Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комментарии и примечания






Енох — ветхозаветный персонаж из самых начальных времен существования мира, живший еще до Потопа и приходившийся Ною, строителю ковчега, прадедом. В шумеро-аккадских легендах ему соответствует Энмен-дуранна, седьмой в списке допотопных царей (как Енох — седьмой в списке поколений потомков Адама). Авторы позднеиудейских и раннехристианских апокрифов любили таких персонажей, глазами которых можно было взглянуть на мир почти что от исходной точки его истории (таков, например, апокриф об Адаме и Еве). Сообщения о Енохе в Библии (Быт 5, 21–24) кратки и загадочны; тем сильнее они действуют на воображение. Срок жизни Еноха — 365 лет, т.е. число дней солнечного года, что придает ему черты солнечного героя или солнечного царя. По истечении этого срока Бог каким-то образом взял Еноха к себе из этого мира.

Позднейшие легенды, очень многочисленные, рисуют Еноха как основателя письменности и прообраз благочестивого, умудренного писца (ему поручено вести летопись дел человеческих в потустороннем мире); как образец таинственного общения с Богом и аскетического уединения (он выходил из своего затвора к людям сначала через каждые три дня, потом через неделю, потом через месяц, потом через год); как праведного царя, законодателя и миротворца, первоверховного «правителя правителей»

всего мира; как изобретателя астрологической премудрости; наконец, как человека, взятого живым на небо, первого в ряду избранников, телесно сохраняемых где-то в ином мире в ожидании часа возврата в этот мир (как пророк Илия, вознесшийся в огненной колеснице, по некоторым версиям — Мельхиседек и апостол Иоанн).

Восхождение Еноха на небо, его водворение в горних покоях, сообщение ему тайн устройства небес и Ангельского управления космосом — тема целого направления эсхатологически ориентированной позднеиудеискои литературы, отчасти предшествовавшей, отчасти современной раннему христианству. Судьба принадлежащих к этому направлению текстов сложилась по-разному. Лишь фрагменты самого позднего из них, так называемой Третьей книги Еноха, дошли в подлиннике, т. е. на древнееврейском языке. Более ранние сочинения сохранились в переводах, возникших на большом временном расстоянии от подлинника. Так, один текст, восходящий к арамейскому оригиналу II в. до н. э., был переведен в V в. (или несколько позднее) на эфиопский язык («Мацхафа Хе-нок»). Нас интересует то произведение, которое возникло где-то между сроками возникновения обеих упомянутых Книг Еноха — то ли, как считают обычно, около I в. н. э., и притом по-гречески, то ли, как доказывал авторитетный отечественный исследователь Н. А. Мещерский, ранее, и притом по-еврейски, — а в X—XI вв. было переведено на славянский язык, почему и обозначается в научной литературе как «славянский Енох». По-видимому, в нем широко использован ессейский материал, в свою очередь.

J

о

вобравший в себя месопотамские, отчасти египетские, и особенно иранские, представления. Дискуссионным остается вопрос о мере христианской (иудео-христианской) переработки текста.

Перевод выполнен по изданию:

Le I'wre des secrets d'Henoch. Texte slave et traduction

francaise par A. Vaillant. 2me ed. Paris, /976.

«...в месяце первом, в особливый день месяца первого...» — Еврейский календарь знал в древности две соперничавшие традиции — весеннего новолетия (I нисана) и осеннего новолетия (I тишри). В конце концов победила вторая традиция; здесь имеется в виду первая. Месяц первый — нисан (март — апрель); особливый день нисана — либо 1-й день Пасхи, т. е. 15 нисана (полнолуние), либо 7-й день Пасхи, который полагалось проводить в удалении от всех дел. Середина месяца нисана — время года, особенно важное и для христиан, потому что на него приходится распятие Иисуса Христа (согласно трем первым Евангелиям — 15 нисана, согласно Евангелию от Иоанна— 14 нисана) и его воскресение.

2 Мафусаил упоминается в Библии (Быт 5, 25–27) как сын Еноха и дед Ноя.

Ригим — имя, отсутствующее в Библии.

«...на небо первое...» — Многоярусное строение небес — мотив, заимствованный из месопотамской космологии (как известно, зиккураты Вавилона, т. е. башни,

у которых этажи уступами возвышались один над другим, — архитектурные модели именно такого образа мира). В греческой космологии этому соответствуют небесные сферы.

5 Хранилища снега и града. — Ср.: Иов 38, 22–23: «Входил ли ты в хранилища снега и видел ли сокровищницы града, которые берегу Я на время смутное, на день битвы и войны?»

6 «...на третье небо...» — Локализация рая именно на третьем небе находит основание в новозаветном тексте: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, — в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает, — восхищен был до третьего неба; и знаю о том человеке (...), что он восхищен был в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (II Кор 12, 2–4).

7 Четыре реки. — В библейской и общехристианской традиции этот мотив отнесен к саду Эдему, или земному раю (Быт 2, 10–14); принимая во внимание, что реки, имеющие райский исток, получают земную географическую идентификацию (Тигр и Евфрат и др.), перенесение мотива на рай третьего неба выглядит довольно странно. Четыре— число стран света и четырех стихий, т. е. дольнего мира в противоположность горнему.

8 «...на север неба...» — В традиции еврейской мистики север выступает как символ Божьего гнева и суда; с другой стороны, ветхозаветный текст говорит о намере-.

нии Денницы-Люцифера, восставшего против Бога, поставить свой престол «на стороне севера» (Ис 14, 13). Для ближневосточного сознания север тождествен с левой стороной, поскольку ориентиром служит восток (ведь и само наше слово «ориентир» происходит от слова «ори-ент», т. е. «восток»); а левая сторона — место осуждения (на Страшном Суде осужденные будут поставлены «ошу-юю», т. е. по левую руку от Христа).

 

14 Бодрствующие — в ветхозаветной Книге пророка Даниила (4, 10 и др.) обозначение Ангелов, которых отличает от людей неподвластность сну и вообще ничему.

косному, мгновенность, стремительность и окончательная определенность всех действий. Однако легенды о Енохе относят это обозначение специально к тем ангелам, которые, согласно Быт 6, 1–4, вступали в запретный для них плотский союз с «дочерями человеческими», породили таким образом племя злых исполинов и в конечном счете навлекли на человечество потоп. Так называемая Третья Книга Еноха, дошедшая на еврейском языке (см. выше), особенно сурово относится к Бодрствующим и отказывает им в прощении. Здесь речь идет о наказании, имеющем длиться лишь до Конца света, причем Енох видит тех Бодрствующих, которые сами не согрешили и лишь впали в недолжное уныние по причине позора своих собратьев; впрочем, выражения несколько противоречивы, что объясняется разновременными переработками древнего текста.

15 Гора Ермонская — Ермон (Гермон), горный хребет на северо-востоке Палестины. Предание о преступных браках ангелов и смертных.женщин на горах Ермона, — возможно, воспоминание о нагорных оргиастических культах древнейших времен (ср. уход в горы греко-фракийских менад).

16 «...Ангелы, поставленные над временами...» — т. е. устраивающие правильное чередование времен года. Как ясно само собой и оговорено ниже, их четверо.

17 Феникс — по другому чтению: «семь Фениксов». Миф о Фениксе, возникший в Египте и упомянутый уже Геродотом, был особенно популярен на исходе античности.

18 Шестикрылатые — т.е. Серафимы. Ср. ветхозаветный текст: «... видел я Господа, сидящего на престоле высоком [...]. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал» (Ис 6, 1–2).

19 Светозарный чин Офанимов. — Позднейшее христианское учение о девяти чинах Ангельских, окончательно упорядоченное у Псевдо-Дионисия Ареопагита (V в.), не знает такого разряда Ангелов. Речь идет о таинственных живых колесах, наделенных глазами, которые описаны в видении пророка Иезекииля. «Вид колес и устроение их — как вид топаза, и подобие у всех четырех одно. <...> А ободья их — высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз. <...> Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошел дух, и колеса поднимались наравне с ними, ибо дух животных был в колесах» (Иезек I, 16–20).

20 Гавриил — один из старших Ангелов (в христианской традиции Архангел), чье назначение — раскрывать смысл пророческих видений и ход событий, особенно в отношении к приходу Мессии. Так он выступает в ветхозаветных эпизодах видений Даниила (Дан 8, 16–26; 9, 21–27), где он призван «научить разумению» пророка. Здесь он тоже действует при введении Еноха в таинства «величества сущности Господней».

21 Михаил Архангел — небесный «Архистратиг» («верховный военачальник»), полководец верных богу Ангелов и людей в космической войне против врагов Бо-

1

г«о

га, покровитель и как бы Ангел-хранитель «народа Божьего» (в Ветхом Завете — Израиля, в Новом Завете — «воинствующей церкви», т. е. совокупности всех верующих).

22 Веревеил — загадочное имя, встречающееся только здесь. Некоторые специалисты предполагают (незасвидетельствованную) еврейскую форму Бребоэль, которую соотносят с новозаветным текстом: «в Нем все создано» (Колосс 1, 16; синодальный перевод несколько иной); но такое толкование совершенно гадательно. Может быть, «Веревеил» — попросту порча известного имени Уриил, одного из Архангелов, известных не только в иудейской традиции (как Салафиил, Иегудиил, Иеремиил и т. п.), но и в христианской традиции (как Михаил, Гавриил и Рафаил).

23 «...смирнием испещренные...» — Не вполне ясное место; по-видимому, имеется в виду не смирний, а «смирна», т. е. мирра — благовонная смола аравийского кустарника, употреблявшаяся не только для умащения живых и бальзамирования мертвых, но также в качестве красителя.

24 Адоил — имя, не встречающееся в других известных текстах. Его последний слог —: тот же, что в именах «Михаил», «Гавриил» и т.п. (собственно, имя Божье); «Адо» означает по-еврейски «вечность Его».

25 Век великий — в этих словах отражено восходящее к иранскому зерванизму по-разному развивавшееся в по-

зднеантичном язычестве, иудаизме, раннем христианстве и гностицизме представление об «зоне» — континууме мирового времени вместе со всем его предметным наполнением.

26 «И видел Я, что она хороша...» — Ср. Быт I. 4 и др.

27 Архас — в отличие от еврейского «Адоил», имя греческое; рукописная традиция дает для него множество вариантов.

С. С. Аверинцев

КНИГА СВЯТЫХ ТАЙН ЕНОХА:
«Славянский Енох» (Пространная редакция)

Книга Святых тайн Еноха, мужа мудрого и великого искусника, которого принял и возлюбил Господь, чтобы он увидел своими глазами Небесную жизнь и премудрое, и непостижимое, и неизменное Царство Бога Вседержителя; и удивительнейшее, и славное, и святое, и многоочитое стояние слуг Господних, и непоколебимый Престол Господень, и воинства бесплотного степень и проявление; и несказанное сочетание множества стихий; и различные видения; и неописуемое воинство Херувимов; и свет бесконечный. *

Сказал Енох [так]: «В то время, когда исполнилось мне 165 лет, родился у меня сын Мафусаил, и после этого жил я [еще] 200 лет, и всего исполнилось мне 365 лет.

В первый месяц [365-го года жизни Еноха], в особый день1, в первый день первого месяца, я, Енох, был в доме моем и спал на постели своей. И во сне вошла в сердце мое скорбь великая. И сказал, плача, [ибо] во сне не мог я понять причину скорби: «Что со мной будет!»

И вот, явились мне два мужа огромного роста, какого никогда не видел я на земле. Лица их были как сияющее солнце, очи — как горящие свечи, из уст их выходил огонь, одеяние их [и] пение [различно], багряные крылья их ярче золота, руки их белее снега2.

Стояли [они] у изголовья моего и обращались ко мне по имени. Я же проснулся и увидел наяву мужей этих, стоящих предо мной. Я [встал] поспешно, и поклонился им, и испугался, и лицо мое переменилось от страха. И сказали мне мужи: «Дерзай, Енох! воистину не бойся! Господь вечный послал нас к тебе. И вот, сегодня ты взойдешь с нами на небе3. И скажи сыновьям твоим и всем домочадцам твоим, всем, кто удерживает тебя на земле в доме твоем, чтобы никто не искал тебя, пока не возвратит тебя к ним Господь (...)».

И когда поговорил я с сыновьями моими, позвали эти мужи меня, и взяли на свои крылья, и вознесли на первое небо, и поставили на облаках. И пошел я, и когда взглянул вверх, то увидел воздух, а выше — аер4. И поставили меня на первое небо, и показали огромное море5, больше земного. И привели пред лицо мое старейшин и владык звездных чинов, и показали мне 200 Ангелов, которые владеют звездами и устройством небес, и летают на крыльях, и обходят все планеты6.

И так увидел я хранилище снега и льда, и Ангелов, которые охраняют эти грозные хранилища, и хранилища облаков7, откуда они исходят и куда входят. И показали мне хранилище росы, которая запахом напоминает масло маслины, а видом — все цветы земные и даже более того; и Ангелов, охраняющих их, которые их хранилища закрывают и открывают.

Далее следует наставление Еноха к сыновьям.

И взяли меня мужи те, и возвели на второе небо, и показали мне его. И увидел я тьму чернее земной8. И увидел я там.ангелов, висящих в веригах, охраняемых и ожидающих суда безмерного. И эти ангелы были темные с виду, темнее тьмы земной, и они беспрестанно, ежечасно плакали. И сказал я мужам, которые были со мной: «Почему их беспрестанно мучают!» Отвечали мне мужи эти: «Это — отступники от Господа, которые не послушали повеления Господня, но по своей воле посоветовались и отступили [от Бога] с князем своим, и они находятся [также] на пятом небе».

И пожалел я очень о них. И эти ангелы поклонились и сказали мне: «Человек Божий, помолись о нас Господу». И отвечал я им: «Кто я? Смертный человек. Но помолюсь об ангелах. Кто знает, куда иду я и что ждет меня, и помолится ли кто обо мне!»

И взяли меня оттуда мужи, и возвели на третье небо, и поставили среди породы9 рая. Место это — несказанной красоты. Видел я все деревья благоцветные, плоды их, зрелые и благоухающие, все яства принесенные, кипящие духом благовонным10.

И посредине древо жизни в месте том, на нем отдыхает Господь, когда восходит в рай11. И древо это несказанно по красоте своей и благоуханию. Оно прекраснее всех земных творений. Со всех сторон оно золотое, и красное, и огненное на вид и покрывает [собой] весь рай. Имеет оно [в себе] все деревья растущие

и все плоды12. Корни его в раю, около земли. Рай же — между тлением и нетлением13. Исходят оттуда два источника, один течет молоком и медом, другой — елеем и вином, и расходятся на четыре части. Тихо струящиеся, они входят в рай Эдемский, между тлением и нетлением, и оттуда выходят и разделяются на 40 [частей] и порознь обтекают землю, имея обращение кругов своих наподобие некоторых стихий воздушных14.

И нет дерева бесплодного. Всякое дерево имеет хорошие плоды, и все [эти] места благословенны. И 300 Ангелов пресветлых, которые охраняют рай, непрерывно голосами и благим пением служат Господу каждодневно15.

И сказал я: «Сколь прекрасно место это!» И сказали мне мужи: «Это место, Енох, уготовано праведникам, которые в жизни своей претерпят всякие несчастья от (озлобившихся) и отвратят очи свои от неправды, сотворят суд праведный, дадут хлеб голодным, и нагих укроют ризой, и поднимут упавшего, и помогут обиженным и сиротам. Те, кто непорочен пред лицом Господним и Ему одному служат. Им уготовано место это в вечное наследие».

И повели меня мужи на север16, и показали мне там место очень страшное. Всякие муки и мучения там, тьма лютая и мгла несветлая. И нет там света. И огонь темный горит, и река огненная, текущая по всему тому месту. Там огонь, а там лед холодный, жжет и охлаждает. И темницы [там] страшные очень, и Ангелы, печальные и немилостивые, которые имеют оружие страшное и мучают [им] немилосердно17.

И сказал я: «Горе, горе! Как страшно место это!» И сказали мне мужи: «Место это, Енох, уготовано тем, кто бесчестит Бога, совершая дела злые на земле: [занимаются] чародейством, колдовством, волхвованием бесовским, кто хвалится делами злыми, кто тайно улавливает души человеческие, кто, видя нищих, берет их имущество и богатеет от этого чужого достояния, обижая их. Те, кто, имея возможность накормить, голодом морят алчущих, имея возможность одеть — совлекают [одежду] с нагих, кто не познал Творца своего, но поклоняются богам бездушным и суетным, создавая их образы и поклоняясь мерзкому творению рук [человеческих]. Им всем уготовано место это в вечное достояние».

[4-е небо: светила]

И взяли меня мужи те, и возвели на четвертое небо, и показали мне там все пути и проходы и все лучи Солнца и месяца. И измерил я пути их, и сопоставил их свет. И видел я, что Солнце имеет свет в 7 раз ярче, чем Луна; [и видел] круг их и колесницы, на которых каждый из них ездит, подобно ветру, с невероятной быстротой. И нет им покоя. Ночь и день ходят они и возвращаются. Справа от колесницы Солнца — 4 звезды большие, каждая из которых имеет под собой 1000 звезд, и 4 звезды слева, имеющие каждая под собой [ с. 290 ] 1000 звезд. Всех вместе их 8 тысяч, и ходят они с Солнцем постоянно. И водят его днем 15 тысяч Ангелов, а ночью — тысяча Ангелов. У каждого Ангела, что ходят пред колесницей, по 6 крыльев. Огонь ему [Солнцу] дают 100 Ангелов. И духи летят в образе двух птиц. Один как Феникс, а другой как Халкедрий. Лик у них львиный, ноги и хвосты и головы как у крокодилов. Цвет их багряный, как радуга, величина их — 900 мер. Крылья у них как у Ангелов, у каждого по 12 крыльев18. Они мчат солнечную колесницу, неся росу и зной. Как повелит Господь, так они вращают колесницу, нисходят и восходят по небесам и по земле со светом лучей своих.

И понесли меня мужи те на восток этого неба, и показали мне врата, через которые проходит Солнце в установленное время, и по ходу Луны в течение всего года, и по числу часов, днем и ночью.

И видел я 6 врат открытых и больших, каждые величиной 1000 и четвертьПК стадии. Я тщательно измерил их и узнал их величину. Через них выходит Солнце и идет на запад, и достигает его, и входит в них каждый месяц. <...> *

И когда Солнце выходит из западных врат, 400 Ангелов берут венец его и несут его к Господу, а Солнце влекут с его колесницей. И проходит без света 7 часов ночи <...>. И в 8-м часу ночи приносят 400 Ангелов венец, и венчают его [Солнце]. И воспоют духи, именуемые Феникс и Халкедрий, и поэтому все птицы затрепещут крыльями своими, радуясь светодавцу, и воспоют: «Приходит податель света и дает свет своим созданиям». <...>

И взяли меня мужи те, и возвели меня на крыльях своих на пятое небо. И увидел я там многочисленных воинов, называемых Грегоры19. И вид их как бы человеческий, и величина их больше, чем у великанов огромных. И лица их угрюмы, и уста их молчат всегда. И не было служения [Богу] на пятом небе. И сказал я мужам, бывшим со мною: «Почему они столь угрюмы, и лица их грустны, и уста их безмолвствуют, и нет служения на этом небе!» И сказали мне мужи: «Это — Грегоры, которые отверглись от Бога, числом 200 тысяч, с князем своим Сатанаилом. И за ними ходили, связанные путами, вслед им, те, которые на втором небе [были] окружены тьмой великой, которые спустились на землю от престола Господня в место, называемое Ермон, и нарушили обещание на склоне горы Ермонской. И осквернилась земля от их дел. И жены человеческие великое зло творят во все времена века сего, беззакония творя и смешения, и родятся от этого исполины и чудовища огромные, и испорченность великая. И поэтому осудил их Бог великим судом. И опла-

J

кивают они братьев своих, и будут они обесчещены в день великий Господень».

И сказал я Грегорам: «Я видел братьев ваших, и дела их, и муки их, и великие мольбы их. И я молился о них, но осудил их Господь быть под землей, пока не исчезнут небо и земля вовеки». И спросил я: «Почему вы не следуете за братьями вашими и не служите пред лицом Господним? Установите службы ваши и служите пред лицом Господним, чтобы не прогневать Господа Бога вашего до конца».

И послушали они совета моего, и встали по четырем чинам на небе этом. И когда я стоял с мужами этими, вострубили 4 трубы, вместе, гласом великим, и запели Грегоры единогласно, и взошел их глас пред лице Господне.

И взяли меня оттуда мужи, и вознесли меня на шестое небо, и увидел я там 7 полчищ Ангелов, очень светлых и славных. И лица их сияли сильнее солнечных лучей сияющих. И нет различия в их лицах, ни в наружности, ни в одежде их. Они образуют чины [Ангельские], изучают движение звезд и Солнца и изменения Луны, и наблюдают за добрыми и злыми делами на земле, и творят заповеди и поучения, и сладкогласное пение, и славные похвалы. Это Архангелы, которые [находятся] над Ангелами. Они измеряют всякую жизнь, небесную и земную.

И Ангелы есть, которые над временами и годами, и Ангелы, которые над реками и морем, и Ангелы, которые над земными плодами и всякой травой, дающие пищу всякому живому существу, и Ангелы всех душ человеческих, которые пишут все их дела при жизни пред лицом Господним.

И посреди них 7 Фениксов20 и 7 Херувимов, 7 Шестикрылых, поющих в один голос. И невозможно передать пения их. И радуется Господь подножию Своему.

И взяли меня оттуда мужи, и вознесли на седьмое небо. И увидел я там превеликий свет и всех огненных воинов: великих Архангелов, и бесплотные силы, и господства, начала и власти, Херувимов и Серафимов, престолы и 10 стоящих светлых полков многоочитых Офанимов21.

Испугался я и затрепетал от великого страха. И взяли меня мужи, и привели в середину, и сказали мне: «Дерзай, Енох, не бойся!» И показали мне Господа, сидящего вдалеке на Своем превысоком престоле. И все воины небесные, собравшись, стояли на 10 ступенях по чину. И когда вступали на места свои, в радости и веселии, в свете бесконечном, то пели песни тихими и кроткими голосами.

А славные, служа Ему, не отступают ночью и не отходят днем, стоя пред лицом Господним и творя волю Его. Престол Его окружают Херувимы и Серафимы,

Шестикрылые покрывают престол Его и поют тихими голосами пред лицом Господним <...> *.

И видел я лице Господа, лице Его сильно и преслав-но, чудно и преужасно, грозно и страшно. Кто я, чтобы рассказать о необъятной сути Господа и о лице Его, предивном и неизреченном, и о лике многоочитых и многогласных, и о превеликом и нерукотворном престоле Господнем, и о ликостоянии Херувимов и Серафимов — воинов вокруг Него, и о несмолкаемом пении, и о красоте Его, неизменной и неисповедимой? И величину славы Его кто изобразит <...> **.

И позвал меня Господь, и сказал: «Енох, сядь слева от Меня с Гавриилом». И поклонился я Господу».

Архангел Гавриил подводит Еноха к Богу.

** Архангел Вревоил приносит Еноху книгу, в которой он записывает все увиденное.

«Енох, все, что ты видишь, все, кто стоят _ и ходят, созданы Мной. Я же расскажу тебе первому, как создал Я из небытия и невидимого видимое. Ибо ни Ангелам Моим не открыл тайн Моих, которые тебе сейчас возвещаю, не поведал им об их составе, ни бесконечному числу неразумных и разумных созданий Моих.

Вначале не было ничего видимого. Я один был распростерт в невидимом, как Солнце, от востока на запад и на восток. Но и Солнце имеет покой, Я же не имел его, ибо все Я создал.

И замыслил Я поставить основание [и] создать видимое22. И повелел Я в вышних, чтобы сошел один из невидимых — видимый. И сошел Адоил огромный. И посмотрел Я на него: и вот, в чреве его был великий свет. И сказал Я ему: «Разрешись, Адоил23, и пусть видимое родится от тебя».

И он разрешился, и вышел [из него] свет превеликий, и Я был среди света <...>. От света изошел Век огромный, являя [собой] все создания, которые замыслил Я сотворить. И увидел Я, что это хорошо, поставил Себе престол и воссел на нем. И сказал Я свету: «Взойди выше престола, и утвердись, и будь основанием вышних. И нет выше света ничего иного».

И снова склонился Я, и посмотрел с престола Моего, и вторично воззвал в преисподнюю, и сказал: «Пусть выйдет от невидимых видимое и твердое [видимая твердь]». И вышел Архас, твердый, и тяжелый, и красный весьма. И сказал Я: «Раскройся, Архас, и пусть видимое родится из тебя». И он разрешился, и вышел Век, темный и превеликий, несущий в себе все создания дольнего мира. И увидел Я, что это хорошо, и сказал Я: «Сойди вниз и утвердись». И было основание нижним, и нет под тьмою ничего иного24.

И повелел Я, чтобы от света и тьмы было взято, и сказал: «Пусть будет толсто и окружено светом». И это Я распростер, и была вода. И растянул Я [ее] сверху тьмы, ниже света. И так основал Я воды, то есть бездну, и расположил свет вокруг воды25. И создал Я внутри 7 кругов, и представил это как хрусталь [стекло], [как] мокрое и сухое, то есть стекло и лед, для движения вод и других стихий. И указал Я путь каждой из 7 звезд, каждой на своем небе, чтобы они

так и шли. И увидел Я, что это хорошо, разъединил свет и тьму, то есть посреди воды расположил их по обеим сторонам. И сказал Я свету: «Да будет день», и повелел тьме, чтобы была ночь.

И был вечер и снова утро. Это первый день. Так утвердил Я небесные круги и сказал: «Пусть соберутся воды дольние, что под небесами, воедино, и высохнут волны их». И было так. И от волн создал Я камни твердые и большие. И из камней собрал Я сушу и назвал ее землей26, а то, что посреди земли, назвал бездной. Море собрал Я в одно место и связал его игом. И сказал Я морю: «Вот, даю тебе вечный предел, не отходи от границ [вод] своих». И так твердь поставил сверху вод. День этот назвал Я первозванным для Себя.

Тогда был вечер, и снова утро. И был день второй. Дал Я огненную природу всем Своим небесным силам: око Мое взглянуло на твердь, на многочисленные твердые камни, и от блеска ока Моего восприняла молния природу водную: огонь в воде и вода в огне. Ни она [вода] его не гасит, ни он [огонь] ее не иссушает. Поэтому солнечный блеск молний самый яркий и светлый, а мягкая вода тверже камня жесткого. И от камня высек Я сильный огонь. И из огня создал Я чины бесплотного воинства, 10 тысяч Ангелов27, и оружие их огненное, и одежды их — пламень палящий.

VI)

о

И повелел Я, чтобы каждый стоял по своему чину. Один же из чина Архангельского отошел от Меня с чином своим. Возымел он мысль неосуществимую поставить престол свой выше облаков над землею и быть равным Мне по силе. И сверг Я его с высоты с ангелами его, и летал он по воздуху прямо над бездной.

И так создал Я все небеса. И был день третий. В третий день повелел Я, чтобы земля вырастила деревья большие, и горы, и всякую сладкую траву, и всякое семя. Насадил Я рай, и затворил его, и поставил Ангелов с оружием огненным.

И так создал Я земли обновление. Тогда был вечер и было утро, день четвертый. В четвертый день повелел Я: «Да будут светила великие на небесных кругах». На первом и самом высоком круге поставил Я звезду Крон, на втором, ниже, поставил Афродиту, на третьем — Ареса, на четвертом — Солнце, на пятом — Зеве-са, на шестом — Гермеса, на седьмом — Луну28. И меньшими звездами украсил Я нижний аер. И поставил Я Солнце, чтобы светило днем, а луну и звезды, чтобы светили ночью.

Тогда была ночь и было утро, день пятый. В день пятый повелел Я морю, чтобы породило оно рыб, и птиц разнообразных, и всяких гадов, ползающих по земле, и ходящих по земле четвероногих, и птиц, парящих в воздухе, мужского пола и женского.

И был вечер, и было снова утро, день шестой. В шестой день повелел Я Моей мудрости29 создать человека из 7 частей: плоть его — от земли, кровь его — от росы и солнца, очи его — от бездны морской; кости — от камней, ум — от быстроты ангельской и облаков, жилы его и волосы — от земной травы, душа его — от духа Моего и от ветра30. И дал Я ему 7 чувств: слух — плоти, зрение — очам, обоняние — душе, осязание — жилам, вкус — крови, костям — стойкость, уму — сладость.

И вот, замыслил Я сказать слово мудрое: от невидимого и видимого естества создал человека, от обоих, от смерти и жизни. <...> Как никакое другое создание, [он] в великом малое и, обратно, в малом великое. И на земле поставил Я его [человека] вторым Ангелом, достойным, и великим, и славным. И поставил Я его царем земли, имеющим царство с помощью Моей мудрости. И не было ему подобного на земле и среди живущих творений Моих.

И дал Я ему имя от четырех частей: от востока, от запада, от севера, от юга31. И поставил Я ему четыре звезды особые, и назвал Я его Адам. И дал Я ему волю, и указал два пути — свет и тьму. И сказал Я ему: «Вот это добро, а это зло» — для того, чтобы узнать, испытывает он ко Мне любовь или ненависть,

ш

3

зоо

чтобы явился в роде его любящий Меня. Я видел природу его, он же свою не знал; поэтому неведение есть грех горький32, так как согрешить ему было должно.

И сказал Я: «После греха — ничего, кроме смерти». И поставил Я ему сень, и вложил в него сон, и он заснул. И когда он спал, взял Я ребро [его] и создал ему жену, чтобы через нее пришла к нему смерть. И взял Я последнюю букву его имени, и дал ей имя Мать, то есть Ева; Адам и Мать, Земля и Жизнь33.

И сделал Я ограду в Эдеме, на востоке, чтобы они [Адам и Ева] блюли завет и хранили заповеди, и открыл Я им небеса, чтобы видели они Ангелов, поющих песнь победную; и свет немеркнущий был в раю.

И понял дьявол, что другой мир хочу Я создать34, потому что на земле все повиновалось Адаму, и обладать, и царствовать над ними. Дьявол из нижних мест [сфер] есть бес, так как бежал с небес; имя ему — Сатана, а было Сатанаил35. Этим отличается он от Ангела. Не естество изменил он, а мысль, как ум праведных и грешных. И понял он вину свою и грех, который совершил ранее. Поэтому замыслил он [зло] против Адама.

Таким образом вошел он в рай и прельстил Еву, к Адаму же не прикоснулся.

Но за невежество проклял Я их. Если бы сначала благословил Я [их], то не проклял бы; но Я их ранее не благословил, но и не проклял. Ни человека Я не проклял на земле, ни другого создания, но человеческий злой плод, чтобы он в поту добывал прекрасные плоды.

И сказал Я: «Ты — земля, и в землю пойдешь, от которой Я тебя взял. И не погублю Я тебя, но посылаю тебя туда, откуда взял. Тогда смогу Я снова вернуть тебя в Мое пришествие». И благословил Я все создания Мои, видимые и невидимые.

И день седьмой [был], в который почил Я от всех трудов моих». <...> *

Пер. В. М. Хачатурян

* Далее следуют рассказ о том, как Енох вернулся на землю, и дидактическая часть апокрифа.

Книга Еноха — один из древнейших апокрифов ветхозаветного цикла, связанный с именем библейского патриарха Еноха, взятого, по легенде, живым на небо (Быт 5, 21— 24). Прадед Ноя, отец Мафусаила, Енох являлся одной из наиболее почитаемых личностей в иудейской религиозной традиции, представляя идеал человека, достигшего мистического общения с Богом, законодателя, проповедника, получившего сан Метатрона.

Книги, приписываемые Еноху, пользовались уважением и популярностью уже в первые века христианства. Ссылки на апокриф содержатся в каноническом Послании Иуды (Иуд 1, 14–15); о книгах Еноха (Libelli Enoch) упоминают Ориген, Григорий Синкелл.

На сегодняшний день известны три извода Книги Еноха. Первый — эфиопский, являющийся, очевидно, переводом с арамейского, возможно, через посредство греческого текста. Датируется I извод 162–161 гг. до н.э., т.е. последними годами правления Иуды Маккавея (см.: Смирнов А. Книга Еноха. Казань, 1888).

Второй извод — славянский, существенно отличающийся от эфиопского. Основное внимание уделяется вопросам онтологии и натурфилософии, отсутствует раздел притч. Можно выделить две редакции славянского извода — краткую и пространную. Вопрос о соотношении редакций и точной датировке их появления на Руси до сих

пор остается открытым. М. И. Соколов, которому принадлежит остающееся пока единственным в отечественной науке монографическое исследование о Книге Еноха, считает полную редакцию древнейшей, переведенной с греческого оригинала. Следы влияния Книги Еноха исследователь отмечает в Слове Кирилла Туровского «О небесных силах», в «Мериле Праведном» (XIII— XIV вв.), в послании митрополита Геннадия к Иосафу, архиепископу Ростовскому, 1489 г. (см.: Соколов М. И. Славянская книга Еноха Праведного. М., 1910. С. 118–119, 121). Краткая редакция представляет, по его мнению, достаточно точный, хотя и несколько упрощенный пересказ полной редакции.

В современном литературоведении преобладает иная точка зрения. Так, Н. А. Мещерский считает древнейшей краткую редакцию (см.: Мещерский Н. А. К истории текста славянской книги Еноха: (Следы памятников Кум-рана в византийской и старославянской литературе)// Визант. Веста. 1964. Т. 24. С. 91–108). Происхождение славянского извода исследователь связывает не с греческим текстом, а с еврейским.

Наконец, III извод представляет собой позднюю трактовку апокрифа, получившую отражение в Талмуде и Ми-драшах (см.: Q. Eissteldt. Einleitung in des Alte Tejtament. 2-е Aufl. Tubingen, 1956. S. 765–769). Перевод краткой редакции Славянского Еноха был опубликован и откомментирован С. С. Аверинцевым (см.: От берегов Босфора до берегов Евфрата. М., 1987)*.

* См. в настоящем издании. (Примеч. ред.)

В настоящем издании дается перевод наиболее интересных в идейном отношении отрывков из полной редакции славянской «Книги Еноха». Полная редакция представляет особую ценность, так как позволяет проследить процесс усвоения и переработки апокрифа на славянской почве.

1 «В первый месяц, в особый день...»Месяц первый — по еврейскому календарю. Особый день — нисана — первый или седьмой день Пасхи.

2 «Лица их были как сияющее солнце, очи — как горящие свечи, из уст их выходил огонь, одеяние их [и] пение [различно], багряные крылья их ярче золота, руки их белее снега». — Об огненной природе Ангелов часто упоминается в Писании (Иез 1, 10; Ис 6, 6–7).

3 Книга Еноха написана в жанре видения, берущего свои истоки в библейской традиции и получившего особую популярность в средние века. Для произведений этого жанра характерна особая гносеологическая установка. Визионер получает тайные знания свыше, находясь в состоянии мистического озарения, «в духе» (см., например: Отк 1, 1). В некоторых случаях жанр видения совмещается с жанром «хождения» по иному миру. К такого рода произведениям принадлежат Хождение Богородицы по мукам, Видение апостола Павла, а также Книга Еноха.

Енох переносится в иной мир «во плоти», однако о физических его ощущениях ничего не говорится; только ли-

цезрение Бога требует изменения его человеческой природы: «Совлеки Еноха с земных одежд и помажь его мастью благою моею, облеки его в ризы славы моей» (Соколов М. И. Славянская книга Еноха Праведного. М., 1910. С. 22).

4 Аер (греч. orjp) — воздух, нижние его слои, в противопоставлении эфиру, верхним слоям.

5 «И поставили меня на первое небо, и показали огромное море...» — Представление о том, что на первом небе находится вода, имеет истоки в Ветхом завете (Быт. 1, 6–7). Наибольший интерес для нас представляет тот факт, что в апокрифе нашла отражение концепция семи небес, восходящая к Аристотелю и Птолемею. Теория строения небесных сфер активно разрабатывалась иудео-

. христианами и гностиками (см.: Сидоров А. И. Гностицизм и философия//Религии мира. М., 1982. С. 170— 171). Эта концепция противоречила более распространенному в христианском мире каноническому представлению о двух небесах. Концепция двух небес излагается, в частности, в широко известном в средние века географическом трактате Козьмы Индикоплова. Известно, что к идее множественности небес в XV в. обратились еретики — жидовствующие (см.: Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV—XVI вв. М.; Л., 1955. С. 402). Возможно, что Книга Еноха, включенная в «Великие Минеи Четьи» митрополита Макария, могла быть использована как один из.

авторитетных источников распространения геоцентрических взглядов.

6 «...к показали мне 200 Ангелов, которые владеют звездами и устройством небес, и летают на крыльях и обходят все планеты». — Представление о том, что Ангелы выполняют различные функции, управляя природой и людьми, было широко распространено в христианской литературе (см.: Книга, глаголема Козмы Индикоп-лова. СПб., 1886. С. 28).

7 «И так увидел я хранилище снега и льда, и Ангелов, которые охраняют эти грозные хранилища, и хранилища облаков...» — О хранилищах снега и града на небесах см.: Иов 38, 22–23.

8 «И взяли меня мужи те, и возвели на второе небо, и показали мне его. И увидел я тьму чернее земной». — Описание ада на втором небе, где находятся падшие ангелы, весьма схематично по сравнению с изображением наказаний грешников на третьем небе (см. примеч. 13, 16). Образ ада как тьмы восходит к Писанию (Мат 22, 13; 1 Пет 3, 8).

9 Порода. — В славянской Книге Еноха сохранено греческое название рая гохрабецоо «породи».

10 «Видел я все деревья благоцветные, плоды их, зрелые и благоухающие, все яства принесенные, кипящие духом благовонным». — Существование «земного» рая-сада не отрицалось отцами церкви (Иоанн Златоуст, Григорий Назианзин). Местоположение земного рая указы-

вается в «Космографии» Козьмы Индикоплова. Тем не менее, произведения, в которых подробно описывались рай и воздаяние праведникам, трактовали рай весьма материально. Они считались на Руси апокрифическими и вносились в Индексы («Житие Макария Римского», «Хождение Зосимы к рахманам»). В Писании в противовес этому проводилась мысль о невозможности изобразить райскую жизнь (1 Кор 2, 9). Тема рая как страны изобилия получила развитие в русских духовных стихах и легендах, выражая массовые утопические представления (см.: Бессонов П. А. Калики перехожие. М., 1863. Вып. 5. С. 173; Кулиш П. А. Заметки о Южной Руси. СПб., 1856. Т. 1. С. 305–306).

11 «И посредине древо жизни в месте том, на нем отдыхает Господь, когда восходит в рай». — Образ Древа Жизни в раю имеет непосредственным источником Ветхий Завет (Быт 2, 9); вместе с тем Мировое Древо, или Древо Жизни, отражает универсальную концепцию мира в мифологическом сознании (см.: Топоров В. Н. О структуре некоторых архаических текстов, соотносимых с концепцией «мирового древа»//Труды по знаковым системам. Вып. 5. Тарту, 1971). Для языческого сознания было характерно обожествление деревьев (см.: Фрэзер Д. Золотая ветвь. М., 1980. С. 129–158). В эпоху распространения христианства языческий образ трансформируется, с ним соединяются представления о Святом Духе. В этом плане любопытную параллель Книге Еноха можно найти в «Палее исторической»: «Древо бо жизни ничто снедно древо, но яко етери глаго-

лют, но слава Божия, являемая в рай» (Попов А. Н. Книга бытия небеси и земли. М., 1881. С. 6).

12 «Имеет оно [в себе] все деревья растущие и все плоды». — О древе, заключающем в себе все земные плоды и породы деревьев, говорится также в хорошо известном на Руси переводном «Прении Панагиота с Азимитом» (см.: Соколов М. И. Указ. соч. С. 138). Сходный образ можно найти в иранской мифологии: в Авесте упоминается о «древе всех семян» (см.: Тревер К. В. Сэнмурв-Паскудж, собака-птица. Л., 1937. С. 44). Возможно, появление такого образа объясняется либо непосредственным воздействием иранской мифологии (оно вполне допустимо, учитывая степень влияния на апокрифы восточных религий), либо особенностями мифологического сознания. С мировым древом нередко соединялись ритуальные диалоги космогонического характера о первообразах всех вещей, о старшинстве предметов (см.: Топоров В. Н. Указ. соч.).

13 «Рай жемежду тлением и нетлением». — Указания на местоположение рая в апокрифе не лишены противоречий: рай находится на третьем небе, и вместе с тем корни древа жизни уходят в землю, райские источники дают начало земным рекам. Эти данные, скорее всего, восходят к представлениям о земном рае.

14 «Тихо струящиеся, они входят в рай Эдемский, между тлением и нетлением, и оттуда выходят и разделяются на 40 [частей] и порознь обтекают землю, имея обращение кругов своих наподобие некоторых стихий воздушных». — О райских источниках см.:

Быт 2, 11–14; Отк 22, 1–2. В апокрифической традиции библейский образ приобретает во многом фольклорный характер. Об источниках, текущих молоком, медом и вином, рассказывается в «Житии Макария Римского», «Видении апостола Павла».

15 «И 300 Ангелов пресветлых, которые охраняют рай, непрерывно голосами и благим пением служат Господу каждодневно». — О славословиях Богу на небесах см.: Ис 6, 3–4; Отк 7, 9–17.

16 «И повели меня мужи на север...» — В соответствии с особенностями средневекового мышления топография третьего неба связана с этическими представлениями: север — символ греховности, место адских мук, юг — символ святости (см.: Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972. С. 66–67).

17 «И темницы [там] страшные очень, и Ангелы, печальные и немилостивые, которые имеют оружие страшное и мучают [им] немилосердно». — В отличие от апокрифической литературы, в Писании о муках в аду говорится весьма абстрактно: ад — это бездна (см.: Числ 16, 30–34; Иез 26, 20; 31, 18), тьма кромешная (см.: Мф 22, 13), огонь (см.: Мф 13, 50; Лук 12, 2). Близко к Книге Еноха описание ада у Василия Великого, хотя оно и уступает апокрифу в конкретности деталей: «...приставляются страшные и угрюмые Ангелы, у которых и взор огненный, и дыхание огненное... и лица подобны ночи... потом непроходимая пропасть, глубокая тьма, огонь несветлый...» (Василий Великий. Беседы на Псал-

тырь: 33, 12//Архангельский А. Творения св. отцов. Вып. V. Казань, 1890. С. 302).

18 «Один как Феникс, а другой как Халкедрий. Лик у них львиный, ноги и хвосты и головы как у крокодилов. Цвет их багряный, как радуга, величина их — 900 мер. Крылья у них как у Ангелов, у каждого по 12 крыльев». — Солярные птицы, влекущие колесницу Солнца, — образ, традиционный для мифологического сознания (см.: Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981. С. 236, 243). Солнечные птицы Феникс и Халкедрий (Халедрий) встречаются и в других памятниках переводной литературы («Прение Панагиста с Азимитом», «Откровение Варуха»), во многих подробностях совпадая с описанием их в Книге Еноха. Так, в «Прении Панагио-та с Азимитом» говорится: «И вот две птицы, называемые грифами; одна называется Феникс, а другая — Халедрий, длиною около 9 локтей. И они окропляют Солнце, чтобы оно не сожгло мир» (см.: Мещерский Н. А. Указ, соч. С. 104). В апокрифе «О всей твари», появившемся уже на русской почве, образ солярной птицы получил свое развитие. Возможно, помимо книжных истоков здесь имело место и влияние сохранявшихся языческих верований, чем и объясняется интерес к этому образу: «Есть же кур, ему же глава до небес, а море до колена. Егда же Солнце омывается в Окияне, тогда же Окиян всколебает-ся и начнут волны кура бити по перью, он же, очютив волны, и речет кокореку, и протолкуется: " Светодавче Господи, дай же свет мирови, и тогда вси кури воспоют во един год по всей вселенной"» (Памятники отреченной русской

литературы / Собраны и изданы Н. Тихонравовым. М., 1863. Т. II. С. 349–350).

 

20 Феникс. — Греческое слово < poivi^ многозначно — финиковая пальма, Феникс. Возможно, в апокрифе имеются в виду не Фениксы, а метафорические определения праведника: «И будет он как дерево, посаженное при потоках вод...» (Пс 1, 3).

21 Офаним (евр. ophanim) — «колеса», название Ангельского чина (Иез 1, 16–20). Ангелы, описанные пророком Иезекиилем, имеют вид колес, усеянных глазами.

22 В космогонической части, особенно полно представленной во II редакции славянской Книги Еноха, апокриф содержит много отступлений от канонической традиции изображения создания мира. В Книге Еноха процесс кре-ации имеет эманационный характер, что позволяет говорить о влиянии на апокриф концепций миротворения неоплатоников или гностиков. Вместе с тем эманационная схема не выдержана достаточно четко в вопросе о причине акта творения. В отличие от неоплатоников и гностиков, которые настаивали на непреднамеренности, бесстрастности и бездумности акта креации, в апокрифе создание •

мира идет от волевого импульса (см.: Аверинцев С. С. Эволюция философской мысли//Культура Византии (IV — первая половина XII в.). М., 1984. С. 52).

23 Адоил — расшифровка этого имени дается в комментариях к Книге Еноха С. С. Аверинцева: Адоил или Адо означает «вечность Его» — это первая материальная субстанция, являющаяся эманацией божества, несущая в себе следующую — свет, который, в свою очередь, заключает в себе Век. «Век» — очевидно, точный перевод греческого слова «зон», которое часто использовалось гностиками для обозначения совокупности творящих сил, содержащих все многообразие еще не созданного мира. Точных параллелей какому-либо философскому течению здесь, очевидно, искать не следует, так как концепции «семени мира», Света — Логоса, «сперматического Логоса» были представлены в учениях стоиков, неоплатоников, гностиков.

Идея имманентности божества миру, которая достаточно последовательно проводится в апокрифе, находится в полном противоречии с каноническими представлениями, согласно которым природа создана Богом, но отнюдь не единосущна ему. Эманационно-пантеистические мотивы в апокрифе перекликаются с поздним русским космогоническим эпосом — «Стихом о Голубиной книге», которая исследователями датируется XV в. и в которой нашли отражение элементы языческого сознания: «Началось Солнце красное от светлого лица Божья, Млад-светел месяц от грудей Его, Звезды частые от риз Божьих, Зори утренни-вечерни от очей Его» (Бессонов

П. А. Указ. соч. Вып. 2. С. 294). Подобные идеи можно найти в некоторых списках «Беседы трех святителей» (Памятники литературы Древней Руси. XII в. М., 1980. С. 137). Эманационная схема творения мира характерна и для космогонической теории антитринитариев (см.: Казакова Н. А., Лурье Я. С. Указ. соч. С. 402–403).

Антитринитарии — приверженцы течения в христианстве, не принимающие догмата Троицы. (Примеч. ред.)

24 Описание процесса создания «дольнего» мира несет на себе отпечаток дуализма. «Твердь», разграничивающая «дольний» и «горний» миры, и все, что находится ниже тверди, сотворены из «преисподних». Свету, тонкой субстанции, противопоставлен «тяжелый» Архас. Твердь, созданная от света и тьмы, является как бы пограничной областью, вобравшей в себя особенности обоих миров.

25 «И повелел Я, чтобы от света и тьмы было взято, и сказал: " Пусть будет толсто и окружено светом". И это Я распростер, и была вода. И растянул Я [ее] сверху тьмы, ниже света. И так основал Я воды, то есть бездну, и расположил свет вокруг воды». — Творение земли и отдельных ее частей приписывается в апокрифе, как и в Ветхом завете, Богу (ср.: Быт 1).

26 «И от волн создал Я камни твердые и большие. И из камней собрал Я сушу и назвал ее землей». — Идея создания земли от воды противоречит Писанию (ср.: Быт 1, 9). Близкие к апокрифическим представления высказывались антитринитариями: «Небеса бяше исперва, и земля

от воды и водою поставлена Божиим словом» (Казакова Н. А., Лурье Я. С. Указ. соч. С. 402–403).

«И из огня создал Я чины бесплотного воинства, 10 тысяч Ангелов...» — Близкий Книге Еноха рассказ о создании Ангел ов содержится в богомильской «Liber Joannis», где упоминается о Енохе, который был взят на небо и удостоен Божественного откровения.

Богомильство — еретическое движение на Балканах в X—XIV вв. (позднее — секта), идеология которого несет в себе элементы христианства, восточных религий, мифологии. (Примеч. ред.)

ТО j j

«па первом и самом высоком круге поставил Я звезду Крон, на втором, ниже, поставил Афродиту, на третьем — Ареса, на четвертом — Солнце, на пятом — Зевеса, на шестом — Гермеса, на седьмом — Луну». — Концепция сферического строения Вселенной, которая развивается в Книге Еноха, была усвоена антитринитариями (см.: Мильков В. В. Религиознб-фило-софские проблемы в еретичестве конца XV — начала XVI в.//Философская мысль на Руси в позднем средневековье. М., 1985. С. 55–56). Как и в апокрифе, в еретической «Космографии» XVI в. семь небесных кругов занима-\ ют планеты, которым даются названия греческих богов. Эта традиция сближает и апокриф, и «Космографию» с «Хроникой» Иоанна Малалы, в которой Сиф, сын Адама, давая названия звездам, пользуется греческой мифологией (см.: Культура Византии. IV — первая половина XII в. С. 248).

29 «...повелел Я Моей мудрости...» — возможно, подразумевается Протеннойя гностиков, т.е. первомысль духа, которая присутствует во всем тварном мире, или Ум (греч. voix;) неоплатоников.

30 «...плоть егоот земли, кровь его — от росы и солнца, очи его — от бездны морской; кости — от камней, ум — от быстроты ангельской и облаков, жилы его и волосы — от земной травы, душа его — от духа Моего и от ветра». — Представление о человеке как микрокосме присуще и языческому и средневековому сознанию. Параллели к легенде о создании Адама есть в Ригведе, Упанишадах, Старшей Эдде (см.: Топоров В. Н. Указ. соч. С. 46–50). На русской почве этот сюжет был широко известен как в апокрифической литературе («Беседа трех святителей», «От скольких частей был создан Адам»), так и в народном духовном «Стихе о Голубиной книге».

31 «И дал Я ему имя от четырех частей: от востока, от запада, от севера, от юга». — Имя Адама состоит из четырех частей (число 4 — символ дольнего мира, 3 — горнего); оно представляет собой криптограмму с греческих названий сторон света: avatoXri — «восток», бгхтцок; — «запад», аркто; — «север», цеатщррих — «юг».

32 «...он же свою не знал; поэтому неведение есть грех горький...» — О неведении как основном свойстве материального мира говорится во многих гностических сочинениях: «Незнание есть мать дурного для нас, незнание служит смерти... Незнание — это рабство. Знание — это свобода» (Трофимова М. К. Историко-философские вопросы гностицизма. М., 1979. С. 186; см. также: Сидо-.

ров Н. А. Указ. соч. С. 172). Противоположную трактовку этот эпизод имеет в Библии (Быт. 2, 17).

33 «...и дал ей имя Мать, то есть Ева; Адам и Мать, Земля и Жизнь». — В Книге Еноха Ева названа «матерью» и «землей», т.е. представляет собой материальное начало, которое противопоставлено началу вечному, духовной жизни, т.е. Адаму. Здесь апокриф перекликается с платоновским мифом о Психее и с гностическим «Толкованием о душе», согласно которому жена (душа) утратила своего супруга (дух), была осквернена, но потом вспомнила о нем и вернулась к небесному Отцу (см.: Трофимова М. К. Указ. соч. С. 191). «Когда Ева была в Адаме, не было смерти... Если она снова войдет в него и он ее примет, смерти больше не будет» (Там же. С. 179). Очевидно, поэтому ниже говорится, что дьявол соблазнил только Еву, а к Адаму не прикоснулся.

34 «И понял дьявол, что другой мир хочу Я создать...» — О существовании другого мира, который предшествовал настоящему, говорится в Каббале. Властителями его были восставшие на Бога ангелы. После их падения этот мир был разрушен и на его руинах создан новый, властителем которого являлся человек (см.: Штекль А. История средневековой философии. М., 1912. С. 58–59).

35 Сатанаил. — Дьявол в апокрифе назван в соответствии с богомильской традицией Сатанаилом, однако идея дуализма в Книге Еноха отсутствует. Дьявол не играет никакой роли в процессе творения мира.

В. М. Хачатурян






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.