Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В своей книге «Трансформации сознания» я перечисляю следующие особенности личности: идентификация, организация, воля или внимание, защита, метаболизм и навигация.






Нет необходимости углубляться в эту тему, но я могу просто упомянуть о том, что «навигация», например, связана с четырьмя движущими силами, которые есть у каждого холона, в том числе и холона «я», а именно, организация и взаимодействие, самопреодоление и самораспад (регресс). На каждой ступени развития личности у него есть эти четыре основные возможности выбора пути, которым пойдет его развитие. Слишком большая или слишком маленькая доля любой из этих четырех движущих сил — и процесс развития личности приобретет черты патологии, и тип патологии зависит от того, на какой из девяти основных ступеней происходит поломка.

В: Значит, на любой стадии, когда «я» поднимается вверх по этим основным ступеням развития, могут возникать отклонения?

КУ: Да, «я» может подниматься вверх по лестнице расширяющегося сознания, но важно то, что на любой ступени оно может потерять руку или ногу!

Если на любой стадии развития что-то идет не так, как надо, какие-то аспекты личности могут оказаться поврежденными или «остаться позади». Эту остановку на более раннем уровне развития сознания называют подавлением, разобщением или отчуждением. «Я» может потерять руку или ногу на любой стадии, и следствием этой потери будет патология, характерная для того уровня, на котором произошла потеря.

И поэтому можно наблюдать различные примеры патологий: психоз, паранойя, невроз, экзистенциальный или духовный кризис. Характер этого отклонения зависит от того, в каком месте произошел «несчастный случай».

Скоро я приведу вам некоторые конкретные примеры патологий сознания. Пока же суть в том, что хотя эти основные структуры растут и развиваются, наше «я» должно самостоятельно подниматься на ступени расширяющегося понимания, и на любой ступени оно может сделать неправильный шаг и получить очень серьезные повреждения.

 

Точка опоры

 

В: Вы называете каждый из этих шагов точкой опоры.

КУ: Да, основываясь на очень важной линии исследований, проведенных такими учеными и клиницистами, как Маргарет Малер, Отто Кернберг, Ганс Коут, Гертруда и Роберт Бланк, не говоря уже о первых работах Юнга по вопросам индивидуализации. Понятие точки опоры описывает важный процесс дифференцирования и интеграции, который постоянно происходит в ходе развития человека.

Точка опоры — это просто важный этап на дороге вашего развития. То, как личность человека справится с этими этапами, в каждом случае, определяет его последующую судьбу.

В: Значит, девять основных структур означает, что существует девять соответствующих точек опоры или шагов?

К. У: Да, правильно. Человек должен подняться на каждую ступень на этой лестнице, и этот его шаг и есть точка опоры для этой стадии.

Так что каждая точка опоры имеет структуру 1—2—3. Один, «я» развивается или подходит к новому уровню понимания, и оно отождествляется с этим уровнем, становится «единым» с этим уровнем. Два, личность начинает выходить за пределы этой стадии, отличаться от нее, деидентифицироваться с ней или превосходить ее. Три, она отождествляется с новыми и более высокими уровнями и центрами в себе. Новая ступень опирается на предыдущие ступени, поэтому они должны быть включены в общий процесс развития, и эта интеграция, или включение, — третья и заключительная фаза каждой конкретной точки опоры (эти фазы изображены на рисунке 9—2).

Поэтому вы легко можете запомнить точку опоры, ведь у каждой из них есть одна и та же структура 1—2—3: отождествление, выход за пределы, интеграция; соединение, разделение, включение; понимание, преодоление, объединение.

И если с этими процессами что-нибудь идет не так, как надо, на любой ступени, тогда вы получаете сломанную ногу или что-то подобное. И внешний вид шрама, полученного после этой травмы, будет зависеть от того, как выглядел мир, когда была получена эта травма. И вообще, чем ниже ступень, тем более серьезной будет патология.

 

 

Появление новых миров: изменение представления

В: Итак, у нас есть лестница и ее основные ступени, у нас есть «я» или человек, который идет по этой лестнице вверх, и его точки опоры. Он создает различные представления?

 

ЛЕСТНИЦА: ЧЕЛОВЕК: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:
основные ступени понимания. Как только они появляются, они остаются и существуют как основные блоки или холоны сознания. он поднимается вверх по основным ступеням понимания. Каждый шаг на пути — это точка опоры, последовательный процесс, состоящий из (1) соединения/отождествления, (2) разделения/выхода за пределы, (3) включения/интеграции. изменение взглядов на себя и других на каждой ступени, включает различные самоотождествления, потребности и представления о морали.

 

Рисунок 9—2. Лестница, человек, представление

 

КУ: Да, на каждой ступени движения развития существуют различные представления о мире, различные взгляды на свое «я» и на других, иными словами, различные мировоззрения. Мир выглядит по-разному — и является разным! — на каждой ступени развития. Как мы постоянно видели, различные жизненные пространства, новые миры, возникают только в ходе эволюции сознания, нет просто заданного наперед мира, который мы монологически отражаем!

И здесь я особенно хочу подчеркнуть тот факт, что на каждой ступени мы получаем новый тип самоидентификации, новые потребности нашего «я» и новую моральную позицию (см. рис. 9—3). Все это — различные аспекты различных миров, которые раскрываются на каждой новой ступени понимания.

Так что это — только набросок. Лестница с ее основными ступенями понимания; человек и его точки опоры; различные представления о мире на каждой ступени. Лестница, человек, представления.

В: Теперь, пожалуйста, приведите несколько конкретных примеров.

КУ: Эта модель развития сознания основана на работах примерно шестидесяти или семидесяти ученых и мыслителей Востока и Запада. Рисунок 9—3 представляет троих из них: Абрахама Мэслоу, Джейн Левингер и Лоренса Колберга. Я использовал их как примеры просто потому, что они достаточно известны.

В: Обоснуйте это для меня. Возьмите пример осознания правила/роли и проиллюстрируйте этот пример для каждой из колонок.

КУ: Сознание правила/роли — это способность, которая начинает развиваться у детей возраста около семи лет. Эта способность заключается в умении формировать в уме сложные правила и принимать на себя социальные роли. Ребенок начинает понимать, что он или она — это не только тело с его импульсами и желаниями, но также и социальное существо, член коллектива.

Поэтому «я» на этом уровне представляет собой сознание правила/роли. Это его центральная самоидентичность. В этом для него заключается основной смысл. У него возникает ощущение соответствия этим правилам и ролям, и поэтому, как вы можете видеть в колонке Левингер, самоидентификация на данном этапе — это конформист. И, по той же самой причине, главная потребность «я» ребенка на этом этапе — потребность в принадлежности к группе, которую вы можете видеть в колонке Мэслоу. Аморальная позиция «я» на данном этапе состоит просто в поиске одобрения со стороны других, и это вы можете найти в колонке Колберга.

В: Это движение поперек таблицы «Лестница, человек, взгляды».

КУ: Да, в целом это так. Я надеюсь, вы понимаете, что в данном случае мы имеем дело с очень большим упрощением, но это всего лишь общая идея.

В: А если развитие продолжается?

КУ: Если развитие продолжается, то «я» в конечном счете преодолеет эти представления, и вновь попытается расширить свое понимание. Чтобы сделать это, оно должно перестать идентифицироваться с текущей стадией или преодолеть ее — этот шаг соответствует фазе 2 точки опоры — и затем начать процесс отождествления со следующей, более высокой ступенью — это фаза 3, или обретение новой точки опоры, и процесс повторяется еще раз. До тех пор, конечно, пока развитие не начнет останавливаться.

В: Теперь поговорим об этих меняющихся взглядах. Они, в общем-то, подобны соответствующим стадиям, правильно? Левингер, Колберг и Мэслоу говорят о стадиях.

КУ: Да, но в очень общем смысле, что ставит в тупик многих критиков. Все ученые, предлагающие свои модели развития, практически без исключений, создают подобные иерархии стадий, а также похожие на эту лестницу холархии роста и развития: Колберг, Кэрол Гиллиган, Ганс Вернер, Жан Пиаже, Р. Пек, Хабермас, Роберт Селман, Эрик Эриксон, Ж. М. Болдуин, Сильвано Ариети, а также гностические традиции от Плотина и Падмасамбхавы до Ши-и и Фа-чанг. И все они представляют эту лестницу в виде холархии, потому что именно такая структура соответствует их данным. Эти стадии — результат эмпирических, феноменологических и интерпретационных опытов, а также множества полученных в ходе исследований данных. Эти люди группируют материал так не потому, что они любят лестницы.

Но в отношении этих холархий есть важное дополнение. Даже в наиболее сильных версиях, как у Колберга, «я» человека на любом случайно взятом периоде его развития будет приблизительно на 50 процентов находиться на одном уровне, на 15 процентов — на уровне выше данного и на 25 процентов — на один уровень ниже. Личность человека никогда не находится просто «на одной стадии». И более того, существуют всевозможные регрессы, спирали, временные продвижения вперед, пиковый опыт, и так далее.

В: То есть тот, который находится выше среднего уровня сознания.

КУ: Да, это немного похоже на то, что мы говорили о культуре: в ней есть средний уровень, или центр тяжести, и некоторые из ее членов находятся выше него, а некоторые ниже. Подобным образом, личность имеет, если можно так выразиться, свой собственный средний уровень, что означает, что некоторые компоненты ее внутреннего пространства могут находиться выше, а некоторые ниже этого внутреннего центра тяжести. Другими словами, человек, который поднимается по лестнице, больше похож на каплю, чем на дискретное единство — он как бы «размазан» по основным сферам расширяющегося сознания.


Лестница Человек Представление
Основные структуры (уровни)   Масло (личные потребности) Левингер (самочувствие)   Колберг (моральные стадии)
Чувственно-физический ТО-1   (физиологические) Аутизм Симбиоз     (до-моральные)  
Образно-эмоциональный ТО-2   Начальный импульсивный     0. магическое желание
Представляющий разум ТО-3 Безопасность Импульсивный Самозащита   I. до-конвенциональные 1. наказание / подчинение 2. наивный гедонизм   3. одобрение других 4. закон и порядок
Разум правила / роли ТО-4 Принадлежность Конформизм Сознательный конформизм   II. конвенциональные
Формально-рефлексивный ТО-5 Самооценка Сознание Индивидуализм III. пост-конвенциональные 5. личные права 6. личные принципы сознания
Визуально-логический ТО-6 Самореализация Автономия Интеграция      
Экстрасенсорный ТО-7 Самопреодоление     Колберг также предлагает седьмую, более высокую стадию: 7. универсально-духовная
Тонкий ТО-8 Самопреодоление        
Причинный ТО-9 Самопреодоление        

 

Рисунок 9—3. Некоторые примеры лестницы, человека и представлений


Патология

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.