Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семантический дифференциал






(модификация С. Г. Корчагиной) Данный вариант семантического дифференциала разработан специально для изучения специфики пережи­вания одиночества разными категориями людей и для смыслового разделения понятий «одиночество», «изоля­ция», «уединение».

Инструкция: Вам предлагается последовательно оценить понятия «одиночество» («о»), «изоляция» («и») и «уединение» («у») по предложенным 15 парам поляр­ных утверждений.

 

  -3 -2 -1   + 1 +2 + 3  
  Плохое               Хорошее
  Поверх­ностное               Глубокое
  Тихое               Громкое
  Разру­шающее               Созидающее
  Маленькое               Большое
  Спокойное               Беспокойное
  Холодное               Теплое
  Слабое               Сильное
  Пассивное               Активное
  Колючее               Мягкое
  Тяжелое               Легкое


  -3 -2 -1   + 1 +2 + 3  
  Одно­образное               Разнообразное
  Темное               Светлое
  Увядающее               Расцветающее
  Застывшее               Подвижное

2. Посчитайте факторные веса каждого понятия по
формулам:

Фактор оценки - Fo = (f1 +f4 +f7 + f1 + f1 3): 5;

Фактор силы -Fc = (f2 + f5 + f8 + f11 + f14): 5;

Фактор активности - Fa = (f3 +f6 + f9 + f12+f15): 5 где/- шкальный вес, то есть конкретное значение по каж­дой шкале (от -3 до +3).

Всего 15 шкал, индекс рядом с f указывает номер шкалы, например f5 - значение по пятой шкале «малень­кое - большое».

Так как вам нужно посчитать три факторных веса для трех слов, то всего получится девять значений.

3. Составьте таблицу и впишите туда полученные
результаты.

 

Одиночество Изоляция Уединение
Fo Fc Fa Fo Fc Fa Fo Fc Fa
                 

4. После подсчета факторных весов представьте гра­фически полученные результаты. Для этого следует пост­роить три объемных параллелограмма в трехосной систе­ме координат. Оси обозначаются Fo, Fc и Fa согласно фор­мульным знакам факторных весов.


4.1. Используя школьные знания по аксонометрии, сначала отметьте па осях Fo, Fc и Fa значения, полученные по понятию одиночества.

Например, Fo = 1, 2 Fc = 2, 1 Fa = -0, 5. Графически это будет выглядеть так:


 


1 Зак. 44



4.2. Далее проделайте то же самое с результатами по понятиям изоляции и уединения.

В результате вы получите три параллелограмма в одной системе координат.

Для наглядности можно окрасить параллелограм­мы в разные цвета, например, соответствующий одиноче­ству - в красный, изоляции - в синий, уединению - в зе­леный.

5. Сделайте выводы но работе, учитывая, что каж­дый из этих параллелограммов символизирует опреде­ленное семантическое пространство соответствующего понятия: «одиночество», «изоляция», «уединение». Фор­ма и размер параллелограммов зависят от значений коор­динат, то есть от результатов факторных весов, получен­ных по вышеуказанным формулам.

Обратите внимание, какой параллелограмм соот­ветствует каждому понятию, то есть какое семантическое пространство вы отводите одиночеству, изоляции, уеди-


нению. Возможно, эти пространства сходятся (хотя такое случается не часто); может быть так, что один большой па­раллелограмм включает в себя два других, поменьше. От­метьте, как ориентированы ваши параллелограммы, учи­тывая, конечно, что означает каждая ось координат.

В выводах можно также ориентироваться на содер­жание шкал в каждом факторе. Например, в фактор ак­тивности входят 3-я, 6-я, 9-я, 12-я и 15-я шкалы, содержа­тельное значение которых, соответственно «тихое - гром­кое», «спокойное - беспокойное», «пассивное -активное», «однообразное - разнообразное» и «застыв­шее - подвижное». В качественном анализе результатов это можно использовать.

Эта практическая работа интересна сама по себе, но она еще и необходима для того, чтобы после ознаком­ления с содержанием курса, повторно выполнив методи­ку, сравнить как индивидуальные, так и групповые ре­зультаты с помощью соответствующих математических критериев. Вы будете это делать на других практических занятиях, поэтому результаты обязательно сохраните, за­писав их в свои дневники.


 




Глава 1

Основные направления психологического

анализа одиночества. Подходы к изучению одиночества

1.1. Состояние проблемы.

Определение одиночества






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.