Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные версии происхождения сознания.






1. Теологическая (креационная): сознание человеку дано Богом при творении и само является аспектом абсолютного (божественного) сознания. Основное слабое место этой версии: она считает сознание раз и навсегда данным, хотя факты вроде «феномена Маугли» показывают, что для возникновения сознания необходимо наличие других носителей сознания (изначально у ребенка сознания нет); также она не объясняет развития сознания, хотя это тоже доказано эмпирически.

2. Космическая: сознание является космическим образованием и принесено на Землю с других планет. Например, Н. П. Бехтерева, крупный специалист в области физиологии мозга, опираясь на то, что на Земле требования к мозгу значительно ниже его возможностей, как раз склоняется к инопланетной версии. Однако здесь возникает вопрос: «Где та планета, где требования к мозгу соответствуют его возможностям?» Такой планеты мы не знаем. Кроме того, эта версия не объясняет появления сознания в принципе, она лишь переносит «место действия» на другие планеты.

3. Эволюционная: сознание подготовлено эволюцией форм жизни на Земле. Прообразом является известная эволюционная теория Дарвина, которая ставит человека в один ряд с другими животными и формулирует факторы эволюции: наследственность и естественный отбор. Однако, помимо того, что доказательств самого факта эволюции, строго говоря, нет (никто не наблюдал перехода одних видов в другие), она не объясняет как раз появления сознания. С точки зрения адаптации, сознание избыточно, именно поэтому животные не обладают ни самосознанием, ни членораздельной речью, ни абстрактным мышлением (т.е. тем, без чего мы не мыслим себе сознание). Еще одной известной модификацией этой версии является теория трудового антропогенеза Энгельса («Труд создал из обезьяны человека»). Но, во-первых, Энгельс прямо указывал на обезьяну как на непосредственного предка человека (современные антропологические данные свидетельствуют о том, что это не так, обезьяны и человек просто имеют общих далеких предков – прогоминидов), во-вторых, Энгельс опирался не на дарвинизм, а на теорию упражнений Ламарка, которая была опровергнута развитием генетики (если бы трудовые навыки передавались по наследству, то дети кузнеца рождались бы с мозолями на руках). Еще одним слабым местом теории Энгельса является проблема «недостающего звена», сформулированная антропологами еще в середине 19 в.: нет генетического и морфологического соответствия между различными типами обезьяноподобных предков. Например, доказано, что кроманьонцы (Homo sapiens) отнюдь не являются потомками неандертальцев, как считалось раньше, поскольку имеют с ними разные генотипы, они жили одновременно с ними и, по всей вероятности, уничтожили их.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.