Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика развития личности






В подростковом возрасте наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности, даже в той области, в которой ребенок одарен. Это связано с переходом от наглядности к знаниям, основанным на понимании и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение), т.е. происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. По Ж. Пиаже, это 4-й период умственного развития. На смену конкретно-операционального мышления приходит формально-логическое. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы: проблемы происхождения мира, человека.

Новое мышление оказывает влияние и на язык, речь. Мышление в подростковом возрасте – не одна из функций в ряду других, а ключ для всех остальных функций и процессов. Под влиянием мышления закладываются основы личности и мировоззрения подростка. Мышление в понятиях и абстракциях перестраивает и низшие, ранние функции: восприятие, память, внимание, практическое мышление (или действенный интеллект).

Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники.

Иногда переходный этап от подросткового к юношескому возрасту называют фазой второго негативизма по аналогии с кризисом 3 лет. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции. У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет. Однако поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер.

Наступление подросткового возраста со всей очевидностью проявляется в резком возмужании организма, внезапном увеличении роста и развитии вторичных сексуальных признаков. Этот возраст считается периодом выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии, особенно у мальчиков.

С фазами биологического созревания у подростков совпадают фазы развития интересов. С одной стороны, теряется интерес к вещам, которые его интересовали раньше (презрительное отношение к детским забавам, «россказням» и т.д.). При этом не утрачиваются ни навыки, ни сложившиеся механизмы поведения. С другой стороны, возникают новые интересы: новые книги, в основном, эротического характера, острый сексуальный интерес.

Во время смены интересов есть момент, когда кажется, что у подростка вообще отсутствует какой бы то ни было интерес. Позже, в начале новой фазы, у ребенка появляется множество новых интересов. Из них путем дифференциации выбирается ядро интересов. Причем вначале это происходит под знаком романтических стремлений, под конец – реалистический и практический выбор одного устойчивого интереса, связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком.

В подростковом возрасте формируется «Мы»-концепция. Иногда этот процесс принимает очень жесткий характер: «мы-свои, они-чужие» – поделены территории, сферы жизненного пространства. Это не дружба, отношения дружбы еще только предстоит освоить как отношения близости, увидеть в другом человеке такого же, как Я сам. Это, скорее, поклонение общему идолу. На основе «Мы»-концепции формируются референтные группы. Сначала они состоят из представителей одного пола, впоследствии возникает тенденция к объединению подобных групп в более крупные компании или сборища, члены которых что-то делают сообща. С течением времени группы становятся смешанными. Еще позже происходит разделение на пары, так что компания состоит только из связанных между собою пар.

И ценности, и мнения референтной группы подросток склонен признавать своими собственными. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу. Многие исследователи говорят о субкультуре детского общества, носителями которой и являются референтные группы. Взрослые не имеют в них доступа, следовательно, каналы воздействия оказываются ограниченными. Ценности детского общества плохо согласованы с ценностями взрослого. Типичная черта подростковой группы – чрезвычайно высокая конформность. К мнению группы и ее лидера относятся некритически. Диффузное «я» нуждается в сильном «мы», инакомыслие исключено.

Объективной взрослости у подростка еще нет. Субъективно она проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости:

1) эмансипация от родителей – ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам (в возрасте 10-12 лет дети еще пытаются найти взаимопонимание у родителей);

2) новое отношение к учению – подросток стремится к самообразованию, причем часто становится равнодушным к отметкам (порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие;

3) взрослость проявляется в романтических отношениях со сверстниками другого пола – здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения);

4) внешний облик и манера одеваться.

В подростковом возрасте на пути к биологической зрелости в организме ребенка происходят кардинальные изменения:

- изменения в эндокринной системе определяют скачок в росте (рост тела в длину, увеличение веса, окружности грудной клетки), половое созревание, изменение внешнего облика подростка (меняется лицо, внешний вид приближается к взрослому);

- пространство между позвонками еще заполнено хрящем Þ податливость позвоночника к искривлению;

- масса мышц тела увеличивается, но мышцы подростков еще не способны к длительному напряжению;

- перестройка моторного аппарата часто сопровождается потерей гармонии в движениях, появляется неумение владеть собственным телом (обилие движений, недостаточная координация, общая неловкость, угловатость), что может приводить к неприятным переживаниям, неуверенности в себе;

- утрачивается существовавший в детстве баланс в деятельности эндокринной и нервной систем, а новый еще устанавливается – это сказывается на внутренних состояниях, реакциях, настроении подростка и часто является основой его общей неуравновешенности, раздражительности, временной вялости, апатии, двигательной активности и т.п.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.