Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государство и право в переход от капитализма к социализму 417






которые облекался синдикат, связывались непосредственно «с задачами борьбы за овладение рынком коммерческими ме­тодами».

Со второй половины 20-х гг. реконструкция экономичес­кой структуры, постепенное преодоление многоукладное™ привели к пересмотру отношения законодателя к синдикат-ским объединениям. Свертывание рыночных функций и уси­ление планово-регулирующих начал в деятельности синдика­тов изменили их оценку, в которой существенно сместилось соотношение коммерческих, организационно-производст­венных и планово-регулирующих принципов.

В первые годы нэпа частные предприниматели, не имев­шие других солидных источников кредитования, стремились связаться с государственными кредитными учреждениями. Создание собственной кредитной системы в частном секторе вначале поощрялось государством: законодатель разрешил создание различных видов кредитной кооперации и обществ взаимного кредита (ОВК). Последние организовывались как «открытые» кредитные организации, не ограничивающиеся обслуживанием только своих членов. Активное участие госу­дарственных хозорганов в ОВК могло превратить их в струк­туры, проводящие хозяйственную политику государства. С 1924 г. ОВК стали привлекать все больше частных клиентов. В их работе возросли удельный вес торговых операций и участие частных торговцев-оптовиков. Все больше они стали превращаться в торгово-кредитные организации крупных оп­товиков.

С весны 1924 г. начинается период так называемой новой торговой практики. Госпромышленность производила пере­стройку своих балансов. Значительная часть ее средств пере­брасывалась из сферы оборота в производство. Резко сокра­щались использование частного торгового посредничества и государственные кредиты частной торговле и ОВК. Сокраща­лись сроки кредитования и учета векселей, возрастали про­центы по займам и т. п. С весны 1925 г. эта политика по отношению к мелкой частной торговле несколько смягчает­ся. Развитие системы кредитования частной розницы стало осуществляться путем усиления процесса акционирования мелких торговцев, однако трудности финансового и органи­зационного порядка тормозили этот процесс. Конец 1925 г.

14-607


 

IX.

 


 


знаменует новое сокращение кредитов частному сектору (в декабре прекратилось кредитование частной хлеботорговли, затем — частных заготовок). Весной 1926 г. было произведено широкое обследование ОВК, вскрывшее много финансовых злоупотреблений. С начала 1927 г. Наркомфин запрещает ОВК проводить товарно-комиссионные операции, а акцио­нерным банкам — их кредитование. В этом году закрывается ряд ОВК.

Кредитная политика государства за первые годы нэпа про­делала путь становления, прошедший через ряд этапов. Начав с поощрения частного кредита, государство стреми­лось сделать эту систему контролируемой. Затем государство попыталось направить ее в наиболее приемлемое русло. И наконец, по мере усиления госсектора государство начинает наступление на частный капитал, используя кредитную поли­тику как способ регламентации, ограничения и вытеснения частного капитала.

С выходом на свободный рынок многие госпредприятия устремились в погоню за прибылью, часто забывая об обще­хозяйственном интересе. В связи с этим процессы ценообра­зования часто формировались стихийно. До 1922 г. регулиро-. вание цен трестами и синдикатами чаще всего сопровожда-*' лось их повышением. В конце 1922 г. была создана специаль­ная комиссия по ценам (из представителей ВСНХ, Нарком-фина, Госплана, ВЦСПС и Комвнуторга), в задачи которой входило регулирование цен. После осеннего кризиса 1923 г. политика всех этих органов стала согласовываться с эмисси­онной, кредитной и налоговой политикой госорганов. Нача­ли разрабатываться межведомственные торгово-оператив-ные планы, поскольку только при координации усилий раз­личных регулирующих органов ценообразование могло стать регулируемым процессом. Положительную роль в этом деле сыграли денежная реформа и введение в оборот твердого червонца (1924 г.).

Законодательное регулирование отпускных цен в про­мышленности началось с постановления СТО (октябрь 1922 г.), которое наделило Комвнуторг правами по координирова­нию торговой политики ведущих хозяйственных органов. Комвнуторг получил право устанавливать предельные цены на ряд товаров. С весны 1924 г. начался процесс снижения цен на промтовары. Еще в феврале 1924 г. СТО поручил Комвну-







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.