Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРИМЕЧАНИЯ. церкви. Влез Паскаль, напротив, направляет скептицизм против рационального познания, приходит к основанной на чувстве защите христианской религии.







церкви. Влез Паскаль, напротив, направляет скептицизм
против рационального познания, приходит к основанной
на чувстве защите христианской религии.

В XVIII веке скептицизм возрождается в агностицизме
Давида Юма и Иммануила Канта, попытку модернизации
античного скептицизма делает Готлоб Эрнст Шульце (Эне-
зидем). В отличие от античного, новый скептицизм заявляет
о невозможности научного познания. Аргументацию скеп-
тицизма использовали махисты, неокантианцы и другие
идеалистические философские школы середины XIX — на-
чала XX столетий. В. И. Ленин назвал модный буржуаз-
ный скептицизм «мертвой и мертвящей схоластикой», указав,
что его классовый смысл выражается в «отчаянии в возмож-
ности научно разбирать настоящее, отказе от науки, стре-
млении наплевать на всякие обобщения, спрятаться от вся-
ких «законов» исторического развития...» (Сочинения, 5 изд.,
том 25, стр. 44). В современной буржуазной философии
скептицизм служит целям борьбы против последовательною
диалектико-материалистического мировоззрения. — 30.

21 Номинализм (от лат. nomen — имя, название) — направле-
ние в средневековой философии, считавшее общие понятия
(универсалии) лишь именами единичных предметов, в про-
тивоположность средневековому «реализму», который счи-
тал, что общие понятия первичны по отношению к кон-
кретным вещам и существуют «реально», независимо от них.
Борьба номинализма и реализма была своеобразным вы-
ражением борьбы материализма и идеализма в средневе-
ковой философии. — 31.

22 Сенсуализм (от лат. sensus — чувство) — философское на-
правление, сторонники которого единственной основой и
источником познания считают ощущения, восприятия,
страсти и т. п. Сенсуалистическую теорию познания, исхо-
дящую из принципа: «нет ничего в интеллекте, чего бы прежде
не было в чувстве», разработал Дж. Локк в сочинении «An
Essay concerning Human Understanding», 1690 («Опыт о че-
ловеческом разуме»). Сенсуалистами были последователи
как материализма (Дж. Локк, Э. -Б. Кондильяк, К. -А. Гельве-
ций), так и идеализма (Дж. Беркли). В. И. Ленин писал:
«И солипсист, т. е. субъективный идеалист, и материалист
могут признать источником наших знаний ощущения.
И Беркли и Дидро вышли из Локка» (Сочинения, 5 изд.,
том 18, стр. 127). — 31.

23 Имеется в виду сочинение Э. -Б. Кондильяка «Traite des
systemes...», 1749 («Трактат о системах...»); в переводе па
русский язык книга была издана в 1938 году. — 31.

24 Вабувисты — сторонники Гракха Бабёфа, вождя утопи-
чески-коммунистического движения «равных» в. 1795—
1796 годах во Франции. — 32.


примечания 629

25 В. И. Ленин имеет в виду произведение Л. Фейербаха «Grund-
satze der Philosophie der Zukunft»,
1843 («Основные положе-
ния философии будущего»), представляющее собой про-
должение афоризмов Фейербаха «Vorlaufige Thesen zur
Reform der Philosophie», 1842 («Предварительные тезисы
к реформе философии»), в которых Фейербах излагает
основы своей материалистической философии и критикует
идеалистическую философию Гегеля (см. Л. Фейербах.
Избранные философские произведения, т. I, М., 1955,
стр. 134—204, 114—133). — 33.

26 Fleur de Marie (Флёр де Мари) — героиня романа Эжена
Сю «Парижские тайны». — 35.

27 В указанном месте К. Маркс цитирует следующие произве-
дения Ш. Фурье: «Theorie des quatre mouvements et des desti-
uees generales», 1808 («Теория четырех движений и всеоб-
щих судеб»); «Le nouveau monde industriel et societaire»,
i 829 («Новый хозяйственный и социетарный мир») и «Theorie
de 1'unite universelle», 1822 («Теория всемирного единства»).
Ниже В. И. Ленин излагает эти цитаты (см. настоящий том,
стр. 38—39). — 35.

28 D. И. Ленин имеет в виду «Anekdota zur neuesten deutschen
Philosophie und Publicistik von Bruno Bauer, Ludwig Feuer-
bach, Friedrich Koppen, Karl Nauwerk, Arnold Ruge und
einigen Ungenannten»
(«Неизданное из области новейшей не-
мецкой философии и публицистики Б. Бауэра, Л. Фейер-
баха, Ф. Кёппена, К. Науверка, А. Руге и некоторых ано-
нимов») — сборник статей, не допущенных цензурой к опу-
бликованию в немецких журналах; был издан А. Руге
в 1843 году в Цюрихе. В сборнике были опубликованы пер-
вые публицистические статьи К. Маркса: «Заметки о новей-
шей прусской цензурной инструкции» и «Лютер как третей-
ский судья между Штраусом и Фейербахом» (см. К. Маркс
и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 1, стр. 3—29). — 36.

29 «/ mpuissance, mise en action» («бессилие в действии») — слова
из книги Ш. Фурье «Theorie des quatre mouvements et des
destinies generales», 1808 («Теория четырех движений и
всеобщих судеб»), часть II, эпилог. — 39.

30 Филантропы-тори — группа английских политических дея-
телей и литераторов «Молодая Англия», возникшая в
начале 40-х годов XIX века и принадлежавшая к пар-
тии тори. Выражая недовольство земельной аристократии
усилением экономического и политического могущества
буржуазии, деятели «Молодой Англии» прибегали к де-
магогическим приемам и мелким подачкам, чтобы под-
чинить своему влиянию рабочий класс и использовать его








© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.