Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Третий этап развития допроса – формирование и совершенствование учения о допросе (середина ХIХ – конец ХХ в.).






В середине XIX в. на смену обвинительному процессу, характерному для феодального строя, приходит розыскной порядок уголовного процесса. Отменяются пытки как средство получения доказательств.

В Российской империи пытки были отменены в 1801 г. в царствование Александра I.

Судебная реформа 1864 г., выразившаяся в принятии четырех уставов, в том числе и Устава уголовного судопроизводства, отменила теорию формальных доказательств. Впервые в России был систематизирован порядок проведения следственных действий, в том числе и допроса.

В Кратких Наказах волостным и сельским начальникам по раскрытию преступлений и поимке преступников (1884 г.) даны некоторые рекомендации по закреплению показаний в протоколах исходя из сложившейся жизненной ситуации. Так, в п. 12 указывалось, что «если заподозренный или кто-либо из свидетелей окажется тяжко больной и можно полагать, что он умрет еще до прибытия судебного следователя, то его нужно расспросить при понятых и данные им показания записать; потом следует громко, вслух прочитать записанные показания при больном, который должен подписать их, а если не может, то за него должен расписаться тот, кого он попросит. Кроме того, такие показания должны быть подписаны тем, кто их отбирал, и понятыми».

На первых порах к свидетельским показаниям судьи относились с должным доверием, но в конце ХIХ в., в период обострения классовых противоречий, доверие к ним было поколеблено. Представителями экспериментальной психологии в юридической науке была разработана и обоснована частная теория, отрицающая доказательственное значение свидетельских показаний.

В результате этого в уголовном процессе были предприняты попытки уменьшить значение свидетельских показаний, подменить их «немыми свидетелями», т.е. вещественными доказательствами и так называемыми научными заключениями экспертов.

В дальнейшем вопрос о доказательственномзначении свидетельских показаний и возможности их использования в уголовном процессе стал объектом продолжительных споров среди
ученых.

В психологии появилось самостоятельное направление – психология свидетельских показаний. Наряду с правильными положениями о зависимости качества показаний от объективных и субъективных факторов восприятия судебные психологи пришли к некоторым ошибочным выводам, например, о невозможности использования свидетельских показаний в уголовном судопроизводстве.

К числу ошибочных выводов ученых относятся утверждения Г. Гросса о том, что дети в возрасте 7 – 9 лет – самые лучшие свидетели; положение В. Штерна о меньшей достоверности показаний женщины, чем мужчины, а также о необходимости проведения психологической экспертизы для установления степени достоверности свидетельских показаний и возможности их допуска в качестве судебных доказательств. К данным суждениям присоединились и российские ученые О.Б. Гольдовский, А.В. Завадский и др.

К чести русских юристов, в теории «недостоверности свидетельских показаний» быстро разобрались, и поэтому сколько-нибудь заметного отрицательного воздействия на практику допроса она не оказала.

Критикуя данную частную теорию, А.Ф. Кони подчеркивал, что свидетельские показания являются одним из лучших и наиболее веских доказательств в новом уголовном процессе. По этой проблеме опубликовано много научных трудов, в том числе
Л.Е. Владимирова, А.И. Елистратова, А.Ф. Кони, А.В. Скопин-
ского.

Первым среди советских ученых-криминалистов обстоятельно рассмотрел проблемы тактики допроса и его психологические основы И.Н. Якимов. Он не только проанализировал психологические основы оценки показаний свидетелей, обвиняемых, но и дал сравнительное описание психологии показаний некоторых категорий свидетелей: женщин, детей, стариков, больных, лжесвидетелей и «умалчивающих правду» свидетелей.

В конце 20-х гг. ХХ в. И.Н. Якимов на психологической характеристике показаний построил тактику допроса названных лиц. П.П. Михеев в работе «Допрос» (1931 г.) делает попытку описать и классифицировать советы для получения правдивых показаний от обвиняемого.

К сожалению, до начала 50-х гг. специальных исследований в области тактики допроса практически не велось. Литература тех лет – это главы в учебниках по криминалистике для вузов и отдельные журнальные статьи общего характера С.А. Голунского, Б.М. Шавера и некоторых других авторов.

В конце 50-х, начале 60-х гг. ХХ в. вновь возрос интерес к проблемам допроса – число публикаций по данной проблеме стало значительно расти, были проведены фундаментальные научные исследования. К их числу можно отнести работы
Л.М. Карнеевой, С.С. Ордынского, С.Я. Розенблита «Тактика допроса на предварительном следствии» (1958), Н.И. Порубова «Допрос в советском уголовном процессе и криминалистике» (1968).

В этих работах были рассмотрены:

тактические задачи, разрешаемые при допросе свидетелей;

тактические приемы оказания свидетелю помощи в припоминании забытых фактов, преодоления мотивов умолчания;

использование для получения правдивых показаний обвиняемого особенностей его личности;

тактика допроса обвиняемого, заявившего о своем алиби или изменившего свои первоначальные показания;

пути установления психологического контакта с допрашиваемым;

методы правомерного психологического воздействия на личность в процессе допроса;

взаимодействие следователя с органами дознания на стадии подготовки к допросу;

особенности судебного допроса и др.

Глубокая научная аргументация в сочетании со знанием запросов и потребностей практики стала залогом долгой жизни этих работ, не потерявших своей значимости и в наши дни.

В настоящее время продолжаются исследования проблем тактики допроса и публикации их результатов. Разработаны концептуальные основы криминалистической тактики допроса.
В большинстве работ излагаются особенности тактики допроса различных категорий лиц. Часть работ посвящена конкретным специальным вопросам тактики допроса и проверки показаний. Есть и практические пособия по средствам фиксации хода и результатов допроса, т.е. существует обширная юридическая литература по тактике допроса.

Содержание и виды допросов. Допрос, как мы и говорили ранее, представляет собой процесс передачи допрашиваемым информации о расследуемом событии или о связанных с ним обстоятельствах и лицах. Эта информация поступает к допрашиваемому в момент восприятия им тех или иных явлений или предметов, запоминается им и затем при допросе воспроизводится и передается следователю или другим уполномоченным на то лицам. Процесс формирования показаний – от восприятия до передачи информации – носит психологический характер; на всем его протяжении на психику человека влияют многочисленные объективные и субъективные факторы, действие которых отражается на полноте и объективности показаний.

Например, к объективным факторам негативного характера можно отнести: неблагоприятные погодные условия наблюдения, отдаленность от наблюдателя места события, кратковременность события или наблюдения и т.п. К объективным факторам позитивного характера относятся: достаточность освещения для хорошего наблюдения, близость от объекта восприятия, длительность наблюдения и т.д. Эти факторы безусловно содействуют получению более полной и точной информации о событии преступления.

Точно так же влияют и субъективные факторы позитивного и негативного характера: состояние человека (сильное возбуждение, страх, утомление, нормальное состояние), произвольность или непроизвольность внимания, отсутствие или наличие интереса к наблюдаемому лицу и т.д.

Действие всех этих факторов, специально изучаемых судебной психологией, должно быть хорошо известно следователю.

Для того чтобы успешно провести допрос, следователь должен четко представлять себе, какую информацию и с помощью каких приемов и средств он намерен получить от допрашиваемого лица.

Круг обстоятельств, которые следователь намерен выяснить в ходе допроса, называется предметом допроса. К числу этих обстоятельств относятся:

а) входящие в предмет доказывания и связанные с самим событием преступления (его способом, местом совершения, временем, последствиями и т.д.);

б) устанавливающие или опровергающие виновность в его совершении определенных лиц и мотивы их действий;

в) влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого;

г) относящиеся к определению размера и характера ущерба, причиненного преступлением.

Практически предметом допроса могутбыть любые обстоятельства, имеющие значение для установления истины по расследуемому делу. Предмет допроса зависит как от процессуального положения допрашиваемого, так и от того, какой информацией он может располагать.

В зависимости от процессуального положения допрашиваемого (ст. 76 – 80 УК РФ) различают следующие виды допроса: допрос свидетеля, допрос потерпевшего, допрос подозреваемого, допрос обвиняемого, допрос эксперта. Особым видом допроса является допрос на очной ставке.

Каждый из них имеет свою процессуальную регламентацию, психологическую и тактическую установку. Однако существуют некоторые общие положения процессуального, психологического и тактического характера, применимые при производстве допроса любого вида.

1. Общие положения процессуального характера. Процессуальный порядок предусматривает, что данное следственное действие может быть проведено по месту производства следствия или по месту нахождения допрашиваемого, как правило, в дневное время.

Допрашиваемые дают показания наедине со следователем, за исключением случаев, предусмотренных Законом.

Перед допросом удостоверяется личность допрашиваемого, ему объясняют его права и обязанности. Затем выясняются сведения анкетного характера. Далее допрашиваемому предлагается изложить все, что ему известно по уголовному делу, и задаются вопросы.

Показания допрашиваемого заносятся в протокол. По окончании допроса протокол предъявляется допрашиваемому лицу для прочтения либо по его просьбе оглашается следователем и после прочтения правильность записи удостоверяется подписями следователя и допрошенного.

2. Общие положения психологического характера. Следственная деятельность протекает в условиях дефицита времени и, как правило, в экстремальных условиях. У следователя возникает необходимость преодоления и нейтрализации противодействия лиц, заинтересованных в сокрытии истины или «развале» уголовного дела. Данные обстоятельства вызывают порой стрессовое состояние следователяи других участников уголовного процесса.

При разработке рекомендаций по производству допроса необходимо учитывать:

психологические особенности следственной деятельности и роль интуиции;

деятельность следователя в условиях тактического риска и при реализации фактора внезапности;

наличие информационной неопределенности и противодействия расследованию;

психологические основы формирования внутреннего убеждения субъектов доказывания;

необходимость установления психологического контакта между участниками уголовного процесса и следователем.

Основными структурными элементами психологии допроса являются (по И.Н. Сорокотягину)[2]:

психологические особенности формирования показаний участников преступного события на стадии восприятия, запоминания и воспроизведения;

психологические особенности подготовки к допросу;

способы и приемы установления психологического контакта;

психологические приемы допроса;

оценка слуховых, зрительных, болезненных ощущений в показаниях и темперамента;

оценка восприятия времени;

психология фиксации результатов допроса.

3. Общие положения тактического характера. К общим положениям тактики допроса следует отнести его активность, целеустремленность, объективность и полноту, необходимость учета свойств личности допрашиваемого.

Активность допроса заключается в том, что следователь прочно удерживает инициативу в своих руках, умело используя при этом в строгом соответствии с законом все тактические приемы.

Целеустремленность допроса означает проведение его с заранее обдуманной целью, для получения определенной, а не вообще всякой информации.

Объективность и полнота допроса проявляются в том, что следователь по своему усмотрению не вправе сокращать полученные показания, изменять их в соответствии со своими представлениями о происшедшем событии, навязывать допрашиваемому эти представления.

Успех допроса зависит еще и от того, насколько следователь использует при допросе особенности личности допрашиваемого – его психику, культурный и образовательный уровень, профессию, мировоззрение и т.д.

Необходимо также установить психологический контакт с допрашиваемым, чтобы последний осознал необходимость способствовать своими показаниями установлению истины. Учет психологических особенностей личности допрашиваемого необходим и для правильного выбора тактических приемов допроса.

Допросы классифицируются по следующим основаниям:

1. По последовательности и поводам проведения. Допросы подразделяют на первоначальный и повторный, основной и дополнительный.

При первоначальном допросе предмет допроса выясняется в полном объеме (за исключением случаев, когда по тактическим соображениям следователь считает необходимым при первоначальном допросе не касаться тех или иных обстоятельств, выяснение которых связано с предварительным проведением других следственных действий).

При повторном допросе следователь вновь обращается к выяснению тех или иных обстоятельств, о которых допрашиваемый уже давал показания на предыдущем допросе, с целью уточнения и сравнения их с первоначальными на предмет выявления между ними возможных противоречий, склонения допрашиваемого к изменению им неправильно занятой позиции и получения от него правдивых показаний.

В отличие от основного, дополнительный допрос – это процесс получения показаний о тех обстоятельствах дела, о которых не шла речь в предыдущих допросах.

2. По возрасту допрашиваемого: допрос малолетнего ребенка; допрос несовершеннолетнего; допрос взрослого; допрос престарелого лица.

3. По процессуальному положению допрашиваемого: допрос потерпевшего; допрос свидетеля; допрос подозреваемого или обвиняемого; допрос эксперта или специалиста; допрос подсудимого или осужденного.

4. По психофизическому состоянию допрашиваемого: допрос психически и физически здорового лица; допрос лица с психическими недостатками; допрос лица с физическими недостатками; допрос лица, находящегося в состоянии аффекта.

5. По месту производства допроса: допрос в медицинском учреждении; допрос на месте происшествия; допрос в служебном помещении; допрос в домашних условиях; допрос по месту работы или учебы; допрос в местах отбывания наказания; допрос в зале судебного заседания.

6. По составу участников допроса: допрос с участием третьих лиц (защитника – адвоката, эксперта или специалиста, начальника органа дознания или следственного подразделения, представителя несовершеннолетнего или родителей, переводчика, представителя посольства и т.д.); опрос без участия третьих лиц; очная ставка.

7. По характеру сложившейся следственной ситуации: допрос в конфликтной или сложной ситуации; допрос в бесконфликтной или простой ситуации; очная ставка.

8. По национальным, расовым или этническим особенностям личности допрашиваемого лица.

Тактика допроса. Тактика допроса включает различные аспекты:

правовой (ст. 187 – 192 УПК РФ) – реализация соответствующих норм уголовно-процессуального закона, процессуального порядка производства допроса (допрос может быть произведен по месту производства следствия или по месту нахождения допрашиваемого, как правило, в дневное время);

психологический – процесс специфического общения допрашивающего с допрашиваемым, на которое влияет эмоциональное состояние как лица, дающего показания, так и допрашивающего лица (волнение, напряжение, беспокойство, переживание и др.), интеллектуальный уровень развития, особенности характера, темперамента;

нравственный – соблюдение этических норм, норм морали и нравственности;

тактический и организационно-технический – система тактических приемов и технических средств подготовки, осуществления, фиксации и оценки результатов процессуального действия (с использованием соответствующих технических средств).

Допрос является многоплановым и сложным действием, поэтому он требует тщательной подготовки. Подготовка к проведению допроса включает в себя три основных элемента:

а) организационный обеспечение рационального осуществления допроса с позиции надлежащего использования времени и возможностей следователя;

б) содержательный – определение полноты и взаимосвязи подлежащих выяснению обстоятельств;

в) тактический – установление соответствующих средств и приемов решения конкретных задач допроса.

Тактика допроса предусматривает его многоэтапность.

Подготовительный этап допроса. На данном этапе одним из непременных условий является мысленное построение моделей поведения допрашиваемого лица и всего хода предстоящего действия. Следует представить будущую обстановку допроса и его участников, предусмотреть различные ситуации, своевременно продумать варианты развития допроса и возможное влияние различных факторов.

Полнота таких моделей и количество их вариантов находятся в прямой зависимости от объема информации о преступном событии, о личности участников предстоящего допроса. Чем больше объем информации, тем меньше вариантов мысленных моделей поведения допрашиваемого лица и хода процессуального действия строится в процессе его подготовки.

В процессе подготовки следователь определяет: кто конкретно подлежит привлечению к допросу и его процессуальный статус, какие действия необходимо произвести в рамках приготовления к допросу.

В комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективность и результативность производства допроса, получение от допрашиваемого достоверной информации, уточнение модели механизма совершенного преступления в основном входят следующие действия (с тактическими рекомендациями):

1) изучение материалов расследуемого уголовного дела, уточнение обстоятельств, которые могут быть известны конкретным свидетелям и потерпевшему о происшедшем событии;

2) уточнение данных, относящихся к предмету допроса, и выяснение источников, из которых допрашиваемым стали известны обстоятельства, факты. При этом следователь должен определить круг обстоятельств, о которых предстоит получить показания. При отсутствии у допрашиваемого четкого представления об этих обстоятельствах допрос лишится целеустремленности, в показаниях, с одной стороны, неизбежно будет пробел, а с другой – ненужная информация;

3) сбор и изучение данных о личности допрашиваемого лица. Эти данные, как правило, связаны с его психофизическими свойствами и состоянием, общественно-политической и трудовой деятельностью, отношением к коллективу и коллектива к нему, а также поведением в быту. Кроме сведений биографического характера нужно выяснить также данные о специальных познаниях, навыках, физических и психических достоинствах и недостатках, моральном облике, заинтересованности в деле, взаимоотношениях с лицами, которые проходят по уголовному делу. Эти сведения могут быть почерпнуты из материалов дела, оперативных источников или получены специальными методами, рекомендуемыми психологической наукой: наблюдение за субъектом, беседа, анализ деятельности (в том числе и криминальных действий), обобщение независимых характеристик, даваемых субъекту разными лицами, по разным поводам и в разных ситуациях. Изучение личности допрашиваемого поможет следователю определить особенности, которые способствуют формированию показаний, и выбрать тактические приемы допроса;

4) изучение вопросов, требующих специальных познаний, так как информация, относящаяся к предмету допроса, может носить узко специальный характер. Следователь может предварительно получить консультации специалистов, ознакомиться с выводами, содержащимися в заключениях экспертов, со специальной литературой, теми или иными технологическими процессами, порядком документооборота, системой учета и отчетности, иными справочными материалами и др.;

5) изучение информации из оперативных источников с соблюдением специальных правил и с учетом того, что данная информация может иметь не доказательственное, а лишь ориентирующее значение. Оперативная информация может помочь следователю предположить характер поведения (до, вовремя и после преступления) допрашиваемого и его взаимоотношений с преступником, а также каковы будут намерения различных лиц по противодействию расследованию;

6) определение времени и места допроса, способа вызова на допрос. Если по делу проходит несколько свидетелей (потерпевших), то тактически важно определить очередность их допроса. Следователь обязан принять меры, обеспечивающие вызов и явку на допрос защитника, переводчика, педагога или других представителей несовершеннолетних. Время и очередность допроса определяются с учетом важности сведений, которыми обладает допрашиваемый, его процессуального положения, роли в расследуемом событии, связей с другими лицами, подлежащими допросу. На выбор времени допроса влияют и избранная последовательность допроса тех или иных лиц, и интересы сохранения следственной тайны, сила и характер переживаний, испытанных допрашиваемым лицом. С учетом психологических закономерностей восприятия, запоминания и воспроизведения информации рекомендуется допрашивать как можно раньше. Если восприятие события сопровождалось сильными эмоциональными переживаниями (показания, данные сразу после преступления, характеризуются логической непоследовательностью, фрагментарностью, неполнотой, неосмысленностью), то следует планировать повторный допрос через несколько дней, уточняя те или иные детали. Из числа предусмотренных законом способов вызова на допрос (по телефону, телеграммой, повесткой, приводом) свидетелей или потерпевших следователь может избрать тот, который в конкретной ситуации оптимально содействует установлению психологического контакта с допрашиваемым, сохранению в тайне от других лиц самого факта вызова на допрос, проведению допроса в намеченное время и в нужном месте. Местом допроса свидетелей и потерпевших, как правило, является кабинет следователя. Кабинет должен быть оборудован скромно, без отвлекающих внимание предметов. Во время допроса нужно исключить нахождение других следователей (занятых своими делами), появление посторонних лиц, шумовых раздражителей (телефонные звонки, телевизор или радио). На столе следователя не должны находиться лишние объекты и предметы, которыми мог бы воспользоваться допрашиваемый в ситуации психологического раздражения или аффекта. Обстановка в кабинете должна располагать к откровенной беседе, способствовать установлению психологического контакта с допрашиваемым лицом. Учитывая необходимость создания благоприятных условий для установления психологического контакта, следователь может провести допрос лица по месту его жительства, по месту его работы или учебы, в больнице или в другом месте, снимая тем самым элемент официальности, стараясь сделать обстановку допроса непринужденной;

7) определение круга участников допроса. По усмотрению следователя в допросе могут участвовать специалист или эксперт (для дачи пояснений по специальным вопросам, возникающим
в ходе допроса), защитник (в случаях, указанных в законе), переводчик (при допросе глухонемых или лиц, не владеющих языком, на котором ведется следствие), педагог, законный представитель или родственники несовершеннолетнего. От правильности подбора участников во многом зависит успех допроса. Грамотный, хорошо понимающий задачи расследования специалист, опытный переводчик или педагог может стать незаменимым помощником следователя. При допросе несовершеннолетнего большое значение имеет то, кто именно из его законных представителей или родственников участвует в допросе;

8) техническое обеспечение допроса. К началу допроса должны быть подготовлены необходимые бланки, средства фиксации результатов допроса (если будут применяться звуко-, видеозапись, то нужно подготовить и тщательно проверить эти технические средства, убедившись в их надежности). Если у следователя возникает необходимость в передвижении или обеспечении безопасности кого-либо, то ему предоставляют транспортное средство и охрану.

9) организация тактического обеспечения допроса – подготовка выдержек из нормативных правовых актов, материалов дела, вещественных и иных доказательств, которые могут быть предъявлены допрашиваемому лицу (протоколы, цифровой накопитель информации с аудио-, видеозаписью показаний других лиц, заключения экспертиз и т.п.). Необходимо предусмотреть последовательность предъявления доказательств и норм права, наметить тактические приемы и порядок их применения. Эти приемы должны: а) не противоречить закону, принципам расследования; б) соответствовать нормам нравственности; в) не ограничивать свободу волеизъявления допрашиваемого, возможность выбора им линии поведения на допросе;

10) формирование (устно или письменно) плана допроса, в котором определяются характер, перечень и последовательность вопросов, подлежащих выяснению. Криминалистической науке и следственной практике известны следующие разновидности вопросов, которые могут быть заданы допрашиваемому лицу: дополняющие (побуждающие рассказать об обстоятельствах, о которых он умолчал); уточняющие или детализирующие (направленные на уточнение обстоятельств); напоминающие (способствующие оживлению памяти); контрольные (направленные на выяснение обстоятельств, которые позволяют проверить правильность определенного объяснения или выяснить, из каких источников допрашиваемому стали известны изложенные им сведения); изобличающие или уличающие (позволяющие выяснить противоречия и несоответствия в показаниях, изобличить допрашиваемого во лжи и показать бесперспективность его позиции). Формирование вопросов должно исключать односложные отве-
ты – типа «да» или «нет». Важна логическая последовательность и обоснованность задаваемых вопросов, а также их относимость к предмету допроса.

Рабочий этап допроса. Выбор тактики непосредственного допроса зависит:

от складывающейся следственной ситуации;

от места и времени допроса;

от процессуального положения (статуса) допрашиваемого лица;

от социальных и психофизических особенностей допрашиваемого лица (пол, возраст, наличие преступного опыта или правовой подготовки и т.д.);

от характера и объема доказательственной, дополнительной и ориентирующей информации о происшедшем событии;

от практического опыта и профессионализма, а также от загруженности следователя (дознавателя) или судьи;

от наличия в их распоряжении методических рекомендаций и научных разработок.

Особенности допроса потерпевшего и свидетеля. Вызванному на допрос, после ознакомления с документами, удостоверяющими его личность, следователь сообщает, в качестве кого и с какой целью он приглашен. Тактическая задача следователя в этот момент – выяснение информационного и психологического состояния допрашиваемого, определение его отношения к искомой информации, установление возможного противодействия с его стороны и т.д.

Для разрешения обозначенных задач следователю необходимо, во-первых, установить психологический контакт, разъяснить (прокомментировать) процессуальные права (предоставленные ему законом в связи с предстоящим допросом), стимулировать интерес у допрашиваемого к предстоящему допросу, мобилизовать его память, разъяснить значение положительных для него последствий в случае дачи правдивых показаний и отрицательных – в случае дачи ложных показаний или отказа от дачи показаний.

Внутренней основой психологического контакта является взаимное понимание, обмен информацией, а внешней – отношение людей, когда следователь, с одной стороны, стремится поддержать общение с участником уголовного процесса, преодолеть барьер отчужденности и создать такую обстановку, при которой люди могут и хотят воспринимать информацию (исходящую друг от друга), с другой – получить как можно больше правдивой, полной и достоверной информации, имеющей отношение к уголовному делу.

Установление психологического контакта обеспечивается правильно избранной тактикой допроса, тактическими приемами, среди которых можно назвать следующие:

начинать допрос следует точно в назначенные в повестке время и месте (в отдельных случаях после предварительной беседы с ним родственников, близких, пытающихся положительно повлиять на него);

начинать с неформальной беседы – об интересах, увлечениях допрашиваемого (обсудить общие с ним житейские, культурные, спортивные интересы), отдельных его личностных данных, фрагментах биографии (чтобы успокоить его и дать возможность собраться с мыслями) и др.;

выразить потерпевшему сочувствие, понимание его неприятной участи;

уметь разговаривать, слушать и уважать собеседника (проявлять корректность, вежливость, соблюдать спокойствие, поддерживать свой благожелательный тон, показать искреннюю заинтересованность в получении показаний);

вести беседу с использованием положительных качеств допрашиваемого: смелости, справедливости, принципиальности и др.;

разъяснить значение правдивых показаний, важность борьбы с преступностью и установления истины, необходимость выполнения гражданского долга путем дачи объективных показаний;

напомнить допрашиваемому об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний;

допрашивать со специалистом (если выясняются обстоятельства, требующие специальных знаний), предъявлять доказательства или по нарастающей силе, или самые убедительные;

выяснить причины или мотивы, обусловливающие ложные показания, попытаться их устранить.

Существенное значение для установления психологического контакта с допрашиваемым лицом имеет внешний вид следователя – его подтянутость, аккуратность, а также спокойствие, вежливость, уверенность, тактичность, информированность и т.д. Эти качества позволяют сформировать доброжелательные отношения, предупредить или снять конфликт и своевременно получить правдивую информацию.

И наоборот, следователь не должен быть невнимательным, раздражительным, грубым, торопливым, неуважительным, не должен негативно реагировать на показания допрашиваемого, грубить,

Во-вторых, следователю необходимо предложить допрашиваемому изложить все известные ему факты, обстоятельства по делу в виде свободного рассказа. Следователь может рекомендовать определенный порядок изложения: последовательность изложения (если допрашиваемому предстоит дать показания по большому количеству эпизодов происшедшего события), например, сначала осветить определенные факты, а уж потом рассказать обо всех остальных.

Цель этого приема двоякая: либо направить рассказ по определенному руслу – для выяснения наиболее важных обстоятельств, либо удержать от дачи ложных показаний, если такая опасность вероятна.

Задача следователя состоит в том, чтобы ему была передана информация ее носителем, а для этого необходимо держать под постоянным контролем ход и результаты допроса. Кроме того, надо анализировать информацию, выявлять упущения, неточности, пробелы, противоречия в показаниях, сопоставлять их с данными из других источников и мысленной моделью механизма исследуемого преступления.

Свободный рассказ допрашиваемого лица может идти в следующих направлениях (определенных следователем (дознавателем):

в хронологическом порядке (в последовательности происходящего события);

по отдельным эпизодам происшедшего события;

относительно действий каждого участника преступного события (потерпевшего, преступника, свидетеля-очевидца);

«отталкиваясь» от конкретного места происшествия (участка местности или города);

начало рассказа с яркого и запомнившегося эпизода происшедшего события и др.

Следователю необходимо учитывать, что каждому человеку присущи свои специфические особенности восприятия окружающего мира, удержания мысленных образов или мысленной модели совершенного преступления в целом, а также особенности передачи информации. В целях получения полных, правдивых показаний применяются различные тактические приемы.

В-третьих, следователь должен восполнить и уточнить полученные показания. После окончания свободного рассказа допрашиваемого, который, как правило, не исчерпывает предмет допроса, следователь путем постановки вопросов выявляет факты, которые не упоминались в свободном рассказе, контрольные данные, необходимые для проверки показаний, помогает свидетелю или потерпевшему вспомнить то, что он забыл.

При допросах потерпевшего и свидетелей-очевидцев, наблюдавших преступника с близкого расстояния и иногда в течение относительно длительного времени, собирается в первую очередь информация о действиях преступника до, во время совершения преступления и после него. На допросах следователь может установить:

как производилась подготовка к преступлению;

как распределялись роли (если преступление совершено группой лиц);

как подбирались приемы и средства совершения преступ-
ления;

кто помогал в их выборе (подборе);

каково косвенное участие свидетеля-очевидца в происшедшем событии;

как выбирался объект посягательства; имелись ли наводчики;

как вел себя потерпевший до посягательства на него, во время и после;

какие действия осуществляли участники события во время и после совершения преступления;

какие способы сокрытия следов и иных последствий преступления реализовывались и кем;

каков характер последствий преступления и т.д.

При этом следователь должен иметь в виду, что информация о расследуемом событии или связанных с ним обстоятельствах и лицах поступает к допрашиваемому в момент восприятия им тех или иных явлений или предметов, запоминается и сохраняется им и затем при допросе воспроизводится и передается допрашивающему.

В восприятии преступного события потерпевшим или свидетелем-очевидцем могут иметь место иллюзии (ошибки, обман), вызываемые физическими, физиологическими, психическими причинами. Иллюзии появляются вследствие особых условий наблюдения, ложного суждения о видимом из-за оптического несовершенства глаза и некоторых особых свойств личности.

Причинами ошибок и неточностей в показаниях добросовестного потерпевшего или свидетелей-очевидцев могут быть:

отсутствие очков у лица, страдающего близорукостью, или наличие сильно затемненных очков, что существенно влияет на восприятие происходящего;

состояние алкогольного или наркотического опьянения, при котором снижается острота зрения, слуха, осязания, притупляется ощущение холода или тепла;

состояние аффекта, душевного волнения, страха, возникшего в ответ на сильный раздражитель, при котором снижается способность понимать значение действий кого-либо;

стресс, психологическая напряженность – когда человек плохо слышит, не все видит, медленно соображает, плохо ощущает свои движения;

растерянность, что оказывает влияние на поведение человека, его дальнейшие поступки и действия;

плохое настроение;

болезненное состояние и т.д.

Исследования ученых-психологов показали, что полнота и точность восприятия явлений, процессов и предметов окружающей среды во многом зависят от физических возможностей
анализаторов человека – слуха, зрения, осязания, вкуса, обоняния и др.

Так, зрение дает 60 – 65% сведений о происшедшем событии и объектах окружающей среды, слух – 10 – 15%, осязание – 7 – 10%, вкус – 5 – 6%, обоняние – 2 – 4%. На процесс запоминания происходящих событий влияют эмоции, настроение и интересы; на процесс сохранения информации – индивидуальные и возрастные особенности личности, вид его памяти и сила воздействия интересов и профессии.

При допросе потерпевшего первоочередное внимание уделяется сбору данных об обстоятельствах и участниках события преступления, а также вопросам, связанным с исследованием интересующих следствие обстоятельств пред- и посткриминального характера. Наряду с этим выясняется:

какие действия он предпринял для сопротивления прес-
тупнику;

какие его действия могли спровоцировать совершение преступления;

какие использовались для этого средства;

какое воздействие со стороны преступников или их покровителей (которые добивались от потерпевших дачи ложных показаний) имело место и т.д.

Дальнейшая задача следователя состоит в том, чтобы как можно глубже вникнуть в механизм происшедшего преступления, в обстоятельства события, о котором даются показания, четко определить место и роль допрашиваемого лица, понять и правильно интерпретировать проблемы, связанные с восприятием и описанием действий преступника либо другого участника события, активизировать память допрашиваемого, чтобы он мог мысленно воссоздать и воспроизвести хранящиеся в ней образы.

С целью «оживления» памяти свидетеля или потерпевшего применяются следующие тактические приемы допроса (по Р.С. Белкину[3], В.А. Образцову[4]):

допрос с использованием ассоциативных связей – следователь задает вопросы, относящиеся не к искомому, а к смежным с ним фактам, тем самым помогая установить сначала их, а затем, по ассоциации, и искомый;

допрос на месте происшедшего события или предъявление предметов, схем, изображений места происшествия;

повторный допрос по ограниченному кругу обстоятельств – следователь, побуждая воспроизвести показания повторно, помогает допрашиваемому вспомнить упущенные или забытые им при первом допросе факты;

восстановление контекста события – следователь предлагает увязать обстоятельство, интересующее его, с каким-либо легко запоминающимся событием, фактом (с погодой, обстановкой, позой, разводом, праздником, неприятностью) и припомнить его детали, в частности действия, мысли, чувства в момент выясняемого события;

перечисление фамилий, названий предметов и т.д.;

детальное описание события – следователь убеждает допрашиваемого в необходимости рассказать о происшедшем событии как можно подробнее, не упуская никаких мелочей;

припоминание событий в различной последовательности – следователь предлагает рассказать о чем-либо, но не с самого начала, а в обратном порядке или с факта, который произвел наиболее сильное впечатление на допрашиваемого;

смена перспектив – следователь предлагает допрашиваемому при рассказе поставить себя на место какого-либо другого присутствовавшего при событии наблюдателя.

Следователь может также использовать такие приемы, как:

смежность – чтобы помочь допрашиваемому припомнить образ того, что интересует следствие (напоминание допрашиваемому о предмете или явлении, которые находились с предметами допроса в пространственной либо во временной связи);

сходность – следователь опирается на сходство предметов, понятий, не относящихся к делу, чтобы вызвать в памяти допрашиваемого необходимое представление;

контрастность – прием основан на использовании временных связей в памяти допрашиваемого лица, включающих представление о контрастирующих, противоположных объектах (если событие происходило зимой, говорить о лете);

разобщение – вычленение отдельных признаков и свойств выясняемого объекта;

перефразирование;

наглядность – демонстрация чего-либо.

Особенности допроса подозреваемого, обвиняемого. В целом допрос помогает следователю уточнить механизм совершения преступления. Ему надо уметь путем анализа фактов выявить малейшее противоречие в показаниях этого лица. Противоречия в разных показаниях одного лица объясняются тем, что лицо, ранее давшее показание, забывает о деталях лжи, пытается усовершенствовать свою легенду, а в показаниях разных лиц – тем, что они не успели договориться о всех деталях лжи.

Поведение допрашиваемого лица на допросе определяется его личностными установками, поставленной им перед собой
целью и задачей. В рамках этой цели преступник на допросе пытается:

установить уровень информированности следователя о происшедшем событии;

получить информацию об интересующих его обстоятельствах, чтобы построить тактику противодействия расследованию;

отвлечь следователя от решения задач уголовного судопроизводства и его разоблачения;

спровоцировать следователя на конфликт, чтобы вывести его из равновесия или чтобы следователь отказался от психологического давления на него и т.д.

С учетом этого в процессе допроса могут складываться следующие следственные ситуации:

1) допрашиваемый дает правдивые показания;

2) допрашиваемый добросовестно заблуждается, неумышленно забыв обстоятельства происшедшего события;

3) допрашиваемый умышленно дает ложные показания;

4) допрашиваемый отказывается давать показания.

Чтобы установить ложность показаний, необходимо сравнить факты, сообщенные на допросе, с объективной обстановкой места происшествия (описанной в протоколе осмотра), с вещественными доказательствами, а также с результатами иных следственных действий. Если допрашиваемый продолжает давать ложные показания, следует применить тактические приемы воздействия (по Н.А. Селиванову):

обеспечить оптимальные условия для использования доказательств на допросе путем наилучшей последовательности допросов нескольких лиц (от дающих правдивые показания к дающим ложные показания);

спокойным тоном указать на выявленную ложь и предложить, посоветовать сказать правду;

начать повторный допрос с выяснения обстоятельств, относительно которых имеется наибольшее количество достоверных данных;

осуществить максимальную детализацию показаний, выяснить путем постановки соответствующих вопросов все подробности обстоятельств, относительно которых даются показания;

выяснить условия восприятия определенных событий (освещенность, наличие шума, свойства памяти, зрения, слуха);

предложить допрашиваемому лицу обосновать высказываемые оценочные суждения конкретными фактами;

разъяснить допрашиваемому значение имеющихся в деле доказательств;

использовать негативные моменты в действиях допрашиваемого – огласить факты, порочащие его;

создать преувеличенное представление у допрашиваемого о степени осведомленности следователя относительно расследуемого преступления и имеющихся доказательствах;

использовать фактор внезапности в постановке критического вопроса или предъявлении доказательства;

объяснить несомненность вины обвиняемого, неотвратимость наказания, реализации справедливости, необходимость раскаяния и т.д.[5]

В процессе допроса могут возникать конфликтная и бесконфликтная ситуации:

а) для разрешения конфликтной ситуации, по мнению ученых-криминалистов, следует реализовывать такие тактические приемы, как снятие напряжения беседой, пресечение лжи, выжидание, допущение легенды, реализация фактора внезапности (внезапность вопроса или предъявление доказательства), инерция, повторность вопроса, создание преувеличенного представления об осведомленности следователя и наличия доказательств, использование «слабых» или отрицательных качеств личности допрашиваемого и др.

б) при разрешении второй ситуации – такие тактические приемы, как смежность, сходность, наглядность и контрастность.

Если следователь пригласил адвоката-защитника или он участвует по своей инициативе в допросе (для оказания юридической помощи допрашиваемому), то адвокат не вправе задавать вопросы и тем более комментировать ответы подзащитного.
В ходе или по окончании допроса он может делать заявления о нарушении прав и законных интересов подозреваемого (обвиняемого).

Заключительный этап допроса. Следователь завершает процессуальное оформление хода и результатов допроса. На этом этапе он предлагает допрашиваемому прочитать протокол или зачитывает его сам. Если у допрашиваемого есть уточнения, то они заносятся в протокол.К протоколу может прилагаться видео-, звукозапись допроса или иные носители его содержания.

Уголовно-процессуальное законодательство подчеркивает, что все собранные по делу доказательства подлежат тщательной, всесторонней и объективной проверке. Эта проверка включает: анализ и сопоставление полученных данных с имеющимися в деле материалами, получение новых данных из других источников. Проверка доказательств проводится с целью выяснения противоречий между ними, установления причин и принятия мер к их устранению. Проверка показаний усиливает убежденность следователя в правильности сделанных им выводов относительно достоверности их источника, относимости и допустимости доказательства.

Оценка результатов допроса, как правило, приводит к уточнению или корректировке плана дальнейшего расследования уголовного дела.

Все это дает возможность следователю зафиксировать в материалах уголовного дела и другие доказательства, а в своем сознании уточнить или (если на первоначальном этапе осмотр места происшествия не производился) сформировать модель механизма совершенного преступления.

Поскольку эта модель отражает лишь некоторую информацию об интересующих следователя свойствах и качествах исследуемого явления, его задача – установить по отраженным в модели свойствам и качествам другие неизвестные свойства оригинала.

Исходя из результатов проверки и оценки полученных данных, следователь (дознаватель) уточняет или корректирует план дальнейшего расследования уголовного дела.

Литература

Антология сыска: от полиции к внешней разведке. Т.1 // Уголовный сыск: документы и материалы. Киев: Изд. «Знания Украины», 2006.

Баев О.Я. Тактика следственных действий. Воронеж: ВГУ, 1995.

Бахин В.П. Допрос. Киев, 1999.

Бахин В.П., Когамов И.А., Карпов Н.С. Допрос на предварительном следствии. Алматы, 1999.

Белкин Р.С., Лившиц Е.М. Тактика следственных действий. М., 1997.

Быховский И.Е. Процессуальные и тактические вопросы проведения следственных действий. Горький: ГВШ МВД РФ, 1977.

Карнеева Л.М. Особенности тактики допроса несовершеннолетних. М., 1978.

Карнеева Л.М., Ордынский С.С., Розенблит С.Я. Тактика допроса на предварительном следствии. М., 1958.

Кустов А.М. Тактика и психология допроса. Бишкек: ОБСЕ, 2007.

Михеев П.П. Допрос. М., 1930.

Образцов В.А., Богомолова С.Н. Допрос потерпевшего и свидетеля на предварительном следствии. М., 2003.

Питерцев С.К., Степанов А.А. Тактика допроса на предварительном следствии и в суде. СПб., 2001.

Порубов Н.И. Допрос в советском уголовном процессе и криминалистике. М., 1968.

Порубов Н.И. Тактика допроса на предварительном следствии. Минск, 1998.

Скичко О.Ю. Тактико-психологические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии. М., 2006.

Сорокотягин И.Н. Психология отдельных процессуальных действий. Свердловск, 1985.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т.1. Древний мир и Средние века. М.: НОРМА, 2003.

 

Лекция 3. Тактика обыска и выемки

 

Понятие, основание и содержание обыска. В раскрытии преступлений, изобличении виновных и установлении объективной истины по делу большую роль следователи и суд отводят производству обысков. Обыск – один из основных способов получения материальной информации о совершенном преступлении и его участниках.

В первом советском учебнике по криминалистике (1930 г.) вместо раскрытия понятия «обыск» авторы указали, что «к обыску следователь приступает в том случае, когда у него есть веские основания полагать, что у какого-либо лица или в каком-либо учреждении имеются предметы или документы, имеющие значение для расследуемого дела, или когда по делу проходят лица, скрывающиеся от следствия, суда или исполнения приговора»[6].

Авторы учебника «Криминалистика» 1938 г. также, не давая определения данного следственного действия, пояснили, что «обыск производится только при достаточных основаниях полагать, что в каком-либо помещении или у какого-либо лица находятся предметы, могущие иметь значение для дела».

Первое определение обыска дали авторы учебника по криминалистике, изданного в 1950 г.: «Обыском называется следственно-оперативное действие, имеющее своей целью обнаружение и изъятие в определенном месте или у определенного лица объектов, важных для раскрытия преступления и изобличения виновного». Это определение имело много изъянов и неточностей, да и в целом не указывало на особенности данного следственного действия.

Уточнили определение авторы учебника «Криминалистика» 1963 г., отметив, что «обыск есть следственное действие, производимое путем принудительного обследования помещения или иного места, либо лица с целью отыскания и изъятия орудий преступления, предметов и ценностей, добытых преступным путем, а также других предметов и документов, могущих иметь значение для дела. В ряде случаев обыск производится для обнаружения разыскиваемых лиц и трупов».

Первые исследования проблем реализации обыска и опубликованные рекомендации по его производству в российской и зарубежной криминалистической науке принадлежат Г. Гроссу, Р.А. Рейссу, С.Н. Трегубову, Б.М. Шавер, И.Н. Якимову и др.

Так, И.Н. Якимов в работе «Схема расследования преступления» отвел обыску роль средства обследования предполагаемого виновника преступления и назвал три вида обыска: личный обыск заподозренного, обыск его места жительства и обыск места жительства соучастников и пособников.

В следующей работе «Криминалистика. Руководство по уголовной технике и тактике» он уже посвятил обыску отдельную главу, где рассмотрел вопросы о том, у кого и когда надо производить обыск, как его следует организовать, что и где искать. Автор рассмотрел тактику обыска на открытой местности, в жилых и нежилых помещениях, обыска тела, одежды, обуви и носимых при себе вещей.

Б.М. Шавер в учебниках по криминалистике 30-х гг. ХХ в. к имеющимся рекомендациям по производству обыска добавил тактику проведения группового и повторного обысков.

Первыми фундаментальными исследованиями тактики обыска были научные работы Е.М. Лифшица «Тактика и техника производства обыска на предварительном следствии» (1954 г.), А.Р. Ратинова «Обыск и выемка» (1961 г.), В.А. Оровера «Тех-
нические средства, применяемые при производстве обысков» (1972 г.) и А.А. Эксархопуло «Правовые, тактико-технические и организационные вопросы поиска скрытых криминалистических объектов» (1980 г.).

Сегодня учение об обыске достаточно разработано, сформулировано и описано в юридической литературе, где даны авторские определения, описаны содержание, виды и тактика разных обысков.

Обыск – это следственное действие, направленное на принудительное обследование помещений, сооружений, участков местности и иных объектов, находящихся в ведении обыскиваемого лица, членов его семьи или юридического лица, обследование отдельных граждан с целью отыскания и изъятия следов и орудий преступления, предметов и ценностей, добытых преступным путем, а также направленное на обнаружение разыскиваемых лиц, трупов или предметов и документов, могущих иметь значение для расследуемого уголовного дела.

Элемент принуждения при обыске заключается в том, что помещения, сооружения, участки местности могут быть обследованы без согласия физического или юридического лица, в распоряжении которого находятся.

Наиболее распространенными объектами обыска являются:

жилые помещения – квартиры, жилые дома, дачи и др.;

производственные и служебные помещения – офисы, кабинеты должностных лиц, раздевалки, рабочие места или иные служебные помещения и др.;

местность, находящаяся во владении физических или юридических лиц, – приусадебные и огородные участки, производственная или строительная территория;

транспортные средства – автомашины, трактора, мотоциклы и др.;

живой человек, его тело и одежда.

Под достаточным основанием производства обыска, по мнению Р.С. Белкина[7], следует понимать проверенные и достаточные данные, установленные в ходе расследования или полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий, позволяющие полагать, что у какого-либо лица или в каком-либо помещении или месте находятся объекты (орудия преступления, ценности, предметы и документы), имеющие значение для расследуемого уголовного дела.

Для производства обыска необходимы следующие основания:

1) логические – криминалистическая (розыскная, следственная, экспертная или судебная) версия, т.е. во всех случаях вероятное суждение о местонахождении искомых объектов;

2) фактические – информация о том, что в определенном месте или у определенного лица находятся интересующие следователя объекты. Эта информация может быть получена в результате проведения следственных и оперативно-розыскных мероприятий. Достаточность фактических оснований для производства обыска определяется по внутреннему убеждению следователя, которое формируется на основе закона, профессионального и жизненного опыта;

3) правовые (ст. 182 – 184 УПК РФ) – постановление следователя, а обыска в жилище – судебное решение. Под жилищем законодатель понимает индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящие в жилищный фонд, но предназначенные для временного проживания (примечание к ст. 139 УК РФ);

4) процессуально-тактические – наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела.

По мнению Р.С. Белкина[8], тактическими основаниями для принятия решения об обыске могут быть любые данные, полученные из любых источников, поскольку следователь действует в условиях тактического риска. Риск представляется оправданным и с правовой, и с моральной точки зрения, так как действия следователя носят, во-первых, избирательный характер, во-вторых, рассчитаны на конечный положительный результат.

Достаточность данных оценивается следователем исходя из обстоятельств дела и следственной ситуации, сложившейся на определенный момент расследования.

Тактические принципы обыска: законность, внезапность, методичность, обеспеченность безопасности производства, использование криминалистической техники.

Одной из существенных гарантий законности обыска является его обоснованность, которая определяется достаточностью оснований для его производства.

Важнейшим тактическим принципом и условием успешности обыска является внезапность его производства, но важно учитывать, что внезапность не всегда равнозначна неожиданности обыска для обыскиваемого, – надо иметь в виду, что в силу той или иной причастности к событию преступления он мог ожидать обыск. Внезапность в этом случае означает производство его в такой момент, когда он наименее ожидаем.

Главная цель обыска как поискового действия – розыск, обнаружение и изъятие объектов, имеющих значение для расследуемого уголовного дела. Это могут быть источники как доказательственной, так и ориентирующей криминалистически значимой информации. Из главной цели соответственно вытекают и специальные задачи, а именно:

обнаружение и изъятие следов и орудий преступления;

обнаружение и изъятие иных предметов и документов, имеющих доказательственное значение;

обнаружение трупов или их частей;

обнаружение разыскиваемых лиц или материалов, облегчающих их розыск;

обнаружение похищенного человека;

обнаружение имущества и ценностей, на которые необходимо наложить арест в целях обеспечения гражданского иска или возможной конфискации;

обнаружение и изъятие объектов, свидетельствующих о готовящемся тяжком преступлении (например террористическом акте);

отыскание и изъятие объектов, хранящихся без специального разрешения, запрещенных для пользования или изъятых из гражданского оборота.

Обыск производится только после возбуждения уголовного дела, причем для производства обыска не требуется точного знания ни объекта, подлежащего изъятию, ни места его нахождения.

Обыск является неотложным следственным действием только в случаях, не терпящих отлагательства, когда задержка с его проведением может вызвать отрицательные последствия для расследуемого уголовного дела. К таким случаям, по нашему мнению, можно отнести:

внезапное возникновение фактических оснований к производству обыска при производстве других следственных действий или оперативно-розыскных мероприятий;

обстановку только что пресеченного или совершенного преступления;

необходимость пресечения готовящейся или продолжающейся преступной деятельности;

поступившие сведения о том, что лицо, в распоряжении которого находятся существенные для дела объекты, принимает меры к их уничтожению;

личный обыск при задержании лица или заключении его под стражу или при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела;

возможность при малейшем промедлении с обыском уничтожения или сокрытия искомых объектов либо того, что по иным причинам сделает их недоступными для следователя или суда[9].

В таких исключительных случаях обыск или личный обыск производится на основании постановления следователя без получения судебного решения, но с обязательным уведомлением в течение 24 часов (с момента начала следственного действия) судьи и прокурора о его производстве.

Виды обысков. Обыски можно классифицировать по
объектам:

1) по обыскиваемому объекту: помещение, местность, транспортное средство, личный обыск;

2) по объему обследования объектов: основной обыск, дополнительный обыск;

3) по очередности проведения: первичный, поочередный, одновременный, повторный обыск;

4) по количеству обыскиваемых одновременно объектов: групповой обыск; одиночный обыск;

5) по искомым объектам: для обнаружения человека, для обнаружения трупа или его частей, для обнаружения документов, а также вещей и ценностей, нажитых преступным путем.

Закон предоставляет следователю большие права при производстве обыска, однако этими правами следует пользоваться разумно, с сознанием всей полноты ответственности, соблюдая законность. Следователь должен не только строго соблюдать нормы закона, но и требования норм морали и этики. Так, следователь не может поручать понятым или посторонним производство каких-либо действий, связанных с обыском, а также не может поручать производство личного обыска разнополому с обыскиваемым лицу. Следователь обязан в ходе обыска бережно относиться к имуществу обыскиваемого, сохранять в тайне обстоятельства, относящиеся к интимной жизни обыскиваемого, удалить из помещения несовершеннолетних детей обыскиваемого и т.д.

Тактика обыска. Обыск является действием принудительным по отношению к обыскиваемому лицу, чаще всего он проводится в конфликтной ситуации, носит проблемный и поисковый характер.

Тактика обыска достаточно полно разработана, но реализация отдельных его приемов на практике иногда не согласуется с правовыми основаниями и рекомендациями криминалистической науки. Организация и производство обыска должны находиться в строгом соответствии с правовыми, научными и нравственными требованиями.

Подготовительный этап обыска. Успешный результат обыска в значительной степени определяется качеством и своевременностью его подготовки.

На подготовительном этапе следователь проводит следующие действия и мероприятия:

знакомится с материалами уголовного дела;

выносит мотивированное постановление о производстве обыска и получает судебное решение на производство обыска в жилище;

получает ориентирующую или предварительную информацию об искомом объекте, т.е. о предмете поиска (это может быть живое лицо, труп жертвы, документы, ценности, оружие, наркотики, изделия или различные животные), – его внешнем виде, размере или массе, форме и объеме, материале и плотности, возможных изменениях признаков и свойств, назначении и ценности. Эти сведения можно получить, осмотрев аналогичный объект, из материалов уголовного дела, в результате опроса осведомленных лиц, получения консультации у специалиста и изучения специальной литературы;

получает ориентирующую информацию о месте, где планируется проведение обыска, и об объекте поиска (из материалов уголовного дела, в результате опроса осведомленных граждан и из других источников). Прежде всего, это информация о месте расположения и характере объекта, особенностях и условиях эксплуатации, количестве проживающих или работающих в этом помещении людей, их взаимоотношениях, наличии запирающих устройств и сигнализации, а также о средствах оповещения и телефонах, расположении мебели и другого имущества;

получает ориентирующую информацию о личности обыскиваемого – его возрасте и поле, профессии, других знаниях, привычках (хобби) и навыках, наклонностях и увлечениях, а также психологических свойствах (темпераменте и характере), волевых качествах (смелости, дерзости, решительности), психическом состоянии (эмоциональности, склонности к аффектам), степени агрессивности и вооруженности, наличии судимости и связей). Следователь получает эти данные процессуальным (допрос свидетелей или потерпевшего, осмотр вещественных доказательств) и непроцессуальным путем (опрос осведомленных лиц и др.). Знание качеств и свойств личности обыскиваемого помогает следователю прогнозировать его поведение во время обыска, предположить возможные места нахождения тайников и др.;

подбор и подготовка технических средств для поиска и фиксации результатов. Среди них могут быть осветительные приборы, измерительные средства, инструменты для вскрытия хранилищ, производства раскопок, щупы для поиска предметов в мягкой мебели, земле, снегу, в вязких материалах; магнитные искатели (подъемники) для обнаружения металлических предметов, электрооптические приборы для чтения различных текстов и документов, вещества для обнаружения крови, спермы и других выделений человека, видео-, фотоаппаратура для фиксации хода и результатов обыска и др.;

подборка тактических приемов обыска, таких как последовательный поиск, выборочный поиск на больших территориях, частичное обследование крупных объектов, обследование объекта без нарушения его целостности или с разрушением отдельных частей и т.д.;

решение вопросов о границах обследования, времени и месте его проведения, направлении и последовательности обыска;

определение состава следственно-оперативной группы и других участников обыска и их ролевых функций. Состав группы подбирается с учетом личности, у которой будет производиться обыск, характеристик предмета поиска и места обследования. Это должны быть представители администрации или отсутствующего владельца помещения, эксперт-криминалист (или техник-криминалист), понятые, специалисты, переводчик, сотрудники милиции, медицинский работник, педагог или представитель несовершеннолетнего, кинолог со служебной собакой для поиска трупа, наркотиков и др. Основной состав группы должен быть мобильным, психологически совместимым, готовым к длительному по времени поиску объектов;

определение конкретных задач обыска и последовательности мероприятий для каждого из участников данного следственного действия, составление плана.

Рабочий этап обыска.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.