Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечания 657






мечивает он (человек. — Ред.) свое собственное существо»
(«Лекции о сущности религии». Избранные философские
произведения, т. II, 1955, стр. 797). — 286.

152 В. И. Ленин имеет в виду следующее положение из работы
К. Маркса «Гражданская война во Франции»: «Вместо того,
чтобы один раз в три или в шесть лет решать, какой член
господствующего класса должен представлять и подавлять
народ в парламенте, вместо этого всеобщее избирательное
право должно было служить народу, организованному
в коммуны...» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд.,
т. 17, стр. 344). Это место Ленин использовал в своих работах
«Новое сенатское разъяснение», «О пролетарской милиции»,
«Государство и революция» (Сочинения, 5 изд., том 14,
стр. 143; том 31, стр. 287—288; том 33, стр. 45—46) и
других. — 288.

153 Конспект книги Ж. Ноэля «La logique de Hegel», 1897 («Ло-
гика Гегеля») написан в тетради «Философия» — последней
из серии «Тетрадки по философии» 1914 — 1915 годов —
после выписок из книги Л. Дармштедтера «Руководство по
истории естественных наук и техники» (см. настоящий
том, стр. 356—357). — 291.

154 «Revue de Metaphysique et de Morale» («Журнал Метафизики
и Морали») выходит в Париже с 1893 года; работа Ж. Ноэля
была напечатана в журнале в 1894—1896 годах. — 291.

155 Фрагмент «План диалектики (логики) Гегеля» написан
в тетради «Философия» после Конспекта книги Ж. Ноэля
«Логика Гегеля»; после фрагмента в тетради написаны
заметки о рецензии на книгу А. Э. Гааса «Дух эллинизма
в современной физике» и о книге Т. Липпса «Естествознание
и мировоззрение» (см. настоящий том, стр. 358).

Фрагмент написан на заключительном этапе работы
В. И. Ленина над философской проблематикой в 1914 —
1915 годах и содержит важнейшие положения диалектико-
материалистической теории познания (в частности, о соот-
ношении диалектики, логики и теории познания). Ленин,
очевидно, и позднее возвращался к фрагменту, о чем свиде-
тельствуют некоторые вставки, сделанные в тексте ру-
кописи. — 297.

156 Конспект книги Ф. Лассаля «Die Philosophic Herakleitos des
Dunklen von Ephesos»,
1858 («Философия Гераклита Темного
из Эфеса») написан в тетради «Философия» после заметки
о книге Т. Липпса «Естествознание и мировоззрение» (см.
настоящий том, стр. 358); вслед за Конспектом в тетради
написан фрагмент «К вопросу о диалектике».

Критикуя недостатки книги Лассаля, его философ-
ский идеализм, «списывание, рабское повторение Гегеля»


658 примечания

(настоящий том, стр. 306), Ленин подробно рассматривает
диалектические идеи Гераклита, который, по его словам,
дал «очень хорошее изложение начал диалектического мате-
риализма» (стр. 311). В Конспекте содержится ленинский
фрагмент о тех «областях знания», из которых «должна
сложиться теория познания и диалектика» (стр. 314). — 303.

167 В. И. Ленин имеет в виду свой Конспект «Лекций по истории
философии» Гегеля, в котором он приводит эту цитату (см,
настоящий том, стр. 234). — 305.

158 В. И. Ленин имеет в виду письмо Маркса к Энгельсу от

1 февраля 1858 года (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения,

2 изд., т. 29, стр. 221—224). Это письмо Ленин законспекти-
ровал при чтении четырехтомного немецкого издания Пе-
реписки Маркса и Энгельса (см. В. И. Ленин. Конспект
«Переписки К. Маркса и Ф. Энгельса 1844—1883 гг.». М.,
1959, стр. 33). — 305.

159 Упоминаемый здесь В. И. Ленинымотрывок из Плутарха напе-
чатан в переводе на русский язык в Ленинском сборнике XII,
1930, стр. 320. — 307.

160 Ариман — греческое наименование бога древнеперсидской
религии, олицетворяющего злое начало, вечный и неприми-
римый враг своего брата — доброго бога Ормузда. — 310.

161 Зенд-Авеста, или Авеста, — название древнеперсидских ре-
лигиозных книг, в которых изложена религия, по преда-
нию основанная пророком Заратустрой (Зороастром). — 310.

162 Здесь В. И. Ленин противопоставляет идеалистическому по-
ниманию критерия истины Ф. Лассалем взгляд К. Маркса,
который в «Тезисах о Фейербахе» сформулировал диалек-
тико-материалистическое понимание критерия истинности
знания: «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление
предметной истинностью, — писал Маркс, — вовсе не вопрос
теории, а практический вопрос. В практике должен доказать
человек истинность, т. е. действительность и мощь, посю-
сторонность своего мышления» (К. Маркс и Ф. Энгельс,
Сочинения, 2 изд., т. 3, стр. 1). — 313.

163 Ниже (стр. 315) В. И. Ленин говорит о неправомерном
смешении Платоном учения Гераклита со взглядами софистов
и о некритическом отношении к этому Ф. Лассаля. Русский
перевод диалога «Кратил» см. в книге: Платон. Сочинения,
ч. V, М., 1879, стр. 198—286. — 314.

164 Фрагмент «К вопросу о диалектике» написан в тетради «Фило-
софия» между Конспектом книги Лассаля о философии
Гераклита и Конспектом «Метафизики» Аристотеля; однако


примечания 659

имеющиеся в тексте фрагмента ссылки на «Метафизику»
дают основание полагать, что он был написан уже после
того, как В. И. Ленин прочел сочинение Аристотеля. Фраг-
мент «К вопросу о диалектике» является, таким образом,
своеобразным обобщением работы В. И. Ленина над фило-
софской проблематикой в 1914—1915 годах.

В этом фрагменте Ленин анализирует диалектический
закон единства и борьбы противоположностей, метафизиче-
скую и диалектическую концепции развития, категории
абсолютного и относительного, абстрактного и конкретного,
всеобщего, особенного и единичного, логического и истори-
ческого и другие, раскрывает диалектический характер
процесса познания, показывает гносеологические и классо-
вые корни идеализма. — 316.

165 См. также ленинский Конспект «Метафизики» Аристотеля
(настоящий том, стр. 326). — 316.

166 В. И. Ленин имеет в виду книгу П. Фолькмана «Erkennt-
nistheoretische Grundziige der Naturwissenschaften und Hire
Beziehungen zum Geistesleben der Gegenwart» («Теоретико-
познавательные основы естественных наук и их связь с ду-
ховной жизнью нашего времени»); указанное место нахо-
дится на стр. 35 второго издания книги, которое читал
Ленин (см. настоящий том, стр. 353); аналогичные места
Ленин отметил и при конспектировании «Лекций по истории
философии» Гегеля (см. настоящий том, стр. 221 и 233). — 321.

167 См. примечание 75. — 322,

168 Конспект книги Аристотеля «Метафизика», изданной в
1847 году А. Швеглером на греческом языке с немецким
переводом и комментариями, сделан В. И. Лениным в чи-
тальном зале Бернской библиотеки в 1915 году. Этим Конс-
пектом заканчиваются записи в тетради «Философия».
Конспектируя «Метафизику», в которой, по его словам, «за-
дето все, все категории» (настоящий том, стр. 325), Ленин
подчеркнул значение данной в ней критики идеалистиче-
ского учения Платона об идеях, отметил «запросы, искания»
Аристотеля, его подход к материализму и диалектике. В Кон-
спекте Ленин сравнивает различные формы философского
идеализма, раскрывает его гносеологические корни, обус-
ловленные «возможностью отлета фантазии от жизни», и
вместе с тем указывает на роль фантазии «в самой строгой
науке» (см. стр. 330). О «Метафизике» см. примечание 108. —
323.

169 См. Д. И. Писарев. «Промахи незрелой мысли» (Сочинения,
т. 3, 1956, стр. 147—151); эту же мысль Писарева и соот-
ветствующее место из его сочинения В. И, Ленин приводит







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.