Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объект и предмет социологии 2 страница






Итак, двигаясь от отдельных поступков к социальным действиям, от них — к социальным процессам, мы наблюдаем интересную тенден­цию: действия шаг за шагом становятся менее разнообразными; чем дальше от деятеля и ближе к общности, тем меньше вариантов дея­тельности, которые он может избрать. Социальные процессы еще больше сокращают вариативность действий. Появляются общие тен­денции процесса, совокупность которых образует: 1) механизм гене­зиса; 2) механизм функционирования; 3) механизм изменения; 4) ме­ханизм кризиса. В их единстве формируется общество как целостная система взаимодействующих социальных общностей. Они оказыва­ются опредмеченными результатами действий и процессов.



Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование


 



Следующая предметная зона социологии — социальные ин­ституты и организации, которые можно определить как свое­образные «узлы», связывающие социальные общности, социальные действия, взаимодействия, процессы в единое системное целое. От их функционирования зависит стабильность и устойчивость системы, поскольку эти «узлы» являются организованными формами совмест­ной деятельности людей.

Динамика и взаимосвязь социальных общностей, социальных дей­ствий, взаимодействий, процессов, социальных институтов и органи­заций формируют социальную структуру общества, являю­щуюся еще одной предметной зоной на периферии предметного поля социологии. Наконец, последняя среди них — общество, которое выступает как целостная органическая система, включающая в себя все «предшествовавшие» ему предметные зоны.

Данная структура предметного поля социологии для большей на­глядности и четкости восприятия может быть представлена схемати­чески в виде концентрических кругов (рис. 1), содержание каждого из которых было рассмотрено. Что касается определения предмета соци­ологии, то в соответствии с проведенным анализом оно формулирует­ся следующим образом: социология — это наука о становлении, дина­мике и взаимодействиях социальных общностей в рамках социальных институтов, организаций, структур и систем; это наука о социаль­ных процессах, об осмысленных социальных действиях людей, их пове­дении; это наука о взаимодействии между личностью, социальной общ­ностью и обществом; наконец, это наука о современном обществе как целостной системе, тенденциях ее функционирования и изменений.

Определив предмет социологии, необходимо рассмотреть ее связи и отношения с другими науками.


§ 3. Социология и другие науки

Социология и философия

Социология тесно связана с целым рядом наук — как социально-гума­нитарных, так и естественных. Первое место в их ряду занимает по праву философия. В основе тесной связи социологии с философией — изначальная целостность социальной мысли человечества. Филосо­фия выступает как мировоззрение и средство духовной ориентации человека. Она сильна своей всеобщностью и универсальностью. В своем функциональном проявлении философия стремится к поис­ку глубинных истоков и принципиальных возможностей человечес-



 



Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование


ние, но социальная структура и социальные институты, культура, соци­альная организация; не человек, но личность как социальный тип и про­цессы социализации индивидов; не социальные отношения в их сущно­стной, глубинной основе, но, скорее, социальное взаимодействие и социальные взаимосвязи, в основе которых — глубинные социальные отношения, непосредственно эмпирически не схватываемые, т.к. они представляют достаточно глубокую философскую абстракцию. Еще бо­лее конкретизированы понятия частносоциологических теорий: ролево­го поведения личности, форм социальной организации и др.»1

Для социологии, в отличие от философии, принципиальное значе­ние имеет возможность соотнесения понятий с эмпирически проверя­емыми фактами. В силу своей известной умозрительности филосо­фия не может непосредственно перерабатывать конкретные данные общественной жизни, добытые эмпирическим путем. Социология, на­оборот, не может не осуществлять такую задачу.

Ясно, что социология не есть философия, спроецированная на сего­дняшнюю жизнь, хотя в макросоциологии философские идеи в состоя­нии «работать» непосредственно. Основные принципы, тенденции и ка­тегории социологии не могут быть выведены, дедуцированы и.; общефилософских положений. Они являются прежде всего отражением самой действительности. Вот почему овладение философскими теорией и методом не означает адекватного овладения теорией и методом социо­логии, хотя и выступает его условием. Отношение философии и социо­логии не есть рядоположенность, тем более включение одного в другое. Перед нами две самостоятельные науки, находящиеся не в отношении субординации, а скорее в состоянии диалектического взаимодействуя, тождества основополагающих принципов понимания мира.

Исходный пункт философии — человек. Между тем сегодня труд­но представить себе, что проблему человека можно решить без социо­логии, стало быть, не абстрактно, а конкретно-исторически. Это озна­чает постановку вопроса о мире человека, т.е. о его действиях, включенности в социальные структуры и социальные процессы, в со­циальные общности и социальные институты. В свою очередь, это предполагает учет правил, норм, ценностей, потребностей, интересов, установок и т.д. Социология выступает как такая область социально­го знания, которая (единственная из всех общественных наук) позво­ляет получить картину целостного отношения человека к миру.

Поскольку социология изучает реальные общественные системы, постольку она является своеобразной базой и для углубления смыс-ложизненных проблем самой философии. Ведь их содержание в зна-

1 Ядов В А Размышления о предмете социологии СИ.


 


Глава 4. Объект и предмет социологии 105

чительной степени идет от социологии. Это и современные интегра­ционные процессы, и приоритеты общечеловеческого, и всеобщий мир как естественная форма жизни людей, и гуманизация и политиза­ция общественных отношений, и глобализация многих социально-экономических и культурных процессов и др. Как видно, глубинные проблемы ставит и сама социология.

Говоря о взаимосвязи философии и социологии, мы должны четко понимать многообразные варианты этой связи. Ведь существует боль­шое количество философских направлений. Какое (или какие) из них выберет социолог в качестве мировоззренческой и методологической основы? Сегодня у российских исследователей есть право выбора, ко­торого еще 15 лет назад они не имели, поскольку тогда существовала единственная официальная философская доктрина диалектического и исторического материализма. Шаг «влево» или «вправо» — «смерть» (к счастью, улсе не настоящая, как было во времена культа личности, хотя тоже достаточно «тяжелая», поскольку означала отстранение уче­ного от активной деятельности, невозможность публикаций, ограни­ченность общения и т.д.). Правда, справедливости ради следует отме­тить, что возможность выбора различных философских позиций и сам выбор — это вещи, пока далеко отстоящие друг от друга. Определенная часть социологов и сегодня «выбирает» то же направление, что и рань­ше. Почему так происходит: трудно меняться самим? боятся возврата старого идеологического «обустройства» общества? просто не знают ничего другого, кроме исторического материализма? Ответ на эти во­просы, видимо, не может быть однозначным.

Как бы то ни было, но выбор философского направления (или «безвыборное» принятие определенной философской позиции) не может не состояться, поскольку социолог в любом случае не минует вопросов, касающихся положения человека в мире, основных про­блем человеческого бытия, его осмысления и переживания. Социолог не сумеет обойтись без общезначимых представлений о природе, культуре, человеке, их взаимоотношениях. При этом он не сможет не воспользоваться особым философским языком, созданным для ана­лиза названных проблем.

Социология и история

История — одна из самых древних наук. Своим развитием на протяже­нии столетий она обеспечивала возможность становления и прогресса практически всех социальных наук. И не случайно каждая наука име­ет свою историческую «главу». Именно благодаря истории социология раскрывает общие тенденции современного развития общества. Исто-



Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование


рия накапливает огромный фактический материал, его обобщение поз­воляет видеть непрерывность процесса развития, преемственность и повторяемость в главном, основном. Непрерывность имеет своей осно­вой деятельность людей, которая в актуальном бытии означает соци­альные действия и социальные процессы в их взаимосвязи. Преемст­венность предполагает, что новое вырастает из старого, а это в «современности» выступает как целостность, системность. Повторяе­мость позволяет устанавливать специфические ритмы функциониро­вания общества, его динамику и направление эволюции.

Но история идет за событиями и описывает их. Она — не более того, что случилось в прошлом. История всякий раз заканчивается сегодня, постоянно «обращаясь» в социологию. Начиная с сегодняшнего дня люди сами, благодаря своему разуму и воле, «творят» историю, т.е. фор­мируют то, что произойдет в будущем. Но их актуальная деятельность постепенно становится исторической, а происшедшие события — объ­ективными, уже не зависящими от того, кто действует сегодня. Сама ис­тория законы и тенденции не открывает, она имеет дело с исторически­ми фактами, а они уникальны, так как фиксируют реальные события, отраженные в голове историка.

Здесь необходимы пояснения. Дело в том, что историк не может иметь дела непосредственно с самим фактом, поскольку событие уже исчезло. Историк утверждает лишь то, что событие имело место. В известном смыс­ле исторический факт является неким символом. Историк, таким образом, имеет дело не с происшедшим событием, а со знаком, который дает воз­можность воссоздать былое. Это сближает исторический факт с социоло­гическим (социальным), который тоже воссоздает последовательность, со­держание реальных социальных действий в символах (понятиях).

Историк идет за событиями и описывает их как «пространственно-временные целостности». «Историческое время» — это «эпоха, схва­ченная мыслью» (Гегель). Оно «схватывает» сущность событий. Со­циальное время (время наличного общества — хронологическое или совокупное — конхроническое) аккумулирует в себе содержание свершившегося. «История не имеет смысла», — полагает английский историк и философ Карл Поппер.

Не будем торопиться отвергать эту мысль. Ведь люди сами своими действиями наполняют смыслом и целью естественную и социальную природу. Но историк вносит цель в уже свершившееся, в то время как социолог определяет эту цель, опираясь на побуждения и действия со­временных ему людей, групп, институтов, общества в целом.

Социология использует данные, которые поставляет история (естест­венно, и другие науки), выявляет общие свойства конкретных социальных


Глава 4 Объект и предмет социологии



явлений, дает этим явлениям типологическую характеристику (скажем, государству, семье, трудовым сообществам и пр.)- Естественно, социология представляет собой более высокий уровень абстракции, чем история. В этой части социология тесно связана с социальной философией и филосо­фией истории (которые интерпретируют исторический процесс), она вы­рабатывает общие методологические принципы познания прошлого и бу­дущего человечества, его движущих сил, прогресса и регресса.

Здесь шла речь об отношении общей социологии к общей истории. Однако, не следует упускать из виду, что есть и другая история, свя­занная с различными сферами жизнедеятельности общества. Это ис­тория производства, история народного хозяйства, история культуры, история семьи, история армии, история преступности и т.д. Матери­ал, накапливаемый этими «разделами» истории, неоценим для разви­тия различных отраслей, сфер, областей специального социологичес­кого знания. Причем природа взаимодействия истории и социологии здесь та же самая, что была описана выше.

Итак, социология использует описание конкретных общественных явлений, фактов, процессов, которые дает ей история, для выработки общих категорий социальной науки. История же исходит (точнее, должна исходить) из знаний и обобщений, вырабатываемых социоло­гией, т.е. из общих категорий, в которых концентрируется сущность социального целого. Налицо взаимная связь и «выгода».

Историки внутренне убеждены, что их наука есть непрерывный процесс взаимодействия между самим ученым и фактами, открываемы­ми и используемыми им, что это — бесконечный диалог между настоя­щим и прошлым. Такое мнение, вероятно, справедливо и относительно социологии. В ней осуществляется непрерывный процесс взаимодейст­вия между социологом и социальными фактами, только меняется ха­рактер диалога. Непрекращающийся «разговор» между настоящим и прошлым дополняется диалогом между настоящим и будущим.

Социология и экономическая наука

Предметом экономической науки является одна из сфер обществен­ной жизни — экономика. Она имеет дело с законами и тенденциями, которые господствуют в производстве, в сфере общественного разде­ления труда и в распределительных отношениях. Экономическая на­ука изучает экономический строй данного общества. Что входит в не­го? Естественно, производительные силы общества — орудия и средства производства, сам человек, приводящий их в движение. Но главное — взаимодействия людей, их отношения по поводу собствен­ности, обмена деятельностью (разделение труда), размера и способов



Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование


распределения произведенных материальных и духовных благ. Эко­номический строй образует основу хозяйственной целостности обще­ства. Изучение структуры этой экономической целостности является одним из ключевых аспектов экономической науки, который и сбли­жает ее с социологией — наукой о социуме как целостной системе.

Экономические знания, а затем и экономическая наука появились за­долго до социологии. Как и история, это весьма обширная область соци­ального знания, к тому же охватывающая первичные детерминанты ди­намики общественного организма. Не составляет большого труда понять, что экономическая наука не без основания претендовала (впрочем, как и история) на статус универсальной науки, выходя далеко за рамки поиска закономерностей, которым подчиняются хозяйственные связи.

Поскольку экономическая наука чрезвычайно важна для целостно] о анализа социальных процессов и институтов, постольку она оказывает­ся тесно связанной с конкретными социологическими исследованиями и общей социологической теорией. Опора на них — это опора на знания, на то целое, частью которого она сама является. Это знание дает социо­логия. В свою очередь, социология при исследовании отдельных обще­ственных отношений должна опираться на законы и тенденции, откры­ваемые экономическими науками. Целесообразно говорить о связи и взаимодействии этих дисциплин. Подобное содружество может быть весьма плодотворным именно на пути поиска обоюдной пользы.

Нетрудно видеть, что в предметное иоле социологии попадают собственно экономические отношения. Не может социология обойтись без «собственности», «производительных сил» и «производственных отношений», без «производства», без «рынка», без «рентабельности», «бюджета» и т.п. Но они для нее — поле понимания сущности «соци­ального» в целом. В самой социологии имеются области специально­го знания, которые изучают место и роль экономических факторов в жизни личности, в институционализации процессов и явлений, в со­циальной структуре, в обществе как целостной системе. Среди боль­шого многообразия отраслевого знания — экономическая социология, индустриальная социология, социология труда, социология менедж­мента, социология маркетинга и др. Скажем, социология труда изуча­ет трудовую деятельность как социальный процесс, его эффектив­ность, но прежде всего — место и роль человека в этом процессе, содержание его труда, меру удовлетворенности им, гуманизацию и оптимизацию трудовой деятельности, ее стимулирование.

Итак, социология органично связана с экономической наукой, и эта связь является жизненной необходимостью для обеих областей знания. Но, самое главное, социология изучает экономическую жизнь в


Глава 4. Объект и предмет социологии 109

ее взаимосвязи с социальными факторами (политическими, этничес­кими, образовательными, семейно-бытовыми, социокультурными). Только на пути раскрытия связи экономических и социальных струк­тур можно серьезно говорить об управлении обществом, о возможно­сти внесения в его процесс регулирующих начал со стороны человека, о мере и границах подобного вмешательства.

Социология осмысливает «экономический фактор» с учетом свя­занных с ним многообразных социальных отношений (индивидуаль­ных и социальных потребностей, статусов, которые характеризуют ту или иную социальную группу, политического и государственного влияния на экономическую ситуацию). Приоритетом социологии яв­ляется исследование социального поведения (социальных действий и процессов) групп в общественном производстве, поведения, получив­шего название экономического. Наконец, социология имеет возмож­ность укрощать «экономический детерминизм», абсолютизирующий роль экономического фактора в жизни социума, выделять «на рав­ных» другие социальные институты (политические, правовые, рели­гиозные, социокультурные). Возникающие здесь проблемы требуют профессионального междисциплинарного исследования социологи­ей, экономической наукой и другими отраслями научного знания.

Тесная связь и взаимодействие экономической и социологической наук привели к возникновению особой отрасли знания — экономиче­ской социологии, бурно развивающейся в мире в последние три деся­тилетия (в нашей стране лишь в 1990-х гг.). Исследователи проблем экономической социологии по-разному определяют ее предмет. Бли­же всего к нашей концепции предметного поля социологии точка зре­ния В.В. Радаева, который в духе М. Вебера считает, что «экономиче­ская социология изучает экономическое действие как форму социального действия». Для автора это означает, во-первых, что моти­вы экономического действия выходят за пределы экономических це­лей на уровень широких социальных задач, во-вгорых, что эти моти­вы — «продукт функционирования социальной общности, а не предпочтений изолированного индивида». К социальным общностям В.В. Радаев относит: сети межличностного общения, организацион­ные структуры, социальные группы, национальные общности1.

В каждой социальной общности социальные и экономические дейст­вия реализуются в трех ключевых типах отношений — экономических, культурных, властных. При этом экономические отношения вбирают в себя культурные и властные элементы. Что касается хозяйственной де­ятельности человека, его экономических ожиданий и ориентации, то

1 См Радаев В В Экономическая социология М, 1997 С 53—54.


По


Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование


они во многом определяются его принадлежностью к тем или иным со­циальным общностям. Поэтому не случайно экономическая социология изучает поведение предпринимателя и менеджера, наемного рабочего и домашнего работника, рассматривая их деятельность и в рамках опреде­ленных экономических и социальных структур и организаций, и в каче­стве отдельных личностных типов. Но здесь социология приближается уже к психологии.

Социология и психология

Связь этих двух наук представляется особенно значимой для социоло­гии (хочется надеяться, и для психологии тоже). Рассматривая в каче­стве своего предмета общество как «множественное целое», раскрывая общие тенденции его функционирования и изменения, социология в то же время обращается к личности, ее внутреннему миру. Здесь она вплотную соприкасается с психологией — наукой о закономерностях функционирования и развития психики как особой формы жизнедея­тельности1, наукой, которая исследует внутренние субъективные пере­живания, вызывающие то или иное поведение индивида.

Между тем во взаимодействиях людей, в социальных процессах всегда есть психический элемент, который является их составной частью. Идет ли речь о макро- или микросоциологических явлениях, теориях, пробле­мах, психические элементы косвенно или прямо присутствуют в них. Нельзя забывать, что за реальными процессами и отношениями обяза­тельно стоят мотивации, установки, чувства и настроения людей. Однако сведение социологии к изучению лишь внутреннего психического мира личности было бы неправильным и крайне узким, такие попытки мы уже «проходили» в конце XIX в. Представляется, что именно социология должна во главу угла ставить вопрос о социальной обусловленности психи­ческих проявлений людей, учитывать их связь с социальной средой. Это об­стоятельство прекрасно понимают современные психологи. Один из наи­более крупных среди них отечественный ученый А.Н. Леонтьев писал: «...в каких бы, однако, условиях и формах ни протекала деятельность че­ловека, какую бы структуру она ни приобретала, ее нельзя рассматривать как изъятую из общественных отношений, из жизни общества»2.

На стыке социологии и психологии возникла такая наука, как с о -циальная психология. Каждая из «родительских» дисциплин вполне резонно включает ее в свой состав. Многие известные ученые, работающие в «пограничной» социальной психологии, упоминаются как наиболее крупные исследователи и социологической, и психоло-

1 См ■ Психологический словарь. М, 1996. С. 304

2 Леонтьев АЛ. Деятельность Сознание. Личность. М., 1975. С. 82.


Глава 4 Объект и предмет социологии



гической наук. Приведем определение предмета социальной психоло­гии, данное одним из таких ученых — Г.М. Андреевой. В своем учеб­нике социальной психологии она считает предметом этой науки «изу­чение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психо­логических характеристик самих этих групп»1.

Если общая психология имеет дело с психикой отдельного человека и изучает ее как бы изнутри, то социальная психология раскрывает общест­венную обусловленность поведения людей. Она оперирует фактами меж­личностного поведения («психологические факты»), интегрирует их и от­крывает общие тенденции поведения и межличностного взаимодействия. Она не может уйти ни от одного его вида, вместе с тем — ни от одного из факторов социального характера, влияющих на ощущения, восприятия и представления людей. Если это так, то социальная психология имеет дело с личностью (как социальным типом), ее психическими функциями, про­являющимися в поведении в рамках различных социальных ситуаций.

Есть еще одна наука, находящаяся на стыке социологии и психоло­гии, — психическая социология («социология психики»). Нам представляется, что, при определенной самостоятельности этой дис­циплины (ведь, собственно, это наука о психике человека, а не о пси­хике общества), она относится к социологической науке. Все дело в том, что она сосредоточивается на анализе психических элементов в общественных явлениях — структурах, группах, организациях, инсти­тутах, движениях, классах, слоях. Ключевым здесь является вопрос: каким способом отдельные психические импульсы соединяются в со­циальные действия и процессы?

Нетрудно понять, что и социология, и психология изучают человека и его поведение, но с разных позиций, которые обусловлены их предме­тами. Становится ясным и то, что они в конечном счете ориентированы друг на друга. Тип их связи можно назвать сотрудничеством.

Психология, изучая поведение человека, должна «отталкиваться» не только от осмысления его биологии и физиологии (что совершен­но необходимо), но и от представлений о личности как «продукте об­щественных отношений», знание о которой дает социологическая на­ука. Без этого проникнуть во внутренний мир индивида, в мир социальной общности, этноса или класса просто невозможно. А об­щей социологии, увы, еще и сейчас не хватает понимания психологи­ческого субстрата человека — его чувств, настроений, переживаний, эмоций, воли, темперамента. На пути соединения этих «сторон» чело­века лежит перспектива прогресса социологического знания. И не

Андреева ГМ Социальная психология М, 1996 С. 10.



Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование


только в области изучения малых социальных групп, что естественно, но человечества как целого, поскольку его нельзя понять, не «загля­нув» в психологию народов, этносов, классов, государств.

Завершая разговор о связях и взаимодействиях социологии с други­ми науками, необходимо отметить, что они касаются не только социаль­но-гуманитарных дисциплин. Социология сегодня не может обойтись без «услуг» математики, теории вероятностей, статистики, информати­ки. Невозможно представить подготовку и проведение конкретпо-со-циологического исследования без использования математических и статистических методов обработки и анализа полученной информации. Да и сам ее сбор основан на расчетах выборочной совокупности, кото­рые требуют определенных математических и статистических знаний, использования формул, коэффициентов, таблиц и т.д.

Действительно, нельзя же изучать мнение всего населения круп­ного города, если нужно выявить его отношение к той или иной про­блеме. Тогда и возникает вопрос, сколько и кого нужно опрашивать, чтобы получить надежную и достоверную информацию. Получение же ответа на этот вопрос как раз и требует математико-етатистичес-ких знаний. Социология сегодня тесно связана с использованием ком­пьютеров. Всякий мало-мальски уважающий себя и науку специалист в области социологии, прежде всего прикладной, не сумеет обойтись без электронно-вычислительной техники. Все это говорит о том, что современная социология включена в систему не только социально-гу­манитарного, но и естественно-научного знания.

Исследуя наиболее актуальные проблемы жизни общества, социоло­гия оказывается тесно связанной с науками, их изучающими. Особенно это касается дисциплин, «выросших» на основе исследования глобаль­ных проблем человечества. В качестве примера приведем проблематику защиты среды обитания человека и науку под названием «социальная экология». В этой сфере знания в последние годы активно работают и социологи. Нарушение экологического равновесия с природой, ухудше­ние здоровья человека, обусловленное средой обитания, появление не­излечимых болезней, принимающих характер пандемий (широко рас­пространенных инфекционных болезней, эпидемий), антропогенные изменения природной среды, обусловленные технологической деятель­ностью, — все это приобретает глобальный характер, ставящий само су­ществование человеческой цивилизации на грань гибели.

Именно социология более других наук способна осмыслить то, что подобные отклонения не являются лишь побочным продуктом техноло­гического развития, а обусловлены более всего противоречиями, лежа­щими внутри социальной системы, в способах и направленности исто-


Глава 4. Объект и предмет социологии 113

рической эволюции, происходящей при активном участии самих людей. От социологии ждут теоретического и конкретно-социологического анализа сущности происходящих изменений. В таком контексте форми­рующиеся науки, с одной стороны, обретают свою предметную область, а с другой — тесно взаимодействуют с социологией. Более того, содержа­ние некоторых из них становится (прямо или косвенно) объектом соци­ологического интереса, изучается в системе социологического знания.

Проведенный в этой главе анализ объекта, предмета, основных ка­тегорий социологии, ее соотношения с другими науками дает все осно­вания перейти к анализу специфики и структуры социологического знания и социологического исследования, чему посвящены последую­щие четыре главы.

Вопросыи задания

1. Что такое объект и предмет пауки, как соотносятся эти понятия?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.