Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объект и предмет социологии 5 страница






В одной из многочисленных своих структур социологическое зна­ние характеризуется соотношением теоретического и эмпири­ческого уровней. Теоретическое знание объясняет социальную реальность сквозь призму общих и специфических тенденций ее функционирования и развития, ориентирует на выявление механиз­мов их действия и форм проявления в различных сферах обществен­ной жизни. Эмпирическое социологическое знание связано с получе­нием конкретной, развернутой информации относительно тех или иных явлений и процессов. Оно опирается на статистический анализ, использование методов конкретных социологических исследований (опросы — письменный, устный, телефонный, почтовый, экспертный, социологическое наблюдение, изучение бюджетов времени и др.).

Абсолютной границы между теоретическим и эмпирическим уровня­ми знания нет, хотя некоторые социологи пытались не только поставить между ними прочные пограничные столбы, по даже разделить их крепо­стными стенами. А чтобы граница оказалась на крепком замке, решили поставить «пограничников» в виде различного рода принципов, запретов (табу), нарушение которых недопустимо и карается отлучением от на­уки. Поэтому не случайно долгое время теоретическая и эмпирическая составляющие социологического знания развивались параллельно, не только не проявляя интереса к сближению, но, наоборот, уда-ляясь друг от друга все дальше и дальше, пока не были предприняты попытки удер­жать и сблизить эти разбегающиеся социологические «галактики».

Строго говоря, в развитых науках чисто эмпирического и чисто те­оретического уровней знания, как правило, не бывает. Первый так или иначе оказывается включенным в контекст теоретического объяс­нения, а второй не может не опираться на факты эмпирического зна­ния. Рассмотрение этих фактов и их даже самый поверхностный ана­лиз предполагают существование и использование теоретических интерпретаций. Последние же постоянно подпитывают себя посред­ством обращения к конкретному фактическому материалу.

Так и в социологии. Теоретический уровень определенного знания возникает, формируется до получения эмпирического материала, су­ществуя чаще всего в форме общих констатации либо системы логи­ческих суждений и доказательств относительно каких-либо проблем. Но в процессе получения эмпирического знания создаются возмож­ности для «возвышения» теоретического уровня, появляются предпо­сылки для нового, более качественного объяснения собранного фак-


 


Глава 6. Структура социологического знания



i ического материала. Последний же может быть получен лишь на ос­нове теоретического знания, накопленного наукой.

Рассмотрим в качестве примера знание жизненных планов и цен­ностных ориентации студентов. Можно ли его получить в конкретном пузе или группе вузов, если предварительно не иметь теоретического шания о том, что такое жизненные планы, ценностные ориентации, м го дает их изучение, какой материал социолог может получить, нако­нец, что представляет собой студенчество как особая группа, каково ее место в'социальной структуре? Подобных вопросов может быть мно-i о. Все они свидетельствуют о важности теоретического уровня соци­ологического знания, без овладения которым получение эмпиричес­кого материала обречено на неудачу.

В свою очередь, эмпирическое знание, выводы из него не могут не нлиять на уточнение тех или иных теоретических интерпретаций, касаю­щихся и студенчества, и его жизненных планов, предпочтений, ценност-11 ых ориентации. Так, получив конкретное эмпирическое знание о жиз­ненных планах и ценностных ориентациях школьников и студенчества, i оциологи пришли к выводу о том, что профессиональные ориентации п(-целесообразно рассматривать в отрыве от социальных, что в действи-к'льности нет разрыва между ориентацией на конкретную профессио-мальную деятельность и стремлением к достижению определенных жиз­ненных, следовательно, социальных целей. Ведь и в представлениях молодежи эти ориентации тесно связаны. Выпускник школы, ориентиру-|' ись на рабочую профессию (скажем, наладчика станков с числовым про-i раммным управлением^имеет в виду не только обучение в соответству­ющем профессиональном училище, но и занятие определенного места в жизни. Этот вывод выходит за пределы локального эмпирического зна­ния и позволяет в дальнейшем при анализе ряда социальных групп обще-с i ва исходить из более верных теоретических предпосылок.

Говоря о двухуровневой структуре социологического знания, мож­но выделить еще одну ее разновидность, включающую фундамен-|дльный и прикладной у р о в н и. В основе этой структуры ле­жит ориентация социблогии на тот или иной конечный результат. Вопрос состоит в том, решает ли социология собственно научные (i огда это будет теоретический, фундаментальный уровень) или практические (прикладной уровень) задачи. Если целью знания ока­зывается развитие теории, то здесь речь идет о его фундаментальном уровне, если же — получение практических рекомендаций, то мы име­ем дело с прикладным уровнем знания.

Следует отметить, что сейчас все чаще социологическое знание, яиляющееся результатом конкретных эмпирических исследований,



Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование


 


 

выполняет функции и теоретического осмысления процессов (про­блем), и выработки практических результатов. Поэтому к пониманию характера прикладного знания можно подходить и по-другому, счи­тая, что, в строгом смысле слова, оно не составляет содержания особо­го уровня социологического знания, ибо выступает одновременно и как теоретическое, и как эмпирическое.

Определив характер социологического знания и рассмотрев его уров­ни, мы видим, что они в известной мере связаны с уровнями самой струк­туры и организации общества. Одно дело — знание и изучение общества в целом, как системы социальных организаций и институтов, другое — знание конкретных механизмов общественной жизни, ее основных сфер, третье — изучение социальных общностей, четвертое — анализ конкрет­ных жизненных ситуаций. Эти уровни общественной организации обус­ловливают дифференциацию уровней ее социологического знания.

Кроме того, есть еще и такой срез общества, как социальные связи. Под ними понимается совокупность факторов, обусловлива­ющих совместную деятельность людей для достижения поставленных ими целей и задач. Эти социальные связи, как и социальные общнос­ти разных типов, могут изучаться на различных уровнях социологи­ческого знания. Так, в рамках макросоциологического уровня речь идет о знании социальных связей в обществе, охватывающих инсти­туты и организации. В рамках микросоциологического уровня изуча­ются социальные связи межличностного и группового характера. И в том, и в другом случае социальная связь трактуется как такое соотно­шение сторон жизнедеятельности социальной общности, в котором изменение одной из них приводит к изменениям в других. Как видно, признается и познается определенное микро- и макропространство социальных связей внутри общности и между общностями.

Таким образом, мы старались показать, что уровни социологическо­го знания могут быть выведены не только из общественных структур, но и из структур социологии, прежде всего тех, которые были рассмот­рены. Имеются в виду теоретическая и эмпирическая составляющие, макро- и микросоциология. Разумеется, они не тождественны, хотя и пересекаются. Так, макросоциологический уровень знания является те­оретическим по характеру и, как правило, редко включает в орбиту сво­его анализа материал эмпирического знания. Вместе с тем микросоци­ологический уровень знания нельзя назвать только эмпирическим, поскольку он регулярно касается теоретического осмысления получен­ных данных, опираясь на соответствующую методологию.

Поскольку в центре внимания социологии — различные типы соци­альных общностей, связей между ними и внутри их, постольку вокруг


 


Глава 6. Структура социологического знания



изучения предмета социологии (понимаемого именно таким образом) с гановится возможным соединить (а в перспективе и интегрировать) различные уровни социологического знания. Ведь характеристика со­циальных общностей — это анализ и различных форм организации жизни и деятельности людей (включая социальные институты), и со­циальной структуры, и политической системы (включая власть и уп­равление), и общественных процессов (включая массовые движения), и социаль-ных функций (включая ролевое ожидание, предписание и i юведение людей), и многое, многое другое, что может быть описано на различных уровнях социологического знания. Так, если теории сред­него уровня позволяют получить знание о состоянии и изменении многообразных форм бытия социальных общностей, то общие социо­логические теории изучают их взаимосвязи, взаимодействия, массо-кые социальные процессы, глобальные преобразования и проблемы.

То, что оказывается более тесно связанным в жизни, требует и со­ответствующего отражения, или социологической рефлексии. Стремление к единству и взаимосвязям в отношениях и поведении социальных общностей порождает аналогичные тенденции в социо­логическом знании. Именно поэтому его различные структуры спо-< обны отразить в своем развитии статику и динамику социальных общностей, их единство и противоборство, общее и различное в про­цессах их изменения.

§ 3. Ступени социологического знания

Дифференциация социологического знания предполагает рассмотрение сю не только в рамках достаточно формализованных трехуровневой и двухуровневых структур. Как средство изучения, систематизации и (i руктурирования всего социологического материала, многообразных (оциальных фактов, процессов и проблем такой подход явно не достато­чен. Кроме того, особенность «уровневого» рассмотрения социологиче-(кого знания состоит в его известной статичности, поскольку главная за­дача здесь — зафиксировать характер и содержание этого знания (что, мпрочем, не отрицает возможности в определенных обстоятельствах ак­центировать момент развития, появления нового в нем).

В отличие от охарактеризованного выше, есть и иной, динамичный но своей сути подход, дающий представление о последовательном, по-< i епенном переходе социологического знания от одной его ступени к другой. Напрашивается сравнение с восхождением по лестнице, где макро- и микросоциологический, теоретический и прикладной, мак-



Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование


 


ро- и микротеоретический (общесоциологический и частносоциоло-гический) уровни — это площадки лестничных маршей, между кото­рыми существуют ступени. Как человек, поднимаясь по лестнице, не в состоянии перепрыгнуть сразу через несколько ступеней, а вынуж­ден восходить на каждую последовательно, точно так же и социологи­ческое познание должно проходить все ступени. Каковы же они?

Первая ступень — знание об обществе в целом, представление о нем как о системе взаимосвязанных элементов социальной жизни и дея­тельности. Без такого общего знания социального организма, воспри­ятия его в качестве громадного и сложного мира связей, отношений, процессов, проблем, характеризующих многочисленные группы и слои, нельзя рассчитывать на более глубокое проникновение в недра общественной жизни. Только сформировав «всеохватное» представ­ление, пусть и весьма поверхностное, можно идти дальше.

Вторая ступень — также обогащение представления об обществе «вширь», а не «вглубь». Речь идет о познании общества в горизонталь­ном разрезе как единого организма со взаимосвязанными сферами мате­риальной, социальной, политической, духовной жизни. (Под сферой здесь понимается область действия определенных видов общественных отно­шений.) Это крайне важная ступень познания; если ее пропустить, то может сложиться «винегретное» представление о социальном организ­ме, в который, как в бочку, набито все что угодно — и производство, и быт, и семья, и национальные отношения, и обмен информацией, и меж­личностное общение и т.д. и т.п. При «сфсрном» подходе, который здесь ■ предлагается, социальная жизнь может быть определенным образом разложена по «горизонтальным полочкам», которые и называются сфе­рами общества — материальной, социальной, политической, духовной.

Каждая из названных сфер относительно самостоятельна, по­скольку имеет свое содержание и представляет собой определенную целостность. В этом смысле все сферы выступают как сравнительно автономные подсистемы общества. Однако в единстве они образуют иную качественную целостность, более широкую и глубокую, нежели каждая из них в отдельности. Итак, на второй ступени познания об­щества мы его «разобрали» на сферы, произвели как бы демонтаж, по­том сложили и увидели, что общество — это образование намного бо­лее «просторное», чем его составляющие.

Убедившись в наличии горизонтальных структур, перейдем к сле­дующей ступени познания общества: вглубь социального организма. Это сделать сложнее, потому что придется прибегнуть к услугам абст­рактного мышления. Вширь — это как бы наглядно, вглубь — необхо­димо представлять, воображать, осмысливать.


Глава 6. Структура социологического знания



Общество обладает не только горизонтальными, но и вертикаль­ными структурами. Одна из них — социальная структура, отражаю­щая наличие многообразных социальных общностей, взаимосвязан­ных и взаимодействующих в социальном времени и социальном пространстве. Степень общности этих субъектов социальной деятель­ности может быть разной: от семьи и малой группы до этносов, охва-i ывающих иногда сотни миллионов человек. Естественно, что и осно-иания для выделения социальных общностей различные. Их изучение осуществляется на очередной ступени познания.

Следующая ступень — познание структуры общества как системы и шимосвязанных социальных организаций и институтов. Для под­держания стабильности в обществе, его нормального функционирова­ния необходимы устойчивые формы объединения людей, их совмест­ной деятельности, причем во всех сферах жизни — и экономической, 11 социальной, и политической, и духовной. Эти формы общественной жизни и совместной деятельности образуют своеобразный каркас со­циального организма. Это собственность и производство, власть и уп­равление, образование и наука, семья и религия и т.д.

Наконец, поднимемся на ту ступень, с высоты которой можно обо­зревать человеческий мир в его единстве, противоречивости, развитии. Речь идет о социологическом знании личности, без которого невозможно осмысление общества как социального целого и его тенденций, ибо лю­бая из них так или иначе отражает взаимодействие личности и общест-на — через общность, организацию, социальный институт. Поэтому сле­дует иметь в виду не знание личности как таковой, взятой обособленно,» отрыве от социального, а изучение ее в определенном контексте, в единстве с социальным, в его многочисленных структурах.

При рассмотрении ступеней социологического знания, процесса восхождения от одной к другой, естественно, связь между ними оказа­лась разорванной. Как момент научного анализа это вполне допусти­мо. Но важно помнить, что переход от одной ступени к другой — это процесс социологического познания, который выводит нас на другие его «срезы», связанные с изучением социальной эволюции и револю­ции, конфликтов и компромиссов, адаптации и отторжения и т.д.

На каждой ступени познания общества проникновение вглубь со­пряжено с исследованием поведения людей (в рамках объединяющих их социальных образований) и их отношения к проблемам жизни. 11одлинно социологическое знание предполагает как раз изучение в единстве объективного и субъективного, сочетание названных подхо­дов. Продвижение по лестнице социологического познания может быть успешным лишь в таком случае. Продолжая использовать стро-



 


[лава 6. Структура социологического знания



, Литература

Гречихин В.Г Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988. С. 11-18.

Добренькое В.И, Кравченко А.И. Социология: В 3 г. М., 2000. Т. 1. Гл. 5.

Зборовский ГЕ. Социологическая теория и отраслевое знание // Проблемы теоре-шческой социологии. СПб., 1994.

Зборовский Г.Е., Орлов ГЛ. Социология. М., 1995. Гл 5.

Рабочая книга социолога. М., 1983. Гл. 2.

Российская социологическая энциклопедия. М., 1998.

Социология. М„ 1995. С. 62-72.

Тернер Дж. Струк гура социален ической теории М., 1985.

Фролов С.С Социология М., 1996. С. 37-41.

ЯдовВ.А Стратегия социологическою исследования. М., 1998. С. 37—43.


Глава 7

Структура социологического исследования,

его этапы и элементы

§ 1 Виды социологического исследования § 2. Программа социологического

исследования, ее методологический pa iden § 3. Методический раздел

программы Построение выборки. § 4 Обработка и обобщение

социологической информации



Чтобы знать существо социальных процессов, необходимо регулярно получать о них достоверную информацию. В социологии источником такой информации является социологическое исследование. Это изуче­ние социальной действительности, рассчитанное на получение теоре­тического знания и практическое решение социальных проблем и осу­ществляемое на основе разработанной программы и научных методов сбора, обработки и анализа социальной информации.

Для осуществления исследования нужны профессиональные знания, умения и навыки. Между тем, многие считают, что провести социологи­ческий опрос — легче легкого, главное — составить анкету. Результаты такого понимания и отношения к социологическому исследованию, как правило, плачевны, ибо приводят к получению недостоверных данных. Часто нарушаются правила подготовки и проведения исследования, ис­пользуется недоброкачественный инструментарий, возникают ошибки в обсчете, интерпретации и анализе данных и т.д.

Здесь можно провести аналогию между подготовкой и проведени­ем социологического исследования и приготовлением пищи. Сраба­тывает принцип кухонной хозяйки: что положишь, то получишь. Только в сказке можно варить суп из топора. Поэтому очень важно знать содержание, структуру, принципы и правила осуществления со­циологического исследования. От того, что будет заложено в его про­грамму, зависит конечный результат.

Одно из типичных заблуждений массового сознания — отождеств­ление социологического исследования с опросом. Сложился устойчи­вый стереотип: провести социологическое исследование — значит оп-


Глава 7. Структура социологического исследования, его этапы и элементы 145

росить как можно больше людей по той или иной проблеме, будь то отношение к экономической политике или политическим лидерам, выборам президента или национальным конфликтам. Тем более что массовые средства информации постоянно воспроизводят результаты многочисленных опросов.

Между тем из поля зрения многих людей выпадают два важных обстоятельства. Во-первых, то, что любое социологическое исследова­ние нельзя сводить только к опросу. Во-вторых, публикуемые резуль­таты — это только видимая, надводная часть «социологического айс­берга». Основная часть работы социологов остается неизвестной. Вне зоны видения населения оказываются разработка социологической теории, методологии и методики исследования, способы получения практических рекомендаций по решению ряда конкретных социаль­ных проблем.

Отсюда очевидно, что следует разобраться с видами социологиче­ского исследования, его этапами.и программой, формированием вы­борочной совокупности, обработкой и обобщением социологической информации.

§ 1. Виды социологического исследования

В зависимости от поставленной цели социологические исследования могут быть теоретическими и эмпирическими (конкретны­ми). В социологии нужны и те и другие. Если первые ориентированы на разработку теорий, выявление социальных тенденций развития си­стемы, анализ общих противоречий, возникающих в ней и требующих своего обнаружения и разрешения, то вторые касаются изучения кон­кретных социальных проблем, часто связанных с решением практиче­ских задач, регулированием межгрупповых и внутригрупповых отно­шений и социальных процессов. Исследования часто имеют смешанный характер и выступают как теоретико-эмпирические.

Социологические исследования бывают разовые и повтор­ные — в зависимости от потребности в информации о статичных ли­бо динамичных социальных явлениях и процессах. Разовое исследо­вание дает возможность получить знание об их состоянии на текущий момент, повторное же — в динамике, изменении, развитии.

Повторные исследования, в свою очередь, могут быть панельными, лонгитюдными, трендовыми, мониторинговыми. Панельные пред­полагают изучение одного и того же социального объекта с опреде­ленным интервалом времени по единой программе и методике. На-



Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование


 


 


пример, исследуются жизненные планы молодежи, ее ценностные ориентации, интересы и потребности с периодичностью в 5 лет.

Лонгитюдные исследования означают повторное изучение одной и той же совокупности людей в течение ряда лет по единым или близким проблемам. Временные промежутки между повторными ис­следованиями зависят от характера изменения объекта. Лонгитюдное исследование — это, как правило, исследование молодежи. Хорошим образцом лонгитюдного исследования является изучение жизненных путей поколения родившихся в 1965—1967 гг. Уже проведено два эта­па этого исследования, материалы которого нашли отражение в инте­ресных социологических работах конца 1980-х — начала 1990-х гг 1 Третий, заключительный этап позволил бы выявить и проанализиро­вать процесс завершения образования и вхождения в пору трудовой и социальной зрелости названного выше поколения.

Трендовые исследования представляют собой повторные исследования без сохранения выборочной совокупности. Например, мы изучаем профессионально-образовательные намерения учащихся одиннадцатых классов школ определенного населенного пункта. Еже­годные обследования предполагают постоянную смену единиц на­блюдения при сохранении одного и того же объекта исследования — учащихся одиннадцатых классов.

Мониторинг — это повторные исследования общественного мнения по различным проблемам. Ими могут быть проблемы отноше­ния различных групп населения к экономическим реформам, к поли­тическим событиям, к вопросам межнациональных отношений, к со­циальным процессам в сфере культуры и образования.

В зависимости от конкретных задач исследования могут высту­пать как разведывательные, описательные и аналитические. Разве­дывательное исследование преследует цель получения опера­тивной социологической информации, в нем используется сжатый по объему инструмент, а изучению подвергается небольшая группа рес­пондентов. Кроме того, такое исследование применяется для провер­ки качества разработанного инструментария, тогда оно называется пилотажным. К примеру, принято решение о проведении анкети­рования на большом и сложном массиве населения, и для этой цели создана объемная и содержательно насыщенная анкета. В таком слу­чае всегда необходимо провести предварительный опрос небольшого количества респондентов (несколько десятков человек) с тем, чтобы выяснить, насколько хорошо анкета «работает», правильно ли пони-

1 См Начало пути Поколение со средним образованием М, 1989, Жизненные пути одного поколения М, 1992


Пива 7 Структура социологического исследования, его этапы и элементы



мают опрашиваемые все вопросы, хотят ли на них отвечать и т.д. По­сле такого пилотажного исследования в инструмент вносятся поправ­ки, уточняются формулировки вариантов ответов, корректируются некоторые постановки вопросов. Только после такой работы можно проводить опрос большого массива населения.

Описательные исследования преследуют цель получения сведений целостного характера об изучаемом явлении (процессе). В результате получают общую картину состояния объекта. Здесь ста­вится задача целостного восприятия проблемы без стремления к глу­бокому проникновению в существо дела.

Что касается аналитического исследования, то в ходе его проведения требуется выявление причин, противоречий, характера и способа разрешения проблем. В аналитическом исследовании уста­навливается связь между характеристиками изучаемого явления (процесса), определяются факторы, влияющие на него изнутри и из­вне. Другими словами, здесь исследование идет уже в глубину.

Одна и та же проблема может быть раскрыта по-разному в зависи­мости от вида исследования. Возьмем, к примеру, проблему свободно­го времени студентов (на материалах какого-либо вуза). Пилотажное исследование здесь сведется к выявлению качества социологического инструментария и анализу нескольких вопросов (скажем, об объемах свободного времени студентов данного вуза, удовлетворенности его проведением, частоте тех или иных досуговых занятий).

Описательное исследование даст общую и целостную картину ис­пользования студентами своего свободного времени. В ходе его можно выявить различия в использовании свободного времени студентами разных курсов и факультетов, юношами и девушками, живущими в об­щежитии или с родителями, хорошо или слабо успевающими и т.д. Описательное исследование позволит охарактеризовать бюджет сво­бодного времени студентов и его структуру, сказать, сколько часов и минут уходит на те или иные виды деятельности, ответить на вопрос о пропорциях между ними. Можно будет сказать, какие способы прове­дения досуга самые распространенные и массовые, какие встречаются реже. Из описательного исследования станет видно, какие формы ис­пользования свободного времени предпочитают студенты — коллек­тивные или индивидуальные, публичные или домашние, организован­ные или нет. Перечень аспектов описательного исследования может быть продолжен и далее, но очевидно, что в этом нет необходимости.

Аналитическое исследование свободного времени студентов, включая в себя описательное лишь как составную часть, как своеоб­разный «верхний слой», идег вглубь, стараясь дать ответ на вопросы



Раздел П. Предмет социологии, социологическое знание и исследование


 



преимущественно причинно-следственного характера: почему сту­денты предпочитают проводить свободное время так, а не иначе? свя­зано ли это с развитием потребностей, интересов, ценностных ориен­тации студентов и, если да, то как именно? почему одним студентам постоянно не хватает свободного времени, а другие не знают, как его «убить», чем заняться в часы досуга? от чего зависит величина сво­бодного времени студентов? влияет ли учеба на количественную и со­держательную стороны свободного времени и, если да, то как? почему одни студенты стремятся заранее спланировать и организовать свое свободное время, а другие предпочитают плыть «по воле волн»? как можно было бы помочь студентам эффективно использовать их сво­бодное время, получить большее удовлетворение от его проведения? Перечень таких вопросов далеко не полон, но он дает представление о глубинных аспектах проблемы свободного времени студентов.

Очевидно, что проведение аналитического социологического ис­следования требует весьма серьезных теоретических знаний, навыков анализа сложных социальных проблем. Имеет значение умение ви­деть объект и предмет социологического анализа системно, во всех его внешних и внутренних взаимосвязях и взаимозависимостях.

Еще один критерий выделения видов социологического исследо­вания — их масштабность. Здесь нужно назвать международное, об­щенациональное, региональное, отраслевое, локальное исследования. Международные исследования охватывают как минимум две страны и проводятся по тематике, представляющей общий интерес. Эти исследования могут вовлекать в свою орбиту и гораздо большее число стран (так, в середине 1960-х гг. было проведено исследование бюдже­тов времени 13 стран Европы и Америки). Общенациональное исследование проводится в масштабах страны и, как правило, свя­зано с изучением общественного мнения по наиболее злободневным проблемам (например, выборы президента). Региональные ис­следования осуществляются в масштабах области, края, республи­ки. В таком качестве, к примеру, выступало проведенное в конце 2001 г. под руководством автора исследование профессионального об­разования в условиях изменяющегося рынка труда в Уральском реги­оне. Отраслевые исследования представляют интерес с точки зрения изучения проблем, имеющих значение для отдельной отрасли. Так, в самые последние годы проводится много исследований в сфере образования, призванных дать ответ на вопрос об отношении различ­ных групп населения к реформированию (модернизации) этого соци­ального института. Наконец, локальные исследования пред­полагают изучение и анализ проблем, представляющих интерес и






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.