Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Указатель имен 725






Стеклов, Д>. М. (1873—1941) — профессиональный револю-
ционер, автор ряда работ по истории революционного движения
в, России. — 572—620.

Стирлинг (Stirling), Джемс Хатчисон (1820—1909) — ан-
глийский философ, родоначальник английского неогегельян-
ства; по образованию врач. — 350.

Стобей (Stobaeus), Иоанн (ок. V в.) — греческий писатель,
составитель обширной компиляции из сочинений древних авто-
ров. — 309.

Сю (Sue), Эжен (1804—1857) — французский писатель, автор"
сентиментально-мещанских романов на социальные темы. — 17,
35, 38—40.

Т

Таггартсм. Мак Таггарт.

Тард (Tarde), Габриель (1843—1904) — французский буржуаз-
ный социолог, криминалист и психолог. — 508.

Тидеман (Tiedemann), Дитрих (1748—1803) — немецкий исто-
рик философии, шеститомное сочинение которого «Дух спекуля-
тивной философии...» служило Гегелю одним из источников при
чтении курса лекций по истории философии. — 244.

Томсон (Thomson), Джозеф Джон (1856—19i0) — английский
физик, известен исследованиями в области электричества и
магнетизма, открыл электрон (1897) и предложат одну из пер-
вых моделей атома; по своим философским взглядам — стихийный
материалист. — 340, 357.

Трейчке (Treitschke), Генрих (1834—1896) — немецкий реак-
ционный историк и публицист. — 398.

Тренделенбург (Trendelenburg), Фридрих Адольф (1802—
1872) — немецкий философ и логик, идеалист; выступал с кри-
тикой философии Гегеля, особенно его диалектики. — 349.

Тургенев, И. С. (1818—1883) — русский писатель, по своим
политическим взглядам — либерал. — 535.

Гэн (Taine), Ипполит-Адольф (1828—1893) — французский
буржуазный литературовед, искусствовед, историк и философ-
позитивист. — 485.

У

Уоллес (Wallace), Уильям (1844—1897) — английский фило-
соф, видный представитель английского неогегельянства. —
347.


УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН

Утин, Н. И. (1840/41—1883) — русский революционер
в 1862 г. входил в центр «Земли и воли», поддерживал
связь с Н. Г. Чернышевским; в 1863 г. эмигрировал, в 1867—
вступил в I Интернационал; был лично знаком и вел переписку
с К. Марксом. — 610.

Ф

Фалес из Милета (ок. 624—547 до н. э.) — древнегреческий
философ-материалист, основатель милетской (ионической) шко-
лы. — 204, 222.

Фаухер (Faucher), Жюлъ (Юлиус) (1820—1878) — немецкий
публицист, младогегельянец. — 18.

Фейербах (Feuerbach), Людвиг Андреас (1804—1872) — немец-
кий философ-материалист и атеист; несмотря на ограниченный,
созерцательный характер фейербаховского материализма, он
послужил одним из теоретических источников марксистской
философии. — 14, 16, 22—23, 29, 32, 43—64, 67—76, 112, 139,
161, 246, 257, 271, 286, 301, 305, 306, 309, 321, 346, 351—352,
359, 365, 373, 378, 391, 402, 422, 423, 443, 455, 458, 549, 551,
552, 575, 577, 603.

Ферворн (Verworn), Макс (1863—1921) — немецкий физиолог
и биолог; в философии — эклектик, был близок к махизму. —.
353—354.

Фёрстер (Forster), Фридрих Христофор (1791—1868) — немец-
кий писатель и историк, гегельянец; вместе с Боуманом редак-
тировал XVI и XVII тома посмертного издания Сочинений
Гегеля, куда вошли статьи по различным вопросам. — 79.

Физо (Fizeau), Ипполит-Луи (1819—1896) — французский
физик, известен работами в области оптики; впервые измерил
скорость света в земных условиях методом вращающегося зуб-
чатого диска. — 357.

Филон Александрийский (Philo) (ок. 25 до н. э. — 50 н. э.) —
античный философ, глава иудейско-александрийской школы, пы-
тавшийся соединить иудейскую веру с платонизмом и стоициз-
мом; мистицизм Филона оказал значительное влияние на хри-
стианскую теологию. — 277, 309, 312, 316.

Фихте (Fichte), Иоганн Готлиб (1762—1814) — немецкий
философ, субъективный идеалист, представитель классической
немецкой философии. — 32, 75, 87, 103, 117, 217, 294, 467, 527,

Фишер (Fischer), Куно (1824—1907) — немецкий буржуазный
историк философии, гегельянец, автор фундаментальной «Исто-
рии новой философии». — 141, 158.


указа т ель и мен 727

Фишер (Fischer), М. — 340.

Фишер (Fischer), Фридрих (1801—1853) — профессор филосо-
фии в Базеле. — 331332.

Фогт (Vogt), Карл (1817—1895) — немецкий естествоиспыта-
тель, вульгарный материалист; автор ряда работ по зоологии,
геологии и физиологии. — 375.

Фолъкман (Volkmann), Пауль (1856 — ок. 1938) ■ —. профессор
теоретической физики в Кенигсберге, в философии»— идеалист
и эклектик. — 321, 353, 357.

Форель (Forel), Август (1848—1931) — швейцарский невро-
патолог, психиатр и энтомолог. — 352.

Фриз (de-Vries), Гуго де (1848—1935) — нидерландский бота-
ник, антидарвинист, создатель пангенезисной и мутационной
теорий. — 501,

Фуко (Foucault), Жаи-Бернар-Леон (1819—1868) — француз-
ский физик; осуществил опыт с маятником, наглядно показы-
вающий суточное вращение Земли; измерил скорость света в воз-
духе и в воде методом быстро вращающегося зеркала. — 357.

Фурье (Fourier), Шарль (1772—1837) — великий французский
социалист-утопист. — 18, 19, 32, 35, 38, 39, 540, 587,

X

Халкидий (Chalcidius) (IV в.) — неоплатоник, перевел на
латинский язык диалог Платона «Тимей» и написал к нему ком-
ментарий. — 311, 313.

Хиббен (Hibben), Джон Грир (1861—1933) — американский
логик. — 348.

Ц

Цезарь (Caesar), Гай Юлий (ок. 100—44 до н. э.) — римский
полководец и государственный деятель. — 286287,

Цицерон (Cicero), Марк Туллий (106—43 до н. э.) — римский
государственный деятель, выдающийся оратор, философ-эклек-
тик. — 310—311, 315.

Ч

Чемберлен (Chamberlain), Хаустон Стюарт (1855—1927) —
реакционный философ-неокантианец, социолог-расист, проповед-
ник идей мирового господства германских империалистов, одиз
из главных предшественников фашистской идеологии. — 341,


728 указатель имен

Чернов, В. М. (1876—1952) — один из лидеров и теоретиков
партии эсеров, в философии — эклектик и агностик. — 182,
232, 581.

Чернышевский, Н. Г. (1828—1889) — великий русский рево-
люционный демократ, социалист-утопист, философ-материалист,
писатель и литературный критик, вождь революционно-демокра-
тического движения 60-х гг. в России; философские взгляды
Чернышевского являются вершиной домарксовой материалисти-
ческой философии. — 58, 64, 534—542, 543—555, 556—571,
572—620.

Ш

IIIазанов, В. Н. (1839—1902) — участник революционного
движения 60-х гг.; в 1866 г. был арестован, приговорен к каторге
и поселению в Сибири, каторжные работы в 1867—1871 гг.
отбывал в Александровском заводе, где находился и Н. Г. Чер-
нышевский. — 602, 609.

Жаден (Schaden), Эмиль Август (1814—1852) — профессор
философии Эрлангенского университета, мистик, выступал
с критикой Гегеля и Фейербаха. — 63.

Шаллер (Schaller), Юлиус (1807—1868) — профессор фило-
софии университета в Галле, гегельянец, выступал с критикой
материализма Фейербаха. — 63.

Швеглер (Schwegler), Альберт (1819—1857) — немецкий тео-
лог, философ, филолог и историк. — 318, 325, 329, 331.

Шекспир (Shakespeare), Уильям (1564—1616) — великий анг-
лийский писатель. — 17.

Шелгунов, Н. В. (1824—1891) — русский публицист и фило-
соф-материалист, революционный демократ, последователь и
соратник Н. Г. Чернышевского. — 610.

Шелига (Szeliga) — псевдоним Франца Цыхлинского (Zyeh-
lincki) (1816—1900), прусского офицера, младогегельянца, со-
трудника периодических изданий Б. Бауэра. — 1617.

Шеллинг (Schelling), Фридрих Вильгельм Иозеф (1775—1854) —
немецкий философ-идеалист, представитель классической не-
мецкой философии; разработал объективно-идеалистическую
«философию тождества»; в последний период деятельности про-
поведовал религиозно-мистическую философию откровения, став
официальным идеологом королевской Пруссии. — 76, 216, 467.

Шиллер (Schiller), Фердинанд Каннинг Скотт (1864—1937) —
английский буржуазный философ, видный представитель праг-
матизма. — 343—344, 345, 501.


указатель имен 729

Шинц (Schinz), Макс (род. в 1864 г.) — приват-доцент, затем
профессор философии Цюрихского университета (до 1926). — 341.

Шлейермахер (Schleiermacher), Фридрих Даниэль Эрнст
(1768—1834) — немецкий теолог и философ-идеалист, роман-
тик. — 309.

Шмидт (Schmidt), Фердинанд Якоб (1860—1939) — немец-
кий буржуазный философ и педагог, фидеист; в теории дознания
был близок к Марбургской школе неокантианства и к имманен-
там. — 348—349.

Шмитт (Schmitt), Эжен Генрих (1851—1916) — автор работы
«Тайна гегелевской диалектики, освещенной с конкретно-чувст-
венной точки зрения», написанной в ответ на объявление бер-
линским гегельянским Философским обществом премии за сочи-
нение о методе Гегеля; работа была признана выдающейся, однако
премии не получила за содержащиеся в ней «материализм и
сенсуализм»; впоследствии перешел на позиции мистицизма и
гностицизма. — 345, 350.

Шопенгауэр (Schopenhauer), Артур (1788—1860) — немецкий
философ-идеалист; реакционный волюнтаризм Шопенгауэра ока-
зал значительное влияние на развитие буржуазной философии
эпохи империализма. — 470.

Штейн (Stein), Людвиг (1859—1930) — немецкий социолог и
философ, редактор журнала «Archiv fur Geschichte der Philo-
sophie», автор ряда работ по истории философии. — 341.

Штраус (StrauB), Давид Фридрих (1808—1874) — немецкий
богослов и философ-идеалист, младогегельянец, автор книги
«Жизнь Иисуса», посвященной критике догматов христиан-
ства. — 32—33.

Штрихе (Strache), Гуго (1865—1925) — австрийский химик
и инженер. — 342.

Шулъце (Schulze), Готлоб Эрнст (1761—1833) — немецкий
философ-идеалист, последователь Д. Юма; пытался возродить
и модернизировать античный скептицизм; в истории философии
известен как Шульце-Энезидем. — 272, 273.

Шулъце (Schulze), Иоганнес (1786—1869) — немецкий педагог,
гегельянец; в посмертном издании Сочинений Гегеля редакти-
ровал «Феноменологию духа». — 79.

Шулятиков, В. М. (1872—1912) — русский литературный
критик, большевик; выступал против идеализма с позиций вуль-
гарного социологизма, извращая тем самым марксизм, —
459—474.


730 указатель имен

Шуппе (Schuppe), Вильгельм (1836—1913) — немецкий фило-
соф, субъективный идеалист, глава реакционной имманентной
школы. — 345.

Э

Эббингауз (Ebbinghaus), Герман (1850—1909) — немецкий
буржуазный психолог, один из главных представителей экспе-
риментальной психологии. — 352.

Эдгарсм. Бауэр, Эдгар.

Эйлер (Euler), Леонард (1707—1783) — математик, физик и
астроном, член Петербургской и Берлинской академий наук;
большую часть жизни провел в России. — 108.

Энгельс (Engels), Фридрих (1820—1895) — один из осново-
положников научного коммунизма, вождь мирового пролета-
риата, друг и соратник К. Маркса (см. статью В. И. Ленина
«Фридрих Энгельс» — Сочинения, 5 изд., том 2, стр. 1—14). —
7—8, 22-23, 45, 47, 51, 58, 93, 97, 107, 108, 127, 141, 151,
215, 232, 236, 257, 283, 288, 289, 305, 316, 366, 388, 391, 419,
422, 428, 435, 440, 455—456, 457, 530, 548, 575, 577, 588.

Эпикур (ок. 341—270 до н. э.) — древнегреческий философ-
материалист, атеист, последователь Демокрита. — 263271,
309, 544.

Эратосфен (ок. 276—194 до н. э.) — древнегреческий матема-
тик, астроном и географ; впервые приближенно определил раз-
меры дуги земного меридиана. — 355.

Ю

Юм (Hume), Давид (1711—1776) — английский буржуазный
философ, субъективный идеалист, агностик; историк и эконо-
мист. — 120, 187, 321, 336, 466, 527, 529.

Я

Якоби (Jacobi), Фридрих Генрих (1743—1819) — немецкий
философ, идеалист и метафизик, теист; выступал против рацио-
нализма в защиту веры и чувственной интуиции, считая их наи-
более достоверными путями познания. — 192.

Яковлев, В. Я.см. Бо1учарский, В. Я,


указатель имен 731

А

Aristotelesсм. Аристотель

В

Balfourсм. Бальфур, Артур Джемс
Bauer, Brunoсм. Бауэр, Бруно
Boyle, Pierreсм. Бейль, Пьер
Benard, Ch.см. Бенар, Шарль
Benthamсм. Бентам, Иеремия
Berzeliusсм. Берцелиус, Иёнс Якоб
Bradleyсм. Брэдли, Фрэнсис Герберт
Bruno — см. Бауэр, Бруно

С

Caird — см. Кэрд, Эдуард

Carnotсм. Карно, Лазар-Никола

Casarсм. Цезарь, Гай Юлий

Chamberlain, Н. St. — см. Чемберлен, Хаустон Стюарт

Ciceroсм. Цицерон, Марк Туллий

Claubergсм. Клауберг, Иоганн

Clemensсм. Клемент Александрийский

Cohenсм. Коген, Герман

Collinsсм. Коллинз, Энтони

Cornu, Alfredсм. Корню, Альфред

Cowardсм. Кауард, Уильям

D

ВНатусм. Дезами, Теодор
Dietzgenсм. Дицген, Иосиф
Diltheyсм. Дильтей, Вильгельм


732 указатель имен

Diogenes Laertiusсм. Диоген Лаэрций
Dodwellсм. Додуэлл, Генри
Duns Scotusсм. Дуне Скот

Е

Engelsсм. Энгельс, Фридрих
Eulerсм. Эйлер, Леонард

F

Fischer, Friedrichсм. Фишер, Фридрих
Fizeauсм. Физо, Ипполит-Луи
Foucaultсм. Фуко, Жан-Бернар-Леон

G

Gayсм. Гей, Жюль
Gomperzсм. Гомперц, Теодор
Griinсм. Грюн, Карл

Н

Hartley — см. Гартли, Дэвид

Hegel — см. Гегель, Георг Вильгельм Фридрих

Hegesiasсм. Гегезий

Helvitiusсм. Гельвеций, Клод-Адриан

Herbartсм. Гербарт, Иоганн Фридрих

Holbachсм. Гольбах, Поль-Анри-Дитрих

J

Jacobiсм. Якоби, Фридрих Генрих
James, W.см. Джемс, Уильям


указатель имен 733

L

Lagrangeсм. Лагранж, Жозеф-Луи

Lamettrieсм. Ламетри, Жюльен-Офре

Lasson, Adolfсм. Лассон, Адольф

Lawсм. Ло, Джон

Leibnizсм. Лейбниц, Готфрид Вильгельм

Leon, Xavierсм. Леон, Ксавье

Leroyсм. Леруа, Гендрик

Leukippсм. Левкипп

Lotzeсм. Лотце, Рудольф Г е рман

Loustalotсм. Лустало, Элизе

М

Mariano, Raff.см. Мариано, Рафаэле
Marx, К.см. Маркс, Карл

N
Nauwerkсм. Науверк, Карл
Nemesiosсм. Немезий
Newtonсм. Ньютон, Исаак
Norstrom, Vitalis — см. Норштрём, Виталий

О

Ostwaldсм. Оствальд, Вильгельм

Р

Pastoreсм. Пасторе, Аннибал

Perrotinсм. Перротен, Анри-Жозеф-Анастас

Plengeсм. Пленге, Ио г а н н


734 указатель имен

Prantlсм. Прантль, Карл
Priestleyсм. Пристли, Джозеф
Proudhonсм. Прудон, Пьер-Жозеф
Pythagorasсм. Пифагор

R

Renouvierсм. Ренувье, Шарль-Бернар
Ribotсм. Рибо, Теодюль
Robinetсм. Робине, Жан-Батист
Rbmer, Olajсм. Рёмер, Оле Кристенсен
Rossler, Konstantinсм. Рёсслер, Константин

S
Schadenсм. Шаден, Эмиль Август
Schallerсм. Шаллер, Юлиус

Schellingсм. Шеллинг, Фридрих Вильгельм Йозеф
Schuppeсм. Шуппе, Вильгельм
Segond, J.см. Сегон, Жозеф-Луи-Поль
Sethсм. Сет, Эндрыо
Sextus Empiricusсм. Секст Эмпирик
Spinozaсм. Спиноза, Барух (Бенедикт)
Stobaeusсм. Стобей
Szeligaсм. Шелига

Т

Thomsonсм. Томсон, Джозеф Джон
Trendelenburg — см. Тренделенбург, Адольф


указатель имен 735

U
Ueberweg — Heinze — см. Ибервег, Фридрих и Гейнце, Макс

V

Veraсм. Вера, Августо

Volkmann, Р. — см. Фолькман, Пауль

W

Windelbandсм. Виндельбанд, Вильгельм
Wolfсм. Вольф, Христиан


ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ*

А

Абсолют - 93, 132, 140, 188, 218, 275, 322.

и сущность — 116.

А бсолютное

— и конечное — 188, 189.

— и конкретное — 210.

— и относительное — 131, 162, 317, 427—428, 446.

— есть части, ступени одного и того же мира — 95.

См. также Истина абсолютная и относительная, Реляти-
визм.

Абстрактное (абстракция) — 36, 50, 97, 121, 126, 130, 152
154, 158, 177, 207, 217, 234-235, 255, 271, 292, 308, 330,
387, 395.

— абстракции должны соответствовать действительному углуб-
лению нашего познания мира — 84.

— и возможность идеализма (= религии) — 330.

— и конкретное — 64, 83—84, 90—91, 96, 111, 133, 151—755,
162-163, 181, 184, 186-188, 190, 192, 210, 212-216, 221,
252, 298—301, 328, 348, 474.

 

— абстракции и «конкретное единство» противоположно-
стей — 181.

— бесконечная сумма общих понятий дает конкретное в его
полноте — 252.

— богаче всею самое конкретное — 212.

— всякая конкретная вещь, всякое конкретное нечто бывает
самим собой и другим — 124.

— конкретное и абсолютное — 210.

научные абстракции отражают природу глубже, вернее,
полнее — 152.

* В указателе расписан весь текст I и II разделов тома и подчерк-
нутый текст — из III раздела; курсивом выделены страницы, на кото-
рых данное понятие либо встречается в ленинском тексте, либо имеется
определенная его оценка В, И. Лениным,


предметный указатель 737

— образование абстракций — 48, 160—161, 164, 177, 187— 188,
215—216.

уже включает в себя сознание закономерности объектив-
ной связи мира — 160.

— «пустая» абстракция — 17, 19, 63, 83—84, 91, 97, 134—135.

— и философия — 14, 221.
См. также Восхождение.

Агностицизм — 52, 138, 161, 277, 344, 410.

— естествоиспытателей — 416—418, 444, 478.

— Канта — см. Кант и кантианство.

— неокантианцев — 161, 349.

— и позитивизм — 295—296.

— А. Рея - 493, 509, 525.

— как «стыдливый материализм» — 497.

Аксиома172, 198.

Анализ — 189—190, 211, 472, 474.

— дедуктивный и индуктивный, логический и исторический —
302.

— понятий — 9899.

— требует всегда изучения движения понятий, их связи,
их взаимопереходов — 227.

— проверка фактами, практикой в каждом шаге анализа — 302.

— процесса познания — 186, 193; см. также Познание.

— и синтез — 191—192, 201—202, 211, 215—216, 218, 257.

в «Капитале» — 216, 301—302, 318.

— в химии — 216.

Аналогия - 162, 164—165, 267, 314, 474.

— и индукция — 162.

Антагонизм — 11 —12.

Антиномии — 106—107, 160, 168, 192, 233.

Антропологический принцип в философии64, 576.

Апории — 110, 230—233.

Апперцепциясм. Трансцендентальное единство апперцепции.

Априоризм — И—12, 268, 420, 425—426.

Аристотель — 254—262, 325—331.

— и Гераклит — 316, 326.

— его значение в развитии логики — 156, 163, 326.

— его колебания между идеализмом и материализмом — 257-~
262, 327—328.

— критика учения Платона об идеях — 254255, 326327.

— о начале научного познания — 82.

Астрономия308, 340, 355—356,
Атараксия — 272—273.


738 предметный указатель

Атеизм — 30, 52.

— «просветительский» Фейербаха — 57.

— и религия — 54, 59, 336, 381, 405—406.

Атом — 68, 343, 445, 495, 533.

— бесконечность атома — 442.

— у Демокрита — 356.

— и единство конечного и бесконечного — 100.

— у Левкшша — 237—239.

— у пифагорейцев — 224.

— и пустота — 104, 239.

— у Эпикура — 265—266, 271.

Атомистика — 238—239, 340, 498, 503.
Атрибутсм. Субстанция и атрибут.

Б

Бабувизм — 27, 32.

Бесконечность (бесконечное)

— атома — 442.

— дурная — 100, 199.

— и конечное — см. Конечное и бесконечное.

— в математике — 96, 107108.

— материи — 100.

Бессознательное — 507.

Биология — 127, 308, 339, 341, 501—502; см. также Дарви-
низ м.

Благо (добро) — 58, 193, 195—200.

Бог — 133, 153, 257, 266, 317, 329—330.

— И. Дицген о боге — 385, 406, 444.

— у неоплатоников — 277278.

— онтологическое доказательство бытия бога — 71, 166. ■

— развитие представлений о боге — 227—228, 271, 286, 454.

— Фейербах о боге — 44—45, 48—57, 59— 60, 63, 139, 271.

— в философии Аристотеля — 255.

— в философии Гегеля — 93, 139, 152, 215, 255, 267—268, 283.

— в философии Лейбница — 75.

— и философия Гераклита — 309, 311, 313—314.
См. также Религия.

Буржуазная критика марксизма336, 349, 360362.

Бытие — 15, 86, 92—93, 94—97, 103, 105, 106, 112, 115—117,
119, 125, 140, 142, 145, 149, 150, 158, 165, 241, 261, 314.

— и вещь в себе — 133—134.

— для себя бытие — 193—195.


предметный указатель 739

конкретное и диалектический метод — 214.

и мышление — 34, 49, 60, 64, 109, 152—153, 165, 182, 209,

226, 229, 232-233, 329, 331, 389, 415, 452, 455—456.

наличное — 15, 94, 96, 103, 186.

и небытие — 93, 95, 98, 110, 118, 196, 234, 247, 277, 310.

— бытие вообще — значит такая неопределенность, что
бытие = небытию — 99.

— единство (тождество) бытия и небытия — 256, 326.

— как «исчезающие моменты» — 245, 252.
и сознание — 13, 30, 75, 242, 244.

— бытие вещей вне сознания человека и независимо от
него — 265.

— действительная история есть база, основа, бытие, за
коим идет сознание — 237.

и сущность - 115—116, 149—150, 165, 298.

относительность их различия — 180.

переход от бытия к сущности (в «Науке логики») — 114.
человека — 184, 549.

См. также Действительность, Мир, Объективное, Реальность
(реальное).

В

Верасм. Знание и вера, Религия.

Вещь в себе — 87, 97, 329—330, 524, 531.

— и бытие — 133—134.

— вообще есть пустая, безжизненная абстракция — 8384,
91 97.

— Гегель'о вещи в себе — 83, 91, 117, 129, 154—155, 187—190.

— Гегель за познаваемость вещей в себе — 154.

— И. Дицген о вещи в себе — 400, 413, 426, 451.

— и ее превращение в вещь для других — 97.

— и явление — 103, 133-755, 187, 227, 426.

Взаимодействиесм. Связь.
Взаимозависимость (взаимосвязь)см. Связь.

Видимость (кажимость) — 10, 26, 116120, 135, 145, 171.

— деятельность человека изменяет внешнюю действительность
и отнимает у нее черты кажимости — 199.

— и небытие — 116, 119.

— объективность видимости (кажимости) — 8990, 117, 120.

— и сущность — 116, 118—119.

— кажимость есть отражение сущности в себе самой — 119.

— человечного в отношениях частной собственности — 8—13.

Витализм — 341, 358, 499—500.

Внешнее и внутреннее — 142, 168, 170, 210.

— и начало — 139.


740 предметный указатель

Возможность — 140, 208, 330.

— и действительность — 140—./47, 180, 327.

— в истории — 287.

— отлета фантазии от жизни — 330.

— и случайность — 287. _

Волюнтаризм341.

Воля — 190, 197—198.

Воображение — 55, 150.

Восприятие — 73, 150, 161, 264, 417, 544.

Восхождение

— от абстрактного к конкретному — 9091, 160161, 177,
212-213, 218, 252,
268, 298—301.

— от конкретного к абстрактному — 111, 152—153, 187, 215—
216, 298—301.

— восходя от конкретного к абстрактному, мышление не от-
ходит от истины, а подходит к ней — 152—153.

См. также Абстрактное (абстракция).

Время — 49, 50, 233, 235, 310.

— есть форма бытия объективной реальности — 209.

— понятие времени производив от движения — 50.

— и пространство — 49—50, 70, 205, 209, 230—232, 382.

— движение есть сущность времени и пространства — 231.

Вселенная — 70, 224, 313—314.

Всеобщеесм. Единичное, особенное и всеобщее.

Выведение — 63, 80, 211, 213, 216.

— категорий — 86.

Г

Гармония — 235.

— мира (у пифагорейцев) — 224.

Гегель Г. В. Ф.

— диалектика Гегеля — см. Диалектика идеалистическая.

— идеализм и мистика его философии — 16, 20—22, 29, 32—
33, 35, 37, 60, 80, 84, 88, 93, 103—105, 112, 114, 115, 132,
138—139, 140, 150—157, 158—159, 167—168, 185, 186, 198,
209, 222, 238-239, 254—263, 265—267, 277, 282—283, 285,
287, 289, 294, 298, 329,
442.

 

— «абстрактная и темная гегельянщина» (Энгельс) — 97,
127.

— бог в философии Гегеля — см. Бог.

— дань Гегеля формальной логике — 159.


предметный указатель 741

— Гегель не сумел понять диалектического перехода от
материи к движению и сознанию — 256.

— Гегель превозносит и жует мистику — идеализм в исто-
рии философии — 254.

— логику Гегеля нельзя применять в данном ее виде —
238.

— критика кантианства — 83—84, 87—88, 91, 106—107, 109,
120, Ш-135, 150—153, 155-159, 167—168, 174—176,
186-189, 190—192, 206, 213—214, 217, 233, 243-245, 247,
255,
275, 293, 295.

— Гегель опровергает Канта именно гносеологически — 151.

— и материализм — 90, 93, 95, 136, 142, 151, 185, 189—190,
197, 215, 238—239, 248, 254, 257, 260^261, 265—268.

— зародыш диалектического материализма у Гегеля — 275.

— зачатки исторического материализма у Гегеля — 82, 109,
144, 171—172, 286-287.

 

— прнимание истории Гегелем — 20—21, 26, 35, 281290.

— рациональное в философии Гегеля — 16, 26, 29, 35, 37, 84,
104, 132, 144, 154, 160—162, 173, 174, 181, 184-185, 192—
193, 198, 204, 215—218, 238, 240, 251, 268, 271, 281—282,
284—285, 287, 289, 293, 295, 298—301, 321,
441—442, 454.

 

— Гегель гениально угадал, что логические формы, законы
есть отражение объективного мира — 162.

— Гегель гениально угадал диалектику вещей в диалек-
тике понятий — 178—179.

— Гегель берет свое саморазвитие понятий, категорий в
связи со всей историей философии — 104.

— зерно глубокой истины в мистической шелухе гегельян-
щины — 126—127, 138—139.

— в истории философии Гегель прослеживает преимущест-
венно диалектическое — 223.

— нельзя вполне понять «Капитал» Маркса, не поняв всей
Логики Гегеля — 162.

См. также Неогегельянство.

Гипотеза — 213, 225, 268, 354, 498.

— и индукция — 162.

— и опыт — 153—154, 192.

Гносеологические корни идеализмасм. Идеализм.
Гносеологиясм. Теория познания.
Гностицизм — 277.
Гомеомерии240241.

Государство — 26—28, 283, 288, 609.

— республика Платона — 251, 254.

Граница90, 98—100, 107, 110, 118, 231—232.
Гуманизм — 29, 32.


742 предметный указатель

Д

Данное117, 120, 171, 238, 506, 513, 524.

— и сущность — 120.

Дарвинизм - 127, 437, 439, 444—445, 454.

Движение - 97, 119, 131—132, 211, 218, 229—233, 255, 391,
467, 495.

— атомов (по Эпикуру) — 266.

— и время — 50.

— есть единство непрерывности и прерывности (времени и
пространства) — 231.

— выражение движения в логике понятий — 98—99, 131—
132, 160—161,
193, 205—207, 209, 229—233, 308, 337.

 

— изображение движения мыслью есть всегда огрубле-
ние — 233.

— понятия как учеты отдельных сторон движения — 132.

— законы движения вещей — 86.

— мира и мышления — 156.

— истории — 144145.

— и материя — см. Материя.

— и момент — 182, 232, 252.

— познания — см. Познание.

— понятий — см. Понятие.

— и причинность — 144—145.

— и противоречие — 125—128, 193, 231—232, 308, 318.

— движение есть противоречие, есть единство противоре-
чий — 231.

и самодвижение — 88, 125—128, 137, 168, 202, 210, 317.

— условие познания всех процессов мира в их «самодви-
жении» есть познание их как единства противоположно-
стей — 317.

— есть сущность времени и пространства — 231.

— в философии Аристотеля — 329.

— в философии Гераклита — 308, 310, 313.

— и энергия — 46. -
См. также
Развитие.

Дедукциясм. Индукция и дедукция.

Деизм — 373.

Действительность — 50, НО—141, 180, 287, 327, 397, 517,
551-552.

— и возможность — см. Возможность и действительность,

— временная и случайная — 175.

— и диалектика — 181.

— и идеи (по Канту) — 175.

— и искусство — 53.

— и истина — см. Истина.


предметный указатель 743

— и мышление — 60, 64, 288.

— и необходимость — 141 142.

— и отношение — 133.

— познание действительности — 141, 321, 491, 523; см. также
Познание.

— и практика — 195, 199.

— стороны, моменты действительности — 141, 178, 232.

— и субъект — 194197.

— и существование — 141.

— и сущность — 116.

— и фантазия — 330, 441.

— и цель — 195.

— и чувственность — 44, 46.

См. также Бытие, Мир, Реальность (реал ь н о е).

Демократия (буржуазная) — 56, 298.
Дефиниция
см. Определение.

Диалектика — 76, 106, 174, 201—212, 298, 316—318, 321—322,
360,
375, 390-391, 429, 443, 445, 454.

— и антидиалектика — 209, 231.

— вещей создает диалектику идей, а не наоборот — 178.

— Гегеля как обобщение истории мысли — 298.

— дух и суть диалектики: но абстрактное, а конкретное —
91.

— н естествознание — см. Естествознание.

— идеалистическая — 22, 67—68, 70, 169—171, 178—179, 211,
233, 293, 305, 348, 440.

— в философии Канта — 89, 192, 204, 206, 233.

— история диалектики — 204—206, 209, 223, 226—237, 244,
276, 307—309, 316, 318, 321, 326—327.

— и история науки — 316.

— критерий диалектики — 139, 316.

— как логика и теория познания — 80, 131, 174, 204, 215,
298—301, 314, 316—318, 321—322, 329—330,
407.

 

— диалектика и есть теория познания (Гегеля и) марксиз-
ма — 321.

— в «Капитале» применена к одной науке логика, диалек-
тика и теория познания [не надо 3-х слов: это одно и
то же] — 301.

— материалистическая — 138, 169—171, 178—179, 181, 229,
256, 267, 291, 298—302, 305, 316—322.

— продолжение дела Гегеля и Маркса должно состоять
в диалектической обработке истории человеческой мысли,
науки и техники — 131.

— и метафизика (антидиалектика) — 209, 248, 256, 317, 321—
322.

— объективная п субъективная — 88, 100, 178—179, 181—182,
189—190, 204, 208, 228—229, 234, 246, 252-253, 256,
317.


744 предметный указатель

Диалектика (продолжение)

— определения диалектики — 90, 201—204, 212, 223, 226—227,
234, 245,
248,
276, 456.

— диалектика есть учение о единстве противоположно-
стей — 203.

— диалектика есть учение о том, как становятся тождест-
венными противоположности — 98.

— диалектика есть изучение противоречия в самой сущности
предметов — 227.

— диалектика есть правильное отражение вечного развития
мира — 99.

 

— познания — см. Познание.

— и политическая экономия — см. Политическая экономия.

— понятий — 267.

— и ее материалистические корни — 181; см. также Понятие.

— и софистика — 96, 204, 228, 247, 308, 315, 317.

— отличие субъективизма (скептицизма и софистики) от
диалектики — 317.

— «троичность» диалектики есть ее внешняя, поверхностная
сторона — 210.

— и эволюция — 229, 316—317.

— элементы диалектики — 202203, 321.

См. также Абстрактное и конкретное, Движение, Единичное,
особенное и всеобщее, Качество и количество, Противопо-
ложность, Противоречие, Отрицание отрицания, Развитие.

Диалектический материализмсм. Материализм диалектиче-
ский.

Диалектический методсм. Диалектика, Метод.

Дифференциальное исчислениесм. Математика.

Добросм. Благо.

Догматизм — 275—276, 336.

— здравого смысла — 275.

— Канта — 275, 294—296.

Дуализм — 103, 337—338, 379.

Душа (дух) — 72, 80, 89, 118, 167— 168.

— и материя — см. Материя и дух.

— и тело — 52-53, 56-57, 75, 180, 182, 379.

 

— в философии Аристотеля — 260261.

— в философии Гераклита — 313.

— в философии Эпикура — 266, 271.

Е

Единичное, особенное и всеобщее90, 111, 131132, 158161,
181, 208, 212, 217, 268, 309, 314, 327.

— всеобщее и необходимость — 72, 237.
См. также
Отдельное и общее.


предметный указатель 745

Единство

— всеобщий принцип единства мира, природы, движения, ма-
терин — 229.

— и борьба противоположностей — см. Противоположность.

— и многообразие — 191, 208, 418.

— и связь, взаимозависимость и цельность мирового про-
цесса — 135.

Естествознание — 33—34, 353—356, 358, 359, 367.

— агностицизм естествоиспытателей — 416—418, 444, 478.

— и атомистика — см. Атомистика.

— и диалектика — 236, 298, 317, 321..

— история естествознания — 143, 265268.

— и общественные науки — 316, 361, 365.

— и философия — 29, 31, 52, 79, 88, 130, 353—354, 355—356,
407, 435, 441, 443-Ш, 545, 575.

См. также Наука.

Ж

Жизнь — 97, 119, 183—185, 202, 330, 354.

— и абстрактное тождество — 126.

— и диалектика — 182.

— и идея универсального движения — 127.

— и логика п теория познания — 80, 183184, 282.

мысль включить жизнь в логику понятна и гениальна —
184.

— и мозг — 183.

— и понятие (в логике Гегеля) — 151.

— и противоречие — 125, 128, 210.

— и самодвижение — 210.

— как ступень развития истины — 182— 183.

Закон — 135—138, 152, 167, 192, 216, 240-241, 314, 330.

— движения вещей — 86.

— истории — 251.

— и мера — 111.

— как момент, ступень процесса познания — 111, 135, 152,
164, 252,
268.

— законы мышления — см. Логика, Мышление.

— и необходимость — 167—168, 241, 251, 255.

— общие законы движения мира и мышления — 84, 156, 309, 316.

— и опыт — 268.

— природы — 142, 169—171, 240, 258, 330, 491.

— и сущность — 136—138, 298.

— закон есть отношение сущностей — 138.

— есть форма отражения природы в познании человека — 164.

— и явление — 135138.

~- явление богаче закона — 137,


746 предметный указатель

Закономерность — 83, 142, 163—164, 292, 311, 532.

— объективной связи мира — 160161.

— универсальная закономерность вечно движущейся и разви-
вающейся природы — 164.

Здравый смысл244245.

— догматизм здравого смысла — 275.

— несогласие с здравым смыслом есть гнилая причуда идеа-
листа — 263.

— и чувственная очевидность — 205—206.
См. также Рассудок.

Знание — 173, 314, 331, 384, 513.

— и вера — 91, 336, 368, 379, 398—400; см. также Наука и
религия.

— движение сознания к абсолютному знанию (в «Феноменоло-
гии духа») — 87—88.

— относительность всякого знания и абсолютное содержание
в каждом шаге познания вперед — 162.

См. также Познание.

И

Идеализм - 8, 17, 255, 262, 266, 271, 291, 322, 326, 329-330,
337, 341,
344-345, 358, 380, 395—396, 400, 429, 438, 461,
466,
489, 510.

— абсолютный — см. Гегель Г. В. Ф.

— гносеологические и классовые корни идеализма — 255, 322,
329—330, 354.

— возможность идеализма (= религии) дана уже в первой,
элементарной абстракции — 330.

— диалектический — 248; см также Диалектика идеалисти-
ческая.

— Канта — см. Кант и кантианство.

— Лейбница — <? £, 70-71, 75, 117.

— и материализм — см. Материализм и идеализм. „,,

— младогегельянцев — 17, 20—22, 32—33.

— неоплатоников и современный агностицизм — 277.

— объективный — 150—151, 250, 467.

— и понятие энергии — 348.

— субъективный — 189, 240, 243, 245, 250, 260, 332, 467, 509.

— философский есть дорога к поповщине — 322.
См. также
Критика буржуазной философии.

Идеальноесм. Материальное и идеальное.

Идея — 18-19, 31, 72, 253, 329—330.

— абсолютная - 182-Ш, 193, 200, 217.

— диалектика вещей создает диалектику идей, а не наобо-
р
от - 178.


предметный указатель 747

— и интерес — 18, 251.

— логическая — 163164.

— и практика — 27.

— в философии Гегеля — 151, 155, 157, 165, 173, 174—175
176—178, 180, 182-183, 2U-215, 290.

— в философии Платона — 251, 254—255, 277—278, 326—327.
См. также
Абстрактное, Категории, Понятие.

Изменениесм. Движение, Развитие.

Индукция — 73, 383—384.

— и аналогия — 162.

— и гипотеза — 162.

в дедукция — 131, 191, 302, 366.

— в «Капитале» — 131.

— и опыт — 161— 162.

Интегральное исчислениесм. Математика.

Интерес

— и идея — 18, 251.

— в истории — 251, 283, 289—290.

Интуитивизм — 345.
Ионийцы — 222, 223.

Искусство

— и действительность — 53.
См. также Музыка.

Исследование и изложение318.

Истина — 88, 154—156, 169, 229, 301, 514, 525, 551.

— абсолютная и относительная — 164, 180—181, 228—229,
423-424, 493, 517—518.

— относительность всякого знания и абсолютное содержа-
ние в каждом шаге познания вперед — 162.

— абстрактная — 217, 221; см. также Абстрактное.

— и действительность — 197200.

— истина реализуется лишь в совокупности сторон дейст-
вительности — 178.

— диалектический путь познания истины — 152153, 183.

— и заблуждение — 515.

— и закон тождества — 121.

— конкретность истины — см. Абстрактное и конкретное.

— критерий истины — 173, 176—177, 183—184, 197—200, 210,
265, 312—313.

 

— Маркс непосредственно к Гегелю примыкает, вводя кри-
терий практики в теорию познания — 193.

— практика человека и человечества есть критерий объек-
тивности познания — 193.

— в практике и технике проверяется правильность отраже-
ния природы человеком — 183,



предметный указатель


Истина (продолжение)

— и непосредственное — 115, 213—214, 253.

— и объект - 123, 167, 175, 427-428.

— объективная — 174, 183—184, 193, 197—201, 380, 386, 441.

 

— от субъективного понятия и субъективной цели к объек-
тивной истине — 173.

— ход познания приводит его к объективной истине — 189.

— и явление — 187.

 

— определение истины — 155, 262.

— и правильность — 179.

— и практика — см. Практика.

— как предмет понятия — 150.

— и представление — 256—257, 262.

— есть процесс — 183.

— складывается из совокупности всех сторон явления, дейст-
вительности и их взаимоотношения — 178.

— ступени развития истины — 182—755.

— в философии Канта — си. Кант и кантианство.
См. также Познание.

Историзм — 72, 222, 237.

Исторический материализмсм. Материализм исторический.

Историческоесм. Логическое и историческое.

История - 7-8, 17-18, 72, 251-252, 281-290, 298, 555, 566.

— есть база, основа, бытие, за коим идет сознание — 237.

— возможность и действительность в истории — 287.

— движение истории — 144.

— закон истории и частные цели — 251.

— и интерес — см. Интерес.

— материалистическое понимание истории — 13, 16—17, 18,
20, 22—23, 24—26, 27, 30, 33—34, 301; см. также Материа-
лизм исторический.

— и мысль о превращении идеального в реальное — 104.

— понимание истории Гегелем — см. Гегель Г. В. Ф.

— и природа — 283.

— и причинность — 143144.

— «внутренний дух» у Гегеля есть идеалистическое, мистиче-
ское, но очень глубокое указание на исторические при-
чины событий — 144.

— прогресс и регресс в истории — 18—20.

— противоречия в истории — 122, 286 —287.

— роль масс и личности в истории — 17—18, 19—23, 283, 565.

История философии — 28—32, 143, 243, 306—309, 314, 321 —
322, 325—326,
426-432, 459-474, 485, 519-520, 527.

— борьба материализма и идеализма в истории философии —
254; см. также Материализм и идеализм.


предметный указатель 749

— диалектика в истории философии — см. Диалектика.

— как наука — 30, 72, 158, 161, 221—222, 223, 233, 254,
305—307, 311, 321—322, 325, 335, 351-352, 391,
459-
474.

— и логика — 104, 221—222, 236—237; см. также Логическое
и историческое.

— и основной вопрос философии — 51.

— и развитие категорий — 104, 159, 221—222.

— роль скептицизма в истории философии — 106.

— за строгий историзм в истории философии — 222.

К

Кажимостьсм. Видимость.

Кант И. и кантианство — 138, 146, 150, 296, 359, 400—401,
429, 451.

агностицизм Канта — 83, 91, 116—117, 134—.Ш, 294.

— у Канта познание разгораживает природу и человека —
83.

— априоризм Канта — 71—72.

— о вере и знании — 91, 336.

— и Гегель — см. Гегель Г. В. Ф. Критика кантианства.

— и диалектика — 89, 192, 204, 206, 233.

— догматизм Канта — 275, 294—296.

— и картезианство — 7273.

— критика Канта и кантианства — 8384, 91, 150153, 155,
160—161, 174—176, 186-192, 213, 293-295, 329, 411, 413,
418, 425—427, 447.

— и Лейбниц — 71—72.

— и метафизика — 9798.

— о модальности — 109.

— и А. Пуанкаре — 480.

— субъективизм и скептицизм Канта — 88, 116—117, 120,
134-135, 187—189, 206, 217, 233, 243—245, 247, 250,
258.

— и формальная логика — 155—156; см. также Логика фор-
мальная.

См. также Антиномии, Вещь в себе, Неокантианство, Транс-
цендентальное, Трансцендентное.

Капитализмсм. Общество буржуазное.

Картезианство — 29—31.

— и Кант - 72—73.

Категории — 22, 109, 153, 325, 527—529.

— их антиномичность — 106.

— взаимопереходы категорий — 190191.

— выведение категорий — 86.

— логики Гегеля — 291—292, 297—298.


750 предметный указатель

Категории (продолжение)

— как определения сущего — 120.

— относительность категорий — 189.

— и практика — 82, 172, 177.

— развитие категорий — 229.

— и история философии — 104, 159, 221—222.

— как форма отражения объективной реальности — 8285,
164.

— категории логики есть моменты познания человеком
природы — 180.

— категории мышления как выражение закономерности
природы и человека — 83.

— категории суть ступеньки познания мира — 85.
См. также
Логика, Мышление, Познание, Понятие.

Каузальностьсм. Причина (причинность).

Качество — 96—97, 199.

— и количество — 106—107, 109, 301.

— переход качества в количество и наоборот — 103, 105,
107,
110—113, 203, 249; см. также Мера, Скачок.

— и определение — 94, 301.

— и ощущение — 73, 301.

Киники — 206.

Киренаики250251.

Классовые корни идеализмасм. Идеализм.

Классы и классовая борьба — 11 — 13, 39, 58, 287, 316, 322, 556,
562, 580, 594—597.

— пролетариат — 11—13, 15, 20, 464.

Количествосм. Качество и количество.

Коммунизм (теория) — 8, 16, 19—20, 23, 27, 29, 31—32, 34,
38; см. также Социализм научный.

— первобытный — 316.

См. также Общество коммунистическое.

Конечное — 95, 188—189, 192, 276.

— и абсолютное — 188189.

— и бесконечное — 98— 103, 180—182, 205, 208, 230—237,
276, 428, 518.

— есть части, ступени одного и того же мира — 95.

Конкретноесм. Абстрактное (абстракция) и конкретное.

Крепостное право — 534, 555, 598—599, 604, 606.

Критика буржуазной философии138, 160161, 182, 231, 232,
240, 251, 254, 291-296, 329-330, 335-338, 341,
344-345,
349, 355, 359, 398, 402, 405, 449.

Культура — 355.


предметный указатель 751

Л

Либерализм — 288, 535, 538, 553, 562—ЪЫ, 573, 591—597, 601,

615—620; см. также Народничество либеральное.
Личностьсм. История. Роль масс и личности в истории.
Логика — 79, 82, 87, 131, 160—162, 180—181, 207, 298, 347.

— Аристотеля есть запрос, искание, подход к логике Гегеля —
326.

— главное содержание логики есть отношения (= переходы =
противоречия) понятий — 178.

— и грамматика — 90.

— и движение — см. Движение.

— и диалектика — см. Диалектика' как логика и теория по-
знания.

— и жизнь — 80, 183—184, 382.

— мысль включить жизнь в логику понятна и гениальна —
184.

— законы логики — 162, 165, 298.

— есть знание во всем объеме его развития — 92.

— и история познания мира — 84, 156, 159.

 

— искусство оперировать с понятиями не прирождено, а
есть результат 2000-летнего развития естествознания
и философии — 236.

— логика и история философии — 104, 221—222, 236—237.

— в логике история мысли должна в общем и целом совпа-
дать с законами мышления — 298; см. также Логиче-
ское и историческое.

 

— категории логики — 172, 180; см. также Категории.

— и конкретные науки— 90—91, 150—151, 155, 183, 298.

— объективная и субъективная — 189190, 313, 326, 353.

— и практика — 172.

— практика человека, миллиарды раз повторяясь, закреп-
ляется в сознании фигурами логики — 198; см. также
Практика

— предмет логики — 86.

— и теория познания — 80, 92, 156, 163—164, 204, 238, 298—301.

 

— в «Капитале» применена к одной науке логика, диалек-
тика и теория познания [не надо 3-х слов: это одно и
то же] — 301.

— логика есть учение о познании, есть теория познания —
163.

— совпадение, так сказать, логики и гносеологии — 174.

— есть учение не о внешних формах мышления, а о законах
развития всего конкретного содержания мира и познания
его — 84.

См. также Диалектика, Мышление, Познание, Теория по-
знания.

Логика формальная — 85, 124, 156, 159, 163, 165.

— закон достаточного основания — 129—130.


752 предметный указатель

Логика формальная (продолжение)

— закон исключенного третьего — 123—124.

— закон противоречия — 124.

— закон тождества — 73, 85, 120—121, 208—209, 298.

— ограниченность формальной логики — 84, 88, 129—130,
155-156, 159, 165, 183, 191, 209.

— субъект и предикат — 432—433.

— суждение — 158— 159, 161, 181, 184, 201, 318-321.

— умозаключение — 158— 159, 161—163, 171—172, 191, 198,
201.

— фигуры формальной логики — 159.

— их аксиоматический характер — 172, 198.

Логическое и историческое84, 94, 95, 104, 159, 221 —222, 233,
237, 298, 302, 311, 314, 316, 321.

М

Маркс К. и Энгельс Ф.160—161, 289, 301—302, 305, 313,
318, 530, 575.

и Гегель - 8, 90, 93, 107, 108, 127, 131, 172, 215—216,
256, 286, 288—289, 298, 343, 361, 367, 390.

— Маркс непосредственно к Гегелю примыкает, вводя кри-
терий практики в теорию познания — 193.

— Маркс применил диалектику Гегеля в ее рациональной
форме к политической экономии — 160.

— нельзя вполне понять «Капитал» Маркса, не поняв всей
Логики Гегеля — 162.

 

— И. Дицген о Марксе и Энгельсе — 365, 388, 419, 422—423,
428, 435.

— критика буржуазной политической экономии — 8—10, 11,
15.

— критика младогегельянцев — 7—40.

— формирование мировоззрения — 8, 11—13, 15—16, 23—26,
306.

Математика — 107—108, 191, 223, 316, 328, 330— 331, 478—
480, 483-485, 489, 525.

— бесконечное в математике — 96, 107108.

— дифференциальное и интегральное исчисления — 108, 191,
316.

— и метафизика XVII в. — 30.

— и философия — 79, 88.
См. также Число.

Материализм — 64, 92—93, 197, 245, 257, 259—262, 265, 267,
353—354,
358, 361, 394, 409, 439, 448, 451, 454, 474, 503, 522.

— английский — 29—31.

— античный — 30, 461, 544.

— Гераклита - 235, 310-311, 313^315,


предметный указатель



— Демокрита — 239—240, 544.

— Левкшша — 237—239.

— в философии Аристотеля — 254—255, 257—262, 327—330.

— Эпикура — 263—271, 544.

 

— и атомистика — 238239; см. также Атом, Атомистика.

— вульгарный — 104, 161, 313, 338, 354, 372, 375, 432, 459—
474,
485, 519, 525.

— и идеализм — 23, 47, 51, 153, 161, 239—240, 250, 255, 257—
263, 265, 267,
292—294, 322, 329—330, 332, 335—336 343—
344, 353, 366—367, 379, 381, 384—385, 389, 397, 402, 405,
414, 435, 503, 518—520, 545, 562, 575, 577.

 

— колебания Аристотеля между материализмом и идеа-
лизмом — 257—262, 327—3-28.

— материализм выигрывает от взаимной критики идеали-
стов — 255.

— в «Науке логики» Гегеля — 215; см. также Гегель и
материализм.

— умный идеализм ближе к умному материализму, чем
глупый материализм — 248.

 

— метафизический — 248, 428—429, 431—434, 437, 440, 451.

— механический — 29—31, 335.

— «стыдливый» А. Рея — 497, 514, 517—518.

— французский — 28— 32, 528—529.

 

— два направления во французском материализме — 29.

— и естествознание — 29, 31.

— и социализм — 29, 31—32.

Материализм диалектический84, 86, 99, 248, 264, 301, 322,
383,
408, 428, 430—431, 437—440, 526, 528—529, 531—533.

— и Аристотель — 328.

— и Гегель - 250, 275, 301.

— начала диалектического материализма (у Гераклита) — 311.

— и естествознание — 354.

— и критика идеалистической философии — 161.

— почти вплотную подход к диалектическому материализму
(Эпикура) — 268.

— и А. Рей — 502, 515.

См. также Диалектика материалистическая.
Материализм исторический — 11—13, 127, 237, 289, 371, 388,
435, 455—457, 474, 513, 554.

— как одно из применений и развитии гениальных идей — зе-
рен, в зародыше имеющихся у Гегеля — 172.

— зачатки исторического материализма у Гегеля — 82, 109,
171—172, 282, 286—287.

 

— у Фейербаха — 53, 57—58.

— у Чернышевского — 58, 547, 549, 556—557, 562, 574,
579— 582.

Материальное и идеальное — 18, 19, 271, 408.

— различие идеального от материального тоже не безусловно —
104.


754 предметный указатель

Материя — 29, 152—153, 342, 358, 371, 383, 385, 408—409,
435-436, 438, 492, 496, 498, 519—520, 530-531.

— абстракция материи — 151.

— бесконечность материи — 100.

— всеобщий принцип единства мира, природы, движения, ма-
терии — 229.

— и движение — 31, ц 69, 130, 144—145, 329, 467.

 

— диалектический переход от материи к движению, от ма-
терии к сознанию — 256.

— их неразрывная (универсальная, абсолютная) связь — 67.

 

— и дух - 20, 47—48, 52-53, 337, 339, 367, 378—379, 389,
406, 408, 414, 420—421, 431, 433—435, 439—440, 503.

— идеалисты о материи — 68—69, 322, 400, 478, 485, 489,
500.

— у Лейбница материя нечто вроде инобытия души — 69.

— и мозг — 149, 164.

— переход от материи к сознанию диалектичен — 256,

— и ощущение — 544.

 

— и причинно-следственная связь — 143144.
■ — и свойство — 135.

— строение материи — 492, 526, 532—533.

— намек на строение материи у пифагорейцев — 224,

— и субстанция — 142.

— и форма — 129—130, 260, 328.

См. также Действительность, Мир, Природа.

Махизм — 52, 118, 120, 138, 161, 240, 244, 251, 342, 343, 344-
345, 353, 470—474, 481, 483, 492, 525.

Мера - 104, 109—114, 243, 249, 308, 322, 427—428, 431.

— и закон — 111.

— категории меры и сущности (в «Науке логики») — 109,

— узловая линия отношений меры — 111, 185,

Метафизика115, 188, 204, 232, 454.

— X. Вольфа — 192.

— и диалектика — см. Диалектика.

— кантианства — 9798.

— XVII века — 29-31.

См. также Материализм метафизический.
Метод

— абсолютный — 212.

— аналитический и синтетический — см. Анализ и синтез,

— диалектический — 146, 214—215, 318.

— и конкретное бытие — 214; см. также Диалектика,

— познания — 201.

— и система — 211.

— и содержание — 88, 218.

— философии — см. Философия,

Механика169—171, 308, 316,


предметный указатель 755

Мир — 95, 131—132, 137—138, 224, 238, 309, 327, 396, 409, 429,
449.

— и бог — 51—52; см. также Бог.

— и время и пространство — 49—50, 382.

— всеобщий принцип единства мира, природы, движения,
материи — 229.

— по Гераклиту — 311.

— единство и связь, взаимозависимость и цельность мирового
процесса — 135.

— естественный и гражданский (по Фейербаху) — 53.

— закономерная связь всего (процесса) мира — 92, 160,

— и идея (по Гегелю) — 165, 175.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.