Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема Консультирование как форма профессиональной социально-педагогической деятельности






Лекции по социально-педагогическому консультированию

План:

1. Общие подходы к технологии консультирования.

2. Место консультирования в социально-педагогической деятельности.

3. Сущность и содержание понятия «социально-педагогическое консультирование».

4. Цели и задачи консультативной помощи.

5. Субъект и объект в социально-педагогическом консультировании.

Этот вид деятельности прочно и глубоко проник в культуру со­временного индустриального общества. Его повсеместное распро­странение началось с 60-х гг. XX столетия с создания первых ассо­циаций профессиональных консультантов. Постепенно консульти­рование перестало быть просто процессом индивидуализированно­го научения. Оно приобрело социальное значение как культурно-санкционированный метод адаптации к социальным институтам. Существует множество помогающих профессий: консультанты, психиатры, психологи, социальные работники, священно­служители должны помочь людям справиться со стрессовыми состояниями и жизненными проблемами. Консультативной рабо­той с людьми, находящимися в кризисной ситуации и/или в стрес­совом состоянии, нередко приходится в определенной степени заниматься и представителям других профессий — например вра­чам, бизнес-консультантам, учителям, менеджерам, юристам и сотрудникам правоохранительных органов.

На практике консультирование осуществляется под многими различными ярлыками. Вариант под названием «психотерапия» осу­ществляется людьми с базовым медицинским образованием; «психологическое консультирование» (в различных его модификаци­ях — «семейное консультирование», «психолого-педагогическое консультирование», «организационное консультирование» и др.) — профессиональными психологами; наконец, есть много случаев, когда консультирование осуществляется в контексте взаимоотно­шений, изначально имеющих другое содержание: например, уча­щийся делится с педагогом своими тревогами и проблемами; пат­ронажная медицинская оказывает эмоциональную поддер­жку родственникам безнадежного больного. Таким образом, они осуществляют консультирование, не являясь консультантами. Это важный момент, позволяющий провести демаркационную линию между профессиональным и непрофессиональным консультиро­ванием. В первом случае консультант имеет специальную подго­товку и взаимодействует с клиентом в рамках формального кон­тракта на консультирование исключительно в роли консультанта. Во втором случае речь идет об использовании представителями других профессий, волонтерами, родственниками, друзьями и пр., — определенных приемов консультативной работы. Термин «консультирование» применяется в нескольких случаях. Например, кон­сультирование можно рассматривать как особый вид отношений помощи, как некий репертуар возможных воздействий, как психологический процесс. Кроме того, кон­сультирование можно рассматривать с учетом его задач или его отношения к психоте­рапии, а также с точки зрения консультантов.

Консультирование рассматривается как процесс, благодаря ко­торому личность в результате произошедших изменений приобре­тает более высокую стадию профессионализма — личностную ком­петентность. В консультировании создаются также ситуации, в ко­торых мысли и чувства клиента услышаны, к ним относятся с уважением и безоценочно. Консультирование усиливает Я клиен­та, его уверенность в себе и поощряет инициативность и личнос­тный рост, самоконтроль и контроль над ситуацией.

«Консультирование — это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении про­блем и принятии решений относительно профессиональной ка­рьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межлично­стных отношений».

Как отмечает Р. Кочюнас, имеется много сходных определе­ний и все они включают несколько основных положений.

1. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.

2. Консультирование помогает обучаться новому поведению.

3. Консультирование способствует развитию личности.

4. В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.

5. Сердцевиной консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом, основанное на философии «клиент-центрированной» терапии.

Основоположник клиент-центрированной терапии известный американский психотерапевт К.Роджерс выделил три основных принципа этого направления:

1) каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;

2) каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;

каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.

Социально-педагогическое консультирование – это квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм жизнедеятельности и общения.

Основной целью консультирования является оказание помощи личности в решении ее социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими. Основная задача консультативной работы заключается в том, чтобы помочь обратившемуся за помощью посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений и поведения, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются.

Любая консультативная помощь должна базироваться на по­требностях клиента. В этом контексте можно говорить о двух ос­новных целях:

1) повышение эффективности управления клиентом собственной жизнью;

2)развитие способности клиента решать проблемные ситуа­ции и развивать имеющиеся возможности.

Можно вы­делить несколько универсальных целей, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ.

1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.

2. Развивать навыки преодоления трудностей при столкнове­нии с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.

3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных реше­ний. В процессе консультирования пациент может научиться при­нимать самостоятельные решения, распределять свое время и энер­гию, оценивать последствия риска, свойства своей личности, ис­следовать поле ценностей, в котором происходит принятие реше­ний, преодолевать эмоциональные стрессы, понимать влияние ус­тановок на принятие решений и т.п.

4. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоува­жения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношений детей, сле­дует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения луч­шему построению межличностных отношений.

5)Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. Перечисленные цели во многом совпадают с перечнем типо­вых запросов клиентов и их ожиданий от результатов консульта­тивной помощи:

• лучше понять самого себя или ситуацию;

• изменить свои чувства;

• суметь принять решение;

• утвердиться в решении;

• получить поддержку при принятии решения;

• суметь изменить ситуацию;

• приспособиться к ситуации, которая, скорее всего, не изме­нится;

• дать разрядку своим чувствам;

• рассмотреть возможности и выбрать одну из них.

Консультированием занимается широкий круг людей. Ниже перечислены четыре категории людей, которые практикуют консультирование, но не обязательно являются консультантами как таковыми. Во-первых, это профессионалы, работающие в различных службах помощи, в том числе консультанты, консультирующие психологи, специалисты, помогающие «сделать карьеру», социальные работники, психиатры. Во-вторых, это консультанты-доб­ровольцы, умеющие оказывать квалифицированную помощь. Такие люди работают в брачных агентствах, консультационных молодежных центрах, различных доброволь­ных агентствах. В-третьих, это люди, использующие элементы консультирования в сво­ей работе, например работники сферы социального обеспечения, медицинские сестры, учителя, инспекторы, священнослужители, врачи, профсоюзные деятели. В-четвертых, это неформальные консультанты, помогающие окружающим наладить повседневные взаимоотношения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.