Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРИМЕЧАНИЯ. 12. Конспект книги Гегеля «Лек- ции по истории философии»







Тетрадь «Hegel»
Тетрадь «Hegel» Тетрадь «Философия»

12. Конспект книги Гегеля «Лек-
ции по истории философии».
Окончание.

13. Конспект книги Гегеля «Лек-
ции по философии истории».

14. Заметка о книге Ф. Данне-
мана «Как создавалась наша
картина мира».

15. Выписки из книги Л. Дарм-
штедтера «Руководство по
истории естественных наук и
техники».

16. Выписки из книги Наполеона
«Мысли».

17. Конспект книги Ж. Ноэля
«Логика Гегеля».

18. Фрагмент «План диалектики
(логики) Гегеля».

19. Заметка о рецензии на книгу
А. Э. Гаасса «Дух эллинизма
в современной физике».

20. Заметка о книге Т. Липпса
«Естествознание и мировоз-
зрение».

21. Конспект книги Ф. Лассаля
«Философия Гераклита Тем-
ного из Эфеса».

22. Фрагмент «К вопросу о диа-
лектике».

23. Конспект книги Аристотеля
«Метафизика».

В настоящем издании «Философских тетрадей» материалы
«Тетрадок по философии» помещены в двух разделах: кон-
спекты и фрагменты — в первом (стр. 41—332), заметки
о книгах, статьях и рецензиях — во втором (стр. 346—358);
и в том, и в другом случаях сохранена наиболее вероят-
ная хронологическая последовательность документов, исклю-
чение, как сказано выше, представляет Конспект книги
Фейербаха о философии Лейбница. — 41.

32 «Лекции о сущности религии», в основу которых положена
работа «Das Wesen der Religion», 1845 («Сущность религии»),
Фейербах читал в Гейдельберге с 1 декабря 1848 по 2 марта
1849 года; лекции читались в здании ратуши, так как уни-
верситетское начальство не разрешило философу выступать
в стенах университета. «Лекции о сущности религии» впер-
вые были опубликованы в 1851 году, на русском языке
изданы в 1926 году; вошли в Избранные философские про-
изведения Фейербаха, т. II, 1955, стр. 490—894. — 43.


примечания 633

33 Имеются в виду следующие сочинения Л. Фейербаха: «Ge-
schichte der neuern Philosophie von Bacon von Verulam bis
Benedict Spinoza», 1833 («История новой философии от
Бэкона Веруламского до Бенедикта Спинозы») и «Darstel-
lung, Entwicklung und Kritik der Leibnizschen Philosophie»,
1837 («Изложение, анализ и критика философии Лейбница»);
ленинский Конспект последнего сочинения см. в настоящем
томе, стр. 65—76. Ниже при конспектировании второй
лекции В. И. Ленин упоминает сочинение Фейербаха «Pierre
Bayle...», 1838 («Пьер Бейль...»). — 44.

34 Имеется в виду сочинение Л. Фейербаха «Die Gedanken iiber
Tod und Unsterblichkeit» («Мысли о смерти и бессмертии»),
вышедшее анонимно в 1830 году. Основное содержание этой
работы шло вразрез с официальной христианской догматикой,
в ней отрицалось личное бессмертие; когда стало известно
имя автора сочинения, оно было конфисковано, а Фейербах
подвергся преследованиям и был уволен из Эрлангенско-
го университета, приват-доцентом которого он являлся
с 1828 года. — 44.

35 «Сущность христианства» («Das Wesen des Christentums») —
главное философское произведение Л. Фейербаха; первое
издание вышло в Лейпциге в 1841 году. Книга, провозгла-
сившая «торжество материализма» (Энгельс), оказала огром-
ное влияние на идейное развитие передовой интеллигенции
как в Германии, так и за ее пределами, в том числе и в Рос-
сии. Первый русский перевод «Сущности христианства» был
издан в 1861 году. — 44.

36 В. И. Ленин сравнивает определение Л. Фейербахом основ-
ного вопроса философии с определением его К. Марксом и
Ф. Энгельсом. Ниже (настоящий том, стр. 47 и 51) он прямо
ссылается на известную формулировку основного вопроса
философии, данную в работе Энгельса «Людвиг Фейербах и
конец классической немецкой философии» (см. К. Маркс
и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 282—285). — 45.

37 В. И. Ленин имеет в виду следующее высказывание Фейер-
баха: «Я понимаю под эгоизмом любовь человека к самому
себе,
то есть любовь к человеческому существу, ту любовь,
которая есть импульс к удовлетворению и развитию всех
тех влечений и наклонностей, без удовлетворения и развития
которых человек не есть настоящий, совершенный человек и
не может им быть» (Л. Фейербах. Избранные философские
произведения, т. II, 1955, стр. 546—547). — 45.

38 Перед этим Фейербах пишет: «... Каждое чувство обоже-
ствляет только само себя. Короче говоря, истина естествен-
ной религии опирается исключительно на истину чувств»


634 примечания

(Л. Фейербах, Избранные философские произведения, т. II,
1955, стр. 588). Мысли Фейербаха о чувственности как основе
обожествления явлений природы содержатся уже в работе
«Grundsatze der Philosophie der Zukunft», 1843 («Основ-
ные положения философии будущего»), свое полное разви-
тие они получили в сочинении «Das Wesen der Religion»,
1846 («Сущность религии»). — 47.

39 В. И. Ленин имеет в виду определение Ф. Энгельсом основ-
ного вопроса философии, данное им в работе «Людвиг Фейер-
бах и конец классической немецкой философии» (см. К. Маркс
и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 282—285); это
же место Ленин имеет в виду ниже (см. настоящий том,
стр. 51). — 47.

40 Термин «агностицизм» был введен в 1869 году английским
естествоиспытателем Т. Гексли. В. И. Ленин в статье «К два-
дцатипятилетию смерти Иосифа Дицгена» (1913) следующим
образом поясняет его значение: «Агностицизм (от греческих
слов «а» — не и «гносис» — знание) есть колебание между
материализмом и идеализмом, т. е. на практике колебание
между материалистической наукой и поповщиной. К агно-
стикам принадлежат сторонники Канта (кантианцы), Юма
(позитивисты, реалисты и пр.) и современные «махисты»»
(Сочинения, 5 изд., том 23, стр. 118). — 52.

41 В. И. Ленин противопоставляет здесь отношение к естество-
знанию материалиста Л. Фейербаха и субъективного идеа-
листа Э. Маха. Отношение философии Маха к естествозна-
нию Ленин рассматривает в книге «Материализм и эмпирио-
критицизм» (см. Сочинения, 5 изд., том 18). — 52.

42 И. Дицген развивал аналогичные мысли. Например, в книге
«Сущность головной работы человека» в параграфе «Дух
и материя», он писал: «Уже давно, в особенности со времен
христианства, вошло в привычку с презрением относиться
к материальным, чувственным, плотским вещам, поедаемым
молью и ржавчиной» (см. Избранные философские произве-
дения, 1941, стр. 57). — 52.

43 В. И. Ленин сравнивает ошибочное высказывание Л. Фейер-
баха о том, что «и духовная деятельность — телесна» с ана-
логичными мыслями И. Дицгена, встречающимися в ряде
его работ. Выступая против идеалистического отрыва мышле-
ния от его материального субстрата — мозга, Дицген сделал
неверную попытку «расширить» понятие материи, включив
в него и мышление. На «некоторую путаницу» понятий у
Дицгена указывал К. Маркс, познакомившись с рукописью
его книги «Сущность головной работы человека», (см.
письмо Л. Кугельману от 5 декабря 1868 года — К. Маркс и







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.