Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






СПИНОЗА (Spinoza, Espinosa) Бенедикт (Барух) (1632—1677) — нидерландский философ. Родился в Амстердаме






СПИНОЗА (Spinoza, Espinosa) Бенедикт (Барух) (1632—1677) — нидерландский философ. Родился в Амстердаме в семье купца, принадлежавшего к еврей­ской общине. Первое образование получил в духовном училище, готовившем раввинов. За увлечение светски­ми науками и современной ему философией в 1656 на С. руководителями общины был наложен " херем" (великое отлучение и проклятие). С. вынужден был покинуть Амстердам. Основные сочинения: " Основы философии Декарта" (1663), " Богословско-политический трактат" (1670), " Этика, доказанная в геометрическом порядке" (1677) и " Трактат об усовершенствовании разума" (1677). В своей онтологии, следуя традиции пантеизма, С. провозглашает единство Бога и природы, что было им выражено в идее единой, вечной и бесконечной суб­станции. Эта субстанция является причиной самой себя (causa sui), т.е. она, во-первых, существует сама в себе и, во-вторых, представляется сама через себя. Качествен­ные характеристики субстанции, когда ум представляет себе нечто как ее необъемленное свойство, как сущ-

ность субстанции, называются атрибутами. Атрибут имеет с субстанцией одно общее и одно отличительное свойство. Общее свойство состоит в том, что атрибут существует сам в себе (по существу есть сама субстан­ция), а отличительное — то, что атрибут представляется через другое (через ум). Хотя число атрибутов бесконеч­но, человеческому уму открываются только два из них — протяженность и мышление. Если Декарт дуали­стически противопоставлял протяжение и мышление как две самостоятельные субстанции, то С. монистиче­ски усматривает в них два атрибута одной субстанции. Бесконечно многообразные вещи чувственного и умо­постигаемого мира суть модусы — различные состоя­ния единой субстанции. Модус существует в другом и представляется через другое. Бесконечное множество модусов возникает из необходимости божественной природы. Бог является имманентной причиной модусов как атрибута протяжения, т.е. вещей чувственного мира, так и атрибуты мышления — вещей умопостигаемого мира. Так что любой модус заключает в себе сущность Бога. Познавая модусы, мы познаем субстанцию. Среди прочих С. выделяет бесконечные модусы. Бесконечный модус движения и покоя связывает другие модусы атри­бута протяжения с субстанцией, мыслимой в этом атри­буте; бесконечный модус беспредельного разума (intellectus infmitus) связывает другие модусы атрибута мыш­ления с субстанцией, мыслимой через этот атрибут. В гносеологии С. выделяет три рода познания. Первый род познания есть познание чувственное, называемое также мнением, или воображением. Этот вид знания да­ет смутные идеи и зачастую приводит к заблуждению. Второй род познания составляет понимание (intellectio), дающее уже отчетливое представление модусов. К по­ниманию относится деятельность рассудка (ratio) и ра­зума (intellectus). Третий и высший род — это интеллек­туальная интуиция, или непосредственное усмотрение истины. Благодаря интуиции можно постигать вещи под углом зрения вечности, т.е. рассматривать модусы как формы единой субстанции. Разделяя позиции математи­ческого естествознания и рационалистского метода Де­карта, С. выступает сторонником детерминизма и про­тивником телеологии. Так, признание " конечных при­чин" наравне с необходимостью С. называет предрас­судком. Ведь если существуют " конечные причины", то, как отмечает С., Бог имел бы стремление к тому, чего у него нет, тогда субстанция оказывается несовершенной. В антропологии С. отвергает идею свободы воли. Сво­бодной следует считать такую вещь, которая из одной необходимости своей собственной природы определяет­ся сама собой к действию. Но таковой, по определению, является лишь субстанция. Отождествляя свободу с по-

знанием, С. соотносит с понятием субстанции идею " свободной необходимости", совмещающей в себе не­обходимость и свободу как два момента в субстанции, самораскрывающейся в познании. Этика С. строится на том, что человек должен руководствоваться в своей дея­тельности исключительно разумом. С. заложил основы научной критики Библии и выдвинул идею интеллекту­альной любви к Богу: " познающий себя самого и свои аффекты ясно и отчетливо любит Бога". По утвержде­нию Гегеля, учение С. является " существенным нача­лом" всякого философствования. [См. также " Этика" (Спиноза).]

А.Н. Шуман






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.