Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечания 649






с у с пехами волновой теории света получило понятие свето-
вого э ф ира (X. Гюйгенс, О. Френель и др.); в дальнейшем
возникла гипотеза единого эфира. Еще в конце XIX —на-
чале XX века понятие эфира было общепринято в физике,
однако по мере развития науки оно приходило в противоре-
чие с новыми фактами. Несостоятельность гипотезы эфира
как универсальной механической среды была доказана
теорией относительности; рациональные моменты, содер-
жавшиеся в гипотезе эфира, нашли отражение в квантовой
теории поля (понятие вакуума). — 225.

110 Элеатская, или элейская, школа (конец VI—V в. до н. э.)
получила название от города Элей на юге Италии. Во взгля-
дах основателя школы Ксенофана были элементы материа-
лизма, но в воззрениях ее главною представителя Парменида
и его ученика Зенона господствует идеализм. В противо-
положность диалектическим представлениям ряда древне-
греческих философов, особенно Гераклита, об изменчивой
первооснове вещей, о противоречивости развития природы
элейская школа выдвинула учение о едином, неподвижном,
неизменном, однородном, непрерывном, вечном сущем.
«Бытие есть, небытия нет», утверждал Парменид; он же отри-
цал значение чувств как источника знания. Вместе с тем,
некоторые положения элеатов и особенно выдвинутые
Зеноном доказательства противоречивости движения (так
называемые апории Зенона), вопреки их метафизическим
выводам, сыграли положительную роль в развитии античной
диалектики, поставив вопрос о выражении в логических поня-
тиях противоречивого характера процесса движения. — 226.

111 Определение — развернутое понятие о предмете, характе-
ризующее его существенные стороны и связи с окружаю-
щим миром, закон его развития. Дефиниция, в данном
случае, — абстрактное, формально-логическое определение,
учитывающее лишь внешние признаки предмета. — 226.

112 В. И. Ленин приводит слова Ф. Энгельса из Предисловия
ко второму изданию «Анти-Дюринга» (см. К. Маркс и Ф. Эн-
гельс. Сочинения, 2 изд., т. 20, стр. 14). Ниже Ленин
излагает это место более подробно (см. настоящий том,
стр. 236). — 227.

113 Имеется в виду 39-й параграф VI книги сочинения Диогена
Лаэрцпя «Жизнь и учения людей, прославившихся в фило-
софии» (см. примечание 98) и 8-й параграф III книги сочи-
нения Секста Эмпирика «Pyrronische hypotyposen» («Пирро-
новн основоположения»), русский перевод которого вышел
отдельным изданием в 1913 году. Во втором издании «Лекций
по истории философии» Гегеля это продолжение анекдота
было опущено. — 230.


650 примечания

114 Имеется в виду произведение П. Бейля «Dictionnaire histori-
que et critique» («Словарь исторический и критический»);
первое издание вышло в 1697 году. — 230.

115 В. И. Ленин имеет в виду французский перевод первого
тома сочинения Т. Гомперца «Griechische Denker», 1896;
в русском переводе («Греческие мыслители», т. 1, Спб., 1911)
упомянутое место находится на 170—175 стр. — 231.

116 В. И. Ленин имеет в виду первый параграф работы В. М. Чер-
нова «Марксизм и трансцендентальная философия» (см.
примечание 94). — 232.

117 Гераклит (ок. 530—470 гг. до н. э.) жил раньше Зенона
Элейского (ок. 490—430 гг. до н. э.). Гегель рассматривает
Гераклита после элеатов потому, что его философия, осо-
бенно диалектика, была выше элейской, в частности, * выше
диалектики Зенона. Если в философии элеатов воплотилась,
по Гегелю, категория бытия, то философия Гераклита
явилась историческим выражением более высокой, конкрет-
ной, истинной категории становления. Это — один из при-
меров того, как Гегель «подгоняет» историю философии под
категории своей логики. Но вместе с тем он подметил здесь
действительную закономерность истории философии как
науки. Такое хронологическое смещение вполне правомерно
при рассмотрении истории формирования той или иной
стороны, категории современного философского знания,
поскольку при этом процесс ее развития выявляется в осво-
божденном от исторических случайностей виде. В фрагменте
«К вопросу о диалектике» В. И. Ленин, говоря о «кругах»
в философии, пишет: «Античная: от Демокрита до Платона
и диалектики Гераклита» и замечает при этом: «Обяза-
тельна ли хронология насчет лиц? Нет!» (настоящий том,
стр. 321). — 233.

118 Произведение «De mundo» («О мире»), включенное в со-
брание сочинений Аристотеля, написано после смерти
философа неизвестным автором в конце I или в начале
II в. н. э. — 235.

119 «Симпосион» («Пир») — диалог, посвященный вопросу о сущ-
ности любви; по своим художественным достоинствам —
одно из лучших произведений Платона. Наряду с другими
философскими вопросами в диалоге развито объективно-
идеалистическое учение об идеях как о неподвижных,
неизменных, абсолютных духовных сущностях, мир которых
противопоставляется изменчивому и преходящему миру
чувственных вещей. Против диалектического взгляда Гера-
клита Платон возражает устами одного из выступающих
в диалоге ораторов — врача Эрикспмаха (см. Платон. Пря-
ное собрание творений, т. 5, Пб., 1922, стр. 30). — 235,







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.