Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура

Декоративно – прикладное искусство китайцев отличается богатством и разнообразием. Широкую известность не только в Китае, но и за его пределами получили цветные и расписные шелковые ткани, на которые наносятся изображения растений, птиц, животных, пейзажи. Не менее знамениты изделия из фарфора. Классическими их образцами считаются сосуды и чаши, изготовленные в эпоху династии Мин и покрытые сине-белой эмалью. Центром фарфорового производства на протяжении почти тысячелетия является город Цзиндэчжень в провинции Цзянси. Более 2 тыс. лет существует и развивается изготовление лаковых изделий на основе смолы лакового дерева. Лаком покрывались шкатулки, вазы, ширмы. Мебель. Посуда. Классическим образцом лакового производства признан резной императорский трон XVIII в. Характерными особенностями китайского лака являются его долговечность и устойчивость к перепадам температуры и влажности. Помимо фарфора большой популярностью пользуется «бурая керамика», из которой изготавливали посуду, статуэтки, письменные принадлежности. С течение времени изделия из «бурой керамики» приобретают все больший блеск. С древности в Китае процветают различные виды резьбы: по слоновой кости, по дереву, по камню, на скорлупе кокосового ореха. Традиционными сюжетами для резных композиций служат растения (особенно слива), облака, бытовые и исторические сцены, животные, мифические существа (особенно драконы). Кроме резьбы и лака многие изделия инкрустировались золотом, серебром, черепаховой костью Всемирную известность получили китайские вышивки из Сучжоу. С XIV в. развивается заимствованное из Турции производство перегородчатой эмали: вазы, подставки, чаши, тарелки пр. особым видом искусства считаются каллиграфические надписи иероглифами на шелке. С XVI в. получают распространение книжные гравюры и миниатюры, изображавшиеся печатным способом с деревянных резных матриц.

Обрядовые церемонии пронизывают всю жизнь китайцев. Рождение ребенка считается большим событием и сопровождается целой цепью обрядов. При этом ребенок считается радостью в случае рождения мальчика и обузой, если на свет появляется девочка. Вплоть до ХХ в. в беднейших семьях новорожденных девочек иногда убивали, погружая в таз с холодной водой. Иметь сына является целью брака. Сразу после рождения мальчика принято навещать роженицу и дарить одежду для сына. Накрывается праздничный стол, в качестве обязательных блюд на котором присутствуют крашеные яйца (символ новой жизни) и лапша (символ долголетия). Стремясь родить сына, женщины прибегали к гаданиям ми магическим церемониям. Сразу после рождения ребенок получает «молочное» (детское) имя. На третий день должен совершаться обряд омовения ребенка: в таз с теплой водой кладутся монеты, орехи, семена лотоса, вареные яйца и купается ребенок. Новорожденному принято дарить драгоценные или символические украшения. Принято торжественно праздновать месяц со дня рождения ребенка, которому родственники и друзья вновь подносят подарки: бубенчики, браслеты, шейные шнурки красного цвета, на которые подвешивается замочек, не дающий душе покинуть тело. По достижении совершеннолетия человек получает личное имя (мин), а позднее – второе имя (цзы). Личное имя у китайцев называется на втором месте после фамилии. Если жена рожает одних девочек, то считается виноватой перед мужем как обманувшая его ожидания. Раньше это давало мужу право брать в дом наложницу, которая должна была родить сына, считавшегося законным наследником и усыновлявшегося официальной женой. Наложницу затем могли выгнать. Множеством церемоний сопровождается бракосочетание. Подготовительный этап составляли переговоры о сватовстве, часто проводившиеся профессиональными свахами. Согласие на брак с обеих сторон зависело от генеалогии, сословного и должностного статуса семей будущих супругов, учитывались результаты гаданий и составления гороскопов. Брак считался невозможным, если невеста родилась в год тигра, а жених – в год овцы, или жених – в год змеи, а невеста – в год мыши. Традиционно право выбора пары для юноши (девушки) принадлежало родителям. Иногда помолвки заключались в раннем детстве будущих супругов или даже до их рождения. Встречи жениха и невесты до свадьбы не поощрялись. В некоторых случаях, однако, девочек из бедных семей отдавали в дом жениха еще в детстве. К свадебному столу подносились сушеные фрукты – символ многодетности. После заключения брачного договора жених посылал невесте гуся. Состоятельные родители дарили семье невесты золотые и серебряные браслеты, свиные ножки двух рыб, двух куриц, восемь кокосовых орехов. Родители невесты должны были отдариваться искусственными цветами, сухими фруктами, сладостями. Невесту старались снабдить приданым. В заранее установленный и согласованный с прорицателем день жених посылал за невестой богато украшенный позолотой, резьбой и бахромой паланкин. Некоторое время его не пропускали в дом, требуя у друзей жениха денег. За три дня до свадьбы девушка должна была выражать печаль от предстоящего расставания с родным домом слезами и отказом от еды. В день свадьбы невеста пряталась или запиралась у себя в комнате, и после прибытия паланкина выходила только после настойчивых просьб и уговоров. Накануне невесте делали прическу замужней женщины, выбривая или выщипывая волосы на лбу. В волосы вплетались нити жемчуга. После прибытия паланкина к дому жениха жених молча встречал невесту и провожал в спальню, где уже стоял столик с двумя зажженными свечами, сосудом с дымящимся фимиамом, сахарными петухами, пятью сортами сухих фруктов, зеркалом, ножницами, палочками для еды и «жертвенными деньгами». Жених и невеста вместе совершали земные поклоны, после чего кланялись табличкам с именами предков, а затем пили вино из одной чаши. На свадьбу приглашали старика с белой бородой, олицетворявшего бога долголетия. Во время свадебного пира ости могли отпускать в адрес невесты замечания, язвительные и непристойные шутки. В первую брачную ночь в спальню новобрачных ставились две зажженные свечи, по времени и качеству сгорания которых судили о долголетии и благополучии будущей семьи. На третий день молодожены навещали родителей жены, где также устраивался пир. По традиции свекровь обладала полной властью над невесткой, и заступаться за нее не имел права даже муж, также обладавший над женой почти неограниченной властью.

Соответствующими обрядами сопровождались смерть и погребение китайцев. После наступления смерти сын трижды умолял душу отца вернуться в покинутое ею тело. Только после этого констатировали «действительную смерть». Голову покойника брили, из волос на затылке заплетали косу, обмывали лицо, облачали в погребальный наряд; в рот умершему клали кусочки золота и серебра, а при похоронах бедняка – сахар или серебряную монету, завернутые в красную ткань. Женщины должны были громко причитать, выражая скорбь и, одновременно, оповещая плачем соседей. Чтобы предотвратить возможность покойнику вставать из могилы, ему связывали ноги у голеней. На подошвах похоронных туфель вышивался цветок лотоса. В правую руку умершему влагалась ивовая ветвь, в левую – веер и носовой платок. Мужчину облачали в нечетное, а женщину – в четное количество одежд. ВВ ногах принято было ставить лампу или свечи для освещения загробной дороги. В Северном Китае после оповещения родственников и друзей о смерти близкого человека те немедленно приходили. Из дома убирались все вещи красного цвета. В знак траура по родителям дети носили белые одеяния; было принято также снимать с себя все украшения и распускать волосы. Старший сын должен был возложить жертвоприношения и возлить вино. Далее следовало омовение тела и оплакивание. Все друзья умершего должны были поклониться ему и воскурить благовония, а также поднести подарки. В случае смерти отца или матери сын клал в гроб прядь своих волос как благодарность за рождение и воспитание. В более ранние времена в нос, уши и рот покойного клали кусочки нефрита, надеясь таким путем задержать разложение трупа. Кремация, похороны в воде, аутопсия (оставление без погребения) строго запрещались. Погребение осуществлялось не ранее седьмого дня после смерти – считалось, что за это время кровь усопшего высохла. Если покойник был богатым и почитаемым человеком, то в могилу клали вещи и драгоценности, которыми он пользовался при жизни, погребали рядом рабов и животных, строили пышные гробницы. Во всех слоях населения существовал обычай самоубийства вдовы после смерти мужа, хотя обязательным оно не было. Во время женщинам запрещалось беременеть, зачатый в этот период ребенок считался незаконнорожденным. В некоторых китайских семьях до сих пор сохраняется обычай дарения гроба детьми своим родителям еще при их жизни, причем почтение к родителям считается тем большим, чем роскошнее подаренный гроб. Дети должны были несколько раз в год приходить на кладбище для поминовения умерших родителей. Желательным было погребение на холме. Во время похоронной процессии несли белого петуха, которого резали на могиле. В доме в память об усопших предках стояли таблички с их именами, перед которыми в дни памяти и по праздникам зажигали свечи и благовония и ставили тарелки с едой.

Традиционные китайские праздники отмечаются по лунному календарю и связаны, как правило, с циклом сельскохозяйственных работ, либо с культом святых и богов китайского пантеона. Китайский Новый год празднуется весной, перед началом сезона полевых работ. Перед праздником на домах развешивались изображения рыб как символа изобилия. В ночь под Новый год двери плотно закрываются, а злых духов отпугивают хлопушками и фейерверками. Во дворе сжигалось бумажное изображение духа очага, а также «жертвенные деньги», сладости, листочки бумаги с изображениями лошади, носильщиков и паланкина. Ранним утром по двору разбрасываются ветви кипариса и сосны, с запертых накануне ворот срывается печать. Поздно вечером у северной стены ставится стол с табличками предков и соответствующими атрибутами (см. выше), а также вазы с ветвями вишни, сливы, сосны, бамбука, призванными олицетворять пробуждение жизни, долголетие и благополучие. Затем следует праздничная трапеза, на которую не допускаются посторонние. В течение первых двух недель Нового года глава семьи должен совершать поклонение духам предков. Большое значение для китайцев с глубокой древности имеет праздник земледелия, также отмечаемый весной. В императорскую эпоху сам император проводил первую борозду, начиная, таким образом, сезон полевых работ. Перед этим совершалось моление в Храме земли о будущем урожае. После молитв император брался за выкрашенный в желтый цвет (цвет солнца) плуг, погоняя желтого вола желтым шелковым бичом; зерно для посева находилось в зеленом (цвет молодых всходов) ящике. Рядом с императором пахали землю члены императорской фамилии и высшие сановники государства, волы которых были черными. Император проходил три борозды, принцы по пять, вельможи по девять. По окончании церемонии все ее участники совершали троекратное коленопреклонение, после чего возвращались во дворец. Собранный со священного «императорского» поля урожай хранился в мешках из желтого шелка в Житнице божественного духа, располагавшейся поблизости от императорского дворца. Особый праздник установлен в честь богини Луны Чан Э 15 августа. Праздник отмечается в день полнолуния, поэтому может сдвигаться от указанной даты. Празднование проходит под открытым небом. Дома приносят жертвы только женщины. Дары, поднесенные богине и духам предков, по форме должны напоминать диск Луны. Поэтому обычно подносятся плоды дыни (единение), персик (долголетие), яблоко (мир и согласие), гранат (большое потомство). Перед алтарем вешалась картина с изображением зайца, стоящего на задних лапах и толкущего в ступке эликсир бессмертия. Также к праздничным датам относится «лунный пряник» в виде диска, на котором изображаются лунный заяц и трехногая жаба. В дни большинства праздников на улицах и стенах зданий вплоть до настоящего времени вывешиваются «эмблемы счастья» – добрые пожелания, написанные иероглифами.

Помимо календарных обрядов в случае чрезвычайных обстоятельств могут совершаться моления духам. Чаще всего встречаются моления, обращенные к дракону. Обычно церемония проводится в мае, когда китайские земледельцы умоляют царя драконов избавить их от засухи. При этом по улицам городов и деревень носят чучело дракона, выполненное из бамбука, цветных тканей и бумаги. Рядом несут знамена желтого, белого, черного и зеленого цветов, олицетворяющие ветер, воду и тучи. Шествие сопровождается призываниями дождя. Если дождя по-прежнему не было, дракона могли подвергнуть бичеванию, выставить на солнцепек или даже разорвать на куски.

В последние годы, однако, можно говорить о возрождении ряда традиционных празднеств и обрядов в Китае.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Определение, сущность и функции лизинга




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.