Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Подготовительный






Мотивация, постановка учебной задачи

На предыдущем уроке:

Учитель задает проблемный вопрос:

- Зачем нам нужны знания о ненецкой музыке?

- Как вы понимаете высказывание «без прошлого нет будущего»?

После обсуждения проблемы дети приходят к выводу об актуальности данной проблемы и о том, что их знания недостаточны.

- Ребята вы хотели бы узнать больше?

- О чём пели и как слагались песни?

- Из каких источников можно получить эту информацию?

Предлагаю совершить путешествие на следующем уроке.

Наша экспедиция будет научно – исследовательская, поэтому мы снарядим в дорогу 4 группы исследователей:

географы;

историки;

этнографы;

собиратели песен и игр.

Каждой группе даю задание – собрать информационный материал об историческом и культурном прошлом нашего края.

-Где будем искать информацию?

Итак, вы будете искать информацию в нашем музее - школы интерната.

Географы: изучают местоположение посёлка, растительный и животный мир, ландшафт, климатические условия и т.д.

Историки: изучают, когда появилось первое поселение на берегу реки Таз, причины возникновения, название, национальный состав населения, основной род занятий людей.

Этнографы: изучают быт ненцев; устройство чума, внутреннее убранство, утварь, посуду, костюмы, основные промыслы.

Собиратели песен, игр: ищут песни, игры, обращаясь к опыту своих родителей, бабушек, классифицируют знакомые песни по жанрам.

Примечание: Учитель выступает в роли консультанта, организатора.

В результате поисковой и исследовательской работы отбирается самый нужный материал

Дети называют предполагаемые источники информации (музеи, библиотеки, рассказы родителей, бабушек, учебники).

Работа в группах

Внеурочная деятельность школьников

II. Основной этап:

реализация идеи проекта

Звучит ненецкая песня в исполнении Лагея. Дети

входят в оформленный класс. Поют музыкальное приветствие. Рассаживаются по группам полукругом на стульчики.

Учитель: В этой четверти мы с вами много говорили о музыке ненецкого народа, слушали и разучивали песни.

На предыдущем уроке мы с вами решили, что наших знаний не хватает. Поэтому мы решили создать научно- исследовательскую экспедицию. В неё вошли:

1) географы;

2) историки;

3) этнографы;

4) собиратели песен и игр.

Было дано каждой группе задание – собрать информацию об историческом прошлом и настоящем нашего района. Расскажите нам попозже.

А сейчас отправимся с вами в путешествие.

Отгадайте загадку: куда мы отправимся?

Она, как оленья шкура от моря до моря лежит;

То рыжей, то белой, то зеленой становится (тундра)

Дети отгадывают.

Учитель: правильно! Давайте совершим путешествие в тундру. Нам помогут песни, стихи и наши знания! А ведущей будет руководитель нашего музея Ирина Нумовна.

Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по нашему району и тундре. На каком виде транспорта нам поехать? Отгадайте загадку:

Олень от них убегает,

А они отстают (нарты)

Дети: на нартах.

Ведущая показывает нарты. С помощью этих волшебных нарт мы отправляемся с вами в тундру. Давайте споем песню «Едем мы по тундре».

Все вместе поем песню.

И.Н. Вот мы и в тундре. Читает стихотворение:

Дороги и реки,

Крик стаи гусиной

И топот оленей,

Везущих аргиш.

Мой ненецкий край

На груди у России

Полярной звездою

Ты ярко горишь.

Здесь наша Родина, здесь мы родились и живем. Тут наш отчий край. На всей земле нет такого простора, как в нашей тундре! Нам надо обязательно знать традиции, обычаи и песни нашего народа. Давайте сядем поудобнее и послушаем сообщения нашей экспедиции.

Выходят географы, историки, этнографы. Поочередно рассказывают свои сообщения.

Руководитель музея корректирует действия учащихся, задает проблемные вопросы, приходит на помощь в трудную минуту. Создаются условия для формирования навыка работы в группах, развиваются коммуникативные навыки. Затем выступают собиратели песен и игр. В результате –

собрали песни, различные по жанрам. Ведущий от группы рассказывает, что в собранных песнях отображена вся жизнь ненецкого народа. Перечисляет их.

Ведущая благодарит всех за сообщения.

Ведущая. Нас доставили в тундру нарты. Нарты у

ненцев стоят возле чума. Это легкие, но прочные сани для оленьих упряжек. Нарты постоянно трудятся, на них перевозят различные грузы. Они тоже устают. Вот почему иногда, кажется, что они как живые, уснули возле чума и видят сны. Тише!

Выходят девочки и поют песню «Нарты спят».

Ведущая. На нартах ненцы ездят и зимой, и летом. Летом нарты скользят по траве, и часто бывает, что полозья у нарт красные от ягод. Какие вы знаете северные ягоды?

Дети называют.

Создание песни.

Тишина. Кто-то один запевает свою песню, то, что

«видит» его сердце. Всю свою любовь передает он через песню. Возникает первая интонация, из которой «вытечет» мелодия песни. Каждый старается выразить свою мысль через

определенную интонацию. В результате

совместной творческой работы рождается небольшая песня со словами.

Поем несколько раз, мелодия постепенно выстраивается, выравниваются голоса, песня начинает приобретать единый интонационный характер.

Учитель. Вот и открылась нам небольшая тайна возникновения песни. Мы сейчас с вами были и авторами, и композиторами, и исполнителями. Как же нам запомнить эту песню? Если песня понравилась, то каждый, кто её слушал, старался запомнить. Затем пел сам, вносил какие-то свои

интонации. На следующем уроке мы запишем эту песню, чтобы не забыть её.

Последующая работа с песней

выносится за рамки проекта и продолжается во внеурочное время по желанию.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.