Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учение о бытии 4 страница
* — «многочисленные». Ред. ** — Если я не ошибаюсь, здесь много мистицизма и пустой, Ред. *** — материалистически перевернутый Гегель. Ред, **** — Это совпадает. Ред.
Часто у Ге-
| геля слово
| „момент"
| всмысле
| момента
| связи,
| момента в
| сцеплении
|
к другим; ее
| связь с другими; на-
| правление ее
| движения; скорость;
| линия движения — прямая, кривая,
| круглая etc.
| — вверх, вниз. Сумма
| движения. Понятия как учеты от-
| дельных сторон движения, отдель-
| ных капель (
| = „вещей), отдельных
| „струй" etc.
| Вот a peu pres * кар-
| тина мира по
| Логике Гегеля, — ко-
| нечно, минус
| боженька и абсолют.
| «Если налицо все условия некоторой вещи, то она вступает в существование»... (116) [568].
Очень хорошо! причем тут лизм?
| абсолютная
| идея
| и
| идеа-
| Забавно это
| „выведение"..
| . существования...
|
|
| | | | | | |
ВТОРОЙ ОТДЕЛ:
ЯВЛЕНИЕ
Первая фраза: «Сущность должна являться»... (119) [571] (по)явление сущности есть (1) Existenz (вещь); (2) явление (Erscheinung). («Явление есть то, что есть вещь в себе или истина последней», стр. 120.) «Миру явлений противостоит рефлектированный в себя, су- щий в себе мир»... (120) [572]. (3) Verhaltnis (отношение) и действительность.
Между прочим: «Доказывание есть вообще опосред- ствованное познание»...
... «Различные виды бытия требуют свойственных именно им видов опосредствования или содержат их в себе; поэтому и природа доказательства относительно каждого из них различна»... (121) [573].
И паки... о существовании бога!! Бедный этот бог, как только помянут слово существо- вание, так он и обидится.
|
Существование отличается от бытия своей опосред- ствованностью (Vermittelung: 124 [576]).? Конкрет- ностью и связью?)
... «Вещь в себе и ее опосредствованное бытие оба содержатся в существовании и оба сами суть существо- вания; вещь в себе существует как существенное суще- ствование вещи, опосредствованное же бытие есть ее несущественное существование»... (125) [577—578].
? Вещь в себе относится к бытию, как существенное к несущественному?
|
... «Последняя» (Ding-an-sich) «не должна в себе самой иметь никакого определенного многообразия и потому приобретает это многообразие, лишь будучи перенесена во внешнюю рефлексию, но при этом остается к нему безразличной. (— Вещь в себе имеет цвет лишь будучи поднесена к глазу, запах — к носу и т. д.)»... (126) [578].
... «Вещь имеет свойство, состоящее в том, чтобы производить в другом то или иное и обнаружить себя своеобразным способом в своем отношении к этому другому»... (129) [581]. «Вещь в себе существует, сле- довательно, существенным образом»...
В примечании идет речь о «вещи в себе трансцен- дентального идеализма»...
... «Вещь в себе как таковая есть не что иное, как пустая абстракция от всякой определенности, о кото- рой, конечно, нельзя ничего знать, именно потому, что она должна быть абстракцией от всякого определе- ния»...
«Трансцендентальный идеализм... всякую определен- ность вещей, как «по форме, так и по содержанию перемещает в сознание»»... «то с этой точки зрения во мне, в субъекте, совершается то, что я вижу листья дерева не черными, а зелеными, солнце круглым, а не квадратным, что сахар для моего вкуса сладок, а не горек, что первый и второй удар часов я определяю как последовательные, а не как одновременные, а также, первый не как причину и не как действие второго и т. д.» (131) [583]... Гегель оговаривается далее, что здесь рассматривал лишь вопрос о вещи в себе и „aufier- liche Reflexion" *.
«Существенная же недостаточность той точки зрения, на которой останав- ливается указанная философия, со- стоит в том, что она упорно держится
* — «внешней рефлексии». Ред.
суть=против субъективиз- ма и разрыва вещи в себе и явления
| абстрактной вещи в себе, как некото- рого последнего определения, и проти- вопоставляет вещи в себе рефлексию или определенность и многообразие свойств; между тем как на самом деле вещь в себе по существу имеет эту внешнюю рефлексию в ней самой и определяет себя как нечто, наделенное своими собственными определениями, свойствами, вследствие чего та абстрак- ция вещи, в силу которой она есть чистая вещь в себе, оказывается неис- тинным определением» (132) [584].
... «Многие различные вещи состоят в существенном взаимодействии через свои свойства; свойство есть самое это взаимоотношение, и вещь вне его есть ничто»... (133) [585].
Die Dingheit переходит в Eigenschaft * (134) [585]. Eigenschaft переходит в „материю" или „Stoff" ** („вещи состоят из веществ") etc.
«Явление есть... ближайшим образом сущность в своем существовании»... (144) [596]. «Явление есть... единство видимости и существования»... (145) [597].
Единство в явлениях: «Это единство есть закон явления. Закон есть, таким образом, положительное в опосредст- вовании являющегося» (148) [600].
[Тут вообще тьма темного. Но мысль живая есть,
видимо: понятие закона есть одна из ступеней познания человеком единства и связи, взаимозависимости и цель- ности мирового процесса. „Обламывание" и „выверты- вание" слов и понятий, которому здесь предается Гегель, есть борьба с абсолютированием понятия закона, с упрощением его, с фетишизированием его. N В для
* — вещность переходит в свойство. Ред. ** — «вещество». Ред.
NB
Закон есть прочное (остающееся) в явлении
(Закон — идентичное в явлении)
«Эта сохраняющаяся устойчивость, которой явление обладает в законе»... (149) [600].
«Закон есть рефлексия явления в тождество с собой» (149) [601]. (Закон есть идентичное в явлениях: „отражение явления в идентичность его с самим собой").
Закон = спокойное отражение
явлений NB
... «Это тождество, основа явления, образующая закон, есть собственный момент явления... Поэтому закон не по- тусторонен явлению, но непосред- ственно присущ последнему; царство законов есть спокойное (курсив Гегеля) отображение существующего или яв- ляющегося мира»...
Это
| замечательно материалистическое
| и заме-
| чательно меткое (словом „ruhige" *) определение.
| Закон
| берет
| спокойное
| — и потому закон
| всякий
| закон,
| узок,
| неполон,
| приблизителен.
|
| NB
Закон сть суще- ственное явление
| «Существование возвращается в за- кон, как в свое основание; явление содержит в себе то и другое, простое основание и разлагающее движение яв- ляющегося универсума, существенность которого составляет основание». «Закон есть, следовательно, существенное яв- ление» (150) [602].
Ergo
| закон и сущность понятия
| однородные
| (однопорядковые)
| или
| вернее,
| одностепенные, выражающие
| углубление познания человеком
| яв-
| лении,
| мира
| etc.
|
|
* — «спокойное», Ред,
NB
(Закон есть отражение существен- ного в дви- жении уни- версума.)
(Явление
цельность,
тотальность)
((закон =
часть))
(Явлепие
богаче
закона)
| Движение универсума в явлениях (Ве- wegung des erscheinenden Universums), в существенности этого движения есть закон.
|
«Царство законов есть спокой- ное содержание явления; явление же есть то же самое содержание, но пред- ставляющееся в беспокойной смене и как рефлексия в другое... поэтому явление есть относительно закона цель- ность, ибо оно содержит в себе закон и еще более — именно момент са- модвижущейся формы» (151) [602—603].
Но дальше, хотя и неясно, признается, кажись, стр. 154 [605], что закон может восполнить этот Mangel *, охватить и отрицательную сторону, и Totalitat der Erscheinung ** (особенно 154 i. f. [606]) Вернуться!
| Мир сам по себе тождественен с миром явлений, но в то же время противоположен ему (158) [610—611]. То, что в одном положительно, в другом отрицатель- но. То, что в мире явлений зло, то в мире самом по себе добро. Ср. — говорит Гегель здесь — „Феноменологию духа", стр. 121 ff 86.
* — недостаток. Ред. ** — цельность явления. Рев,
| «Являющийся и существенный миры... оба суть самостоятельные целые существования, один должен был бы быть лишь рефлектированным существованием, а другой — непосредственным существованием, но каж- дый непрерывно продолжается в его другом и есть поэтому в себе самом тождество обоих этих моментов... Оба мира суть, прежде всего, самостоятельные, но они таковы лишь как цельности, и таковы постольку,
поскольку каждый существенно содержит в себе момент другого»... (159—160) [611].
Суть здесь та, что и мир явлений и мир в себе суть
| моменты изменения
| познания природы человеком, ступени, или углубления (познания). Передвижка
| мира в себе все дальше и дальше от мира явлений — вот чего не видно еще пока у Гегеля. N В. У Гегеля
| „моменты"
| понятия не имеют значения „
| моментов"
| перехода?
|
|
| ... «Таким образом, закон есть существенное отношение» (курсив Гегеля).
Закон есть отношение. Сие NB для махистов и прочих агностиков и для кантианцев etc. Отношение сущностей или между сущностями.
«Слово мир обозначает вообще бесформенную цель- ность многообразного»... (160) [612].
И 3-ья глава («Существенное отношение») начинается положением: «Истина явления есть существенное от- ношение»... (161) [612].
Подразделения:
Отношение целого к части; это отношение переходит в следующее (sic!! (стр. 168) [619—620]): — силы к ее проявлению; — внутреннего и внешнего. — Переход к субстанции, действительности.
... «Истина отношения заключается, таким образом, в опосредствовании»... (167) [619].
„Переход" к силе: «Сила есть отрицательное единство, в котором разрешается противоречие целого и частей, истина этого первого отношения» (170) [621].
((Это одно из 1000 подобных мест у Гегеля, которые выводят из себя наивных философов вроде Pearson'а, автора „The Grammar of Science" 87. — Он цитирует подобное место и беснуется: чему-де учат, такой гали- матье, в наших школах!! И он прав в известном, ча- стичном, смысле. Этому учить нелепо. Из этого надо сначала вышелушить материалистическую диа- лектику. А это на 9/10 шелуха, сор.))
Сила выступает как „принадлежность" (als angehorig) „существующей вещи или материи"... «Если, спраши- вается поэтому, каким образом вещь или материя доходят до того, чтобы обладать некоторой силой, то последняя представляется внешне связанной с ними и внедренной в вещь посредством некоторого чужого насилия» (171) [623].
... «Во всем природном, научном и духовном раз- витии вообще оказывается, и очень важно убедиться в этом, что первое, пока нечто есть лишь внутреннее или также внутри своего понятия, именно потому есть лишь непосредственное, пассивное наличное бы- тие последнего»... (181) [633].
Начало всего как внутреннее - внешнее.
| может быть — пассивное —
| рассматриваемо, и в то же время
| Но интересно здесь не это, а иное: нечаянно проскользнувший критерий диалектики у Гегеля: „во всем природном, научном и
| духовном р бокой истины в
| а з в и т и и': мистической
| вот где зерно глу- шелухе гегельян-
| щины!
|
|
|
| # Пример: де, зародыш человека есть лишь внутренний человек, dem Anderssein Preisgegebenes *, пассив- ное. Gott ** сначала не есть еще дух. «Непосредственно бог
есть поэтому лишь при- рода» (182) [633-634].
(Это тоже характерно!!)
Фейербах da- ran „kniipft
an " *** 88
Долой Gott,
остается Natur ****.
* — отданное во власть инобытию. Ред, ** — бог. Ред. *** — «подхватывает» это. Ргд, **** — природа, Ред,
ТРЕТИЙ О Т ДЕЛ:
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
... «Действительность есть единство сущности и су- ществования»... (184) [636].
Подразделения: 1) „абсолют" — 2) собственно действительность. „Действительность, возможность и необходимость составляют формальные моменты аб- солюта". 3) „абсолютное отношение": субстанция.
«В нем самом» (dem Absoluten) «нет никакого ста- новления» (187) [639] — и прочая чепуха об абсолюте... (!!) абсолют есть абсолютный абсолют...
атрибут есть релятивный»
В „примечании" Гегель говорит (слишком обще и туманно) о недостатках философии Спинозы и Лейб- ница.
обычно: от одной крайно- сти к другой
| цельность
= (в виде)
рассеянная
полнота
| Между прочим отметить: «Односторонности какого-либо фи- лософского принципа обыкновенно про- тивопоставляет себя противоположная односторонность, и, как бывает всегда, возникает их цельность, по крайней мере, как некоторая рассеянная полнота» (197) [649].
Действительность выше, чем бытие и чем существование.
(1) Бытие непосред- «Бытие еще не д е й- ственно. с т в и т е л ь н о».
Оно переходит в другое.
(2) Существование — выходит из основания, из (оно переходит условий, но в нем нет еще един- в явление) ства „рефлексии и непосредст- венности".
(3) Действитель- единство существования и ность в-себе-бытия (Ansichsein)
... «Действительность стоит также выше, чем сущест- вование»... (200) [652].
... «Реальная необходимость есть содержательное отношение»... «Но эта необходимость вместе с тем относительна»... (211) [663].
«Абсолютная необходимость есть, следовательно, истина, в которую возвращаются действительность и возможность вообще так же, как формальная и реаль- ная необходимость» (215) [667].
(Продолжение) *...
(Конец II тома Логики, учения о сущности)...
Отметить, что в маленькой Логике (Энциклопедия) очень часто яснее, с конкретными примерами, из- лагается то же. Ср. idem Энгельс и Куно Фишер 89.
По вопросу о „возможности" Гегель отмечает пу- стоту этой категории ив Энциклопедии говорит:
«Возможно ли что-либо или невозможно, это зависит от содержания, т. е. от всей совокупности моментов действительности, которая в своем развертывании ока- зывается необходимостью». (Энциклопедия, том VI, стр. 287** [242]***, § 143, Прибавление.)
„Цельность, совокупность момен-
| тов действительности, которая в своем
| развертывании оказывается необходимостью".
| Развертывание всей
| совокупности моментов дей-
| ствительности N В =
| сущность диалектического
| познания.
|
|
* Отсюда запись В. И. Ленина переходит в тетрадь «Hegel, Логика II (с. 49—88)». Ред.
** Hegel. Werke, Bd. VI, Berlin, 1840. Ред. *** Гегель. Сочинения, т. I, М. —Л., 1929. Ред.
Ср. в той же Энциклопедии, том VI, стр. 289 красно- речивые слова о тщете одного восхищения богатством и сменой явлений природы и о необходимости
... «двигаться вперед к все более точному пониманию внутренней гармонии и закономерности природы»... (289) [243]. (Близость к мате- риализму.)
Ibid. Энциклопедия, стр. 292 [246—247]: «Развив- шаяся действительность, как смена внутреннего и внеш- него, совпадающая в единство, смена противоположных движений действительности, объединяющихся в единое движение, — это и есть необходимость».
Энциклопедия, том VI, стр. 294 [248]:... «Слепа необходимость лишь постольку, поскольку она не понята»...
lb. стр. 295 [248]: «с ним» (dem Menschen *)... «случается так... что из его действия выходит нечто совершенно иное, чем он думал и хотел»...
lb. стр. 301 [253]: «Субстанция есть важная сту- пень в процессе развития идеи»...
Читай: важная ступень в человеческого познания природы
| процессе и материи
| развития
| Logik, том IV
... «Она» (die Substanz) «есть бытие во всяком бытии»... (220) ** [671] ***.
Отношение субстанциальности переходит в отноше- ние каузальности (223) [674].
... «Субстанция обладает... действительностью лишь как причина»... (225) [676].
С
| одной стороны, надо
| углубить
| познание
| мате-
| рии
| до познания
| (до понятия)
| субстанции,
| чтобы
| найти причины явлений. С
| другой стороны, действи-
| тельное познание
| причинь
| есть
| углубление
| позна-
| * — человеком. Ред. ** - Hegel. Werke, Bd. IV, Berlin, 1834. Ред. *** - Гегель. Сочинения, т. V, М„ 1937, Ред.
|
ния
| от внешности явлений к субстанции. Двоякого
| рода примеры должны бы пояснять это: 1) из истории
| естествознания
| и 2) из истории
| философии. Точнее:
| не „примеры"
| гут должны быть
| — comparaison n'est
| pas
| raison *, —
| а квинтэссенция
| той и другой исто-
| рии
| + истории
| техники.
|
| «Действие не содержит... вообще ничего, что не содер- жится в причине»... (226) [677] und umgekehrt... **
Причина и следствие,
| ergo,
| лишь моменты всемир-
| ной взаимозависимости
| связи (универсальной), вза-
| имосцепления событий,
| лишь
| звенья в цепи развития
| материи.
|
|
| NB:
«Одна и та же вещь оказывается в одном случае причиной, в другом —действием, там — как своеобразная устойчивость, здесь — как положенностьили определение в некотором другом» (227) [678].
| Всесторонность и
| всеобъемлющий
| NB
| характер
| мировой связи,
| лишь одно-
|
сторонне,
| отрывочно
| и
| неполно вы-
|
| ражаемои
| каузальностью.
|
| «Здесь же можно заметить еще то, что, поскольку допускается отношение причины и действия, хотя бы и не в собственном смысле, действие не может быть больше чем причина; ибо действие есть не что иное, как проявление причины».
в истории „малые причины больших событий"
| И дальше об истории. В ней-де принято анекдоты приводить как маленькие „при- чины" больших событий — на деле это лишь поводы, лишь ä uβ ere Erregung * * *, «в которых внутренний дух события мог бы и не нуждаться» (230) [681]. «Эта исто- рическая живопись в стиле арабесок,
* — сравнение не есть доказательство. Ред, ** — и наоборот... Ред. *** — внешиее возбуждение. Ред,
согласно которой какой-либо великий об- раз вырастает на слабом стебле, представ- ляет собой поэтому, конечно, остроумную, но в высшей степени поверхностную трак- товку истории» (ib.).
Этот „внутренний дух" -
| -ср.
| Плеханов 90 — есть
| идеалистическое,
| мистическое,
| но
| очень глубокое
| указание
| на исторические причины
| событий. Гегель
| подводит
| вполне
| историю
| под
| каузальность и в
| 1000 раз
| глубже
| и богаче
| понимает каузальность,
| чем тьма
| „ученых'
| ныне.
|
|
|
| «Так, например, движущийся камень есть причина; его движение есть некоторое обладаемое им определе- ние, вне которого он содержит в себе еще многие другие определения цвета, формы и т. д., которые не входят в состав его причинности» (232) [683].
Каузальность, обычно нами понимаемая
| есть
| лишь малая частичка всемирной связи,
| но
| (мате-
| риалистическое добавление) частичка не
| субъектив-
| ной, а объективно реальной связи.
|
|
| «Но через движение определенного отношения причинности получилось теперь то, что при- чина не только угасает в действии, а тем самым угасает и действие, — как в формальной причинности, — но что причина в своем угасании, в действии, снова воз- никает и что действие, исчезая в причине, равным обра- зом вновь возникает в ней. Каждое из этих определений упраздняет себя в своем полагании и полагает себя в своем упразднении; это не внешний переход причин- ности от одного субстрата на некоторый другой, но это их становление другими есть вместе с тем их соб- ственное полагание. Причинность, следовательно, пред- полагает или обусловливает сама себя» (235) [686].
|