Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная стратификация и социальная мобильность 3 страница






§ 2. Понятие и структура социальной группы

Понятие социальной группы в отечественной науке

В отечественной социологической и социально-психологической ли­тературе не так много работ и авторов, специально изучающих соци­альные группы. Один из них — Г.С. Антипина, автор книги «Теорети­ко-методологические проблемы исследования малых социальных групп» (1982), — считает, что социальная группа —- это «совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих обще­ственно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности»1.

Такой подход к социальной группе молено считать достаточно об­щим, не содержащим в себе никаких конкретизирующих признаков. Два таких признака вводит в свое определение С.С. Фролов: «Соци­альная группа — это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других»^.

Еще больше конкретных признаков социальной группы предлага­ет в своем развернутом определении М.С. Комаров: «Группа — это та­кая совокупность людей, которые объединяются на основе совмест­ной деятельности, общих целей. Она имеет свою систему жизненных ориентации, норм поведения, мораль, культуру и психологию, благо-

' Роститкая (оцио/к» ичее кая ящпкпопелпя С 103 '^ Фролов С С Социология М. 1996 С 194


294 Раздел III Общество и его структура

даря которым у индивида формируется особое чувство сопричастнос- ти данной группе — " мы — группа"»1.

Насколько универсально такое определение? Можно ли его применить для анализа больших и неустойчивых социальных групп типа толпы, зре- лищной аудитории? Скорее всего вряд ли. В связи с этим возникает вопрос: каким должно быть определение социальной группы, чтобы его можно бы- ло использовать предельно широко? Какой мерой определенности (неопре- деленности) в наборе признаков социальной группы оно должно обладать? Здесь не случайно были приведены три, с нашей точки зрения, достаточно типичные дефиниции: с низкой, средней и высокой мерой определенности. Однако количественные параметры — один, два, много признаков — еще не выявляют качественной определенности социальной группы.

Мы провели своего рода контент-анализ дефиниций социальной груп- пы в зарубежной и отечественной социологической и социально-психоло- гической литературе, в том числе словарных определений (общее количе- ство — более 40 источников), и пришли к выводу, что основными признаками их сходства могут считаться следующие три. Во-первых, со- циальная группа — это совокупность индивидов, имеющих общие интере- сы, групповые установки и ориентации. Во-вторых, она характеризуется нормативной регламентацией своей деятельности. В-третьих, социаль- ная группа означает совместную деятельность ее членов в рамках собст- венного пространственно-временного континуума (неразрывной связи деятельности, явлений и процессов во времени и пространстве).

На основе этих признаков можно предложить достаточно широкое определение социальной группы, согласно которому она есть совокуп- ность индивидов, характеризующаяся общими интересами, установками и ориентациями, нормативной регламентацией совместной деятельнос- ти людей в рамках собственною пространственно-временного континуу- ма. Конечно, к этим признакам при желании можно добавить много иных, например, что социальная группа развивается, имеет свою роле- вую стругауру, выполняет определенные функции в системе обществен-ных отношений и др. Но это будут уже характеристики, значительно рас- ширяющие сущностно-содержательную трактовку социальной группы (что, кстати, совсем нелишне в ходе ее конкретного анализа).

Структура социальной труппы

Теперь обратимся к проблеме структуры социальной группы. Как ни странно, но она изначально была отдана на «откуп» социальным пси- хологам. Сосредоточив все внимание на социальной природе групп, их месте в обществе, классификации, характеристике отдельных ви-

1 Комаров М С Введение в социолот ию С 120



 



Раздел III Общество и его структура


Так, типы коммуникации «круг» и «сложный круг» («паутина») используются при выполнении творческих работ, где требуется опре­деленное равенство между членами социальной группы при принятии решений. Здесь существует также и обратная связь, и получение ин­формации каждым от каждого — при отсутствии выраженного лиде­ра. Иное дело — «штурвал», который предполагает коммуникацию только через лидера, самостоятельно принимающего управленческие решения для всей группы и каждого ее члена.

Конечно, типы коммуникаций в большой группе значительно слож­нее, чем в малой, и, главное, почти не исследованы. Вряд ли здесь могут быть составлены схемы типов коммуникаций, аналогичные малой группе. Скорее речь может идти о тинах отношений, складывающихся в больших социальных группах. Если анализировать, к примеру, в каче­стве большой группы социально-территориальную или национально-этническую группу, 'то понадобится характеристика отношений по по­воду производства, сбыта, потребления, обмена, по поводу равенства и неравенства, столкновения интересов, конфликта и т.д.

Кроме рассмотренных выше трех элементов структуры социаль­ной группы (деятельность, межличностные отношения, впутригрун-повые коммуникации), следует назвать также групповые про­цессы, групповые ценности, нормы и санкции. Групповые процессы охватывают все изменения, происходящие в группе, в том числе ее развитие. Так или иначе, они имеют противоречивый харак­тер, даже если группа сплоченная. Весь вопрос в том, какова специфи­ка противоречий. При этом нельзя забывать, что они в значительной степени определяются не только деятельностью (бездеятельностью) членов группы, но и взаимодействиями между различными группами, а также влиянием общества и его структур.

Функционирование и развитие каждой социальной группы харак­теризуется наличием такого важного регулятора, как ценности, приня­тые и поддерживаемые ее членами. Деятельность группы и межлично­стные отношения в ней осуществляются прежде всего на ценностной и нормативной основах (о последней — чуть дальше). Конечно, есть уни­версальные человеческие ценности, широко принятые в обществе и конкретных социальных группах (представления о добре, зле, счаст ье и т.д.). Однако даже здесь уже Moryi возникать «разночтения», скажем неодинаковое понимание добра в разных группах (в одной семье цен-ност ью является го говность делать добро всем, кому только можно, в другой — помогать лишь ближним).

Наряду с ценностями общего характера существуют ценности, свя­занные с конкретными общественными явлениями и выступающие не-


Глава 15. Социальные группы



посредственными регуляторами деятельности группы. Это могут быть ценности труда, образования, социальной активности, культуры и т.д. Некоторые из них становятся для конкретных групп определяющими. Так, если речь идет о производственной бригаде или коллективе завод­ского цеха, го здесь определяющей становится ценность труда, если же — о школьном классе или студенческой группе (курсе, факультете), то на первое место выходит ценность образования. Но и в этих случаях ценностные отношения в однотипных группах будут разниться: в одних студенческих группах ценностью является качественная учеба, стрем­ление овладеть знаниями на предельно возможном уровне, в других ценностью по-прежнему остается пресловутая «тройка».

Наконец, последний элемент структуры социальной группы — ее нор­мы и санкции. Как и в случае с ценностями, групповые нормы могут быть рассмотрены в широком и узком смысле. В первом случае — это социаль­ные нормы, действующие в обществе и являющиеся обязательными для каждой группы и всех ее членов. В другом, узком смысле групповые нор­мы — это правила, вырабатываемые самой группой и обязательные для выполнения каждым ее членом, без чего совместная деятельность стано­вится невозможной. Следовательно, как и ценности, групповые нормы выступают регулятором деятельности группы. Разница между ними в этом плане состоит в том, что нормы создаются и формулируются толь­ко иа основе групповых ценностей, т.е. социальных явлений, имеющих групповую значимость.

Что касается групповых санкций, то их следует рассматривать в тесной связи с групповыми нормами. С помощью санкций группа заставляет свое­го члена соблюдать ее нормы. Для этого она использует два вида санкций — поощрительные и запретительные. В большинстве групповых ситуаций ис­пользование первых предпочтительнее использования вторых. В этом слу­чае группа не столько заставляет, сколько создает благоприятные условия для соблюдения норм (хотя далеко не всегда это получается).

Рассмотренные выше элементы групповой структуры дают основа­ние считать их универсальными, действующими в любых типах и видах социальных групп. Возникает вопрос об их классификации.

§ 3. Классификация социальных групп

Начнем с того, что основным критерием классификации социальных групп в социологии является их соответствие определенному месту в системе общественных связей и отношений. Поскольку имеются в виду не условные, не вымышленные, не «мифические», а реальные социаль-



Раздел III Общество и его структура


 


ш


ные отношения, постольку социология имеет дело прежде всего с реаль­ными группами, включенными в систему повседневной действительно­сти (в отличие, скажем, от статистики, которая «работает» с условными группами, или психологии, изучающей лабораторные группы).

Можно выделить три основные классификации реальных соци­альных групп. По объему, или по числу входящих в них индивидов, груп­пы делятся на большие и малые, по происхождению — на первичные и вторичные, по способу и характеру организациина формальные и неформальные. Рассмотрим подробнее каждый из названных типов.

Большие и малые группы

В первую очередь коснемся тех типов групп, которые видны, что на­зывается, «невооруженным глазом», — больших и малых. Большая группа отличается от малой главным образом тремя основными при­знаками: она включает в свой состав значительное число членов, ха­рактеризуется отсутствием обязательных личных контактов между ним, и и обладает относительно меньшей степенью внутренней спло­ченности и организованности (в сравнении с малой группой). В каче­стве примеров больших групп можно назвать класс, нацию, телевизи­онную, театральную, киноаудиторию, город и т.д.

Из приведенных примеров нетрудно сделать вывод, что большие в количественном отношении группы имеют двойственное происхож­дение: случайное и закономерное. Названные три вида ауди­тории, в целом публика как разновидность большой группы, наконец, толпа появляются стихийно и в этом смысле случайно, чего не ска­жешь о социальных классах, национально-этнических, профессио­нальных, половозрастных группах, которые возникают в ходе истори­ческого развития общества, общественного разделения труда и других социальных причин и закономерно действующих факторов.

Что касается малой группы, то наиболее удачным се определени­ем, с нашей точки зрения, является данное Г.М. Андреевой: «Под ма­лой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для воз­никновения эмоциональных отношений, групповых норм и группо­вых процессов» К Наиболее типичные малые группы — семья, школь­ный класс, студенческая группа, производственная бригада и т.д.

Основным признаком малой группы, вытекающим из специфики самого термина, является, естественно, немногочисленность ее соста-


Андреева Г.М Социальная психология С. 191.


Глава 15. Социальные группы



ва (минимум — два-три человека, максимум — количество членов, вы­званное потребностью совместной групповой деятельности). Другим, не менее значимым признаком выступает общая (совместная) соци­альная деятельность, поскольку она характеризует группу как эле­мент социальной структуры общества, системы отношений в нем. В этом плане характерно еще одно, весьма лаконичное определение малой группы, предлагаемое также Андреевой: «Малая группа — это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непо­средственных личных контактов»1.

Первичные и вторичные группы

Следующая классификация включает в себя первичные и вторичные группы. Уже говорилось о том, что теория этих групп впервые была сформулирована Ч. Кули. Вводя в оборот понятие первичных групп, он писал: «Под первичными группами я подразумеваю группы, харак­теризующиеся тесными, непосредственными связями (associations) и сотрудничеством. Они первичны в нескольких смыслах, но главным образом из-за того, что являются фундаментом для формирования со­циальной природы и идеалов индивида. Результатом тесной связи в психологическом плане является определенное слияние индивидов в некое общее целое, так что даже самость индивида, по крайней мере во многих отношениях, оказывается общей жизнью и целью группы»2.

Первичная группа — это разновидность малой группы, обеспечиваю­щая успешность вхождения индивидов в другие группы, в общество и их социализацию. Кули говорил о двух основных функциях первичной груп­пы: а) формировать моральные нормы, которые человек получает в детст­ве и проносит сквозь всю жизнь; б) выступать средством поддержки лю­дей. Первичная группа возникает за счет прямых личных контактов (face to face — лицом к лицу), отличается высокой плотностью взаимосвязей членов группы и идентификацией их с ней. Характерные образцы первич­ной группы — семья, группа друзей, сверстников, соседская общность и др.

Вторичные группы являются разновидностями, как правило, боль­ших и формальных групп (социальных институтов, организаций). В них чаще всего отсутствует непосредственное взаимодействие членов этого социального образования. Так, для студента его академическая группа является первичной, а коллектив университета — вторичной группой. Одно из основных отличий вторичной группы от первичной со­стоит в том, что она ориентирована на достижение цели, тогда как первичная — на установление взаимосвязи между ее членами.

' Андреева ГМ. Социальная психология. С 191

2 Cooley Ch. Primary Groups// Cooley Ch Social Organization Glencoe, 1956. P. 23.



Раздел 111 Общество и его структура


Формальные и неформальные группы

Деление групп на формальные и неформальные впервые было пред­ложено Э. Мэйо в ходе проведения им Хоториского эксперимента. Экспериментальная бригада, состоявшая ш шести девушек - сбор­щиц реле, демонстрировала свои достижения в области роста произ­водительности труда и сплоченности коллектива как рал потому, чю, будучи формальной группой, приобретала постепенно пексморые не­формальные черты и особенности.

Формальным группам присущи правила организации, действия, в них «работают» запреты и дозволения, санкционированные обществом. Здесь отношения в полном смысле слова оформлены. Примерами фор­мальных групп являются социальные ор1апизации, скажем школьный учительский коллектив. Главная функция формальной группы — обес­печить высокую упорядоченность и управляемость деист вий при дости­жении ставящейся цели. В формальной группе на основании принятых в ней норм четко заданы и распределены все позиции и роли ее членов.

Неформальная группа (кстати, в определенных условиях она может стать формальной) не имеет жесткой нормативности, поведение ее чле­нов не регламентировано, что, впрочем, не означает отсутствия порядка и организованности. Диапазон неформальных групп огромен: от круж­ка друзей, любителей искусства, обществ милосердия, защитников при­роды и культуры до нации или иной этнической общности.

Существует несколько особенностей взаимодействия формальных и неформальных групп. Одна из них состоит в том, что неформальная группа в ходе постоянной, регулярной совместной (общей) деятельнос­ти ее членов постепенно может приобретать некоторые черты формаль­ной группы (именно таким путем создаются полит ические партии и по­литические движения). Другая особенность заключается в возможности появления второй внутри первой. Именно такая ситуация и имела мес­то в ходе Хоторнского эксперимента, чему в немалой степени способст­вовала своей активностью неформальный лидер бригады сборщиц реле.

Собственно, как раз со времен этого эксперимента и было замече­но, что в рамках формальных i руип часто создаются неформальные (например, в студенческой группе или рабочей бригаде возникают группировки, состоящие из близких друзей, людей с общими внеиро-изводственными им тересами — в западной социологии они получили название «клики»). Это имеет место и тогда, когда в группе обнару­живается неформальный лидер, пользующийся значительным авто­ритетом у ее членов. Наличие неформальных групп в структуре фор­мальных может оказывать на последние далеко не однозначное


Глава 15 Социальные группы 301

воздействие — как со знаком «плюс», способствуя их укреплению, так и со знаком «минус», расшатывая формальную группу изнутри.

Другие классификации социальных групп

На протяжении последнего полувека в социологии обсуждается вопрос о группах членства и референтных группах. Эту классификацию ввел в научный оборот Г. Хаймен, большую роль в ее исследовании, особенно в изучении референтных групп, съпрали М. Шериф и Г. Келли. Критери­ем этой классификации является тип связей индивида с группой.

Референтная группа —, ло реальная или воображаемая социальная группа, выступающая для индивида в качестве эталона, с которым он сопоставляет свое социальное положение, поведение и установки. Тра­диционно считалось, что референтная группа противостоит группе членства и в псе индивид не может входить; она референтна именно по­тому, что он стремится стать ее членом. Сейчас в социологической ли­тературе допускается и иная трактовка, в соответствии с которой рефе­рентной может считаться и группа членства индивида. К примеру, для молодого человека, вошедшего в социальную группу предпринимате­лей, коммерсантов, она является в полной мере референтной.

Сама по себе референтная группа выполняет функции не только со­циального сравнения, но и социализации, принятия социальных норм и ценностей желаемой группы. Референтная группа может выступать также ориентиром социального перемещения индивида. В случае, если референтная группа является воображаемой, она может быть отнесена к числу номинальных групп.

Номинальные группы (от лат. nomen — имя, наименование) явля­ются условными и статистическими, т.е. они не предполагают обяза­тельных, тем более непосредственных связей между людьми. Это могут быть группы по возрасту, месту жительства, ценностным ориентациям и др. Выделение номинальных групп проводит сам исследователь, в этом смысле оно является искусственным. Тем не менее часть номи­нальных групп близка к реальным и может обладать качествами кон­тактности и сплоченности. Так, студенчество России — это группа, ко­торая имеет и реальный, и номинальный (статистический) характер.

По заданности положения социальные группы могут делиться на объективные и субъективные. Первые характеризуются тем, что их позиция задана, определена независимо от воли, сознания, же­лания или потребности (скажем, социальный класс, который занимает свое место в общественной жизни, выполняет особую роль в системе про­изводства, организации деятельности и т.д.). Вторые возникают и сущест­вуют постольку, поскольку формируются сознательными действиями лю-


 

 

 

Раздел III. Общество и его структура

дей. Все общественные организации или объединения кем-то сознательно, т.е. целенаправленно, сформированы, идет ли речь о политической партии или научном обществе. Современные неформальные движения, объедине­ния, клубы, союзы, «круглые столы» — это субъективные группы. Как бы ни были они различны по содержанию деятельности, месту, занимаемому в обществе, составу и т.п., их характеризует «субъективность» положения. Одним из особенно значимых и весьма специфичных типов групп, зани­мающих важное место в структуре обтцества, являются социальные органи­зации. Они относятся к числу формальных групп и занимают некоторое срединное положение между социальными общностями и социальными институтами. Поскольку общество и его социальные группы в своей жизне­деятельности не в состоянии обойтись без социальной организации, необ­ходимо выяснить ее сущность, функции, актуальные проблемы развития.

Вопросы и задания

1. Попытайтесь определить вклад социологии XIX и XX вв. в разработку концеп­
ции социальных групп.

2. В чем суть переходов от макро- к микросоцио./юшческой парадигме в трактвке
социальной группы?

3. Какие определения понятия социальной группы вам известны? Какому из них вы
отдали бы предпочтение и почему?

4. Что представляет собой структура социальной i руины?

5. Почему проблема социальных ipyun оказалась полем сближения социологии и
социальной психологии?

6. Чем объясняются сложности при структурировании социальных ipynn?

7. Какие классификации социальных групп чаще всего встречаются в литературе?
Почему они наиболее типичны?

8. Расскажите о больших и малых, первичных и вторичных, формальных и нефор­
мальных группах.

9 Что такое референтная группа?

10. Охарактеризуйте понятие номинальной группы и покажите ее значение для со­циологии.

Литература

Антипина Г.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых соци­альных групп. Л., 1982.

Гидденс Э. Социология. М., 1999. Гл. 9.

Кули Ч.Х Первичные фуппы//Американская социологическая мысль М., 1994.

Кули ЧХ Человеческая природа и социальный порядок М., 2000.

Радаев В В., Шкаратан ОМ. Социальная стратификация. М, 1995 С. 15—20.

Современная западная социология: Словарь. М., 1990.

Социология. Основы общей теории / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичей. М., 2002. Гл. 7

Социология группы / Под ред. О.Л. Лейбовича. Пермь, 1994.

Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества / Отв. ред. З.Т Голенкова. М., 1996.


Глава 16

Социальные организации

§ 1. Понятие социальной организации. § 2 Структура организаций. § 3. Типы социальной ор/аншации. § 4. Социальная организация и управление

§ 1. Понятие социальной организации

Значение термина и определение понятия

Среди элементов структуры общества важное место принадлежит соци­альным организациям. Это понятие многозначно. В социологической литературе говорят о нескольких его значениях. Во-первых, социальную организацию рассматривают как элемент структуры общества, пред­назначенный для выполнения определенных социальных функций. Во-вторых, это особый вид деятельности, состоящий в координации дейст­вий, в налаживании связей и отношений. В-третьих, социальная организация выступает как степень внутренней упорядоченности, со­гласованности частей целого. В-четвертых, это единство и взаимодейст­вие социальных общностей, социальной среды, социального пространст­ва, коммуникаций в структуре общества.

Мы будем употреблять термин «социальная организация» во всех перечисленных значениях, но при этом постоянно иметь в виду, что второе, третье и четвертое «работают» на первое. Другими словами, они объясняют и обосновывают специфику социальных организаций как элемента структуры общества. Прежде чем дать определение со­циальной организации, зададимся вопросом: какова объективная не­обходимость социальной организации? для чего она возникает?

Как и любые другие элементы структуры общества, социальная ор­ганизация появляется для удовлетворения определенных потребнос­тей людей, связанных с реализацией целей их деятельности. Подавля­ющее большинство целей, которые ставят перед собой люди, социальные общности, общество в целом, невозможно достичь без со­циальной организации. Она выступает как способ объединения инди­видов, социальных групп, консолидации их усилий в процессе взаимо-



Раздел III. Общество и его структура


действия при решении наиболее важных задач жизнедеятельности. Со­циальная организация систематизирует определенным образом отно­шения между людьми, общностями, обществом в целом, направляя их развитие в определенное русло ради реализации поставленных целей.

Причем сами цели могуч4 иметь как общсствены й, так и и п д и -в и дуальный характер. Но при этом они взаимосвязаны, поскольку нельзя достичь каких-либо общих целей без реализации индивидуаль­ных устремлений, и наоборот. Следовательно, социальная организа­ция имеет двойную направленность: либо она способствует достиже­нию общих целей через индивидуальные, либо, напротив, достижению индивидуальных целей через общие. Это свидетельс гвует о том, ч го в создании социальной организации заинтересовано как общество в це­лом, так и конкретные социальные общноа и и индивиды.

На основании сказанного можно следующим образом определить социальную организацию: это система отношений, объединяющих лю­дей и их общности для достижения определенных целей и выступаю­щая как элемент структуры общества, как вид деятельности, как внутренняя упорядоченность и согласованность частей целого, как ' единство и взаимодействие социальных общностей, социальной среды, социального пространства, коммуникаций.

Из определения следует, что важнейшая задача социальной органи­зации — способствовать достижению конкретных целей. В этом смысле сама организация является определенным средством (или инструмен­том) решения той или иной совокупности задач. Социальная организа­ция может существовать в такой роли лишь тогда, когда она действует как социальное образование, включающее в себя некоторое количество взаимосвязанных, выполняющих определенные функции групп людей.

В то же время важнейшая социальная особенность организации состоит в «безличном» характере выполняемых функций. Сегодня ка­кие-то из них осуществляет Иванов, через месяц — Петров, а еще че­рез год — Сидоров. Конечно, один может делать это лучше, чем дру­гой, но при всем при том необходимые для организации функции обязательно будут выполняться. Именно в данном смысле говорится о безличном характере социальной организации, безличности адми­нистративно-организационной деятельности.

Эффект синэргии

Одна из принципиально важных характеристик социальной организа­ции связана с возникновением эффекта синэргии (от греч. synergela — со­трудничество, содружество), подразумевающей, что комбинированное воздействие ряда факторов на организм сильнее, чем сумма действий,


Глава 16. Социальные организации



 


оказываемых каждым фактором в отдельности. Смысл этого эффекта за­ключается в появлении дополнительной энергии, которую «предоставля­ет» организация в результате собственного появленияв сравнении с суммой индивидуальных энергий участников этой организации.

Хороший пример роли организации содержится у Ф. Энгельса, анали­зирующего переход количественных изменений в качественные. Он срав­нивает силу французских солдат из армии Наполеона и египетских мам­люков. Два мамлюка, пишет Энгельс, превосходят трех французов, 100 мамлюков равны по силе 100 французам, 300 мамлюков чаще уступа­ли 300 французам, но 1000 французов всегда побеждали 1500 мамлюков1. Очевидно, что победы давались французам как раз за счет организации.

В свое время был замечен эффект разделения, кооперации и ком­бинирования труда, очень детально описанный и проанализирован­ный К. Марксом в «Капитале». Это привело к специализации и появ­лению «частичного» работника, изготовляющего не все изделие целиком от начала до конца, а лишь его часть, элемент, деталь. За счет сноровки, опыта конкретной деятельности работников при осуществ­лении какой-то одной операции и соединения действий этих людей в результате организации их совместного труда значительно возросла его производительность. Объединение индивидуальных и групповых усилий и есть главная тайна эффекта организации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.