Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЬсударство и право Российской империи в период абсолютизма 221






нимался вопросами подделки денег и ценных бумаг, четвер­тый осуществлял организацию работы по надзору за опреде­ленными категориями граждан, пятый руководил админи­стративной высылкой поднадзорных, шестой осуществлял наблюдательное производство за местами лишения свободы, седьмой организовывал наблюдение за иностранными граж­данами, восьмой занимался статистическими исследования­ми и обобщениями.

Четвертое отделение занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями.

Пятое отделение было специально создано для подготов­ки проекта реформы по управлению государственными крес­тьянами.

Шестое отделение занималось подготовкой материалов, относящихся к управлению территорией Кавказа.

После создания новых центральных органов управления окончательно определилась роль Сената — он утвердился как высший судебный орган государства. Все департаменты Сена­та превратились в высшие апелляционные инстанции для судов губерний.

Последняя попытка вернуть Сенату управленческие госу­дарственные функции была предпринята в 1802 г. Сенату были подчинены коллегии, губернаторы, на него возлагались функции «конституционного суда» — подготовка представле­ний императору о несоответствии тех или иных издаваемых указов другим существующим правовым актам. Сенат ревизо­вал деятельность местных органов, передавая собранные ма­териалы компетентным органам. С 20-х г. XIX в., однако, за Сенатом закрепилась единственная роль высшего судебного учреждения.

Дальнейшая централизация государственного управле­ния потребовала пересмотра системы отраслевых органов государственного управления.

В 1802 г. был принят манифест «Об учреждении минис­терств», положивший начало новой форме отраслевых управ­ленческих органов. В отличие от коллегий министерства об­ладали большей оперативностью в делах управления, в них усиливалась персональная ответственность руководителей и исполнителей, расширялись значение и влияние канцелярий и делопроизводства. В 1802 г. было образовано восемь минис-


222 V.

терств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народ­ного просвещения.

Новыми, по существу, были министерство внутренних дел и министерство просвещения: на министерство внутренних дел, кроме задач по организации и поддержанию обществен­ного порядка, возлагались задачи по управлению государст­венной промышленностью и строительством; министерство просвещения, кроме своих прямых функции, занималось также организацией подготовки кадров для государственно­го аппарата, ему подчинялись Академия наук, университеты, другие учебные заведения, библиотеки, типографии и музеи;

оно осуществляло цензуру издававшейся литературы.

В задачи министерств входила организация «сношений с местами», подготовка справок о текущих делах и отчетов. Они действовали на основе подготовленных для них инструк­ций, обобщали проделанную работу и подготавливали пер­спективные планы на будущее. Министры были обязаны еже­годно представлять в Сенат отчеты о своей деятельности.

В 1811 г. издается «Общее учреждение министерств» — до­кумент, подготовленный М.М. Сперанским. На основании этого акта власть министров определялась как высшая испол­нительная, непосредственно подчиненная верховной импе­раторской власти.

Министры и товарищи министров (заместители) назнача­лись императором, высшие чиновники министерств — импе­ратором по представлению министра, низшие — министром.

Аппарат министерств подразделялся на департаменты (присутствия, в которых принимались решения, организо­ванные по направлениям деятельности) и канцелярии (где осуществлялось все делопроизводство). Департаменты и кан­целярии возглавлялись директорами.

В составе министерства действовал Совет при министер­стве, в который входили товарищи министра и директора департаментов (министерская совещательная коллегия).

Число министерств и приравненных к ним учреждений возросло: появились Государственное казначейство, Ревизия государственных счетов (Государственный контроль). Глав­ное управление путей сообщения. Главное управление духов­ных дел разных вероисповеданий. Министерство полиции.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.