Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация индивидуального консультирования






План:

  1. Этапы индивидуальной работы с клиентом.
  2. Установление контакта с клиентом.
  3. Поиск причин трудностей.
  4. Выработка конструктивных способов преодоления трудностей.

Исследование проблем. На этой стадии консультант уста­навливает контакт с клиентом и достигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, гово­рящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и мани­пулированию. Следует поощрять клиента к углубленному рас­смотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение. Двумерное определение проблем. На этой стадии консуль­тант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания; про­блемы определяются конкретными понятиями. Точное опре­деление проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и способы разрешения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуть­ся к стадии исследовании. Идентификация альтернатив. На этой стадии выясня­ются и открыто обсуждаются возможные альтернативы ре­шения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консуль­тант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навя­зывает своих решений. Во время беседы можно составить письменный список вариантов, чтобы их было легче срав­нивать. Следует найти такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно. Планирование. На этой стадии осуществляется крити­ческая оценка выбранных альтернатив решения. Консуль­тант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться. Со­ставление плана реалистичного решения проблем должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разре­шимы. Некоторые проблемы требуют слишком много вре­мени; другие могут быть решены лишь частично посред­ством уменьшения их деструктивного, дезорганизующего поведение воздействия. В плане решения проблем следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность выбранного решения (ролевые игры, " репетиция" действий и др.). Деятельность. На этой стадии происходит последова­тельная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоя­тельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении целей. Клиент должен усвоить, что частичная неудача — еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения пробле­мы, связывая все действия с конечной целью. Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели (сте­пень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые ре­зультаты. В случае надобности возможно уточнение плана ре­шения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.

Перечислим об­щие правила и установки консультанта, структурирующие процесс консультирования и делающие его эффективным:

1. Не бывает двух одинаковых клиентов и ситуаций кон­сультирования. Человеческие проблемы только извне могут казаться схожими, однако поскольку они возникают, раз­виваются, существуют в контексте уникальных человечес­ких жизней, то и сами проблемы в действительности явля­ются уникальными. Поэтому каждое консультативное взаи­модействие уникально и неповторимо.

2. В процессе консультирования клиент и консультант по­стоянно изменяются сообразно их отношениям; в психоло­гическом консультировании нет статичных ситуаций.

3. Самым лучшим экспертом собственных проблем является клиент, поэтому при консультировании следует помочь ему принять на себя ответственность за решение его проблем. Виде­ние собственных проблем клиентом не менее, а может быть, и более важно, нежели представление о них консультанта.

4. В процессе консультирования чувство безопасности кли­ента важнее, чем требования консультанта. Таким образом, в консультировании неуместно добиваться цели любой ценой, не обращая внимания на эмоциональное состояние клиента.

5. Стремясь помочь клиенту, консультант обязан " подклю­чить" все свои профессиональные и личностные возможности, однако в каждом конкретном случае он не должен забывать, что он всего лишь человек и поэтому не способен полностью отвечать за другого человека, за его жизнь и трудности.

6. Не следует ожидать непосредственного эффекта от каж­дой отдельно взятой консультативной встречи — решение проблем, а также успех консультирования не похожи на равномерно поднимающуюся вверх прямую; это процесс, в котором заметные улучшения сменяются ухудшениями, по­тому что самоизменение требует многих усилий и риска, которые не всегда и не сразу завершаются успехом.

7. Компетентный консультант знает уровень своей про­фессиональной квалификации и собственные недостатки, он ответственен за соблюдение правил этики и работу на благо клиентов.

8. Для обозначения и концептуализации каждой проблемы могут быть использованы различные теоретические подходы, но нет и не может быть наилучшего теоретического подхода.

9. Некоторые проблемы — это сущностные человеческие дилеммы и в принципе неразрешимы. В таких случаях консультант дол­жен помочь клиенту понять неизбежность ситуации и сми­риться с ней.

10.Эффективное консультирование — это процесс, кото­рый выполняется вместе с клиентом, но не вместо клиента.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.