Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечания 647






102 В. И. Ленин имеет в виду второе примечание к пятой главе
I тома «Капитала», в котором К. Маркс приводит следующую
цитату из первой части «Энциклопедии» Гегеля: «Разум столь
же хитер, сколь могуществен. Хитрость состоит вообще в
опосредствующей деятельности, которая, обусловливая вза-
имное воздействие и взаимную обработку предметов соответ-
ственно их природе, без непосредственного вмешательства
в этот процесс, осуществляет свою цель» (К. Маркс и
Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 23, стр. 190). — 216.

103 Конспект книги Гегеля «Лекции по истории философии»
составлен после окончания Конспекта «Науки логики»,
по-видимому, в начале 1915 года; написан в двух тетрадях,
озаглавленных, соответственно, «(разное+) Hegel» и «Hegel».
На первых трех страницах первой тетради записаны заметки
о книгах П. Генова, П. Фолькмана и М. Ферворна (см. на-
стоящий том, стр. 353—354); в начале этой тетради цвет-
ным карандашом написано «См. стр. 4» (на четвертой стра-
нице начинается Конспект «Лекций по истории философии»).

Конспектируя «Лекции», В. И. Ленин отмечает такие
черты историко-философского метода Гегеля, как связь
исторического и логического, требование «строгой исто-
ричности», преимущественное прослеживание истории диа-
лектики и т. п. Вместе с тем Ленин критикует идеали-
стические предпосылки историко-философской концепции
Гегеля, показывает, как при изложении истории философии
Гегель игнорирует или фальсифицирует развитие материа-
лизма. — 219.

104 «Лекции по истории философии» Гегеля впервые былп из-
даны после его смерти в 1833—1836 годах; источниками
послужили записи самого Гегеля и его слушателей, обра-
ботанные К. Л. Михелетом. В «Лекциях» Гегель впервые
сделал попытку представить историю философии как законо-
мерный процесс поступательного движения к абсолютной
истине. К. Маркс и Ф. Энгельс высоко оценивали гегелев-
ские «Лекции по истории философии»; отмечая указанную
Гегелем связь категорий логики с историей философии,
Энгельс называет «Лекции» «одним из гениальнейших про-
изведений» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные письма,
1953, стр. 442).

На русском языке «Лекции по истории философии»
впервые были изданы в 1932—1935 годах в IX—XI томах
Сочинений Гегеля; перевод был сделан со второго немецкого
издания (1840—1844), отличающегося от первого издания,
которым пользовался В. И. Ленин, как расположением ма-
териала, так и текстуально. — 221.

105 Пифагорейцы — последователи объективно-идеалистического
у че н и я древнегреческого философа Пифагора, объединив-


648 примечания

шиеся в реакционный политический и религиозно-философ-
ский союз, который в VI в. до н. э. имел отделения в ряде
городов Южной Италии. Считая сущностью явлений природы
числа, образующие некий «космический порядок» — про-
образ аристократического общественного «порядка», пифа-
горейцы рассматривали числа как самостоятельные существа,
абсолютизировали, обожествляли их. Число десять, напри-
мер, они считали священным, видели в нем основу счета и
образ Вселенной. — 223.

106 «De соеlo («О небе») — произведение Аристотеля, относя-
щееся к группе натурфилософских сочинений; состоит из
четырех книг, подразделяющихся на главы. В изданиях
нового времени книги эти обозначаются римскими цифрами,
главы — арабскими. — 224.

107 «De anima» («О душе») — трактат Аристотеля, относящийся
к группе натурфилософских сочинений и состоящий из трех
книг, разделенных на главы. Характеризуя представления
пифагоройцев о душе, Аристотель писал: «Некоторые из
них говорили, что носящиеся в воздухе пылинки и соста-
вляют душу, другие же, что душа есть то, что их движет»
(Аристотель. «О душе», М., 1937, стр. 9). Отмеченное
В. И. Лениным ниже сравнение души с небом взято Аристо-
телем из диалога Платона «Тимей» (см. примечание 146). —
224.

108 «Metaphyslk»(«Метафизика») — свод трактатов Аристотеля
о «первой философии», рассматривающей сущее как таковое,
первые причины и начала вещей. Издатель и комментатор
сочинении Аристотеля Андроник Родосский (I в. до н. э.)
поместил эту группу трактатов после работ по физике, на
основании чего она позднее и получила название «Метафи-
зика» (дословно: «Сочинения, идущие после физических»).
Конспектируя «Метафизику», В. И. Ленин подчеркнул зна-
чение данной в ней критики идеалистического учения Пла-
тона об идеях, отметил «запросы, искания» Аристотеля, его
подход к материализму и диалектике (см. настоящий том,
стр. 326—328). На русский язык «Метафизика» была ча-
стично переведена в 1890—1895 годах; полный перевод был
издан в 1934 году. — 225.

109 Догадка об эфире, выдвинутая древнегреческой философией,
получила дальнейшее развитие уже в новое время.
В XVII веке была выдвинута идея эфира как особой мате-
риальной среды, заполняющей все пространство и являю-
щейся носителем света, сил тяготения и т. п. Позднее для
объяснения различных явлений вводились понятия различ-
ных, независимых друг от друга видов эфира (электриче-
ского, магнитного и др.). Наибольшее развитие в связи







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.