Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подъем национально-освободительного движения в Индии в 1929-1933






В декабре 1929 г. на сессии ИНК утверждается решение требовать независимости для Индии и начать подготовку к новой сатьяграхе.

Появились даже радикальные группы, исповедовавшие террор. Они действовали, в основном, в двух районах — Бенгалии и Пенджабе

В январе 1930 г. депутаты от ИНК вышли из Законодательных собра­ний. 26 января 1930 г. был объявлен всеобщий хартал. Началась подго­товка к новой сатьяграхе. Ее лидером вновь был назначен М.К. Ганди. Это означало, что именно он должен был выбирать формы бойкотов и выдвигать требования к английским властям.

В марте 1930 г. были опубликованы так называемые «11 пунктов Ганди».

Все ждали от Ганди сигнала о начале сатьяграхи. Английскому вице-королю сообщили, что Ганди покинул свою резиденцию и направился к морю. По дороге к нему присоединились тысячи сторонников. 6 апре­ля 1930 г. Ганди, выйдя к побережью в Гуджарате, начал выпаривать соль из морской воды, дав тем самым сигнал, с чего следует начать на этот раз сатьяграху. Он был сразу же арестован за нарушение закона, но его при­меру последовали миллионы людей по всей Индии: соль можно было выпаривать повсеместно, в том числе из внутренних водоемов. Люди раскладывали костры прямо напротив управлений полиции и демон­стративно нарушали закон, требуя, чтобы их немедленно арестовали.

Кампания сопровождалась довольно эффективным бойкотом анг­лийских товаров. Началось массовое пикетирование магазинов, к че­му Ганди призвал индийских женщин. Именно в это время сотни ты­сяч мусульманских женщин в ответ на призыв Ганди отбросили обычай затворничества (парды) и приняли участие в пикетировании сотен магазинов, чтобы не допустить там торговли английскими това­рами. С тех пор обычай парды соблюдается мусульманскими женщи­нами в Индии далеко не всегда.

В первый же месяц проведения сатьяграхи в Индии было арестовано около 100 тыс. человек. Английские власти явно пытались спровоциро­вать население на насильственные акции. Так, в Северо-Западной погра­ничной провинции был расстрелян массовый митинг патанов (пушту­нов), но и там вспышки насилия не произошло.

В мае 1930 г. были проведены новые аресты руководителей ИНК, в числе арестованных оказались отец и сын Неру, Мотилал и Джавахарлал. Деятельность ИНК была запрещена, на активы и имущество орга­низации наложен арест. В июне 1930 г. подготовленный комиссией Саймона доклад был представлен Англией на обсуждение политических партий Индии. В ноябре 1930 г. в Лондоне открылась так называемая Конференция «круглого стола» для обсуждения проекта новой индийской Конститу­ции. В ней приняли участие представители Мусульманской лиги, Либе­ральной партии, организации Хинду Махасабха, даже представители князей и лидеры индийских каст неприкасаемых. Не был представлен только ИНК. Его деятельность оказалась под запретом, и англичане на­деялись обойтись без самой крупной политической силы в Индии.

Уже в конце 1930 г. колониальные власти начали переговоры с лиде­рами ИНК. Первые контакты с ними проходили в тюрьме, а затем, в январе 1931 г., их освободили и переговоры шли в обычных услови­ях. 5 марта 1931 г. был подписан пакт Ганди — Ирвинг (вице-король) на следующих условиях: Англия снимает запрет с деятельности ИНК, приглашает его представителей на Конференцию «круглого стола» и освобождает всех политических заключенных. ИНК в свою очередь прекращает кампанию сатьяграхи.

В сентябре 1931 г. М.К. Ганди прибыл в Лондон на Конференцию «круглого стола». Однако его пребывание в Англии было недолгим. После того как англичане предложили лидерам «неприкасаемых» от­дельную курию, пугая их тем, что в независимой Индии им якобы придется совсем плохо наедине с представителями более высоких каст, Ганди прервал участие в конференции и покинул Лондон. Он прекрасно понял, к чему ведут дело англичане. Если будет выделена отдельная курия для каст «неприкасаемых», сразу же начнется цепная реакция: каждая группа каст станет добиваться своей курии, и догово­риться тогда уже будет совершенно невозможно.

М.К. Ганди возвращался в Индию морем. По прибытии он собирался сразу же возобновить сатьяграху, но и власти подготовились к этому. Сразу же после прибытия, 4 января 1932 г., Ганди был арестован, Кон­гресс вновь был объявлен вне закона. На имущество ИНК наложили арест, были заморожены все его финансовые активы и фонды. Иму­щество отдельных лиц, участвующих в движении, было конфиско­вано. Тем не менее сатьяграха возобновилась, хотя и не столь органи­зованно, как в 1930 г.; она продолжалась до мая 1933 г.

Тем временем Ганди в тюрьме объявил бессрочную голодовку в знак протеста против выделения «неприкасаемых» в отдельную курию.

В начале 1933 г. Ганди был освобожден из тюрьмы, к тому времени са­тьяграха сама по себе пошла на убыль. К тому же отдельные регионы Ин­дии постигли стихийные бедствия, и Ганди стал срочно проводить кам­панию по оказанию помощи пострадавшим в Бихаре. Официально сатьяграха была прекращена в мае 1933 г. Тогда же был снят запрет с ИНК.

Осенью 1934 г. ИНК принял участие в выборах и добился большо­го успеха, завоевав свыше половины всех голосов. М.К. Ганди в 1934 г. официально вышел из ИНК и вплотную занялся своей Конструктив­ной программой. Его авторитет уже был так велик, что он не хотел связывать себя какой-либо политической деятельностью. Ганди воспринимался всеми индийцами как общенациональный лидер.

13. «Соляной поход» М. Ганди

«Соляно́ й похо́ д» — один из эпизодов сатьяграхи в Индии, когда 12 марта — 5 апреля 1930 года Махатма Ганди с 79 своими последователями прошёл пешком от Сабармати Ашрама в Ахмадабаде (штат Гуджарат, Западная Индия) до побережья Аравийского моря близ селения Данди. После окончания 390-километрового похода, в ходе которого к группе протестующих присоединялись всё новые последователи, его участники принялись демонстративно выпаривать соль из морской воды. При этом, в знак нарушения колониальной соляной монополии, участники Соляного похода не уплачивали налог на соль.

После выпаривания соли в Данди группа двинулась по побережью к югу, продолжая действия против соляного налога, намереваясь провести акцию на солеварнях в Дхарасане. Однако за несколько дней до предполагаемой акции, в ночь с 4 на 5 мая 1930 года, Ганди был арестован. События Соляного похода привлекли внимание средств массовой информации и общественности по всему миру, сатьяграха против соляной монополии длилась почти год, закончившись освобождением Ганди. Всего в результате «соляной сатьяграхи» было брошено за решётку свыше 80 тыс. индийцев.

Поход имел важное пропагандистское значение и заложил основы массовой кампании гражданского неповиновения английским колониальным властям в Индии, дав толчок новым протестам против соляных налогов.

14. «Великий союз индусов» (ХМС) и его идеология

(Великое собрание индусов) — политическая партия религиозно-шовинистического толка, созданная в 1915 в священная для индусов городе Хардваре в результате слияния уже существовавших (с 1907) коммуналистских организаций Аллахабада, Пенджаба и Бенгалии. В течение трех последующих лет штаб-квартира всеиндийской (Акхиль Бхарат) ХМС оставалась в Хардваре, а в 1918 была перенесена в Дели, где и остается до сих пор. В первые годы своего существования ХМС выступала с позиций " возрождения индусов", но позднее это положение оказывается вписанным в жестко коммуналистский, антимусульманский контекст. В нач. 20-х гг. лидеры ХМС разворачивают движение шуддхи, т. е. возвращение в индуизм индийских мусульман и христиан. Они активизируют также начатое еще " Аръя самадж" движение, не только ставившее своей целью консолидацию индусской общины, но и возводившее защиту индуизма и интересов индусов в ранг релит, долга. ХМС решительно не поддерживает усилий Ганди, направленных на достижение индусско-мусульманского единства. Все более резкая антимусульманская демагогия и погромная деятельность ХМС соседствовали со все более явным стремлением к компромиссу с колониальными властями, что приводило ко все большему расхождению ХМС с Ганди и Индийским Национальным Конгрессом. Если в начале своей деятельности ХМС выступала как бы вместе с ИНК, своего рода дублером, говорившим, правда, не от имени всех индийцев (как Конгресс), а лишь от имени индусов; если позднее ХМС пыталась, хотя бы в глазах англичан, выглядеть выразителем и представителем большинства населения вместо ИНК, то с сер. 30-х гг. она уже выступает против Конгресса. Эта тенденция усиливается, когда к руководству ХМС приходит крупнейший теоретик коммунализма В. Д. Саваркар, возглавлявший ХМС с 1937 в течение 7 лет. После выдвижения Мусульманской Лигой требования раздела Индии по ре лиг.принципу и создания Пакистана антимусульманская пропаганда ХМС достигает апогея. Как своего рода идеологична контрмеру идее Пакистана Саваркар выдвигает лозунг " Акханд Бхарат" — " За единую неделимую Индию". Одновременно предлагалось " индуизировать политич. жизнь". Усиливаются контакты между ХМС и РСС. Арест Саваркара и мн. др. лидеров ХМС в 1948 по обвинению в участии в убийстве Ганди, запрет издававшихся ХМС газет, конфискация книг и брошюр на какое-то время внесли растерянность в партийные ряды. Однако ХМС не самораспустилась, как предлагали некоторые ее члены, а через какое-то время вернулась к коммуналистской пропаганде. Тем не менее оправиться после 1948 она уже не смогла. Успехи ХМС на выборах в парламент в 50-е гг. были эфемерными — одно, два места. Позднее ХМС продолжала публиковать предвыборные манифесты, но фактич. роль ее на политич. сцене Индии завершилась. История ХМС по-своему поучительна. По сути дела, ХМС — это как бы первый чертеж индусского коммунализма, в к-ром уже есть все осн. политич. черты этого обществ, явления (общинность, резко антимусульманская направленность, попытка завоевать избирателей на конфессиональной основе, использование межобщинных конфликтов, релит, утопизм и др.) Однако " здание" коммунализма в независимой Индии строилось хотя из тех же " кирпичей" и зачастую с использованием тех же кадров, но на другой основе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.