Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Денежная культура семьи






А.Р.БАТЫРШИНА

Кафедра гуманитарных наук, информационных технологий и сервиса

Методические рекомендации по написанию курсовой работы

По социологии потребления

Набережные Челны, 2015

 

 

ББК 6/8

М-64

 

Печатается по решению учебно-методического совета Набережночел­нинского государственного торгово-технологи­че­ского института

 

Батыршина А.Р. Методические рекомендации по написанию курсовой работе по социологии потребления: для студентов по направлению подготовки бакалав­ров 100 100 Сервис. Набережные Челны: Изд-во НГТТИ, 2015.

 

 

 

© Набережночелнинский государственный торгово-технологи­ческий институт, 2015 год

© Батыршина А.Р., 2015


Содержание:

  1. Содержательная структура курсовой работы
 
  1. Обязательные требования к оформлению курсовой работы
 
2.1.Правила оформления курсовой работы  
2.2.Технические требования к оформлению курсовой работы  
3. Ошибки, допускаемые при написании курсовой работы  
4. Процедура защиты курсовой работы  
5. Критерии оценки уровня выполнения и защиты курсовой работы  
Приложения  
  1. Образец оформления титульного листа курсовой работы
 
  1. Варианты оформления списка использованной литературы
 

Курсовая работа по курсу «Социология потребления» выполняется на базе одного из направлений сервиса и представляет собой программу социологического исследования по выбранной теме.

Цель курсовой работы: научиться создавать развернутую программу социологического исследования.

 

К результатам работы может быть отнесено:

- участие студента в создании методики сбора или анализа социологической информации (с обязательной апробацией на конкретном примере),

- в разработке части (блоков) инструментария более крупного обследования (анкеты, схемы интервью, схемы наблюдения, инструкций для анализа документов и т. п.) с участием в пилотаже, а также участие в проведении основного социологического обследования.

Работа, не содержащая анализа результатов, не позволяет оценить практическую деятельность студента в течение учебного года и поэтому не может быть зачтена в качестве курсовой работы.

  1. Содержательная структура курсовой работы

Курсовая работа исследовательского характера имеет следующую структуру:

1. Титульный лист. (Оформляется в соответствии с прило­жением 2).

2. Содержание.

3. Введение, в котором раскрывается актуальность вы­бора темы, историография изучаемой проблемы, объект, пред­мет, цели, задачи работы, методы исследования, практическая значимость.

4. Основная часть включает:

  1. методологический
  2. процедурный и эмпирический разделы программы исследования.

В методологическом разделе программы содержатся:

– постановка научной проблемы с обоснованием актуальности и практической значимости выбранной темы;

– формулировка и обоснование цели и вида исследования;

– анализ степени изученности проблемы, обзор литературы по теме (с полным перечнем используемых источников);

– постановка исследовательских задач данного этапа работы;

– формулировка рабочих гипотез.

Процедурный раздел программы должен состоять из методического и информационного и организационного блоков программы и содержит:

- предварительное описание эмпирического объекта,

- описание методики сбора данных (с обоснованием ее адекватности поставленной задаче и оценкой достоинств и недостатков избранного метода)

- обоснование и расчет выборки;

- план работы по проведению исследования.

Требованием к курсовой работе является наличие инструментария, разработанного студентом, и проведение пилотажа этого инструментария. К работе прилагается полное описание инструментария исследования.

Эмпирическая часть курсовой работы в обязательном порядке содержит анализ результатов пилотажа, доработанный на его основе вариант инструментария и методические выводы исследования

5. Заключение, в котором излагаются итоги проведенных исследований и выводы автора, а также рекомендации по прак­тическому применению полученных результатов.

6. Список используемой литературы - не менее 40-50 источ­ников. (Оформляется в соответствии с приложением 3).

7. Приложение (если необходимо).

 

В начале работы размещают оглавление (содержание), которое начинается со 2 страницы. Текст курсовой работы дол­жен соответствовать оглавлению. Все основные разделы работы следует начинать с новой страницы.

Во введении автору курсовой работы необходимо в сле­дующей последовательности изложить:

- актуальность темы и ее обоснование;

- анализ литературы и степени изученности изучаемого вопроса;

- цель исследования;

- объект и предмет исследования;

- задачи исследования;

- гипотеза исследования;

- методы исследования;

- база исследования;

- практическую значимость;

- апробация темы исследования;

- описание структуры работы.

 

1. Актуальность темы и ее обоснование: выявление значимости данной темы в условиях изменяющихся норматив­ных документов, обострения тех или иных социально-значимых, экономических и иных проблем; необходимо вскрыть и объяс­нить наличие противоречия между тем, что должно быть и тем, что есть; неизученность или слабая изученность темы в теоре­тическом обучении; возможность продвижения вперед: пока­зать, доказать, наметить, обосновать, спрогнозировать и т.п.; личная компетентность автора в данной проблеме, области зна­ния и т.п. (т.е. ответить на вопрос – «Почему данную про­блему нужно изучать в настоящее время?», «Что надо изу­чить из того, что ранее не было изучено?»).

Освещение актуальности темы демонстрирует понимание автором социальной и научной значимости темы. Данная часть работы показывает также глубину проработки проблемы.

Любимые лексические построения при формулировке актуальности темы:

· в современной ситуации …… приобретает особую остроту;

· в условиях распространения ………проблема … актуализируется;

· проблема … оказалась в центре дискуссии…

· проблема … сегодня актуальна как никогда, поскольку;

· эти обстоятельства задают необходимость изучения ……..

· невнимание к проблеме … препятствует ……

Обоснование актуальности исследования направлено на представление той проблемы, решение которой имеет, с Вашей точки зрения, теоретическую и практическую значимость.

 

2. Анализ литературы по проблеме исследования пред­полагает краткое описание наиболее значимых научных работ, которые были использованы автором в процессе написания кур­совой работы (т.е. ответить на вопрос – «Кто и в каких тру­дах занимался изучением данной проблемы?»).

Степень изученности проблемы – критический анализ специальной литературы и источников, характеризующих исто­рию и современное состояние проблемы. Этот раздел включает, как правило, одну главу или включен во введение.

Для написания этого раздела необходимо знакомство с ис­точниками и литературой по теме, составление библиографии. С этой целью следует познакомиться с имеющимися в библиотеке систематическими, алфавитными, предметными каталогами. Необходимо использовать различные библиографические спра­вочники, списки литературы в конце учебников и монографий, а также ссылки на литературу в специальных исследованиях. Важно составить собственные подробные библиографические описания источников и литературы для их последующего глу­бокого и детального изучения.

Сначала необходимо познакомиться с нормативной, мето­дической, научной литературой, содержащей теоретические ос­новы проблемы, затем приступать к изучению источников и ли­тературы, раскрывающих более узкие и частные вопросы.

Наряду с проработкой специализированных научных жур­налов и монографической литературы по выбранной теме, важно также детально ознакомиться с публикациями преподава­телей кафедры, которые работают по данной или близкой теме.

В историографическом обзоре отражается многоплановый теоретический анализ проблемы, содержатся методологические основы избранной темы исследования. Раскрываются историче­ские аспекты темы, обобщается теоретический материал, в конце дается краткое заключение о сказанном. В обзоре даются анализ и сравнительная оценка различных подходов к решению поставленной проблемы разными авторами. В обзоре необхо­димо попытаться раскрыть существо вопроса, выделить главные положения и ведущие идеи в соответствии с поставленными за­дачами и вопросами плана курсовой работы.

Таким образом, обзор должен носить не хронологический, а проблемный характер, раскрывать состояние вопроса следует по разным литературным источникам. При этом следует пом­нить, что обращение к цитированию тех или иных авторов не должно превращаться в самоцель и заглушать собственную мысль студента – автора курсовой работы, его понимание про­блемы.

В тексте, при ссылке на высказывания (суждения) цити­руемых авторов и выражении к ним отношения, предлагается использовать такие глаголы:

(автор – Ф.И.О.)


анализирует,

возражает,

высказывает мне­ние,

добавляет,

доказывает,

допускает,

задает вопрос,

излагает,

констатирует,

надеется,

находит,

начинает,

(не) разделяет точку зрения,

не соглашается,

обнаруживает,

обсуждает,

объясняет,

одобряет,

отвечает,

отмечает,

отстаивает,

определяет,

пересказывает,

пишет,

повторяет,

поддерживает,

подтверждает,

позволяет,

полагает,

понимает,

предлагает,

предполагает,

представляет,

признает,

принимает точку зрения,

приходит к вы­воду,

 

разбирает вопрос,

разделяет,

подразделяет,

размышляет,

разрешает,

разъясняет,

рекомендует,

решает проблему,

следует,

соглашается,

сомневается,

сообщает,

спрашивает,

ссылается,

считает,

указывает,

упоминает,

утверждает,

уточняет


Необходимо обратить внимание на правильное цитирование и правильные ссылки на источники и научную литературу.

Пример 1:

По данным В.В. Богалдин-Малых (2004), непостоянство каче­ства туристских услуг обусловлено следующими обстоятельствами…

В иных случаях можно привести ряд авторов, которые придер­живаются какой-то одной точки зрения, либо исследуют одну про­блему. В этом случае можно назвать только их фамилии и год опуб­ликования работ.

Пример 2:

Исследованиями ряда ученых (Ю.А. Александровой, 2004; Ю.П. Суп­руненко, 2003; R. Kurtzman, 2005) установлено, что…

В том случае, когда соавторов работы два, то они цитируются оба. Если соавторов три и более, то отмечаются только первого из них, после чего пишется “и др.”

Пример 3:

При изучении гостинично-ресторанных комплексов (В.М. Кабушкин, Т.И. Бондаренко, 2002) было отмечено, что …

Пример 4.

В настоящее время рядом авторов (М.А. Александрова и др., 1990; D. Franklin et al., 2004) рассматривается вопрос о …

Принято разделять всю литературу, посвященную изучению данной проблемы, на группы. Работы могут быть разделены на группы в зависимости от области исследования, примененных методов, акцентированных аспектов проблемы.

Работы, которые принадлежат одной области исследования, должны быть отмечены с точки зрения

· их вклада в разработку данной области,

· отличия по предметам исследования,

· неполноты в разработке выделенного Вами предмета исследования.


3. Исходя из степени исследования данной проблемы, формиру­ется цель исследования.

Целью исследования является достижение конкретного ко­нечного результата (т.е. ответить на вопрос – «Какой результат ис­следования мы намерены получить, каким мы его видим?»).

Наиболее типичны следующие цели:

- определить характеристики явлений, ранее не изученных, ма­лоизученных, противоречиво изученных;

- выявить взаимосвязи явлений;

- изучить динамику явлений;

- описать новые факты;

- выявить общие закономерности;

- создать классификацию, типологию;

4. Объект и предмет исследования обусловлены проблемой (темой) исследования и отражают ее суть.

Объект исследования это та крупная, относительно само­стоятельная часть объектной области, в которой находится предмет исследования (т.е. ответить на вопрос – «Что рассматривается?»).

Объект исследования – это процесс или явление, содержащие в себе проблемную ситуацию. Предмет исследования - это те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению

Предмет исследования это конкретная часть объекта (объ­ект – это целое, а предмет – это часть (управление-планирование) и т.п. (т.е. ответить на вопрос – «Как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает дан­ное исследование?»).

Таким образом, между объектной областью, объектом и пред­метом исследования существуют отношения соподчинения сверху вниз. Иначе говоря, объект уже` объектной области, предмет – уже` объекта. Причем сужение происходит за счет более детального рас­смотрения, изучения. Границы между объектной областью, объектом, предметом условны, подвижны. То, что в одном случае является объ­ектом исследования, в другом может стать объектной областью.

Любимые понятия «предмета исследования»

- система,

- структура,

- функции,

- классификация,

- причины,

- факторы,

- явление N как характеристика S,

- связи,

- зависимости,

- отношения.

Пример:

Взаимосвязь социальной структуры со стилями потребления продуктов питания: постановка проблемы

 

В некоторых западных обществах позиции, занимаемые индивидами в общественной структуре, репрезентируются посредством стилей жизни, выражающихся, в частности, в приверженности к определенным продуктам питания.

Российское общество в течение последнего десятилетия переживает процесс глубинной трансформации социальных, экономических и политических структур. Возникновение новых на данном этапе каналов социальной мобильности и в то же время инерция функционирования старых стратифицирующих механизмов приводят к сложности понимания структуры российского общества. Основной проблемой при ее изучении является отсутствие четких стратификационных критериев.

Научно-познавательная проблема: связаны ли статусно-экономические характеристики индивидов с реализуемыми ими моделями потребления продуктов питания в современном российском обществе?

Объект: потребление продуктов питания.

Предмет: взаимосвязь потребления определенных наборов продуктов питания с социально-экономическими характеристиками индивидов в российском обществе.

Цель: выявить существование и характер зависимости потребления индивидами продуктов питания от их социально – экономических характеристик в ситуации, сложившейся в российском обществе в последнее время.

5. Задачами исследования являются конкретизированные или более частные цели исследования (т.е. ответить на вопрос – «Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?»), например:

Любимые понятия «задач исследования»:
- выявить ( основные группы, факторы, особенности, черты и т п.) …;
- выделить ( основные группы, факторы, особенности, черты и т п) …;
- проанализировать (взаимосвязь между…, влияние…. и т.п.)…;
- рассмотреть ( особенности, зависимость и т. п.)…;
- раскрыть (обусловленность, содержание и т. п)…..;
- построить (теоретическую схему, классификацию, типологию и т.п.)….;
- обосновать (необходимость, целесообразность и т. п)…..;
- описать (признаки, виды и т п)…;
- определить (рейтинг, доминирующие факторы и т п)………;
- изучить, исследовать в определенном аспекте (влияние, последствия, взаимосвязи, процесс формирования и т п.)…..;
- уточнить (потребность в, необходимость и т п)…….

 

6. Гипотеза исследования

В данном разделе работы носят теоретический характер. Вы предполагаете наличие взаимосвязи между переменными, которые представляют основные характеристики объекта. Гипотезы требуют обоснования. Они могут быть сформулированы на основе предварительного экспертного опроса, обобщения целевых источников информации, анализа результатов изучения, предпринятого другими исследователями, теоретических положений.

Примеры:

Денежная культура семьи

 

Задача исследования: определить типы денежной культуры, наиболее свойственные представителям высокодоходной группы населения.

Гипотеза исследования: для представителей высокодоходной группы населения наиболее характерным является тип «время - деньги».

Этот тип денежной культуры – один из наиболее экономически рациональных, а значит, способен дать ощутимые результаты в плане денежных доходов, поэтому предполагается, что приверженцы этого типа имеют высокие доходы. С другой стороны, люди с высокими доходами ценят свое время и труд, поскольку знают их стоимость, и по этому признаку также, вероятно, принадлежат к типу «время - деньги».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.