Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы гражданской службы






Любой принцип следует рассматривать как основное, исходное положение, которое прямо или опосредованно распространяется на соответствующие реалии. В контексте рассматриваемого вопроса представляется возможным констатировать, что его принципы, а точнее, нормы-принципы, являются основополагающими для иных актов, относящихся к предмету регулирования гражданской службы, как федеральных законов и (или) законов субъектов РФ, так и других нормативных актов и федерального уровня, и уровня субъектов РФ.

В закрепленных в ст. 4 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» принципах установлены восемь таких исходных положений гражданской службы.

1. Для правового, демократического государства ключевым является принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина. Он основывается на ст. 2 Конституции РФ, в которой не только определена «высшая ценность», но и установлена обязанность государства: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства», а следовательно — и всех государственных служащих РФ.

2. Принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ органично вытекает из первого принципа. Единство соблюдения указанной «высшей ценности» и обязанности государства устанавливает минимальные, но одновременно и фундаментальные требования к общим правилам деятельности государственных служащих независимо от того, чему они служат — Российской Федерации или ее субъекту. Кроме того, данный принцип учитывает федеративное устройство нашего государства и наличие вопросов как исключительного, так и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

3. Согласно ч. 4 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» развивает конституционный принцип, детализируя его. Он регламентирует как поступление гражданина Российской Федерации на гражданскую службу, так и замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы по результатам конкурса, с детализацией соответствующей процедуры, запрещая любую дискриминацию, но устанавливая общеобязательные условия реализации названного права граждан Российской Федерации, связанные исключительно с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего.

4. Принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих обязывает гражданских служащих и претендентов на этот статус иметь профессиональное (как правило, высшее) образование, соответствующее должностным полномочиям, стаж работы и пр. Одновременно принцип проявляется и в требовании к гражданским служащим постоянно повышать профессионализм и компетентность, в создании для этого необходимых условий.

5. Повышение гражданскими служащими профессионализма и компетентности (что, естественно, включает в себя и стремление к безупречному выполнению должностных обязанностей), требует стабильности гражданской службы, что и является следующим закрепленным принципом.

Стабильность гражданской службы гарантирует не только стабильность, постоянность служебной деятельности для каждого конкретного гражданского служащего. Одновременно такая стабильность означает незыблемость и непрерывность деятельности государственного аппарата.

Так, Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает, в частности, исчерпывающий перечень случаев заключения срочного служебного контракта, гарантии для гражданского служащего при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы, единый правовой статус гражданского служащего и др.

6. Принцип доступности информации о гражданской службе является частным проявлением конституционной нормы, в соответствии с которой органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Реализация рассматриваемого принципа заключается, в частности, в указанной выше процедуре конкурсного замещения должностей гражданской службы, предусматривающей обязательность информирования неопределенного круга граждан о соответствующих вакансиях.

7. Принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами означает «от обратного»: отсутствие предпочтений, нейтральные отношения со всеми заинтересованными гражданами и общественными объединениями без предоставления кому-либо каких-либо преференций. Иными словами, гражданский служащий в своей профессиональной деятельности должен быть нейтрален — и политически, и идеологически, и религиозно.

8. Принципом гражданской службы определена защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность, что означает: гражданский служащий выполняет исключительно правомерные поручения своих руководителей (непосредственных и вышестоящих). Одновременно для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, как правило, федеральными законами устанавливаются соответствующие гарантии, в частности от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.