Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интерпретация






Самое важное на этом этапе - понять, как клиент сейчас видит разрешение своей проблемной ситуации или ее исход. Для нас особый интерес представляет субъек­тивная трактовка своего одиночества: причин, содержа­ния переживаний, исхода и т. д. О многом можно судить по содержанию сказки и ее контексту, то есть скрытому содержанию, содержанию «между строк». Здесь могут проявляться направленность личности, доминирующие мотивы, мотивация поведения, прослеживается связь с акцентуациями характера, спецификой межличностных отношений, а также находят свое выражение желания, ин­тересы, потребности, некоторые состояния, например, одиночество, депрессия, скука.

Если сказка имеет насыщенный, действенный сюжет и хорошо кончается, человек в принципе осознает то, что с помощью активных действий, поиска и так далее можно добиться желаемого результата. Характер этих действий выясняется из контекста сказки. Если же сказка кончается плохо - смертью главных героев, изгнанием, нищенством и тому подобным, то можно предполагать, что клиент не видит позитивного варианта решения своей проблемы.


Иногда в сказке появляется добрый волшебник, фея - как новые персонажи. В этом случае испытуемый нуждается в помощи такого человека, чьи возможности (знания, опыт) в определенной области значительно превышают его собственные. Это может быть кто-то из значимых или близких людей клиента, причем возмож­ности этого человека часто преувеличиваются. Иногда эта роль приписывается психологу или психотерапевту. В последнем случае необходимо доходчиво объяснить клиенту, что любые, самые сложные и запутанные ситуа­ции человек может разрешить с чьей-то помощью, но именно - с помощью, то есть по сути сам. Бессмыс­ленно ожидать от кого бы то ни было, что он придет и все решит, исправит, уберет, уничтожит, увезет отсюда и т. п. Это нормально для ребенка и в некоторой степени для подростка, но не для юношей и девушек, тем более -взрослого человека.

И все же мы постоянно сталкиваемся с этим в хо­де нашей работы с людьми. Конечно, каждый случай уникален, неповторим, но есть нечто, объединяющее та­ких клиентов: неверие в собственные силы и возможно­сти. Причины этого столь многообразны, что, наверное, нет смысла анализировать их в данном пособии. Этому посвящено много литературы, как научной, так и попу­лярной.

Можно выделить две очень большие категории фак­торов, опосредующих потерю веры в себя: ситуативные и личностные. Понятно, что личность развивается в опре­деленных ситуациях, поэтому оба фактора сопряжены, но, тем не менее, один из них обязательно является ведущим. Отметим, что сложность психологической работы мало зависит от преимущественного фактора, а вот направле­ние, содержание этой работы практически им определя­ются. Поэтому необходимы беседы с клиентом, уточняю-


 




щие как саму проблемную ситуацию, так и причины ее происхождения. Это обычные этапы психологической по­мощи, хорошо известные специалистам. ИГД в данном случае предоставляет возможность вести диалог не на­прямую, а в отвлеченной, аллегорической форме, как бы не о себе, а о тех персонажах, которых выделяет клиент. Последнему это дает возможность говорить более откры­то, а психологу - получить более полную и связанную ин­формацию, чем при обсуждении конкретных реальных проблем. Разговор о насущном еще предстоит, но предва­рительная подготовка к нему, в том числе с помощью ИГД, сделает его содержательнее и конструктивнее.

Желание переложить ответственность за свою жизнь на другого, «сделать» кого-то виновным в своих не­урядицах - путь хотя и легкий, но сопряженный с много­численными страданиями. Легкий по выбору, он порой становится невыносимым но прохождению, так как кроме обжигающей обиды непременно сопровождается неосоз­наваемым и разрушающим чувством вины перед теми, ко­го человек обвиняет, делает причиной своих бед. Таким образом получается замкнутый круг - обвиняя кого-то, человек мучается чувством вины перед ним.

Это парадоксально только на первый взгляд. Ю. М. Орлов это прекрасно описал и экспериментально доказал в своей авторской психотерапевтической про­грамме «Саногенная рефлексия». Обида и вина - чувст­ва зеркальные, они отражают друг друга в личности, од­ного без другого не бывает. Другое дело, что не всегда это осознается.

Освоение методики саногенного мышления может помочь каждому человеку не только лучше понять себя и других, но и существенно «оздоровить» свое мышление и, как следствие, обрести психическое здоровье. Неосо­знанная привычка подчиняться внешним обстоятельст-


вам (по сути, другим людям) со временем переходит в ус­тойчивый комплекс собственной неценности с утратой ве­ры в свои силы, возможности, способности. У человека даже не пробуждается мысль о том, что он сам может вли­ять на ход событий, планировать и строить свою жизнь, не перекладывая ответственность на другого. Поэтому он начинает искать того, кто мог бы не столько ему помочь, сколько все сделать за него.

Известно, что этот момент - один из самых важных как в психологическом консультировании, так и в психо­терапии. Иногда клиенты легко соглашаются с необходи­мостью поиска собственных ресурсов, но, к сожалению, только на словах. В процессе работы может выясниться, что от специалиста ждут «рецептов», схем, четких указа­ний, которые привели бы к немедленному и кардинально­му изменению ситуации, то есть клиент пытается приоб­рести «волшебную палочку», а на серьезную психологиче­скую работу, размышления, оценки, переоценки, коррекцию собствешюго поведения он либо не настроен, либо не готов к ней. Конечно, появление в сказке волшеб­ника — больше позитивный признак, чем негативный, так как человек все же надеется разрешить травмирующую его ситуацию, но пока не знает, как это сделать реальными средствами.

Характер сказки говорит об общем настрое челове­ка. Один из благополучных вариантов - юмористичес­кий - свидетельствует об оптимистичное™, жизнерадост­ности, иногда - ироничности. Это, безусловно, облегчает последующую работу психолога, так как человек настроен на благоприятный исход, склонен относиться к некото­рым проблемам с определенной долей юмора, что в целом расширяет диапазон приемлемых психологических и пси­хотерапевтических приемов, средств и способов взаимо­действия с ним.


 




Лирический и романтический сюжеты во многом отражают соответствующие личностные черты, что следу­ет учитывать в последующей работе с клиентом. Фантас­тический вариант с элементами ужасов, в том числе с по­явлением новых персонажей: вампиров, маньяков, смерти (как действующего лица), свидетельствует о высокой тре­воге, беспокойстве, ориентированности на плохой, небла­гополучный исход. Часто это является косвенным под­тверждением различных фобий, страхов (по контексту можно судить, каких именно).

Особое внимание нужно уделить главному герою, его характеру, роли, степени активности и значимости. Все эти и, возможно, другие характеристики заносятся в протокол.

Очень важно понять, с кем или с чем в реальной жизни ассоциирует испытуемый главного героя. В зави­симости от характеристик этого персонажа делается вы­вод о том, кому или чему клиент приписывает главную роль в текущих событиях его жизни и в чем заключается эта роль. Если активный, сильный, смелый, добрый герой связывается с собой, то это самый благоприятный вариант из всех возможный. Человеку в данном случае нужна не столько помощь, сколько поддержка. Если же подобный главный персонаж связывается с другим человеком, кли­енту нужно помочь избавиться от иллюзий, что кто-то бу­дет решать его проблемы. Здесь требуется продолжитель­ная тонкая психологическая работа. То же самое можно сказать в случае пассивности главного героя, когда по­следний сидит и ждет, наблюдает, как другие персонажи суетятся, стараются что-то сделать, исправить, кого-то по­бедить. Испытуемый скорее всего имеет неадекватную са­мооценку, а в последнем случае - завышенный уровень требований к окружающим. Он либо недооценивает свои силы и возможности, либо привык жить за счет других.


Иногда главный герой выступает как резко отрица­тельный персонаж - монстр, злой дух, злобный карлик, вампир и т. д. В этом случае также требуется детальный анализ как действий героя, так и того, с кем или с чем ас­социирует его клиент. Заметим, что отрицательные глав­ные герои встречаются редко и в большинстве своем «пе­ревоспитываются» по ходу сказки. Например, вампир осуществляет свою мечту смотреть на солнце и теряет кровожадность. Злой дух влюбляется в прекрасную де­вушку и превращается в обычного человека. Злобный карлик съедает волшебное яблоко, становится добрым и берет к себе потерявшуюся собаку. Когда встречаются такие случаи трансформации отрицательных героев, при­чем не обязательно главных, человек надеется на исправ­ление ситуации, которая его травмирует, посредством ли­бо собственной коррекции, либо коррекции других, что значительно сложнее. Иногда коррекция других относит­ся к детям, особенно часто - к подросткам с отклоняю­щимся поведением. В таких случаях это, конечно, оправ­данно.

Кроме перечисленного, обязательно нужно просле­дить, как описываются в тексте обозначенные на рисунке связи. Почти всегда в сказке появляются отношения меж­ду предметами, не связанными на рисунке. Это важный момент, так как клиент, не сумев оценить отношения в рамках «плохо - хорошо», то есть соединить предметы синим или красным, описывает их в тексте более сложно, неоднозначно. Когда испытуемый получал задание сочи­нить сказку с участием всех персонажей, ему не говори­лось о том, что он должен будет цветом обозначать харак­тер отношений. Поэтому психологу нужно не только от­метить новые связи-отношения и их характер, но и посмотреть, как меняются отношения между предме­тами-персонажами по ходу сказки. Например, если на ри-


 



12 Зак. 44



сунке гусь и море соединены синей линией, а в тексте ла­сковое теплое море приглашает гуся поплавать и угощает его рыбой, то налицо расхождение в оценке этих отноше­ний. Либо они действительно неоднозначны, возможно, амбивалентны, либо испытуемый надеется на трансфор­мацию их в лучшую сторону.

Следующим нюансом является объяснение соответ­ствия взаимности (и ее характера) связей на рисунке и в тексте. Например, если на рисунке девочка и цветок соединены взаимной красной связью, а в сказке девочка любуется цветком, тот кивает ей головкой, потом она его срывает и цветок поникает, то отношения трансформиру­ются в худшую сторону. Это может свидетельствовать о травме, нанесенной либо клиенту, либо клиентом кому-то из значимых людей, что выясняется в ходе дальнейшей психологической работы.

Обязательно следует обратить внимание на то, как заканчивается сказка и заканчивается ли она вообще. Встречаются случаи, когда клиент обрывает повествова­ние независимо от отведенного времени. Это говорит о том, что он не знает и не предполагает, как закончится его проблемная ситуация, что представляет собой матери­ал для последующей работы. В этом случае необходимо выяснить, чего хочет клиент, то есть какой ход событий для него предпочтителен. Затем следует оценить реалис­тичность его желаний и выработать оптимальный путь ре­шения проблемы. Если в сказке благополучный конец, -это хороший признак. Если же концовка трагическая, можно повести работу в двух направлениях: изменить ход событий так, чтобы они не носили трагического характе­ра, или продолжить повествование, то есть обозначить перспективу дальнейшей жизни после случившейся тра­гедии. Выбор направления зависит от конкретной ситуа­ции клиента и определяется психологом.


Контент-анализ проводится по классической схеме, если в этом есть диагностическая необходимость.

Можно видеть, что данная методика достаточно информативна и подходит практически для всех возрас­тов. За дошкольниками и младшими школьниками сказ­ку, конечно, нужно записывать. Если повествование не достаточно подробно, можно задать наводящие или уточняющие вопросы. ИГД является профессиональной психологической методикой и ни в каких случаях не мо­жет быть использована специалистами-смежниками, не психологами.

В приложении дается пример использования этой методики в диагностике состояния одиночества взрослой женщины.

Задания для самостоятельной работы

1. Оформите протокол своего выполнения ИГД.
Сделайте анализ своих результатов и их интерпретацию.

2. Проведите методику ИГД с тремя-четырьмя ис­
пытуемыми разного возраста. Желательно, чтобы вашими
испытуемыми были и мужчины, и женщины. Оформите
протоколы согласно предложенной схеме и сделайте ана­
лиз и интерпретацию результатов.


 



12*



Заключение

Сейчас вам предстоит выполнить практическую ра­боту для того, чтобы сравнить свои представления об оди­ночестве до изучения курса и после этого.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.