Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Очерки жизни и творчества писателей 3 страница. В апреле 1913 Г. В альманахе «лирика» были впервые опублико­ваны стихотворения Б. Пастернака






В апреле 1913 г. в альманахе «Лирика» были впервые опублико­ваны стихотворения Б.Пастернака. После окончания университета Пастернак написал и выпустил книгу «Близнец в тучах» (1913), куда вошло 21 стихотворение. Уже первым ее читателям было очевидно подлинное дарование поэта. Заглавие книги говорило о близости автора к поэтическим тради­циям символистов, для которых было характерно представление о том, что каждый человек — собственный близнец, связанное с темой двойничества у Достоевского.

В стихотворениях «Эдем», «Лесное» высказано понимание поэзии как средства самовыражения Вселенной. Здесь назначение поэта ви­дится в способности раствориться в природе и говорить от ее имени:

Я — уст безвестных разговор,

Я — столп дремучих диалектов.

Это убеждение станет основой творчества Пастернака, и он будет верен ему до конца.

Отсутствие границ между человеком и окружающим миром Н.Бердяев расцени нал как черту искусства авангарда. Но основы такого мироощущения были обозначены уже в философии «абсо­лютного всеединства» Вл. Соловьева, создавшего эстетику русско­го символизма.

В первой книге поэта рождалась его оригинальная метафора, сочетавшая, казалось бы, несовместимые явления. Например, в стихотворении «Вокзал»: «Вокзал, несгораемый ящик | Разлук моих, встреч и разлук».

С.Дурылин считал, что у Пастернака еще в 1910 г., до футури­стов, обнаружился «особый вкус к заумным звучаньям и словам». Действительно, в сборнике встречаются узнаваемые цитаты из В.Хлебникова: «Ноя, как репейник, бессмыслен. В степи, как жу­равль у бадьи».

Вместе с тем сборник «Близнец в тучах» содержал немало ре­минисценций из Белого, Блока и других символистов. В одном из немногочисленных откликов на книгу «Первый журнал русских футуристов» упрекал автора в подражании символистам. В то же время символист В.Брюсов указал на органическую футуристнчность поэзии Пастернака и отнес его к «порубежникам», у кото­рых футуризм сочетается со стремлением связать свою деятель­ность с художественным творчеством предшествующих поколений. К. Локе назван сборник «Близнец в тучах» «новой формой симво­лизма». Таким образом, уже из первой книги Пастернака очевид­но, что оригинальность поэта состоит в синтезе и глубокой пере­работке эстетических принципов символизма и авангарда.

В 1913 г. Пастернак познакомился с Маяковским и решил отка­заться от романтической манеры, героического тона и стремления к эффектам, т.е. от того, что давало основание заподозрить его в подражании этому поэту.

В январе 1914 г. возникла литературная группа «Центрифуга», куда Пастернак вошел вместе с С.Бобровым и Н.Асеевым. Хотя по сути своей эта группа представляла собой одно из умеренных направлений футуризма, появление ее было вызвано стремлением размежеваться с футуристами,

В книгу «Поверх барьеров» вошли стихотворения 1914—1916 гг., она была издана в декабре 1916 г. На характер книги заметно по­влияли контакты поэта с Маяковским, Хлебниковым, Северяниным. Сборник открывался «Посвященьем», выразившим представ­ления автора об аскетическом укладе духовной жизни — «нищен­ском ханстве» поэтов-изгое в, ведущем начало от «Откровения» Иоанна Богослова.

В стихотворении «Петербург» описывается поездка Пастернака в столицу в 1915 г. Он обращается к пушкинскому образу Петер­бурга как воплощению творческого гения Петра I.

Исследователь поэзии Пастернака В. Альфонсов отметил, что в стихах периода «Близнеца в тучах» и «Поверх барьеров», во мно­гом еще незрелых, пробивается удивляющая своей зрелостью по­этическая мысль. Сборник «Поверх барьеров», по его мнению, был самой экспериментальной книгой поэта. Он сознательно искал новую манеру, стремился к внешней изобразительности. Избежать чрезмерной усложненности Пастернаку позволяли глубинам под­линность выражаемых чувств.

В откликах современников отмечено, что в стихах Пастернака организующую роль играет интонация: «Он был бы непонятен, если б этот хаос не озарялся бы единством и ясностью голоса» (И. Эренбург). Вершиной раннего творчества Пастернака и его ито­гом стало стихотворение «Марбург», завершавшее сборник «По­верх барьеров». Оно было написано в 1916 г. (переделано в 1928 г.). В основе сюжета стихотворения лежала встреча поэта с девушкой, у которой он был домашним учителем, Идой Высоцкой. Пастер­нак сделал ей предложение и, получив отказ, мучительно пере­живал. В стихотворении передана драма неразделенной любви.

В.Маяковский в статье «Как делать стихи?» назвал гениальной одну из строф этого стихотворения:

В тот день всю тебя от гребенок до ног,

Как трагик в провинции драму Шекспирову,

Носил я с собою и знал назубок,

Шатался по городу и репетировал.

В «Марбурге» любовный сюжет отражает миропонимание лири­ческого героя: возникают такие образы, как инстинкт-подхалим, бессонница, которую герой знает «как грамматику», белое утро, узнаваемое в лицо. Стержнем стихотворения становится тема вто­рого рождения — сквозная в поэзии Пастернака: любовь заново открывает для человека мир.

Сам автор сборника видел его значение в переходе от отдель­ных удачных строк к «цельным вещам». Книга вызвала восторжен­ный отклик Марины Цветаевой. Знакомство ее со стихами сборни­ка «Сестра моя — жизнь» стало началом многолетней переписки и Дружбы поэтов.

В письме М.Цветаевой в 1926 г. Пастернак пытался, передать картину мира, созданную и книге: «Серость, север, город, пред­чувствие революции». Книга «Сестра моя — жизнь» (1922) была написана им в 1917 г. и имела подзаголовок: «Лето 1917». Еще до издания она распространялась в списках и получила известность. Первый рецензент книги Я. Черняк отмечал: «Сестра моя — жизнь» симптоматична для всей русской поэзии. Она знаменует собой по­ворот от непримиримости школ. <...> Критика не разойдется в оцен­ке редких по изобразительности и музыкальности стихов, постро­енных непринужденно и дерзко, и то же время в сложнейшей, сознательной культурной преемственности. Культурная традиция крепкой тканью соединяет лирические стихи. <...> Эта работа при­вела... к пушкинской ясности и простоте формы».

В основе внутреннего сюжета этой книги была история любви поэта к Елене Виноград. Пастернак признавался: «" Сестра моя — жизнь" была посвящена женщине. Стихия объективности неслась к ней... умопомрачительной любовью». Первоначально рукопись «Се­стры...» наклеивалась на страницы сборника «Поверх барьеров» и задумывалась как подарок любимой женщине.

Композиция книги подчинена сюжету любовной драмы от мо­мента зарождения любви до ее утраты. Сквозная для поэзии Пастернака тема женской доли, противо­поставление естественного чувства правилам и установлениям мо­рали, калечащим женскую судьбу, отразилась в стихотворениях «Любимая, — жуть! Когда любит поэт...», «Сестра моя — жизнь и сегодня в разливе...» и др.

В «Сестре моей — жизни» Пастернак продолжает попытки опре­деления поэзии:

Это — круто налившийся свист,

Это — щелканье сдавленных льдинок,

Это — ночь, леденящая лист.

Это — двух соловьев поединок.

Поэт изображает мир как отражение человеческих переживаний:

И сады, и пруды, и ограды,

И кипящее белыми воплями

Мирозданье — лишь страсти разряды.

Человеческим сердцем накопленной.

В книге отразился отход Пастернака от восторженного воспри­ятия революции.

В цикле «Развлеченья любимой» наряду с основной темой поэт передает рождение истории из повседневности: военные пораже­ния, разложение армии, разгул преступности.

В стихотворении «Распад» описана эпоха развала и анархии. Ключевой образ горящей копны соотносится с царящей в приро­де атмосферой бунта.

Одна из строф стихотворения «Про эти стихи» послужила по­водом для многолетних упреков автору в отрыве от жизни:

В кашне, ладонью заслонясь,

Сквозь фортку крикну детворе:

Какое, милые, у нас

Тысячелетье на дворе?

Работая над сборником, Пастернак, по его словам, пережил «чудо становления книги», проникнутой единством миропонима­ния, чувства и дыхания. Новое качество поэзии поэт видел в пере­ходе от мгновенных зарисовок к изображению сложных душевных движений.

В начале 1920-х годов сестры поэта с родителями эмигрировали в Германию. В 1922 г. Пастернак женился на Евгении Владимиров­не Лурье. Она окончила ВХУТЕМАС по классу живописи. У Пас­тернака иногда собирались литературные вечеринки, где он читал стихи, вошедшие позднее в книгу «Темы и вариации» (1923). Осо­бенно он любил циклы «Разрыв» и «Болезнь». Книгу высоко цени­ла Цветаева, Мандельштам воспринял ее как явление русской клас­сической поэзии.

Действительно, книга «Темы и вариации» была связана с тра­дициями мировой (Гёте, Шекспир) и русской (Пушкин) класси­ки. Главная идея её состояла в утверждении жертвенной сущности творчества:

Сколько бедных, истерзанных перьев

Рвется к окнам из рук рифмачей!

В открывающем книгу цикле «Пять повестей» высказано тра­диционное пушкинское противопоставление поэта и «черни».

Цикл «Тема с вариациями» построен по принципу музыкаль­ных импровизаций. В начале цикла обозначена его тема: Пушкин и стихия. Обращение Пушкина к морю воспринимается автором как встреча «свободной стихии с свободной стихией стиха». Символом глубины пушкинской поэзии был для Пастернака сфинкс, с ко­торым поэт чувствовал «таинственную связь». Пастернак обратил­ся к переломному моменту пушкинской биографии: к прощанию поэта с романтизмом молодости, с верой и свободу.

В основе сюжета «Вариаций» лежали мотивы пушкинского сти­хотворения «К морю» и поэмы «Цыганы»:

Он сел на камень. Ни одна

Черта не выдала волненья,

С каким он погрузился в чтенье

Евангелья морского дна.

(…)

Забором крался конокрад,

Загаром крылся виноград,

Клевали кисти воробьи,

Кивали безрукавки чучел...

Автор чувствует родство поэта с одухотворенной им приро­дой, где «охладевал закат», «стреноженный и сонный ветер» во­лок степь, а «мечтательный кузнечик» вслушивался «в акцент звон­ков и языка».

В цикле «Болезнь» мотивы «смерча», «вьюги», «стужи», «бура­на» символизируют послереволюционную эпоху:

Остаток дней, остаток вьюг,

Сужденных башням в восемнадцатом,

Бушует, прядает вокруг,

Видать — не наигрались насыто.

В то же время в стихах Пастернака раскрываются целебные качества природы;

На свете нет тоски такой,

Которой снег бы не вылечивал.

Цикл «Разрыв» состоит из девяти частей и завершается прощании с возлюбленной:

Я не держу. Иди, благотвори.

Ступай к другим. Уже написан Вертер.

А в наши дни и воздух пахнет смертью:

Открыть окно — что жилы отворить.

«Стихотворение насквозь монологично… История отношений ге­роев " досказана" до конца и даже с выходом в будущее, но гораздо важнее итог внутреннего, мировоззренческого содержания. Чувство неотвратимости... и широта свободного взгляда на жизнь совмещаются на трагедийном уровне», — пишет В.Альфонсов, увидев в этих стихах пример вторжения эпохи в лирическую ситуацию.

Цикл «Я их мог позабыть» содержит стихи о детстве, о момен­те зарождения в человеке творческого начала:

Так начинают. Года в два

От мамки рвутся в тьму мелодий,

Щебечут, свищут, — а слова

Являются о третьем годе.

К поэту приходит осознание своего места и значения в русской поэзии:

Нас мало. Нас, может быть, трое <...>

Мы были людьми. Мы эпохи.

Нас сбило и мчит в караване...

Первоначально под «нас может быть трое» подразумевались Маяковский, Асеев и Пастернак. Позже в этот круг «донецких, горючих и адских» поэт включил и Цветаеву.

Смысл новой поэзии не сразу осознается современниками. Па­стернак сравнивает воздействие стихов на окружающий мир со «следом ветра», который «живет в разговорах» деревьев. Поэзия представляется ему формой «срыванья масок» с вещей, наполнив­ших Вселенную («Косых картин, летящих ливмя...»).

Поразительные по своей классической ясности и завершенно­сти картины мира созданы поэтом в цикле «Нескучный сад».

Весна, я с улицы, где тополь удивлен,

Где даль пугается, где дом упасть боится,

Где воздух синь, как узелок с бельем

У выписавшегося из больницы.

В стихотворении «Поэзия» звучат мотивы, оказавшиеся плодо­творными для последующего творчества Пастернака:

Поэзия, я буду клясться

Тобой и кончу, прохрипев:

...Ты — лето с местом в третьем классе,

Ты — пригород, а не припев.

Основной идеей книги «Темы и вариации» было убеждение в том, что искусство рождается из самой природы, что поэзия срод­ни стихиям и временам года.

В августе 1922 г. Пастернак с женой отбывает на пароходе в Германию. Поэт недолго пробыл в Берлине, после возвращения в Россию в сентябре 1923 г. у него родился сын Евгений.

Особое место в творческой эволюции Пастернака занимают поэмы 1920-х годов «Высокая болезнь» (1923, 1928), «Девятьсот пятый год» (1926), «Лейтенант Шмидт» (1927).

Поэма «Высокая болезнь», которая была определена современ­ным исследователем как эскиз лирического эпоса, явилась по­пыткой автора откликнуться на события общественной жизни. В центре произведения проблема места интеллигенции в рево­люции, судьбу которой поэт связывает со своей судьбой и рас­крывает с предельным драматизмом. «Высокая болезнь» — это искусство, лирика, которые в годину испытаний воспринима­ются не так, как обычно. Пастернак рисует картину эпохи, раз­рушившей привычный уклад жизни. Жизнь превратилась в борь­бу за выживание и подчинена необходимости добывать пищу, дрова и деньги. Поэт описывает заседание Девятого съезда Со­нетов 1921 г., его делегатов и создает портрет Ленина, высту­павшего на съезде. Ленин в изображении Пастернака — всегда готовый» «придраться» к истории, и в то же время он «лишь с ней... накоротке», он наделен «авторством и правом дерзать от первого лица».

Поэма передаст настроения и позицию Пастернака, ощутив­шего трудность лирического самовыражения в эпоху, лишенную настоящего и живущую только обещаниями будущего. «Высокая болезнь» была последней попыткой Пастернака создать произве­дение, соответствующее требованиям ЛЕФа.

Поэма «Девятьсот пятый год» посвящена изображению пер­вой русской революции. Она получила высокую оценку Горького, который, прочитав ее, назвал Пастернака «социальным поэтом».

Поэма разбита на короткие главы: «Отцы», «Детство», «Мужи­ки и фабричные», «Морской мятеж», «Студенты», «Москва в декабре». Во вступлении выражено характерное для Пастернака пред­ставление о «природном» начале революции, связанное с его по­ниманием слитности природного и исторического процессов. Об­раз метели в произведении выступает символом революции.

В поэме «Лейтенант Шмидт» Пастернак высказал свои представления о благородстве, доверии, бескорыстии. Последнее слово на суде приговоренный к смертной казни Шмидт произносит с ™ сознанием исполненного нравственного долга:

Жребий завиден. Я жил и отдал

Душу свою за яруги своя.

Поэт говорит о подвиге, который совершен вопреки здравому смыслу, но продиктован верностью человека своей совести. В поэме проведена аналогия между самопожертвованием художника ил подвигом исторического героя.

В романе в стихах «Спекторский» (1931) Пастернак выразил свое отношение к современности. Переходы от картины к картине выглядят внезапными, так как определяются авторским восприятием изображаемого. В романе осмыслены судьбы интеллигентов, их связь с эпохой. Поэт передал предреволюционную атмосферу смятения, неразберихи и обреченности.

Герой романа Сергей Спекторский работает домашним учителем. Это бескорыстный человек, остро чувствующий свою связь с миром. Любовь Спекторского и Марии Ильиной также рождает в них ощущение единства с мирозданием, выявляет красоту и духовное богатство личности. Однако в сюжете романа крупным пла­ном изображена не любовь Сергея и Марии, а история их разрыва. Отъезд Сергея, вызванный телеграммой о том, что его мать при смерти, когда он «вне себя помчался на вокзал» и не успел пре­дупредить Марию, заподозрившую иные причины его исчезнове­ния, становится причиной ссоры. Но это событие — только повод для расставания. Расхождения героев вызваны причинами более вескими: они занимают разные жизненные позиции. Мария нахо­дится в гуще общественных событий, а Сергей оказался в стороне от них. В образе Спекторского Пастернак утверждает идеал незави­симой личности, отстаивающей собственное понимание происхо­дящего. Он достаточно откровенно говорит о репрессивной поли­тике новых властей.

В сюжете «Спекторского» заметны переклички с содержанием книги «Сестра моя — жизнь», обусловленные единством их био­графической основы: истории любви поэта к Елене Виноград. В ро­мане встречаются узнаваемые жизненные подробности: увлечение Елены общественной деятельностью в провинции и отношение к этому Пастернака.

В 1931 г. поэт публично прочитал «Спекторского» на вечере в редакции современной поэзии ГИХЛа. Решался вопрос об отдель­ном издании романа, уже отклоненного Ленгизом. Не имея осно­ваний придраться к качеству произведения, но в соответствии со спущенной «сверху» установкой собрание признало поэму упадоч­нической по стилю и не соответствующей духу эпохи.

«Высокая болезнь», «Лейтенант Шмидт», «Спекторский» сви­детельствуют о том, что, вопреки сложившемуся мифу, Пастер­нака глубоко волновала проблема судьбы личности в эпоху рево­люций и войн. Поэмы и роман в стихах отражают последователь­ные этапы в постановке разных аспектов этой проблемы. Роман в стихах является с этой точки зрения наиболее сложным, итого­вым произведением Пастернака.

После завершения «Спекторского» Пастернак написал стихотво­рение «Борису Пильняку» («Другу») (1931), в котором размышлял о роли и месте поэта в современности:

Напрасно в дни великого совета,

Где высшей страсти отданы места,

Оставлена вакансия поэта:

Она опасна, если не пуста.

Период конца 1920-х — начала 1930-х годов был тяжелым для Пастернака. Его потрясла смерть Маяковского 14 апреля 1930 г. Он писал о нем в стихотворении «Смерть поэта» (1930):

Твой выстрел был подобен Этне

В предгорье трусов и трусих....

Ну что ж еще? Что ты припер их

К стене, и стер с земли, и страх

Твой порох выдает за прах?

В «Охранной грамоте» (1930), которая задумывалась как статья о любимом Пастернаком поэте Р. М. Рильке, последняя часть была посвящена Маяковскому и представляла собой некролог поэту. В очерке «Люди и положения» (1956) Пастернак снова возвраща­ется к этой теме. Пастернак высоко ценил «Парижские стихи» Ма­яковского, из позднего творчества поэта ему нравилась поэма «Во весь голос».

В январе 1930 г. с группой писателей Пастернак ездил в колхоз. Его впечатлении от «нечеловеческого горя, страшного бедствия» переживаемого деревней, были ужасающими.

В 1931 г. состоялась дискуссия о политической лирике, в рамках которой Пастернаку была посвящена полная угроз статья рапповского критика Селивановского. В анкете 1932 г. для издательства «Федерация» поэт прямо говорит о репрессиях, что для того вре­мени было крайне рискованно: он пишет, что революция «неслы­ханно сурова... к сотням тысяч и миллионам». Пастернак тяжело переживал травлю и арест своего близкого друга Бориса Пильня­ка, арест Осипа Мандельштама, гибель грузинских поэтов Паоло Яшвили и Тициана Табидзе, с которыми познакомился и подру­жился в период, когда начал серьезно заниматься переводами из грузинской поэзии. Годы репрессий Пастернак позднее назвал «шигалевщиной тридцать седьмого года».

Главной своей задачей в книге «Второе рождение» (1932) Пас­тернак считал обретение контакта с современностью.

Он продолжает разработку традиций Пушкина, считая, что «в настоящее время менее чем когда-либо есть основание удалять­ся от пушкинской эстетики». Переклички с Пушкиным чувству­ются в стихотворении «Лето» (1930):

И осень, дотоле вопившая выпью.

Прочистила горло; и поняли мы.

Что мы на пиру в вековом прототипе —

На пире Платона во время чумы.

Звучат мотивы пушкинского «Пира во время чумы» — и сквозь «вековой прототип» просвечивает трагическая сущность современ­ности. Вероятно, понимая это, редактор издании 1931 и 1933 гг. снял процитированную строфу стихотворения. По воспоминани­ям, этими стихами восхищался О. Мандельштам: «Гениальные сти­хи!» Пушкин присутствует в книге явно и тайно. Пастернак может прямо упомянуть его имя:

Теперь не сверстники поэтов.

Вся ширь проселков, меж и лех

Рифмует с Лермонтовым лето

И с Пушкиным гусей и снег.

Но нередко встречаются и скрытые реминисценции.

Новое в освоении Пастернаком Пушкина во «Втором рожде­нии» состоит в осмыслении его интереса к государственным про­блемам, в частности к роли Петра Первого в истории России. Па­стернак, стремящийся найти пути к слиянию своего творчества с трудовыми усилиями страны, хочет «труда со всеми сообща и за­одно с правопорядком». Петровскую эпоху он истолковывает в тра­дициях пушкинского «Медного всадника» как явление, вызванное исторической необходимостью. В письме отцу от 25 декабря 1934 г. поэт признавался, что он хотел стать «частицей своего времени и государства».

Во «Втором рождении» Пастернак передает драматизм пережи­ваемой эпохи, которую он испытывал на природную органичность.

В стихах о Кавказе возникает характерное для поэта соотнесение природы и истории: красоту гор он воспринимает как образец для «генеральных планов» современности. В цикле «Волны» высказано стремление автора к «неслыханной простоте», понимание которой было у Пастернака своеобразным: она являлась для него синони­мом гениальности, означала способность испытывать родство со всем на свете:

В родстве со всем, что есть, уверясь

И знаясь с будущим в быту.

Нельзя не впасть к концу, как в ересь,

В неслыханную простоту -

Пастернак в эти годы серьезно озабочен проблемой общения с читателем: он стремится быть нужным и понятным.

Конфликт книги «Второе рождение» заключается в противоречии между общим, социально-историческим бытием и частным, инди­видуальным существованием человека, в котором заложены крите­рии проверки «общей» жизни на органичность и естественность.

Многие стихи «Второго рождения» имеют конкретную биогра­фическую основу. В них звучит мотив «двух женщин», связанный с переменами в личной жизни поэта, который оставил первую семью и женился на Зинаиде Николаевне Нейгауз. Тема любви во «Втором рождении» объединяет две линии, связанные с двумя ге­роинями. Сложность личной драмы поэт пытается разрешить, на­ходя для нее выход в общую жизнь. Нравственный смысл «Второго рождения» предполагает не замену прожитой жизни, а возрожде­ние лирического героя. Во «Втором рождении» возникает образ любви драматической и спасительной. Такое толкование любви ведет к пониманию глубинной трагедийности бытия.

Важным событием, повлиявшим на создание книги, было зна­комство с природой Кавказа, состоявшееся в 1931 г. Поэтизация горных картин легла в основу кавказских стихов книги. Горы Пас­тернак изображает по-своему, он показывает их через предметы быта, но масштабы этого быта огромны:

Каким-то сном несло оттуда.

Как в печку вмазанный казан.

Горшком отравленного блюда

Внутри дымился Дагестан.

Во «Втором рождении» вновь возникает в поэзии Пастернака образ моря: оно просторное, безбрежное, настраивающее на эле­гический лад (цикл «Волны»).

Одним из центральных в книге является мотив детства, в котором поэт находит источники естественности, доверчивости, чистоты — всего, что связано с его представлениями о нравственном идеале.

Главным итогом книги «Второе рождение» стало утверждение единства субъективно-неповторимого и общечеловеческого начал жизни, воспринимаемой как высший дар.

На Первом съезде советских писателей в 1934 г. похвалы Пас­тернаку не раз звучали с трибун, но полной неожиданностью для собравшихся стало то, что Н. Бухарин в своем докладе о современ­ной поэзии назвал его крупнейшим поэтом современности.

В 1935 г. Пастернак, находившийся в состоянии тяжелого нерв­ного расстройства, отправляется на международный конгресс пи­сателей в Париж. В Берлине он встретился с сестрой Жозефиной, а в Париже — с Мариной Цветаевой и ее дочерью Ариадной.

В 1938 г. по заказу Мейерхольда Пастернак начинает переводить «Гамлета», Шекспир необычайно увлек его. «Перевод предельно прост, плавен, понятен с первого слушанья и естественен. В пери­од фальшивой риторической пышности очень велика потребность в прямом независимом слове, и я невольно подчинился ей», — писал он отцу по окончании работы.

Аресты Бухарина, поддерживавшего его, и Мейерхольда отра­зились на судьбе поэта. После ареста двоюродного брата он нахо­дился под непосредственной угрозой. В эти годы состоялся теле­фонный разговор Пастернака со Сталиным, когда он пытался по­мочь арестованному Мандельштаму.

Особым этаном в судьбе и творчестве Пастернака были годы Великой Отечественной войны. Он жил в Москве, потом в Чисто­поле в эвакуации, затем снова вернулся в Москву.

На этот период приходится формирование нового поэтическо­го стиля Пастернака — сознательная ориентация на творчество, понятное для всех.

В книге «На ранних поездах» (1944) стихам о войне предшество­вали стихи переделкинского цикла. В цикл вошли стихи о временах года, каждое из которых воспринято как «новое чудо», как не­скончаемая сказка.

Как и прежде, много внимания поэт уделяет теме детства. Оно раскрывается как начало всех начал, основа внешнего и внутрен­него мира человека («Старый парк», «Зима приближается», «Ожив­шая фреска»). Стихи «Страшная сказка» посвящены детям, испу­ганным войной. «Старый парк» (1941) рассказывает о раненом, который попал в госпиталь, размешенный в усадьбе, где прошло его детство.

В обобщенной форме поэт исследует психологию поведения человека на войне («Смелость», «Разведчики»). В 1943 г. Пастернак побывал на фронте, в армии, освободившей Орел. В результате поездки были написаны очерки о войне «Освобожденный город», «Поездка в армию» и стихи «Смерть сапера», «Разведчики», «Преследование». По стилю эти произведения близки рассказам А. Пла­тонова о войне. Достаточно перечитать для сравнения его рассказ 1943 г. «Одухотворенные люди». Особенно заметны переклички поэмы Пастернака «Зарево» и рассказа Платонова «Семья Иванова»: авторы ставят проблему бытовых, психологических и нравствен­ных последствий войны для человека, который и в мирное время продолжает жить по законам военного времени.

Поэзия Пастернака периода войны свидетельствует об измене­ниях в мироощущении поэта: у него возникает чувство общности с народом, рождается потребность правдиво изобразить народный характер. Опыт войны позволил поэту почувствовать исторический смысл и возможные последствия раскрепощения народа, побе­дившего фашизм.

В 1956 г. Пастернак закончил работу над романом «Доктор Живаго».

История создания романа. Замысел романа «Доктор Живаго», по признанию самого автора, возник у него в 1946 г., когда он был в Грузии на праздновании столетия Н.Бараташви­ли: «Мне захотелось сделать что-то большое, значительное — тогда и возникла мысль о романе. Я начал со страничек о старом поместье...»

Весной 1954 г. в «Знамени» (№ 4) были напечатаны стихотворе­ния из «Доктора Живаго». Публикация сопровождалась краткой аннотацией; «Роман предположительно будет дописан летом. Он охватывает время от 1903 до 1929 г. с эпилогом, относящимся к Великой Отечественной войне. Герой — Юрий Андреевич Живаго, врач, мыслящий, с поисками, творческой и художественной склад­ки, умирает в 1929 году. После него остаются записки и... стихи».

В письме к О. Фрейденберг. своей двоюродной сестре известно­му литературоведу, от 1 октября 1948 г. поэт признавался: «Я год за годом тружусь, как каторжный. <...> И действительно, я до безу­мия, неизобразимо счастлив открытою, широкою свободой отно­шений с жизнью, таким мне следовало... быть в восемнадцать или двадцать лет, но тогда я был скован... и не знал так хорошо языка жизни, языка неба, языка земли, как их знаю сейчас». Настроение Пастернака во многом определялось послевоенной общественной ситуацией, когда люди надеялись на перемены, отказ от репрес­сий и подавления личности. Но у поэта бывали и «промежутки отчаяния», когда у него не хватало душевных сил переносить про­исходящее. «Ужасна эта торжествующая, самоудовлетворенная, ве­личающаяся своей бездарностью обстановка, бессобытийная, до­историческая, ханжески застойная», — писал он В. Шаламову в октябре 1954 г. Ему же Пастернак сообщал, что закончил роман еще в ноябре 1953 г., а теперь работает над подробностями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.