Остроумнои умно! 2 страница
... «Что такое абсолютный дух, — эта вершина его» (гегелевской) «диалектики, — как не дух идеализиро-
ванного и обожествленного человека? Существует ли его бог где-нибудь, кроме природы и человечества?» (142).
„Защита" Ноэля состоит в подчеркивании (разжевывании) того, что Гегель — идеалист.
Не „догматик" ли Гегель? (глава VI: «Догматизм Гегеля»). Да, в смысле не-скептицизма, в смысле древних (стр. 147). Но у Канта это = познавае- мость „вещей в себе". Гегель (как и Фихте) отрицает вещи в себе.
У Кант а «агностический реализм» (стр. 148 i. f.).
... «Кант определяет догматизм с точки зрения агностицизма. Догматик тот, кто считает возможным определить вещь в себе, познать непознаваемое. Впро- чем, догматизм может принимать двоя- кую форму»... (149). Или-де мистицизм, или-де
NB
материали- сты = „дог- матики"
| ... «он может также наивно возво- дить чувственную действительность в абсолютную действительность, отождествлять феномен и ноумен. Тогда мы имеем дело с эмпириче- ским догматизмом, с догматизмом обывателей и ученых, чуждых фи- лософии. Материалисты впадают в эту вторую ошибку; первая ошиб- ка, это — ошибка Платона, Де- карта и их учеников»... У Гегеля-де нет и следа догматизма, ибо «его, конечно, не обвинят в том, что он не признает относительность вещей к мысли, ибо вся его система основана на этом принципе. Не обвинят его также и в том, что он применяет категории без разбора и без критики. Разве его логика не является именно критикой кате- горий, — критикой, гораздо более глубокой, чем критика Канта?» (150).
| | |
| ... «Разумеется, отвергая ноумены, он» (Hegel) «тем самым помещает действи- тельность в феномен, но эта действитель- ность в феномене как таковом — есть лишь непосредственная действительность, а сле- довательно, относительная и внутренне неполная. Истинной действительностью она является лишь по подразумеваемому смыслу и при условии своего дальнейшего развития»... (151).
... «Впрочем, между умопостигаемым и чувственным нет абсолютной противо- положности, нет разрыва, нет неперехо- димой бездны. Чувственное есть предва- ренное чувством умопостигаемое, умопости- гаемое есть понятое чувственное»... (152).
(Даже и тебе, пошлый идеалист, Гегель кое на что пригодился!)
... «Чувственное бытие, по смыслу своему, заключает в себе абсолютное, и мы посредством непрерывной постепенности восходим от первого ко второму» (153).
... «Таким образом, что бы там ни говорили, филосо- фии Канта присущ основной порок мистического догма- тизма. Мы находим в ней обе характерные черты этой доктрины: абсолютное противоположение чувственного и сверхчувственного и непосредственный переход от одного к другому» (156).
В главе VII: «Гегель и современная мысль» Ноэль берет позитивизм Огюста Конта (Comte) и, разбирая его, называет его «агностической системой» (166).
(Id. 169: «позитивистский агностицизм».)
Критикуя позитивизм как агностицизм, автор недур- но иногда бьет его за половинчатость, — говоря, например, что вопроса об источнике законов или „постоянства" в фактах („des faits permanents" *, 170) не избежать:
• — «постоянных фактов». Ред.
... «В зависимости от признания их» (les faits per- manents) «непознаваемыми или познаваемыми прихо- дишь или к агностицизму или к догматической фило- софии»... (170 i. f.).
Неокритицизм г. Renouvier есть-де эклектицизм, среднее между «позитивистским феноменализмом и собственно кантианством» (175).
Болтая о морали, свободе etc., Ноэль, опошлитель Гегеля, ничегошеньки не говорит о свободе как понимании необходимости.
|
Французские переводы Гегеля: Vera: „Логика", „Фи- лософия духа", „Философия религии", „Философия природы";
Ch. Benard: „Эстетика и поэтика".
Сочинения о гегелизме:
Е. Beaussire. „Antecedents de I'hegelianisme" *.
P. Janet. „La dialectique dans Hegel et dans Platon" **.
1860. Mariano. „La Philosophie contemporaine en Italie" ***. Vera. „Introduction a la Philosophie de Hegel" ****.
Написано в 1915 г.
Впервые напечатано в 1930 г. Печатается по рукописи
в Ленинском сборнике XII
' — Е. Боссир. «Предшественники гегельянства». Ред. • * — П. Жанз. «Диалектика у Гегеля и у Платона» Ред. *** — Мариано «Современная философия в Италии». Ред. ***• — Вера. «Введение в филоcофию Гегеля». Ред.
ПЛАН ДИАЛЕКТИКИ (ЛОГИКИ) ГЕГЕЛЯ 155
[ОГЛАВЛЕНИЕ МАЛОЙ Л О ГИК И (ЭНЦИКЛОПЕД И И)]
I. Учение о бытии. А; Качество
a) бытие;
b) наличное бытие;
c) для-себя-бытие.
B) Количество
a) чистое количество;
b) величина (Quantum);
c) степень.
C) Мера.
II. Учение о сущности. А) Сущность, как основа су-
ществования
a) тождество — различие—
основа;
b) существование;
c) вещь.
B) Явление
a) мир явления;
b) содержание и форма;
c) отношение.
C) Действительность
a) отношение субстанци-
альности;
b)» каузальности;
c) взаимодействие.
III. У ч ен и е о понятии. А) Субъективное понятие
a) понятие;
b) суждение;
c) заключение.
B) Объект
a) механизм;
b) химизм;
c) телеология.
C) Идея
a) жизнь;
b) познание;
c) абсолютная идея.
Понятие (
| познание) в бытии (в непосредственных
| явлениях)
| открывает сущность (закон причины,
| тождества,
| различия etc.) — таков действительно
| общий
| ход всего человеческого познания (всей
| науки) вообще. Таков ход и естествознания
| и полит
| и ч е с к о й экономии | и истории |.
| Диалектика Гегеля есть, постольку, обобщение исто-
| рии мысли.
| Чрезвычайно благодарной кажется задача
| проследить
| сие конкретнее, подробнее, на истории
| отдельных
| наук. В логике история мысли должна,
| в общем и
| целом, совпадать с законами мышления.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1
| абстрактное „Sein" только как момент
| Бросается в глаза, что иногда Гегель идет от абстрактного к кон- кретному (Sein * (абстрактное) — X) a s е i п** (конкретное) — Fiir- sichsein ***), — иногда наоборот (субъективное понятие — объект— истина (абсолютная идея)). Не есть ли это непоследовательность идеалиста (то, что Marx называл Ideenmystik **** у Гегеля)? Или есть более глубокие резоны? (на- пример, бытие — ничто — идея
* — бытие. Ред.
*• — наличное бытие. Ред.
** — для себя бытие. Ред.
• •*• — мистикой идей. Ред.
••••* — все течет. Ред.
# Качество и ощущение (Emp- findung) одно и то же, говорит Фейер- бах. Самым первым и самым первона- чальным является ощущение, а в н е м неизбежно и ка- честв о...
| становления, развития). Сначала мелькают впечатления, затем вы- деляется нечто, — потом разви- ваются понятия качества # (опре- деления вещи или явления) и количества. Затем изучение и раз- мышление направляют мысль к по- знанию тождества — различия — основы — сущности versus явле- ния, — причинности etc. Все эти моменты (шаги, ступени, про- цессы) познания направляются от субъекта к объекту, проверяясь практикой и приходя через эту проверку к истине (= абсолют- ной идее).
Если Магх не оставил „Логики" (с большой буквы), то он оставил логику „Капитала", и это следовало бы сугубо использовать по данному вопросу. В „Капи- тале" применена к одной науке логика, диалектика и теория познания
| не надо 3-х слов: это одно и то же
| материализма, взявшего все ценное у Гегеля и дви- нувшего сие ценное вперед.
|
Товар — деньги — капитал
производство абсолютной Mehrwert * производство относительной Mehrwert.
История капитализма и анализ понятий, резюмирующих ее.
|
Начало — самое простое, обычное, массовидное, непо- средственное „бытие": отдельный товар („Sein" в по- литической экономии). Анализ его как отношения
• — прибавочной стоимости. Ред.
социального. Анализ двоякий, дедуктивный и индук- тивный, — логический и исторический (формы стои- мости).
Проверка фактами respective практи- кой есть здесь в каждом шаге анализа.
Ср. к вопросу о сущности versus явление
— цена и стоимость — спрос и предложение
versus Wert
(= kristallisierte Arbeit)*
— заработная плата и цена рабочей силы.
Написано в 1915 г.
Впервые напечатано в 1930 г. Печатается по рукописи
в Ленинском сборнике XII
* — стоимость (= кристаллизированный труд). Ред.
КОНСПЕКТ КНИГИ ЛАССАЛЯ
«ФИЛОСОФИЯ ГЕРАКЛИТА ТЕМНОГО
ИЗ ЭФЕСА» 156
Написано в 1915 г.
Впервые напечатано в 1930 г. Печатается по рукописи
в Ленинском сборнике XII
Ф. ЛАССАЛЬ. «ФИЛОСОФИЯ ГЕРАКЛИТА
ТЕМНОГО ИЗ ЭФЕСА»
2 ТОМА. БЕРЛИН, 1858 (379 + 479 стр.)
(Bern: Log. 119. 1)
В эпиграфе, между прочим, из Гегеля — из его „Истории философии" — что нет ни одного положения Гераклита, которое бы он не взял в свою логику.
Гегель. Сочинения, том XIII, Моя цитата „Vorlesungen iiber Philosophie" 157.
| стр. die
| 328 * [246] Geschichte
| ** der
| Понятно, почему Магх назвал это сочинение Лассаля „ученическим" (см. письмо к Энгельсу от... 158): Лассаль просто повторяет Гегеля, списывает его, пережевывает миллион раз по поводу отдельных мест Гераклита, снабжая свой труд невероятной бездной ученейшего, гелертерского-архи, балласта.
Отличие от Магх'а: у Магх'а тьма нового и интересует его только движение вперед о т Гегеля и от Фейербаха дальше, от идеалистической диалектики к материа- листической. У Лассаля рюминирование Гегеля на взятую частную тему: в сущности, списывание Гегеля по поводу цитат из Гераклита и о Гераклите.
* Hegel. Werke, Bd. XIII, Berlin, 1833. Ред. •• Гегель. Сочинения, т. IX, 1932. Ред.
| Лассаль разделил свой труд на 2 части: «Об- щая часть. Введение» (т. I, стр. 1—68) и «Историче- ская часть. Фрагменты и свидетельства» (остальное). Глава III в общей части: «Краткое логическое раз- витие гераклитовской системы» (45—68 стр.) — дает
квинтэссенцию метода — выводов Лассаля. Эта глава — чистое списывание, рабское повторение Гегеля по по- воду Гераклита! Учености и тут (а еще больше в исто- рической части) тьма, но это ученость низшего сорта: задали задачу — отыскать гегелевское в Гераклите. Strebsamer * ученик выполняет ее „блестяще", перечи- тывая у всех древних (и новых) писателей в с е о Ге- раклите и в с е толкуя под Гегеля.
Marx в 1844—1847 гг. ушел от Гегеля к Фейербаху и дальше Фейербаха к историческому (и диалекти- ческому) материализму. Лассаль в 1846 г. начал (Пре- дисловие, стр. III), в 1855 г. возобновил и в VIII. 1857 г. (Предисловие, XV) кончил работу голого, пустого, ник- чемного, гелертерского пережевывания гегельянщины!!
Отдельные главы II части интересны и небесполезны лишь по переводам отрывков из Гераклита и по популя- ризации Гегеля, но это не устраняет всех указанных недостатков.
Иногда прямо прелестна по своей детской наивности философия древних и Гераклита, например, стр. 162— «чем объяснить, что моча тех, которые поели чеснока **, пахнет чесноком?»
И ответ: «не тем ли, что, как говорят некоторые из по- следователей Гераклита, один и тот же огненный про- цесс превращения происходит как в мироздании, так и в (органических) телах, а затем после охлаждения вы- ступает там (в мироздании) как влага, здесь прини- мает форму мочи, а превращение ( ***) из пищи сообщает запах того, из чего она благодаря сме- шению с ним возникла?»... (162—163).
Гераклит
о золоте
и товарах
| На стр. 221 if. Лассаль цитирует Плу- тарха, который говорит о Гераклите:
... «как из огня все создается путем превра- щения, так и огонь из всего, подобно тому как за золото мы имеем вещи, а за вещи золото»...
• — Старательный. Ред. ** Слово «чеснока» написано В. И. Лениным над словом «Knob- lauch» Ред.
* * * — испарение. Ред.
По этому поводу Лассаль говорит о стоимости (Wert) (стр. 223 NB) | и о Function des Geldes * |, по-гегелевски развивая ее (как «выделившееся абстракт- ное единство») и добавляя:... «что это
единство, деньги, не является чем-то дей- ствительным, а представляет собой нечто только идеальное (курсив Лассаля), видно
из того» etc...
(Но все же NB, что это писано в книге, вышедшей в 1858 г., предисловие датировано августом 1857.) В примечании 3 на стр. 224 (224—225 стр.) Лассаль еще подробнее говорит о деньгах, что-де Гераклит не был „националь-экономом", что-де деньги ((только (??))) Wertzeichen etc. etc. ** («всякие деньги — только иде- альное единство, или выражение стоимости, всех реаль- ных, находящихся е обращении продуктов») (224) etc.
Так как Лассаль здесь
| говорит смутно о
| moderne
| Entdeckungen
| auf diesem
| Gebiet *** — теории
| стои-
| мости и денег,
| то можно предположить, что
| он
| имеет
| в виду именно беседы и
| письма Маркса.
|
|
| | | | | | Стр. 225—228. Лассаль приводит большой о т р ы- в о к из Плутарха, доказывая далее (убедительно), что речь идет именно о Гераклите, что Плутарх здесь изла- гает «в основных чертах спекулятивную теологию Ге- раклита» (стр. 228).
* — функции денег. Ред. ** — знак стоимости и т. д. и т. д. Ред. •** — современных открытиях в этой области. Ред.
| Отрывок хорош: передает дух греческой философии, наивность, глубину, переходы-переливы 159.
Лассаль вычитывает у Гераклита теологии и „объективную логику" одним словом, Гегель „по поводу"
| и целую систему (sic!!) и т. д. — Гераклита!!
|
Бесконечное подчеркивает и
| (поистине утомительное) число раз пережевывает Лассаль, что Гераклит
|
не только признает во всем движение, что его прин- цип движение или становление (Werden), но что именно все дело в понимании „процессирующего тождества безусловных (schlechthin) противополож- ностей" (стр. 289 и многие другие). Лассаль, так сказать, вбивает колотушкой в голову читателя ту гегелевскую мысль, что в абстрактных понятиях (и в их системе) нельзя иначе выразить принцип движения, как принципом тождества противополож- ностей. Движение и Werden, вообще говоря, могут быть без повторения, без возврата к исходному пункту и тогда такое движение не было бы „тождеством противоположностей". Но и астроно- мическое и механическое (на земле) движение и жизнь растений и животных и человека — все это вбивало человечеству в головы не только идею дви- жения, но именно движения с возвратами к исход- ным пунктам, т. е. диалектического движения.
Наивно и прелестно выражено это в знаменитой фор- муле (или изречении) Гераклита: „нельзя войти дважды в одну и ту же реку" — а в сущности (как сказал уже Кратил —" ученик Гераклита) и одного раза нельзя (ибо пока все тело опустится в воду, вода будет уже не прежняя).
(NB: Этот Кратил диалектику Гераклита доводил до софистики, стр. 294—295 и многие другие, говоря: ничто не истинно, ничего ни о чем сказать нельзя. Отрицательный (и только отрицательный) вывод из диалектики. У Гераклита же наоборот был принцип: „все истинно", во всем есть (доля) истины. Кратил только „двигал пальцем" в ответ на все, показывая, что все движется, ничего ни о чем сказать нельзя.
Лассаль совершенно не знает чувства меры в этом сочинении, прямо-таки топя Гераклита в Гегеле. Это жаль. Гераклит в меру, как один из основоположников диалектики, был бы архиполезен: из 850 страниц Лассаля надо бы сделать 85 страниц квинтэссенции и перевести на
русский: „Гераклит как один из основополож- ников диалектики (по Лассалю)". Могла бы выйти полезная вещь
Основной закон мира, по Гераклиту, (, иногда *) есть „закон превращения в противополож- ность" (стр. 327) (, ).
Лассаль излагает смысл как «закон раз-
вития» (стр. 333), приводя, между прочим,
слова Nemesius: «Демокрит, Гераклит и Эпикур полагают, что ни для всеобщего, ни для единичного не существует провидения» (ib.).
И слова Гераклита: «Мир не создан никем из богов и никем из людей, но он есть вечно живой огонь и всегда будет им» (ibid.).
Странно, что, пережевывая
| религиозную фило-
| софию Гераклита, Лассаль
| ни
| разу не цитирует и
| не называет Фейербаха!
| Как
| относился вообще
| Лассаль к Фейербаху? Как
| идеалист-гегельянец?
| Поэтому-де Филон (Philo) сказал про учение Гера- клита,
... «что оно» (die Lehre **), «подобно уче- нию стоиков, все выводит и з мира и в мир, но не верит, чтобы что-нибудь произошло от бога» (334). Пример „отделки" под Гегеля: Знаменитый отрывок Гераклита (по Stobaeus) о „Das Eine Weise" *** () Лассаль переводит:
«Сколько я ни слыхал рассуждений, никто не до- стиг познания того, что мудрое есть ото всего (т. е. ото всего существующего) отделенное» (344) — считая слова „зверь или бог" вставкой, отвер- гая переводы Риттера («мудрость далека от всех») (344) и Шлейермахера «мудрое отделено ото всего» в смысле „познания" отличного от знания частностей.
* — логос, иногда необходимость. Ред. " — учение. Ред. **• — «едином мудром». Ред.
По Лассалю смысл сего такой: что «абсолютное (мудрое) чуждо всякому чувствен- ному наличному бытию, что оно отрицательное» (349) — т. е. Negative * = принцип отрицания, принцип движения. Ясная подделка под Гегеля! Вкладывание Гегеля в Гераклита.
Куча подробностей о связи (внешней) Герак- лита с персидской теологией, Ормузд — Ари- ман 160, с учением магии etc. etc. etc.
|
Гераклит сказал: „время есть тело" (стр. 358)... это-де в смысле единства бытия и ничто. Время есть чистое единство бытия и небытия и т. д.!
Огонь у Гераклита-де = принцип движения [а не про- сто огонь], нечто-де подобное огонь в учении философии (и религии) персидской! (362).
Если-де Гераклит первый употребил термин („слово") в смысле объективном (закон), то и сие взято из персидской религии... (364).
— Цитата из Зенд-Авесты l6l (367).
В § 17 об отношении ** Лассаль
толкует эти идеи Гераклита в смысле „необходи- мо с т и", „с в я з и" (376).
NB:
| „связь всего" () (стр.
| 379)
| Платон-де (в „Т h е а е t е t е s" ***) выражает ге- раклитовскую философию, говоря:
|