Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технологии применения регулятивных механизмов коллективного поведения






Отношения власти и общества являются частью социального управления в системах с различным уровнем организации, различной культурой и разными формами собственности. Умение управлять аудиторией, привлекать внимание больших масс людей, подчинять их своему влиянию составляли главные элементы искусства управления еще со времен Античности. На достижение этой цели были направлены такие науки, как логика, риторика, ораторское искусство. В Средние века управление коллективным поведением осуществлялось под жестким контролем церкви и государства, которые устанавливали моральные законы и контролировали их соблюдение. С приходом к власти буржуазии количество агентов, участвующих в управлении обществом и имеющих право на высказывание собственного мнения, существенно расширяется за счет включения в него имущих слоев населения. И хотя они не имели прямых властных полномочий, но оказывали опосредованное воздействие на принятие управленческих решений. XX век убедительно доказал громадное значение рациональной и стабильно функционирующей системы управления, использующей в полной мере рычаги влияния на коллективное поведение.

Объектом воздействия управляющей системы выступает общественное мнение, содержание которого определяет готовность отдельных индивидов и групп следовать предлагаемым социальным нормам в повседневной практике. Используя разнообразные методы диагностики коллективного мнения, властные структуры определяют способы формирования на его основе конформного поведения членов общества, что позволяет господствующей группе удержаться в условиях жесточайших политических и экономических кризисов и не потерять доверия народа.

Регулирование коллективного поведения на основе создания системы социальных стереотипов. Жизнь каждого человека протекает не в виртуальном пространстве, а в окружении конкретных людей, на определенной территории ив определенном историческом времени. Вступая в разнообразные контакты с другими людьми, индивид вынужден следовать правилам и нормам, которые облегчают эти взаимодействия и позволяют другим понять смысл его поведения и соответственно на него реагировать. Значительная часть поведенческих актов в процессе социального общения происходит по принципу «стимул — реакция», машинально, без дополнительного осмысления. Так, мы извиняемся, обращаясь к другому человеку с каким-либо вопросом, хотя ни в чем перед ним не виноваты, ждем зеленого сигнала светофора, чтобы перейти улицу, благодарим хозяйку за обед, даже если он нам не понравился и т.д. Во всех этих случаях мы придерживаемся правил по принципу «так принято», не задумываясь, почему должны поступать именно так. Стандарты поведения, которые реализуются как в виде отдельных действий, так и общепринятых фраз, являются внешним выражением (формой) системы социальных стереотипов, заложенных в сознание индивида в процессе социализации и постоянно воспроизводящихся в течение всей жизни. В свою очередь, система стереотипов отражает систему ценностей данного общества, разделяемую его большинством.

Социальный стереотип (от греч. stereos — «твердый» и typos — «отпечаток») — эмоционально-оценочное образование, состоящее из двух компонентов — стандартного упрощенного знания и эмоционального отношения (установки восприятия). Это предвзятое мнение, основанное на рефлекторном характере психической деятельности человека.

Понятие социального стереотипа было введено в социальную науку У. Липпманом в 1922 г. Психологической основой стереотипа является установка восприятия, которая выступает как бессознательная готовность воспринимать явление в зависимости от предыдущего опыта человека и в соответствии с ним. В повседневном обиходе установка восприятия реализуется как «точка зрения».

В зависимости от социальной значимости образов, конкретизированных в социальном стереотипе, последние разделяются на: внутренние (глубинные, первичные), внешние (вторичные). Первые основаны на интериоризированном историческом опыте и результатах социализации (национальные идеи, обычаи, сословно-кастовые отношения, половые роли и т.п.) Вторые — на реальной социальной ситуации, представленной в стандартизированном виде (образ врага и героя, мода, этикет и т.п.). Трансформация внутренних стереотипов происходит длительное время и почти не поддается насильственному изменению. На продолжительность существования внешних стереотипов основное влияние оказывают средства массовой информации, реклама.

К основным характеристикам социальных стереотипов относятся:

• упрощенность — усвоение сложных идей требует меньше времени и усилий, если они подаются в упрощенном, собирательном, приземленном виде;

• устойчивость — стереотип, превращающийся в ярлык, предрассудок, обычай, практически невозможно разрушить;

• предвзятость — стереотип опирается на уже имеющиеся стереотипы, основывается на них и подгоняется под них;

• способность к самовоспроизводству — однажды воспринятая информация многократно повторяется и закрепляется в виде мнения или формы поведения, изменить которые крайне сложно.

Роль социального стереотипа заключается в объединении членов общества на основе единого стереотипа-символа (национальной идеи) и подкрепляющей его системе стандартов стереотипного поведения. Социальный стереотип выступает основой официальной идеологии и воздействует на сознание коллективного субъекта двояко, с одной стороны, укрепляя веру в справедливость государственного строя, вызывая в отношении его позитивные эмоции, с другой — вызывая негативные эмоции (страх, агрессивность) в отношении к иным социальным системам и возможности изменения существующего положения. Психологическое воздействие эмоционально окрашенных моделей является наиболее глубоким и тонким. Управленческая практика использует свойства социальных стереотипов, продвигая и закрепляя их в массовой культуре через пропаганду и рекламу в средствах массовой информации. Максимально социальные стереотипы выражены в таком специфическом виде социальной рекламы, как комиксы, основой которых является примитивизм и максимальная эмоциональность.

Социальный стереотип является методологической основой управления массами в целях подтверждения легитимности политической и экономической системы, формирования конформного социального поведения. Стереотипизация в практике управления представляет собой процесс психологического воздействия субъекта управления на индивидуальное и массовое сознание посредством создания системы стереотипов, закрепляющих реакции управляемого объекта на предъявляемые ему стимулы-раздражители. В их роли могут выступать как символические проводники социальных, государственных, национальных идей (государственный гимн, флаг, различного рода опознавательные знаки и т.п.), так и нормативные положения, которые передаются объекту в печатной, озвученной или изобразительной форме. Последующую реакцию можно легко предсказать.

Управление коллективным поведением на основе создания системы социальных стереотипов базируется на научной теории стереотипизации, разработанной У. Липпманом и объединившей положения теории философского прагматизма и бихевиоризма.

Основой современной теории стереотипизации являются следующие посылки:

• человек сначала представляет мир, а потом видит его, но не целостную картину объективной реальности, а лишь отдельные фрагменты, имеющие субъективную ценность;

• поскольку реальная действительность слишком обширна, сложна и изменчива для непосредственного познания, человек перестраивает ее по простой модели. При этом представление о мире опережает видение реальной ситуации. Поэтому в большинстве случаев субъект видит не то, что существует в действительности, а то, что он хочет видеть и может понять;

• средний человек мыслит иррационально, его взгляды формируются на основе прошлого эмоционально окрашенного опыта. Процесс восприятия нового происходит как стандартизация явления — механическая подгонка неизвестного явления, факта под устойчивую общую формулу или образ (социальный стандарт). Итогом процесса является создание социальных стереотипов как стандартизированных представлений об окружающем мире («картинками в наших головах»). Набор социальных стереотипов помогает субъекту в определении своего отношения к прошлым, настоящим и будущим ситуациям.

Как информационные образования стереотипы являются важным средством управления коллективным поведением. Используя в первую очередь средства массовой информации, управляющий субъект передает объекту воздействия те сведения, которые он считает нужными и полезными, и утаивает либо извращает факты, опровергающие позицию властных структур.

Внутри любой социальной системы существует определенный антагонизм между социальными группами, имеющими различное статусное положение, который может привести к социальным конфликтам. Важной частью процесса социального управления является снижение уровня социальной напряженности и объединение всего общества на основе национальной идеи — единого стереотипа-символа, состоящего из наиболее общих и разделяемых всеми стереотипов.

Входящий в национальную идею набор символов и стимулов воздействует на каждого члена общества двояко: во-первых, укрепляя веру в существующий строй, вызывая положительные эмоции и одобрение; во-вторых, вызывая негативные эмоции по отношению к иным политическим образованиям и возможности изменения существующего положения.

Негативные стереотипы реализуются в массовом сознании в виде образа «врага», против которого необходимо объединиться всем членам общества, позитивные — в виде образа «героя», который спасает общество от разрушения. Роль врага обычно предоставляется политическому или экономическому конкуренту, роль героя — самому субъекту.

Принятие такой модели поведения сопровождается ее интериоризацией и дальнейшим распространением без прямого внешнего воздействия. На ее основе формируется нормативно типическое поведение, следование которому воспринимается как условие выживания отдельного индивида и группы в целом. А это приводит к созданию общества с жестко закрепленной системой ценностей и норм, разделяемых и поддерживаемых большинством. Между управляющими и управляемым устанавливаются не только формальные, но и эмоциональные взаимодействия. Признание легитимности власти и невозможности сопротивления приводит к логическому заключению о правоте ее действий и законности навязываемой системы нормативов. Поскольку изменить их невозможно, к ним необходимо приспосабливаться.

Эффективность управления коллективным поведением посредством сплочения общества перед угрозой со стороны реального или гипотетического врага подкрепляется большим историческим опытом его применения в политической практике. В древнем мире принесение в жертву «разгневанным богам» наиболее строптивых членов общества, в Средние века — борьба с колдунами и ведьмами. Суды инквизиции и аутодафе, как спонтанная реакция на воображаемую угрозу, позволяли таким образом высвобождать накопившуюся негативную социальную энергию и в зародыше подавлять инакомыслие. В современном обществе массовые выступления в защиту «братьев-единоверцев», подвергающихся геноциду, притеснению и т.д., в виде акций протеста, собирающих экспрессивные толпы, дискуссий в средствах массовой информации, борьбы с вредителями и шпионами всех мастей — от коммунистов до фашистов и сектантов — широко используются в социальном управлении как методы сплочения населения. Это своеобразный ответ на коллективные тревожные ожидания, которые составляют один из пластов массовой культуры. Притягательность трагедий, триллеров и боевиков в аудитории молодежи и людей среднего возраста объясняется представлениями о наличии постоянной опасности как составного элемента совместной деятельности людей и многочисленных контактов не только с членами своей группы. Смягчить индивидуальные последствия действия неизбежного зла можно, если строго соблюдать установленные правила и не выделяться в общей массе.

Управление социальным поведением посредством формирования общепринятого взгляда на происходящее в обществе осуществляется не только с применением угрозы за непослушание, но и с использованием специфической похвалы — формирование оптимистического социального ожидания позитивных перемен в результате совместных действий. Отрицательные проекции исполняют роль защитных механизмов, позволяющих группе избежать конфликта с недоброжелательным внешним миром. Образ врага должен находиться вовне, чтобы принять на себя негативную психическую энергию отрицания. Позитивные проекции переносят внимание внутрь коллектива, сплачивая его членов в совместной деятельности, укрепляющей границы группы. Чтобы быть действенным, образ врага должен быть дихотомичным, для этого он дополняется образом героя. При этом герой — выходец из самой группы (в противовес врагу как порождению внешних сил), выступающий собирательным образом наиболее значимых характеристик членов группы. Только в таком виде мир воспринимается как целостность, а сам человек чувствует себя в нем защищенным.

Стимулирование позитивного отношения масс к социальной действительности и оптимистичный взгляд в будущее составляет основу всех управленческих программ. Индивидуальность, уникальность каждой личности принимается как основа формирования явления более высокого порядка — коллективного. Видение себя глазами находящихся рядом поднимает индивидуальную самооценку до уровня группы, заставляет относиться к окружающему миру, используя понятие «мы», а не «я». Необходимость создания системы простых и ясных для каждого целей в обыденной жизни позволяет человеку жить в мире, который он может освоить и в котором сумеет моделировать свой мини-успех. Наличие системы целей более высокого уровня, определяющего направление развития всего общества, формирует уверенность в значимости и успехе общего дела, повышает социальную самооценку человека и в конечном счете выступает основой гражданственности и патриотизма. Использование позитивного управленческого воздействия на формирование общественного мнения позволяет отказаться от постоянного внешнего контроля соблюдения нормативных типов поведения. Эту функцию берет на себя коллектив, интересы которого официально объявляются приоритетными по отношению к личным. Каждый член коллектива выполняет определенную функцию, являясь элементом единого социального механизма, воспринимаемого не как враждебное окружение, а в качестве единственно возможной среды комфортного обитания. От качества работы каждого зависит успех общего дела и в конечном счете выживаемость и безопасность системы в целом.

Проводниками социального управления, построенного на основе позитивных стереотипов, выступают не только официальные источники (руководители государства, официальные документы о достижениях и успехах всего общества, СМИ, массовые мероприятия и т.п.). К ним относятся: самодеятельное творчество, анекдоты и шутки по поводу личных и социальных качеств представителей других групп, встречи спортсменов, возвращающихся с Олимпиады и чемпионатов мира, массовые празднования Дня города и т.п.

Условия географического и социокультурного пространства России позволяют выжить в качестве целостной системы только обществу, основой которого является коллективизм и взаимопомощь. Отказ от этих основ при отсутствии предложения равноценных заменяющих приводит к нарушению динамического равновесия в отношениях между управляющей и управляемой социальными системами — государством и обществом. «Не стены и не люди образуют отечество: это делают законы, нравы, обычаи, образ правления, конституция, всем этим обусловленный образ жизни», — отмечал Ж.-Ж. Руссо. «Отечество заключено в отношениях между государством и его членами; когда они изменяются или уничтожаются, исчезает и отечество»1.

Необходимость формирования консолидирующей общественной идеи, восстанавливающей и укрепляющей нарушенную обратную связь между обществом и государством, является основной задачей на современном этапе развития российского общества. Ее решение возможно лишь методом позитивного социального управления, объединяющего все элементы социальной системы. Но не в поиске общего врага и борьбы с ним, а в конструктивной совместной деятельности по созданию и укреплению единого социального пространства, позволяющего каждому члену общества максимально реализовать свои возможности и удовлетворять личные потребности и интересы в соответствии с интересами социума в целом. В этом плане создание стереотипных образов «героев нашего времени» является на данном историческом этапе основным, поскольку образы врагов представлены в практике социального управления достаточно ясно.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.