Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комментарии и примечания 2 страница






«И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз [в году] приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для

исцеления народов. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там <...>, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков» (Откр 22, 1–5).

Ср. со строками 25-й главы Книги Еноха, где «дерево с драгоценным запахом» (выше, в 24-й главе: «прекрасное дерево», «с благоуханием, какого я [Енох] еще никогда не обонял...») растет на вершине седьмой высокой горы, у «престола Господа», где «воссядет Святой и Великий, Господь славы, вечный Царь, когда Он сойдет, чтобы посетить землю с милостью».

Несмотря на отмеченное сходство, эти описания заметно разнятся, но главное, что их объединяет, — апокалиптический контекст, акцентирование внимания на особенной ценности плодов и листьев «прекрасного дерева» для праведников после Великого (Страшного) суда. В Книге Еноха и новозаветном Апокалипсисе получил развитие аллегорический образ: под «деревом жизни» уже подразумевается грядущая «милость» Господа; переосмыслен (в ср. с трактовкой Книги Бытия) и мотив его недоступности (в Книге Бытия — вечной, в Книге Еноха — до срока), хотя связь с книго-бытийным образом дерева, дающего знание о добре и зле и вечную жизнь, сохраняется.

См. также статью В. Н. Топорова: Мифологический словарь. М., 1980. Т. 1. С. 396–398; Cook R. The Tree of Life. Image of the Cosmos. N. Y., 1974.

39 «...оно [дерево с драгоценным запахом] будет пересажено на север к святому месту — ко храму Господа, вечного Царя. — Ср. с библейской локализацией «де-.

рева жизни»: «в Едеме на востоке» (Быт 2, 8). Первоначальное местонахождение «прекрасного дерева» указано в Книге Еноха неопределенно: «другое место земли» (глава 24). Но так как далее следуют слова о будущей пересадке дерева «на север», «ко храму Господа» (Иерусалимскому храму), ясно, что оно растет на юге или юго-востоке, ближе к «средине земли», куда далее следует Енох (глава 26). Пересадка чудесного дерева — аллегорический образ возрождения Иерусалима и его храма после возвращения иудеев из Вавилонского плена.

40 «...благословенное и плодородное место, где были ветви, которые укоренялись и вырастали из срубленного дерева. И там я видел святую гору ипод горой, к востоку от нее,воду, которая текла к югу». — Святая гора и упомянутая далее гора «такой же вершины», — по-видимому, аллегорические изображения Иерусалимского храма; ср. с явлением нового храма в одном из видений библейского пророка Иезекииля:

«...из-под порога храма течет вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, и вода текла из-под правого бока храма, по южную сторону жертвенника. <... > У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева, доставляющие пищу: листья их не будут увядать и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища...» (Иез 47, 1, 12).

Среди кумранских фрагментов Книги Еноха имеются варианты 25-й главы, где описание «благословенной страны» еще более приближено к библейскому (Тантлевский И. Р. Книги Еноха. С. 130–131).

41 «И я видел другую гору с деревьями, из которой текла вода и из которой выходило нечто подобное нектару, что называют сарира и гальбан». — Текст частично искажен, ср. с кумранским фрагментом: «...мне были явлены другие горы, и на них я также увидел деревья, [из которых] сочилась [смола, называемая стираксом и гальва-ну] мом» (Тантлевский И. Р. Книги Еноха. С. 125).

Стиракс и гальбан (гальван) — ароматические смолы, на основе которых изготавливались благовония, курительный порошок.

42 Эритрейское море — Красное море.

43 «Ия пришел в Сад Правды...» — Ср.: «ДухТвой бла-гий да ведет меня в землю правды» (Пс 142, 10). Как следует из контекста, «Сад Правды» в Книге Еноха отождествляется с библейским садом Едемским (Быт 2, 8–17; 3).

44 «...там росло много больших деревьевблаговонных...» — Напоенность Книги Еноха чудесными, «драгоценными» запахами-благовониями (особенно в 5-м отделе) сближает ее с Песней Песней — в большей мере, чем с какими-либо другими библейскими текстами: «...нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами...» (Песн 4, 14) и т. п.

45 «Это то самое дерево мудрости, от которого твои предки <...> вкусили и обрели познание мудрости, и у них открылись очи, и они узнали, что были наги, и были изгнаны из сада». — Один из фрагментов Книги Еноха, максимально приближенных к Канону (Быт 2—.

3). Здесь можно усмотреть попытку автора Книги Еноха прояснить смысл древнейшего библейского текста, поместив в разных местах, но, по-видимому, в пределах сада Едемского «прекрасное дерево» жизни (главы 24–25) и «дерево мудрости» — аналоги «дерева жизни» и «дерева познания добра и зла» Книги Бытия, где они частично находятся в позиции неразличения.

46 «...открытые врата неба». — Здесь и далее толкование небесных врат заметно отличается от астрономических представлений, запечатленных в древнейшей части Канона; ср.: «Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем <...> как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные...» (Быт 28, 16–17).

Вся описанная в Книге Еноха система больших, средних и малых небесных врат отнесена к чудесам, которые Господь сотворил, «чтобы показать величие Своего творения...» (глава 36). Подробнее астрономическая система Книги Еноха изложена в главах 72–82.

47 «Енох, сын Иареда, сына Малелеила, сына Каина-на, сына Еноса, сына Сифа, сына Адама». — Эта генеалогия Еноха — потомка Адама в седьмом поколении — тождественна библейской (Быт 5, 3 –18).

«...слушайте вы, древние, и обратите внимание, потомки...» — Примета эсхатологического сознания: время откровения Еноха как бы всеобщее, начало «Конца времен».

4 «Было бы лучше для них [грешников], если бы они никогда не рождались. И когда тайны праведных бу-

дут открыты, тогда грешники будут судимы и нечестивые будут отвергнуты от лица праведных и избранных». — Ср.: «А нечестивые будут, как выброшенное терние, которого не берут рукою...» (2 Цар 23, 6). «С самого рождения отступили нечестивые, от утробы матери заблуждаются, говоря ложь. <...> Возрадуется праведник, когда увидит отмщение; омоет стопы свои в крови нечестивого. И скажет человек: подлинно есть плод праведнику! итак есть Бог, судящий на земле!» (Пс 57, 4, 11–12) и мн. др.

50 «...я видел тысячу тысяч, тьму тем, несметно и неисчислимо многих, стоящих пред славою Господа духов».- — Здесь и далее — параллели к библейской Книге пророка Даниила: «...тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним...» (Дан 7, 10). В 3-й (Еврейской) Книге Еноха эта (глава 35) и другие библейские цитаты сопровождаются словами «как написано».

51 «И вот четыре Ангела Всевышнего Бога...» — Ср.: в главе 9 названы четыре Ангела, в главе 20–6 Ангелов (см. примеч. к этим главам). Таким образом, группа высших Ангелов — главнейших из числа старших — состоит из четырех Ангелов (не только в Книге Еноха, но и в других произведениях енохического цикла), однако в главах 9 и 40 она имеет разный состав. Группа старших Ангелов включает 6 или 7 Ангелов, и именно в 40-й главе появляется имя седьмого старшего Ангела — Фануила.

В Библии: Рафаил — «один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (Тов 12, 15); «...радостно смотрят на строи- •

тельный отвес в руках Зоровавеля те семь [старших Ангелов], — это очи Господа...» (Зах 4, 10). Однако из «тех семи» в Ветхом Завете названы по имени шесть Ангелов — Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Иеремиил (буквально: «Высота Божья») и Салафиил (буквально: «Молитва к Богу»).

Ветхозаветные шесть или семь святых Ангелов сопоставимы с шестью или семью Амеша Спента — «бессмертными святыми» в иранской мифологии, образующими ближний круг высшего бога — Ахурамазды (буквально: «Господа мудрейшего»). Возможно, к этой традиции восходит и Ангельская иерархия Книги Еноха.

Параллели в Апокалипсисе: «...от семи Духов, находящихся перед престолом Его...» (1, 4); «Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей <...>: семь звезд суть Ангелы семи церквей...» (1, 20); «И увидел я именно знамение на небе, великое и чудное: семь Ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия» (15, 1); «И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю» (16, 1) и т. д.

52 «И там я видел <...> Его тучу, которая носится над землею до вечности». — Ср.: «...Я буду являться в облаке» (Лев 16, 2); «Бог <...> повелевает свету блистать из облака Своего...» (Иов 37, 15) и т. п.

53 «...Который положил разделение между светом и тьмою...» — Согласно Библии — это одно из первых деяний Господа в первый день Творения (Быт 1, 4).

54 «...[звезды небесные — ] это имена праведных...» — Ср.: «...и разумные будут сиять, как светила

на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды...» (Дан 12, 3).

В свою очередь, библейские представления о праведниках, сияющих, как звезды, восходят к духовно-литературным памятникам глубочайшей древности.

Например, в Махабхарате: взошедший на небо Индра видит «самосветящиеся миры» праведников: «Достигшие чистоты сияли собственным светом, /И звездоподобные, блестящие колесницы виднелись» (Махабхарата. Эпизоды из книг III, V. Ашхабад, 1985. С. 62–63, 65). Встречаются и тождественные образы: «Это праведники сияют, каждый на своем месте <...>. Если на них смотреть с земли, они представляются в образе звезд...» (там же. С. 63).

55 «... [молнии] ничего не могут удержать при себе». — Это представление о молнии, вполне сопоставимое с современной научной характеристикой молнии как мгновенного искрового разряда электричества, скопившегося в атмосфере, не имеет аналогов в Библии, где говорится только о внешних ее проявлениях (сверкание, большая скорость полета), наблюдаемых визуально: «Облака изливали воды, тучи издавали гром, и стрелы Твои летали. Глас грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную...» (Пс 76, 18–19); «...[колесницы] сверкают, как молния» (Наум 2, 4); «И явится над ними Господь, и как молния вылетит стрела Его...» (Зах 9, 14).

56 «...Я пошлю Моего Избранного жить между ними [людьми]...» — Мессианские главы Книги Еноха непосредственно связаны с библейской традицией — с Книгой •

пророка Исайи (42, 1–7) и Книгой пророка Даниила (7, 13–14), где возникает образ Сына человеческого, грядущего с облаками небесными. Этот образ восходит к более древним иудейским представлениям о Мессии (евр.: Ма-шиах; буквально: «Помазанник»), милосердном и справедливом Царе, властелине земного мира: «...поклонятся Ему все цари; все народы будут служить Ему; ибо Он избавит нищего, вопиющего и угнетенного, у которого нет помощника. <...> и души убогих спасет; от коварства и насилия избавит души их, и драгоценна будет кровь их пред очами Его; <...> и будут молиться о Нем непрестанно, всякий день благословлять Его...» (Пс 71, 11–15).

О Царе-Мессии иногда говорится как о Богоравном и даже как о рожденном Всевышним: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих. В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое [вариант: из чрева прежде денницы Я родил Тебя]. Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. Господь одесную Тебя» (Пс 109, 1–5). Мелхиседек (буквально: «Царь мой — праведность») — библейский первосвященник и царь Салима (Шалема, будущего Иерусалима); ему посвящен эсхатологический и мессианский текст начала I в. н. в., относящийся к духовно-литературному наследию ессеев-кумранитов (условное название: Мидраш Мелхиседека). Согласно этому произведению, вечный священник живет на небе,

но он явится на землю, дабы вершить Суд Божий над грешниками. По мнению ряда новейших исследователей (И. Д. Амусин, С. С. Аверинцев, И. Р. Тантлевский и др.), в кумранских текстах, к которым относятся и фрагменты Книги Еноха, под Мессией (Избранным) чаще всего подразумевается именно Мелхиседек. Характерна при этом и генетически связанная с духовным миром ессеев новозаветная традиция сближения — вплоть до уподобления — «царя правды» Мелхиседека с Иисусом Христом. Об «Избранном» в Книге Еноха см.: Смирнов А. В. Книга Еноха: Историко-критическое исследование, рус. пер. и объяснение. Казань, 1888; Его же. Мессианские ожидания и верования иудеев около времен Иисуса Христа (от Маккавейских войн до разрушения Иерусалима римлянами). Казань, 1899; Амусин И. Д. «Избранник Бога» в кумранских текстах//Вести, древ. ист. 1966. 1. С. 73–79; а также следующее примеч. и предисловие к настоящему изданию.

57 «И я спросил <...> о том Сыне человеческом, кто Он, и откуда Он, и почему Он идет с Главой дней?» — Характерно, что Ангел отвечает лишь на третий вопрос Еноха, объясняя ему, почему именно Сын человеческий обладает правом идти рядом с Господом, говорит о великой миссии Избранного, Который призван сокрушить неправду в мире — во всех ее воплощениях. Здесь и далее очевидно сходство Сына человеческого с библейским Мелхиседеком, особенно с христианской трактовкой его как пребявающего «священником навсегда», «царя мира», не имеющего «ни начала дней, ни конца жизни, уподобясь Сыну Божию...» (Евр 7, 2–3) —.

т. е. Иисусу Христу, «Первосвященнику великому, прошедшему небеса» (Евр 4, 14).

Между Мелхиседеком и Сыном человеческим и Бо-жиим — Христом есть и существенные различия: Мел-хиседек подобен Сыну Божию, но при этом не вполне сын человеческий, он утрачивает свою человеческую природу: «без отца, без матери, без родословия» (Евр 7, 3). Этим Мелхиседек отличается и от Избранного Книги Еноха — Сына человеческого (далее — «Сына мужа», «Сына жены»; см. главу 62 и примеч. к ней). У Избран–2/\» I ного нет земного «родословия», неясно, «кто Он» и «откуда Он», — в отличие от Царя-Мессии «из дома Давидова» в 4-й Книге Ездры и некоторых других апокрифах; в отличие от Иисуса Христа (Мф 1, 1; Лк 3, 23). Но главное уже сказано: Сын человеческий.

Его природа двойственна: Сын человеческий, но Избранный, Помазанник Божий. (Следует напомнить, что греческое слово «Христос» — перевод еврейского «Ма-шиах», т. е. «Помазанник»). В Книге Еноха, однако, нет обращений к Нему, подобных тем, что встречаем в Псалтири: «...помазал Тебя, Боже, Бог Твой...» (Пс 44, 8; обращение к Царю-Мессии; выделено нами. — И. Л.), и лишь однажды Господь говорит о Нем: «Мой Сын» (в 105-й главе, целиком являющейся позднейшей и, по-видимому, христианской вставкой в Книге Еноха; см. подробнее в примеч. к указанной главе).

Мессия (Избранный) в Книге Еноха «есть существо, превышающее всех других людей как своею близостью к Богу, так и своими особенными полномочиями»; при этом «единственный признак, которым автор Книги Еноха хо-

чет выделить Сына человеческого из ряда обыкновенных (по своей природе. — И. Л.) людей, это какое-то абстрактное и туманное предсуществование его...» (Смирнов А. В. Мессианские ожидания... С. 295–296). По мнению ученого, текст Книги Еноха не дает оснований для вывода о Божественном происхождении Избранного.

Действительно, в Книге Еноха прямо говорится лишь о земном Его происхождении, провозглашается Божественная избранность Сына человеческого. Библейский Мессия, — казалось бы, тоже один из людей, «муж скор-бей и изведавший болезни» (Ис 53, 3), но и «Отрок» Божий, которого Господь держит за руку (Ис 42, 1). И Он, Мессия, — идущий по небу «как бы Сын человеческий» (Дан 7, 13–14; выделено нами. — И. Л.), т.е. принадлежит, прежде всего, небу, а не земле (как и Мелхиседек, см. выше). Молчание же Ангела, не отвечающего на вопросы, «кто Он» и «откуда Он», и, главное, указание на то, что Он «был избран и сокрыт пред Ним (Господом), прежде даже, чем создан мир» (глава 48), т.е. и до сотворения человека, свидетельствуют и о стремлении автора мессианских страниц Книги Еноха осмыслить природу Избранного как высшего, небесно-земного Существа, увидеть в Мессии Божественное начало. Другое дело, что автор непоследователен. А. В. Смирнов отмечает его «колебания» (возможно, и здесь речь может идти о полиавторстве и, соответственно, о разных точках зрения, отраженных в Книге Еноха) и в вопросе о предсуществова-нии Избранного: либо Его Самого, либо сокровенного Его Имени, известного Богу до начала Творения (см. главу 48). Заметим попутно, что в Книге Еноха (и вообще в иу-.

даистической традиции) небесное существование имени чаще всего означает существование духа, души, а иногда и телесной формы: «...и его (Еноха) имя было вознесено при жизни <...> и имя его вышло из среды людей. И с того дня я (Енох) не входил в их среду...» (глава 70).

Представления о Мессии как Богочеловеке не могли идеологически утвердиться в пределах иудаизма — монотеистической религии, не сложились в стройную духовно-образную систему. С этим, в первую очередь, связаны авторские колебания и противоречивость образа Избранного в Книге Еноха, молчание Ангела, не отвечающего на вопросы Еноха о происхождении Сына человеческого. Противоречив и Его библейский образ (ср.: Ис 42, 1–7 и 53, 1— 12), но, как ни парадоксально, в решении вопроса о природе Мессии псевдоэпиграф оказывается в большей мере иудаистическим текстом, чем канонические книги Исайи и Даниила.

Можно предположить также, что в этом молчании Ангела запечатлено авторское мистическое переживание: Книга Еноха здесь приближается к одной из главных тайн мироздания.

58 «...и зубы грешников сокрушит». — Ср.: «...спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых» (Пс Ъ, 8); «Боже! сокруши зубы их в устах их; разбей, Господи, челюсти львов!» (Пс 57, 7).

«И в тот час был назван тот Сын человеческий возле Господа духов и Его Имя пред Главою дней». — См. примеч. 57.

60 «Он будет жезлом для праведных и святых...» — Параллели к ветхозаветному: «...жезл правоты — жезл Царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебе Боже, Бог Твой...» (Пс 44, 78; о Царе-Мессии); «Паси народ Твой жезлом Твоим...» (Мих 7, 14) и др.

61 «...Его слава от века до века и Его могущество от рода до рода». — Ветхозаветная реминисценция, косвенное указание на Божественность Избранного; ср.: «Вот Имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род» (ИсхЗ, 15); «Да будет Господу слава во веки...» (Пс 103, 31); «Царство Твое — царство всех веков, и владычество Твое во все роды» (Пс 144, 13); «...благословил я Всевышнего, <...> Которого владычество вечное, и Которого царство — в роды и роды» (Дан 4, 31). Здесь и далее также ср.: «Он [Христос] будет велик и наречется Сыном Всевышнего <...> и Царству Его не будет конца» (Лк 1, 32–33) и др. Не подлежит сомнению предхристианский характер подобных формулировок в Книге Еноха.

62 «Они [покаявшиеся грешники] <...> будут спасены во Имя Его; и Господь духов умилосердится над ними, ибо Его милосердие велико». — Предвосхищение новозаветного: «...Христос Иисус пришел в мир спасти грешников...» (1 Тим 1, 15); ср.: «Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь...» (Пс 24, 8).

63 «...и и, арство мертвых возвратит вверенное ему...» — Здесь и далее предсказание о воскресении из мертвых — в те дни, когда «восстанет Избранный».

и «земля возрадуется», — также предвосхищает «религию спасения» — христианство; ср.: «...Сам Господь <...> сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде» (Фес 4, 16) и др.

64 «И в те дни горы будут скакать, как овцы, и холмы будут прыгать, как агнцы, насытившиеся молоком...» — Параллель к ветхозаветному (по-видимому, реминисценция): «Горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы» (Пс 132, 4, 6). В Псалтири эти стихи соотнесены со временем, когда «вышел Израиль из Египта, дом Иакова — из народа иноплеменного, Иуда сделался святынею Его, Израиль — владением Его» (113, 1–2). Ср. с еще более близкими к образам Книги Еноха — не по форме, а по содержанию — библейскими тропами, без «подсказок»-сравнений художественно выражающими мысли о грядущем благоденствии:

«Итак вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам. <... > Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду; ибо близко спасение Мое и откровение правды Моей» (Ис 5, 12; 56, 1).

«...Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду. <... > ибо близок день Господень к долине суда! <...> И будет в тот день: горы будут капать вином, и холмы потекут молоком, и все русла Иудейские наполнятся водою...» (Иоил 3, 12, 18).

65 «...нельзя будет спасти себя ни золотом, ни серебром...» — Новозаветная параллель: «И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого

по делам, то со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни...» (1 Пет 1, 17–18).

66 «...праведники будут иметь покой при унижении грешников». — Ср.: «Смиренных возвышает Господь, а нечестивых унижает до земли» (Пс 146, 6) и т. п.

67 «И после этого раскаялся Глава дней и сказал: " Напрасно Я погубил всех живущих на земле"». — Ср.: «...ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему» (1 Цар 15, 29). Впрочем, библейские тексты запечатлели и моменты раскаяния Всевышнего — раскаяния совсем другого рода: «...и раскаялся Господь, что создал человека на земле...» (Бытб, 6); «...Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем» (1 Цар 15, 35).

68 Парфяне — иранская народность, жители Пар-фИИ — земли на юго-востоке от Каспийского моря; в III в. до н. э. — Парфянского царства.

69 Мидяне — индоевропейская народность, жители Мидии — земель западной части Иранского нагорья.

70 «И тотчас я увидел Главу дней, сидящего на престоле Своей славы <...> и я упал на лицо свое». — Ср.: «И явилась слава Господня всему народу <...> и видел весь народ, и воскликнул от радости, и пал на лице свое» (Лев 9, 23–24); «Господь сказал Иисусу [Навину]: встань, для чего ты пал на лице твое?» (Нав 7, 10); «Такое было видение подобия славы Господней. Увидев это, я пал на лице свое...» (Иез 2, 1).

71 «...напрасно употребляют Его имя...», т.е. нарушают одну из десяти заповедей: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно...» (Исх 2, 7; Втор 5, 11).

72 Левиафан — в Библии и апокрифах (кроме Книги Еноха, также в 4-й Книге Ездры, Апокалипсисе Баруха и др.) — гигантское морское чудовище, подобное змею, дракону или крокодилу. Как и в Книге Иова (40, 10— 41), упоминается рядом с Бегемотом, причем в близком к этому библейскому тексту смысловом диапазоне: оба существа символизируют творческую мощь и грандиозность дел Господа, Создателя мира, его морей и тверди. Характерно, что далее автор Книги Еноха приступает к описанию всего миропорядка, природных сил и стихий.

73 «Эти два чудовища...», т.е. Левиафан и Бегемот. В Книге Еноха эти «накормленные» сверхогромные существа (Бегемот, как отмечается ранее, «своей грудью занимает необитаемую пустыню», а о громадности Левиафана здесь не говорится, настолько это было очевидным для автора и современных ему читателей) символизируют также Великий суд над людьми в эсхатологические времена. Согласно другим апокрифическим текстам, эти же чудовища, пораженные Господом (ср.: Пс 73, 14), становятся пищей на пиру праведников.

74 «И я видел в те самые дни, как даны были тем Ангелам длинные веревки...» — Начало аллегорического описания суда над праведными (эта процедура — неотъемлемая часть Великого суда в Книге Еноха). О «мерной веревке» см.: 2 Цар 8, 2; 4 Цар 21, 13 и др.

Здесь и далее описание небесного «быта» не лишено примет вещного земного мира.

75 «...они [Ангелы] подняли крылья, и полетели...» — Упоминание об Ангельских крыльях — примета позднейшей (христианской?) редакции текста. Согласно иудаистическим представлениям, отраженным в духовно-литературных памятниках (до I в. н. э.), крылатыми в воинстве Божием были Херувимы и Серафимы (см. следующее примеч.).

76 «...воинство БожиеХерувимы, и Серафимы, и Офанимы, и все Ангелы власти, и все Ангелы господства, и Избранный, и другие силы...» — В Книге Еноха подробнее, чем во многих других иудаистических сочинениях, рассказано не только о Мессии (Избранном), но и о небесной иерархии в целом, об организации воинства Божия, и к этому описанию в значительной мере восходит христианская концепция Неба, Девяти чинов Ангельских (по Псевдо-Дионисию Ареопагиту).

Херувимы — крылатые (двукрылые или шестикрылые) Ангелы-стражи, приближенные к Господу, иногда — с двумя лицами: человеческим и львиным (Иез 41, 18–19), родственные ассиро-вавилонским карубу (заступникам). Один из Херувимов стоит у сада Едемского, на страже дерева жизни (Быт 3, 24); другие охраняют ковчег со Скрижалями Ззавета в храме Соломона (см.: 3 Цар 6, 23–29, 32, 35; 8, 6–7). По 2-й (Славянской) Книге Еноха — Ангелы шестого и седьмого неба; по Псевдо-Дионисию Ареопагиту, образуют вме-.

сте с Серафимами и Престолами первую триаду Девяти чинов Ангельских — самую близкую к Богу. Этимология слова «херувим» окончательно не выяснена.

Серафимы (евр.: «Огненные») — шестикрылые Ангелы, особо приближенные к Господу и вечно славящие Его (описание см.: Ис 6, 2–3 ), родственные ассиро-вавилонским шестикрылым духам. По 2-й (Славянской) Книге Еноха — Ангелы шестого и седьмого неба; по Псевдо-Дионисию Ареопагиту — первый чин в первой триаде Девяти чинов Ангельских (см. выше).

Офанимы (евр.: «Колеса») относятся к одному из десяти (или двенадцати) уровней иудаистической Ангельской иерархии. Традиционно связываются с ветхозаветным текстом — видением пророка Иезекииля, где описаны колеса с ободьями, полными глаз (Иез 1, 15— 20; 10, 12–13). Эти образы — символы Господнего всеведения — в иудаизме идентифицируются с высшими духовными существами, приближенными к Богу. В христианских описаниях небесного воинства не упоминаются.

Ангелы власти и Ангелы господства — высшие духовные существа, служащие торжеству Божиего всемогущества. Вместе с Ангелами силы образуют вторую триаду Девяти чинов Ангельских.

Примечательно, что в Книге Еноха Мессия (Избранный) также причислен к воинству Божию, но упомянут после этих основных небесных сил. Автор как будто не решается иерархически обозначить его особый статус — Идущего рядом с Главой дней (см. примеч. 57 к главе 46).

Об иудаистической Ангельской иерархии подробнее см.: Глаголев А. Ветхозаветное библейское учение об Ан-

гелах: (Опыт библейско-богословского исследования). Киев, 1900.

77 «Тогда постигнет их боль, как жену, которая в родильных потугах и которой трудно бывает родить, когда ее сын входит в проход утробы <...> и боль обоймет их, когда они увидят того Сына жены сидящим на престоле Своей славы». — Бог и Его Избранный вершат Великий суд: уже «слово уст Его [Господа духов] умертвило всех грешников и всех неправедных», но боль постигает и других. Как следует из контекста, «они» в приведенном фрагменте — это «все цари, и сильные, и вознесенные, и владеющие твердию», причем здесь приглушен мотив обличения сильных мира сего и богатых, характерный для Книги Еноха (см. далее в главе 62, а также главы 46, 63, 94, 97 и др.). Речь идет не о худших правителях, а о тех, перед кем еще не закрыты пути к правде. Темы «суда» и «боли», по нашему мнению, здесь осмысляются не только в эсхатологическом плане, но и как тема болезненно трудного для людей испытания — узнавания Мессии в подобном себе — Сыне жены (см. начало 62-й главы: «Откройте свои глаза и вознесите ваши руки, ибо вы можете узнать Избранного!»). «Боль» — это проявление внутренней борьбы в душе человека, борьбы между неверием и рождающейся верой. «Узнать Избранного» — значит, отступиться от себя прежнего, не знавшего путей правды, сделать усилие над собой и — обрести духовную гармонию. Это узнавание через страдание, покаяние, очищение, о чем также сказано в Книге Еноха.

Финал 62-й главы вступает в противоречие с указанной нами тенденцией (только намеченной, неявной): автор сме- •

шивает «царей» и «сильных» со «всеми грешниками и всеми неправедными», — казалось бы, уже покаранными.

Тема узнавания Божества характерна и для Библии, и для апокрифической литературы, но приведенный фрагмент Книги Еноха производит впечатление определенно предъевангельского. И, вместе с тем, его идеологическое. своеобразие исключает возможность позднейшей христианской интерполяции. Здесь актуализируется мотив земного или, по крайней мере, человеческого воплощения Избранного — Сына человеческого, Сына жены. Впервые употребленное в Книге Еноха Его наименование — Сын жены — не случайно следует после сравнения пути человечества (в лице его вождей, людей, облеченных властью) к духовному прозрению, к обретению новой веры, с муками «жены» — роженицы и появлением на свет ее «сына». Но, в отличие от Иисуса Христа — Господа и Сына человеческого, также «Сына жены», — Избранный Книги Еноха — не Богочеловек (т.е. в полной мере Бог и человек), а скорее полуБог и получеловек. Нет определенности в вопросе о Божественной Его природе (хотя указания на нее, как отмечалось выше, имеются в тексте Книги Еноха); ничего почти неизвестно о Нем как человеке, кроме того, что автор называет Его Сыном человеческим, Сыном мужа, Сыном жены. Эти наименования, конечно, позволяют предполагать, что у Избранного была земная биография, но каких-либо определенных сведений о ней в Книге Еноха нет.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.