимся поведением бу­дем понимать поступки и действия людей (девиантов — нарушителей, делинквентов — правонарушителей), вступающие в противоречие с ут­вердившимися в данном обществе нормами и правилами поведения.

Сложился стереотип, в соответствии с которым к девиантам — субъ­ектам отклоняющегося поведения — относят людей, представляющих общественную опасность, некую угрозу стабильности и социальному порядку. Эго не совсем так, точнее, совсем не так. Конечно, социальные отклонения могут проявляться в различных формах, в том числе и в форме преступности, наркомании, алкоголизма. Однако к девиантам с таким же успехом следует относить политических радикалов, художни­ков-новаторов, выдающихся ученых, великих полководцев и государст­венных деятелей. Их поведение — тоже отклоняющееся.

Отечественный исследователь Я.И. Гилипский различает негатив­ное отклоняющееся поведение, наносящее обществу ущерб и препят ст-вующее социальному развитию, и позитивные отклонения, к которым он относит различные формы социального творчества (научного, тех-


Глава 28 О1клоняющееся поведение и социальный контроль



ничсского, художественного и др.). В последних новаторство нераз­рывно связано с преодолением, нарушением сущее гвующих норм, ти­пов деятельности1.

Проблема заключается не просто в отклонении поведения от сущест­вующих норм, а в отношении общества к нему. В этом плане отклонение может быть социально одобряемым либо осуждаемым. Конечно, люди, обладающие особыми способностями, талантами, благодаря которым они могут возвыситься над другими, и живущие «не так, как все», не должны стаиовшься объектом общественного осуждения либо порица­ния (если они, естественно, не допускают существенных отклонений от нравственных либо правовых норм). Совсем другое дело — отношение к нарушениям морального и особенно правового характера, которое не может не быть социально осуждающим.

Противоречивость в понимании социального отклонения

Здесь необходимо привести еще одну интерпретацию отклоняющего­ся поведения (характерную преимущественно для западной социоло­гии): девиантность определяется как соответствие (или несоответст­вие) действий социальным ожиданиям. В этом случае часто бывает трудно определить, что является девиацией, а что — нет. Скажем, убийство — это девиантное поведение? На первый взгляд вопрос зву­чит риторически. Однако если выясняется, что убийство совершено в целях самообороны или в ходе ведения военных действий, то ответ уже не кажется столь очевидным. Более того, убивший в такой ситуа­ции может считаться героем и быть оправданным не только по закону, но и по «морали». Другими словами, его поведение окажется социаль­но одобренным.

Приведенные суждения свидетельствуют о том, ч го характеристи­ка девиантного поведения связана с неопределенностью социальных ожиданий. Вопрос часто сводится к тому, что считать отклонением. Будет ли им, к примеру, сквернословие, использование мата (которое, к сожалению, «заполонило» нашу повседневную лексику и нет-нет да и прорывается в печать и на телевидение)? С точки зрения общепри­нятых норм, да. Более того, примененное по отношению к конкретно­му человеку, оно может рассматриваться как его оскорбление и быть обжаловано в установленном порядке. Но есть определенные группы людей (скажем, заключенные в исправительно-трудовом учрежде­нии), в которых использование в разговоре нецензурных слов и выра­жений является обычным, т.е.соответствующим тем нормам, которые приняты в данной группе. Скорее неупотребление человеком, попав-

■ ' См Российская социочошческая тпцикпопедия С 384



Раздел V Личность


шим в эту среду, «непечатных» выражений будет считаться в ней про­явлением отклоняющегося поведения. Подобных примеров неопреде­ленности в понимании отклоняющегося поведения можно приводить достаточно много. Они свидетельствуют о том, что его определение в известной мере — проблема конвенции, договоренности, согласия меж -ду людьми.

Однако нельзя сводить все понимание девиаций только к чисто ре­лятивистским положениям, к признанию полной относительности в ха­рактеристике любого вида поведения. Есть такие действия и поступки, которые всегда (или практически всегда) считаются девиантиыми. Особенно очевидны они в том случае, если связаны с крайней формой отклоняющегося поведения — правонарушениями. К ним, в частности, относится любое преступление, если при.этом доказано, что оно явля­ется общественно опасным деянием, предусмотренным уголовным за­коном, виновно (g умыслом или но неосторожности) совершениим вменяемым лицом, достигшим возраста уголовной ответе i ценности.

Связь между девиантпым и делииквентным поведением иногда бывает настолько неопределенна, что отдельные авторы смешивают эти понятия. Так, Н. Смелзер определяет девиацию «как отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тю­ремное заключение или другое •наказание нарушителя»1. Не трудно обнаружить отсутствие в этой дефиниции поощрительных, позитив­ных санкций, применяемых к социально одобряемым (или, по край­ней мере, не осуждаемым) формам отклоняющегося поведения.

Само по себе дсвиантное поведение, несмотря па то, что оно «от­клоняется» от принятых в обществе норм и правил, является совер­шенно естественным и настолько обычным, насколько естественным и обычным оказывается противоположность этого поведения — кон­формизм. Однако конформистское поведение означает полное приня­тие норм и правил и подчинение им, девиантное же характеризуется отказом (пассивным либо активным) от некоторых из них.

Отклоняющееся поведение в литературе (особенно отечествен­ной) часто оценивают как однозначно негативное. Вероятно, подоб­ные оценки следует рассматривать как односторонние. Конечно, если такое поведение представляет угрозу стабильности и порядку в обще­стве, его нужно характеризовать именно так.

Но социальные отклонения выполняют и иную роль в обществе. Они нередко являются источником новых начинаний, основой адаптацион­ных механизмов, связанных с зарождением иных социокультурных яв­лений и процессов. Всякая культурная норма, прежде чем она принима-

1 Смелзер НДж. Социология. С 203.


Глава 28. Отклоняющееся поведение и социальный контроль



ется обществом как «своя», выступает как антипод господствовавшей ранее, как отклонение от нее, стимулирующее борьбу нового со старым. В качестве иллюстрации к сказанному можно привести выступления диссидентов (инакомыслящих) в СССР в 1960—1970-х гг. (А.Д. Саха­ров, А.И. Солженицын, М.Л. Ростропович и многие другие). Эта форма отклоняющегося поведения предвосхитила перестройку, критику тота­литаризма и отказ от него, свободу слова, гласность и т.д.

Разумеется, не всякая девиация приводит к возникновению про­грессивных культурных норм и моделей поведения. Преступность, наркомания, алкоголизм никогда не создадут для этого основы. Отсю­да следует, что наука (в первую очередь социологическая) могла бы фиксировать, анализировать, пропагандировать ростки новых куль­турных норм и ценностей в тех или иных прогрессивных формах от­клоняющегося поведения.

§ 2. Теории отклоняющегося поведения

Биологические теории

Каковы причины отклоняющегося поведения? Ответ на этот крайне важный вопрос наука ищет давно. Если обобщить ее поиски, то возник1 нет три группы теорий социальных отклонений. Представители первой пытаются объяснить происхождение девиантного поведения с помо­щью биологических факторов. Основоположником такой пози­ции следует считать итальянского судебного психиатра, врача и крими­налиста Ч. Ломброзо, который в конце XIX в. установил зависимость между криминальным поведением и определенными физическими чер­тами человека. На этом основании им было выдвинуто положение о су­ществовании типа человека, предрасположенного к совершению пре­ступлений в силу определенных биологических признаков.

В середине XX в. американский врач и психолог У. Шелдон опре­делил связь между предрасположенностью к девиантному поведению и строением тела человека и сделал вывод, что более всего «близок» к нему «мезоморф» — человек, чье тело характеризуется стройностью и силой, в психическом же отношении для него типичны беспокойство и стремление к активности. В 1960—1970-х гг. в биологической кон­цепции В. Прайса (Шотландия) была сделана попытка доказать, что большую склонность к девиации, чем другие, имеют мужчины, обла­дающие дополнительными хромосомами типа Y. Однако четкой при­чинно-следственной связи между девиантным поведением и наличи­ем тех или иных хромосом установить не удалось.



Раздел V. Личность


Психологические теории

Вторая группа теорий объясняет причины отклоняющегося поведе­ния психологическими факторами. Большая роль в разработ­ке идеи связи девиаций и психического состояния человека принад­лежит 3. Фрейду, создателю психоаналитических теорий. Согласно его взглядам, отклонения от социальных норм в поведении есть ре­зультат крайней формы противоречия — конфликта — между челове­ческим Я и бессознательным, между физиологическими потребностя­ми индивида и социокультурным содержанием его среды. Следствием подобных конфликтов и является отклоняющееся поведение. Если принять такую точку зрения, то возникает по меньшей мере один во­прос: раз эти конфликты, как утверждает Фрейд, являются универ­сальными, почему далеко не все люди становятся девиантами?

В неофрейдистских концепциях, особенно у Э. Фромма, совершает­ся переход от психоаналитических к социопсихологическим объяснениям девиации, хотя не всегда и не во всем он соблюдается. Так, в одной из ин­тереснейших работ Фромма «Адольф Гитлер: клинический случай не­крофилии», опубликованной впервые в его книге «Анатомия человече­ской деструктивности»1, представлен психоаналитический «портрет» Гитлера как субъекта отклоняющегося поведения, основной чертой ко­торого было стремление к разрушительности, одержимость тягой к смерти и ко всему мертвому. Но при этом Фромм, как бы полемизируя с Фрейдом, доказывает, что девиантное поведение не регулируется не­кими врожденными, спонтанными, подсознательными и самонаправля­ющимися стимулами. Оно связано с действительными условиями суще­ствования реального человека.

Социологические теории

Наконец, сторонники третьей группы теорий, объясняющих причины отклоняющегося поведения, обращаются к анализу прежде всего социо­культурных явлений и процессов, хотя не отказываются и от рассмот­рения биологических и психологических факторов. Это — авторы соци­ологических теорий. Первая серьезная попытка такого анализа содержится в теории аномии Э. Дюркгейма. С ее помощью он анализи­рует явление и сущность самоубийства как формы девиантного поведе­ния. По мнению французского социолога, несоответствие поведения социальным нормам возникает во время резких перемен в жизни обще­ства, отдельных групп, личности, причем изменения могут касаться как

1 Опубликована в 1973 i, русский перевод. Фромм Э. Анаюмия человеческой дес-трукшаиосш. М, 1994


Глава 28. Отклоняющееся поведение и социальный контроль

самих норм, так и реакции индивидов на них. В подобных ситуациях люди теряют почву под ногами, нечто стабильное и привычное. Возни­кающая социальная дезорганизация порождает отклоняющееся пове­дение. Эта точка зрения Дюркгейма на основной социальный фактор девиации и сегодня признается всеми как главное ее объяснение.

Восприняв эту идею Дюркгейма, Р. Мертон создал свою функцио-налистскую теорию аномии1. По его мнению, основной причиной отклоняющегося поведения является противоречие, конфликт, раз­рыв между целями культуры и социально одобряемыми средствами их достижения. Другими словами, если люди ставят перед собой цель, которую нельзя достичь принятыми в данном обществе средствами, они пытаются найти иные средства, в том числе и социально осужда­емые. Естественно, это ведет к разного рода девиациям.

Проблема заключается в том, чтобы определить, что это за средст­ва, что это за социальные силы, которые заставляют человека искать социально неодобряемые пути достижения цели. Вероятно, большая их часть относится к числу агентов социализации. Это семья, школа, среда ближайшего окружения, трудовой коллектив, средства массо­вой информации.

Однако необходимо иметь в виду, что названные факторы влияют не автоматически на появление девиации. Социологи давно уже дока­зали, что неблагополучие в семье гораздо сильнее и активнее способст­вует возникновению отклонений в поведении, чем благополучие. Эта ' тенденция прослеживается и в отношении иных агентов социализации.

Но вместе с тем девианты появляются и в благополучных семьях, классах, школах, бригадах и др. Значит, девиация представляет собой следствие комплексного воздействия многих факторов на личность, что требует учета ее особенностей, предшествующего образования, вос­питания, склада характера, психологических черт, ситуации в обществе и в конкретной социальной среде.

§ 3. Типология отклоняющегося поведения

Один из важных вопросов, возникающих в ходе изучения социальных отклонений, состоит в выявлении типов девиантного поведения. Таких типологий существует немало, причем создаются они в тех отраслях знания, которые так или иначе связаны с проблематикой социальных и личностных отклонений. Это не только социология, но и психология (в

1 Подробнее см Мертон РК. Социальная структура и аномия // Социол. исслед. 1992 № 2—5; Покровский Н Е. Проблема аномии в современном обществе. М., 1995.



Раздел V. Личность


том числе социальная), криминология, судебная психиатрия и др. Есте­ственно, здесь будут рассмотрены типы отклоняющегося поведения с точки зрения социологической науки.

Первичная и вторичная девиация

По происхождению различают первичную и вторичную девиацию. Под первичной понимают нарушения некоторых социальных норм поведения, которые допускают многие люди в своей повседневной жизни. Скажем, какая-то часть водителей автомобилей регулярно на­рушает правила уличного движения: превышает скорость, не там, где положено, паркуется, может поехать на красный свет, неправильно обгоняет и т.д. Еще один пример: некоторые представители молодежи (да и более старших возрастных групп тоже) время ог времени курят сигареты с наркотиками. Считают ли себя упомянутые водители и ку­рильщики девиантами? Скорее всего, нет.

Однако если их, что называется, «поймали с поличным» работники правоохранительных органов и эти факты стали достоянием общест­венности, то возникает вторичная девиация, связанная с наклеивани­ем ярлыка девианта: злостный нарушитель правил дорожного движе­ния, наркоман. Происходит то, что описал американский социолог Г. Беккер в книге «Аутсайдеры» (1963) своей теорией стигматизации (наклеивания ярлыков, от греч. stigma — клеймо, пятно). В результате стигматизации человек начинает себя чувствовать и осознавать деви­антом. В данном случае стигма — не просто ярлык девианта, а обвине­ние человека в каком-либо значительном пороке, за которым должно последовать суровое наказание: заключение в тюрьму, психиатричес­кую больницу или еще что-либо «антигуманное».

Индивидуальные и коллективные девиации

Рассмотрим типологию девиантного поведения в связи с его харак­тером. В соответствии с этим критерием можно говорить об индиви­дуальном и коллективном отклоняющемся поведении. Любая девиа­ция вначале проявляет себя как индивидуальная, и только после того как она многократно повторяется, может приобрести коллективный (групповой) характер. В этом случае действие ее значительно усили­вается, что приводит к дополнительному влиянию девиации в обще­стве — в сравнении с результатом одиночных действий субъектов. В качестве примера можно назвать ситуацию коллективного рэкета в России в 1990-х гг., когда занятие им превратилось в достаточно массовое и он стал одним из самых прибыльных видов криминально­го бизнеса в стране.



 



Раздел V. Личность


 


стереотипов и установок с целью самосохранения, безопасности, выжи­вания. Без наличия конформистского поведения нельзя говорить о ста­бильности, социальном порядке и преемственности в развитии общества. Чем шире представлен конформистский тип приспособления, тем более устойчивым и спокойным (надежным) является общественный порядок.

Все остальные типы поведения могут быть рассмотрены как в той или иной степени девиантные. С другой стороны, все они, в том числе и конформистский, выступают способами приспособления к целям и средствам их достижения, характерным для данного общества. Мертон не противопоставляет их другу другу, точно так же, как не считает де­виацию исключительно негативным явлением (что делают многие).

Инновационный способ адаптации предполагает согласие с обще­ственно одобряемьши целями и в то же время поиск новых средств их достижения. В отличие от исключительно позитивной характеристи­ки инновационного типа поведения, присущей отечественной социо­логии, в западных теориях и типологиях отклоняющегося поведения он трактуется более широко и многообразно, включая явно выражен­ные негативные средства достижения цели.

Р. Мертон, например, пишет о таких из них, как использование мо­шенничества, рэкета, шантажа для того, чтобы стать богатым человеком (общественно одобряемая цель). Свой анализ инновационного способа отклоняющегося поведения он заключает следующей мыслью: «В об­ществах, подобных нашему (имеются в виду США, но сегодня есть все основания относить к ним и Россию. — Г.З.), культурное акцентирова­ние денежного успеха для всех и социальная структура, слишком силь­но ограничивающая практическое использование одобряемых средств большинством, вызывают побуждение к инновативной деятельности, отступающей от институциональных норм. Но такая форма приспосо­бления возможна только при несовершенстве социализации индиви­дов, позволяющей им пренебрегать институциональными средствами, сохраняя при этом устремленность к успеху»1.

Следующий тип отклоняющегося поведения — ритуалистский. Он характеризуется принятием общественно одобряемых, институцио­нальных средств достижения целей, но отказом от некоторых из са­мих целей. В частности, это касается цели безудержного стремления к успеху. Для многих ритуалистов характерен афоризм «Высоко взле­тишь — больно упадешь», отсюда для них типичны, по мнению Мер-тона, высказывания «Я стараюсь не высовываться», «Не нашего ума дело», «Я играю осторожно» и т.д. Как отмечает американский социо­лог, «это тип приспособления индивида, лично стремящегося избе-

1 Мертон Р К. Социальная структура и аномия // Социол. исслед. 1992 № 3. С. 110


 


Глава 28. Отклоняющееся поведение и социальный контроль



жать опасностей и неудач посредством отказа от основных культур­ных целей и приверженности любому обещающему безопасность ру­тинному распорядку и институциональным нормам»1.

Ретритизм как способ адаптации отмечен двумя отказамиот об­щественно одобряемых целей и от подобных же средств их достижения. Этот тип отклоняющегося поведения связан с уходом или даже бегст­вом от реальности жизни (от англ. retreat — бегство). Он характерен прежде всего для маргиналов — бродяг, наркоманов, бомжей, душевно­больных, алкоголиков и т.д. Они создают собственную замкнутую суб­культуру, которая по своей природе чрезвычайно пассивна и не направ­лена открыто против общества. Зато последнее, как правило, не приемлет ретритизм в достаточно жесткой и агрессивной форме, тре­буя от государства непримиримой борьбы с ним. Ретритизм презирают потому, что относящиеся к этому типу отклоняющегося поведения лю­ди отказываются от стремления к успеху как главной цели жизни и от принятых в обществе институциональных средств ее достижения. По существу, ретритизм означает способ самоизоляции от общества, отка­за от взаимодействия с ним.

Наконец, пятый тип девиации — мятеж, т.е. отрицание господст­вующих в обществе целей и средств и их замена новыми. В сравнении с ретритизмом, который также отвергает принятые в обществе цели и средства, мятеж как способ отклоняющегося поведения характеризу­ется внутренней и внешней активностью его субъектов, готовностью изменить общество в корне, даже путем социальной революции. Мя­теж — это наиболее радикальный способ адаптации, возникающий тогда, когда существующее общество в каких-то важных аспектах сво­ей жизни исчерпало себя — как с точки зрения целей, так и принятых в нем средств его изменения.

Рассмотренная типология отклоняющегося поведения и способов ин­дивидуальной адаптации свидетельствует о том, что личность пытается противостоять аномии, вырабатывая определенные приспособительные реакции. Именно эти пять способов адаптации, рассмотренные Мерто-ном, и есть основные пути поиска равновесия в отношениях между лич­ностью и обществом. Причем важно отметить, что ищет их прежде всего не общество, а индивид. Своим положением в обществе озабочен в пер­вую очередь он сам. Задача современного развитого общества — пойти ему навстречу, облегчить поиск взаимопонимания, своеобразного «кон­сенсуса», создать благоприятные условия деятельности, которые снизи­ли бы до минимальных пределов возможности социальных отклонений в поведении. Другими словами, стоит проблема социального контроля.

1 Там же С 111.


 

520 Раздел V. Личность

§ 4. Социальный контроль






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.