Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение о бытии 4 страница






* — «многочисленные». Ред.
** — Если я не ошибаюсь, здесь много мистицизма и пустой, Ред.
*** — материалистически перевернутый Гегель. Ред,
**** — Это совпадает. Ред.



 

Часто у Ге-
геля слово
„момент"
всмысле
момента
связи,
момента в
сцеплении

 

к другим; ее связь с другими; на-
правление ее движения; скорость;
линия движения — прямая, кривая,
круглая etc. — вверх, вниз. Сумма
движения. Понятия как учеты от-
дельных сторон движения, отдель-
ных капель ( = „вещей), отдельных
„струй" etc. Вот a peu pres * кар-
тина мира по Логике Гегеля, — ко-
нечно, минус боженька и абсолют.


* — приблизительно. Ред.

«Если налицо все условия некоторой вещи, то она
вступает в существование»... (116) [568].

 

Очень хорошо! причем тут лизм? абсолютная идея и идеа-
Забавно это „выведение".. . существования...    
           


ВТОРОЙ ОТДЕЛ:

ЯВЛЕНИЕ

Первая фраза: «Сущность должна являться»... (119)
[571] (по)явление сущности есть (1) Existenz (вещь);
(2) явление (Erscheinung). («Явление есть то, что есть
вещь в себе или истина последней», стр. 120.) «Миру
явлений противостоит рефлектированный в себя, су-
щий в себе мир»... (120) [572]. (3) Verhaltnis (отношение)
и действительность.

Между прочим: «Доказывание есть вообще опосред-
ствованное познание»...

... «Различные виды бытия требуют свойственных
именно им видов опосредствования или содержат их
в себе; поэтому и природа доказательства относительно
каждого из них различна»... (121) [573].




И паки... о существовании бога!! Бедный этот бог, как только помянут слово существо- вание, так он и обидится.

 


Существование отличается от бытия своей опосред-
ствованностью (Vermittelung: 124 [576]).? Конкрет-
ностью и связью?)

... «Вещь в себе и ее опосредствованное бытие оба
содержатся в существовании и оба сами суть существо-
вания; вещь в себе существует как существенное суще-
ствование вещи, опосредствованное же бытие есть ее
несущественное существование»... (125) [577—578].





? Вещь в себе относится к бытию, как существенное к несущественному?

 


... «Последняя» (Ding-an-sich) «не должна в себе
самой иметь никакого определенного многообразия
и потому приобретает это многообразие, лишь будучи
перенесена во внешнюю рефлексию, но при этом остается
к нему безразличной. (— Вещь в себе имеет цвет лишь
будучи поднесена к глазу, запах — к носу и т. д.)»...
(126) [578].

... «Вещь имеет свойство, состоящее в том, чтобы
производить в другом то или иное и обнаружить себя
своеобразным способом в своем отношении к этому
другому»... (129) [581]. «Вещь в себе существует, сле-
довательно, существенным образом»...

В примечании идет речь о «вещи в себе трансцен-
дентального идеализма»...

... «Вещь в себе как таковая есть не что иное, как
пустая абстракция от всякой определенности, о кото-
рой, конечно, нельзя ничего знать, именно потому, что
она должна быть абстракцией от всякого определе-
ния»...

«Трансцендентальный идеализм... всякую определен-
ность вещей, как «по форме, так и по содержанию
перемещает в сознание»»... «то с этой точки зрения во
мне, в субъекте, совершается то, что я вижу листья
дерева не черными, а зелеными, солнце круглым, а
не квадратным, что сахар для моего вкуса сладок,
а не горек, что первый и второй удар часов я определяю
как последовательные, а не как одновременные, а также,
первый не как причину и не как действие второго
и т. д.» (131) [583]... Гегель оговаривается далее, что
здесь рассматривал лишь вопрос о вещи в себе и „aufier-
liche Reflexion" *.

«Существенная же недостаточность
той точки зрения, на которой останав-
ливается указанная философия, со-
стоит в том, что она упорно держится

* — «внешней рефлексии». Ред.

 



суть=против субъективиз- ма и разрыва вещи в себе и явления

абстрактной вещи в себе, как некото-
рого последнего определения, и проти-
вопоставляет вещи в себе рефлексию
или определенность и многообразие
свойств; между тем как на самом деле
вещь в себе по существу имеет эту
внешнюю рефлексию в ней самой и
определяет себя как нечто, наделенное
своими собственными определениями,
свойствами, вследствие чего та абстрак-
ция вещи, в силу которой она есть
чистая вещь в себе, оказывается неис-
тинным определением» (132) [584].

... «Многие различные вещи состоят в существенном
взаимодействии через свои свойства; свойство есть
самое это взаимоотношение, и вещь вне его есть ничто»...
(133) [585].

Die Dingheit переходит в Eigenschaft * (134) [585].
Eigenschaft переходит в „материю" или „Stoff" **
(„вещи состоят из веществ") etc.

«Явление есть... ближайшим образом сущность в
своем существовании»... (144) [596]. «Явление есть...
единство видимости и существования»... (145) [597].

закон (явлений)

Единство в явлениях: «Это единство
есть закон явления. Закон есть, таким
образом, положительное в опосредст-
вовании являющегося» (148) [600].


 

[Тут вообще тьма темного. Но мысль живая есть,

современной физики!!!


видимо: понятие закона есть одна из ступеней познания
человеком единства и связи, взаимозависимости и цель-
ности мирового процесса. „Обламывание" и „выверты-
вание" слов и понятий, которому здесь предается Гегель,
есть борьба с абсолютированием понятия закона, с упрощением его, с фетишизированием его. N В для

* — вещность переходит в свойство. Ред.
** — «вещество». Ред.





NB

Закон
есть прочное
(остающееся)
в явлении

(Закон —
идентичное
в явлении)


«Эта сохраняющаяся устойчивость,
которой явление обладает в законе»...
(149) [600].

«Закон есть рефлексия явления в
тождество с собой» (149) [601]. (Закон
есть идентичное в явлениях: „отражение
явления в идентичность его с самим
собой").


 



Закон =
спокойное
отражение

явлений
NB


... «Это тождество, основа явления,
образующая закон, есть собственный
момент явления... Поэтому закон не по-
тусторонен явлению, но непосред-
ственно присущ
последнему; царство
законов есть спокойное (курсив Гегеля)
отображение существующего или яв-
ляющегося мира»...


 

Это замечательно материалистическое и заме-
чательно меткое (словом „ruhige" *) определение.
Закон берет спокойное — и потому закон всякий
закон, узок, неполон, приблизителен.  


NB Закон сть суще- ственное явление

«Существование возвращается в за-
кон, как в свое основание; явление
содержит в себе то и другое, простое
основание и разлагающее движение яв-
ляющегося универсума, существенность
которого составляет основание». «Закон
есть, следовательно, существенное яв-
ление» (150) [602].

 

Ergo закон и сущность понятия
однородные (однопорядковые) или
вернее, одностепенные, выражающие
углубление познания человеком яв-
лении, мира etc.  

* — «спокойное», Ред,





NB (Закон есть отражение существен- ного в дви- жении уни- версума.) (Явление цельность, тотальность) ((закон = часть)) (Явлепие богаче закона)
Движение универсума в явлениях (Ве- wegung des erscheinenden Universums), в существенности этого движения есть закон.

 

 

«Царство законов есть спокой-
ное
содержание явления; явление же
есть то же самое содержание, но пред-
ставляющееся в беспокойной смене и
как рефлексия в другое... поэтому
явление есть относительно закона цель-
ность,
ибо оно содержит в себе закон
и еще более — именно момент са-
модвижущейся формы» (151) [602—603].

 

Но дальше, хотя и неясно, признается, кажись, стр. 154 [605], что закон может восполнить этот Mangel *, охватить и отрицательную сторону, и Totalitat der Erscheinung ** (особенно 154 i. f. [606]) Вернуться!

Мир сам по себе тождественен с миром явлений,
но в то же время противоположен ему (158) [610—611].
То, что в одном положительно, в другом отрицатель-
но. То, что в мире явлений зло, то в мире самом по себе
добро. Ср. — говорит Гегель здесь — „Феноменологию
духа", стр. 121 ff 86.


* — недостаток. Ред. ** — цельность явления. Рев,

«Являющийся и существенный миры... оба суть
самостоятельные целые существования, один должен
был бы быть лишь рефлектированным существованием,
а другой — непосредственным существованием, но каж-
дый непрерывно продолжается в его другом и есть
поэтому в себе самом тождество обоих этих моментов...
Оба мира суть, прежде всего, самостоятельные, но
они таковы лишь как цельности, и таковы постольку,

 


поскольку каждый существенно содержит в себе момент
другого»... (159—160) [611].

 

Суть здесь та, что и мир явлений и мир в себе суть
моменты изменения познания природы человеком, ступени, или углубления (познания). Передвижка
мира в себе все дальше и дальше от мира явлений — вот чего не видно еще пока у Гегеля. N В. У Гегеля
„моменты" понятия не имеют значения „ моментов"
перехода?    

... «Таким образом, закон есть существенное
отношение»
(курсив Гегеля).

Закон есть отношение. Сие NB для махистов
и прочих агностиков и для кантианцев etc. Отношение
сущностей или между сущностями.

«Слово мир обозначает вообще бесформенную цель-
ность многообразного»... (160) [612].

И 3-ья глава («Существенное отношение») начинается
положением: «Истина явления есть существенное от-
ношение»... (161) [612].

Подразделения:

Отношение целого к части; это отношение
переходит в следующее (sic!! (стр. 168) [619—620]): —
силы к ее проявлению;внутреннего и внешнего.
Переход к субстанции, действительности.

... «Истина отношения заключается, таким образом,
в опосредствовании»... (167) [619].

„Переход" к силе: «Сила есть отрицательное единство,
в котором разрешается противоречие целого и частей,
истина этого первого отношения» (170) [621].

((Это одно из 1000 подобных мест у Гегеля, которые
выводят из себя наивных философов вроде Pearson'а,
автора „The Grammar of Science" 87. — Он цитирует
подобное место и беснуется: чему-де учат, такой гали-
матье, в наших школах!! И он прав в известном, ча-
стичном,
смысле. Этому учить нелепо. Из этого надо
сначала вышелушить материалистическую диа-
лектику. А это на 9/10 шелуха, сор.))



Сила выступает как „принадлежность" (als angehorig)
„существующей вещи или материи"... «Если, спраши-
вается поэтому, каким образом вещь или материя
доходят до того, чтобы обладать некоторой силой, то
последняя представляется внешне связанной с ними
и внедренной в вещь посредством некоторого чужого
насилия» (171) [623].

... «Во всем природном, научном и духовном раз-
витии вообще
оказывается, и очень важно убедиться
в этом, что первое, пока нечто есть лишь внутреннее
или также внутри своего понятия, именно потому
есть лишь непосредственное, пассивное наличное бы-
тие последнего»... (181) [633].

 

Начало всего как внутреннее - внешнее. может быть — пассивное — рассматриваемо, и в то же время
Но интересно здесь не это, а иное: нечаянно проскользнувший критерий диалектики у Гегеля: „во всем природном, научном и
духовном р бокой истины в а з в и т и и': мистической вот где зерно глу- шелухе гегельян-
щины!      

# Пример: де, зародыш человека
есть лишь внутренний человек, dem
Anderssein Preisgegebenes *, пассив-
ное. Gott ** сначала не есть еще дух.
«Непосредственно бог

есть поэтому лишь при-
рода»
(182) [633-634].

(Это тоже характерно!!)


Фейербах da-
ran „kniipft

an " *** 88

Долой Gott,

остается
Natur ****.


* — отданное во власть инобытию. Ред,
**
— бог. Ред.
***
— «подхватывает» это. Ргд,
**** — природа, Ред,



ТРЕТИЙ О Т ДЕЛ:

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

... «Действительность есть единство сущности и су-
ществования»... (184) [636].

Подразделения: 1) „абсолют" — 2) собственно
действительность. „Действительность, возможность и
необходимость составляют формальные моменты аб-
солюта". 3) „абсолютное отношение": субстанция.

«В нем самом» (dem Absoluten) «нет никакого ста-
новления» (187) [639] — и прочая чепуха об абсолюте...
(!!)
абсолют есть абсолютный абсолют...

атрибут есть релятивный»

В „примечании" Гегель говорит (слишком обще
и туманно) о недостатках философии Спинозы и Лейб-
ница.

обычно: от одной крайно- сти к другой
цельность = (в виде) рассеянная полнота

Между прочим отметить:
«Односторонности какого-либо фи-
лософского принципа обыкновенно про-
тивопоставляет себя противоположная
односторонность, и, как бывает всегда,
возникает их цельность, по крайней
мере, как некоторая рассеянная полнота»
(197) [649].

Действительность выше, чем бытие и чем существование.

(1) Бытие непосред- «Бытие еще не д е й-
ственно. с т в и т е л ь н о».

Оно переходит в другое.



(2) Существование — выходит из основания, из
(оно переходит условий, но в нем нет еще един-
в явление) ства „рефлексии и непосредст-
венности".

(3) Действитель- единство существования и
ность в-себе-бытия (Ansichsein)

... «Действительность стоит также выше, чем сущест-
вование»... (200) [652].

... «Реальная необходимость есть содержательное
отношение»... «Но эта необходимость вместе с тем
относительна»... (211) [663].

«Абсолютная необходимость есть, следовательно,
истина, в которую возвращаются действительность и
возможность вообще так же, как формальная и реаль-
ная необходимость» (215) [667].

(Продолжение) *...

(Конец II тома Логики, учения о сущности)...

Отметить, что в маленькой Логике (Энциклопедия)
очень часто яснее, с конкретными примерами, из-
лагается то же. Ср. idem Энгельс и Куно Фишер 89.

По вопросу о „возможности" Гегель отмечает пу-
стоту этой категории ив Энциклопедии говорит:

«Возможно ли что-либо или невозможно, это зависит
от содержания, т. е. от всей совокупности моментов
действительности, которая в своем развертывании ока-
зывается необходимостью». (Энциклопедия, том VI,
стр. 287** [242]***, § 143, Прибавление.)

 

„Цельность, совокупность момен-
тов действительности, которая в своем
развертывании оказывается необходимостью".
Развертывание всей совокупности моментов дей-
ствительности N В = сущность диалектического
познания.  

* Отсюда запись В. И. Ленина переходит в тетрадь «Hegel, Логика II
(с. 49—88)». Ред.

** Hegel. Werke, Bd. VI, Berlin, 1840. Ред.
*** Гегель. Сочинения, т. I, М. —Л., 1929. Ред.


Ср. в той же Энциклопедии, том VI, стр. 289 красно-
речивые слова о тщете одного восхищения богатством
и сменой явлений природы и о необходимости

... «двигаться вперед к все более точному пониманию
внутренней гармонии и закономерности
природы»...
(289) [243]. (Близость к мате-
риализму.)

Ibid. Энциклопедия, стр. 292 [246—247]: «Развив-
шаяся действительность, как смена внутреннего и внеш-
него, совпадающая в единство, смена противоположных
движений действительности, объединяющихся в единое
движение, — это и есть необходимость».

Энциклопедия, том VI, стр. 294 [248]:... «Слепа
необходимость лишь постольку, поскольку она не
понята»...

lb. стр. 295 [248]: «с ним» (dem Menschen *)...
«случается так... что из его действия выходит нечто
совершенно иное, чем он думал и хотел»...

lb. стр. 301 [253]: «Субстанция есть важная сту-
пень в процессе развития идеи»...

 

Читай: важная ступень в человеческого познания природы процессе и материи развития

Logik, том IV

... «Она» (die Substanz) «есть бытие во всяком бытии»...
(220) ** [671] ***.

Отношение субстанциальности переходит в отноше-
ние каузальности (223) [674].


... «Субстанция обладает... действительностью лишь
как причина»... (225) [676].

 

С одной стороны, надо углубить познание мате-
рии до познания (до понятия) субстанции, чтобы
найти причины явлений. С другой стороны, действи-
тельное познание причинь есть углубление позна-
* — человеком. Ред. ** - Hegel. Werke, Bd. IV, Berlin, 1834. Ред. *** - Гегель. Сочинения, т. V, М„ 1937, Ред.


 

ния от внешности явлений к субстанции. Двоякого
рода примеры должны бы пояснять это: 1) из истории
естествознания и 2) из истории философии. Точнее:
не „примеры" гут должны быть — comparaison n'est
pas raison *, — а квинтэссенция той и другой исто-
рии + истории техники.  

«Действие не содержит... вообще ничего, что не содер-
жится в причине»... (226) [677] und umgekehrt... **

 

Причина и следствие, ergo, лишь моменты всемир-
ной взаимозависимости связи (универсальной), вза-
имосцепления событий, лишь звенья в цепи развития
материи.    

NB:

«Одна и та же вещь оказывается в одном случае
причиной, в другом —действием, там — как своеобразная
устойчивость, здесь — как положенностьили определение
в некотором другом» (227) [678].


NB

 

 

  Всесторонность и всеобъемлющий
NB характер мировой связи, лишь одно-
сторонне, отрывочно и неполно вы-
  ражаемои каузальностью.  

«Здесь же можно заметить еще то, что, поскольку
допускается отношение причины и действия, хотя бы
и не в собственном смысле, действие не может быть
больше чем причина; ибо действие есть не что иное,
как проявление причины».

в истории „малые причины больших событий"

И дальше об истории. В ней-де принято
анекдоты приводить как маленькие „при-
чины" больших событий — на деле это
лишь поводы, лишь ä uβ ere Erregung * * *,
«в которых внутренний дух события мог
бы и не нуждаться» (230) [681]. «Эта исто-
рическая живопись в стиле арабесок,

* — сравнение не есть доказательство. Ред,
**
— и наоборот... Ред.
*** — внешиее возбуждение. Ред,


согласно которой какой-либо великий об-
раз вырастает на слабом стебле, представ-
ляет собой поэтому, конечно, остроумную,
но в высшей степени поверхностную трак-
товку истории» (ib.).

 

Этот „внутренний дух" - -ср. Плеханов 90 — есть
идеалистическое, мистическое, но очень глубокое
указание на исторические причины событий. Гегель
подводит вполне историю под каузальность и в
1000 раз глубже и богаче понимает каузальность,
чем тьма „ученых' ныне.      

«Так, например, движущийся камень есть причина;
его движение есть некоторое обладаемое им определе-
ние, вне которого он содержит в себе еще многие другие
определения цвета, формы и т. д., которые не входят
в состав его причинности» (232) [683].

 

Каузальность, обычно нами понимаемая есть
лишь малая частичка всемирной связи, но (мате-
риалистическое добавление) частичка не субъектив-
ной, а объективно реальной связи.    

«Но через движение определенного отношения
причинности
получилось теперь то, что при-
чина не только угасает в действии, а тем самым угасает
и действие, — как в формальной причинности, — но
что причина в своем угасании, в действии, снова воз-
никает и что действие, исчезая в причине, равным обра-
зом вновь возникает в ней. Каждое из этих определений
упраздняет себя в своем полагании и полагает себя
в своем упразднении; это не внешний переход причин-
ности от одного субстрата на некоторый другой, но
это их становление другими есть вместе с тем их соб-
ственное полагание. Причинность, следовательно, пред-
полагает или обусловливает сама себя» (235) [686].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.