Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государство и право Российской империи в период абсолютизма. ной. Продвижение по иерархической лестнице чинов было возможным только начиная с низшего чина







 


ной. Продвижение по иерархической лестнице чинов было возможным только начиная с низшего чина. Служба для дво­рянина была обязанностью и продолжалась до конца его жизни. В 1714 г. была произведена перепись дворян в возрас­те от десяти до тридцати лет, с 1722 г. за неявку на службу назначалось шельмование. Уже в 1727 г. было введено частич­ное освобождение дворян от военной службы. С 1736 г. срок государственной службы стал ограничиваться двадцатью пятью годами. В 1762 г. обязательность дворянской службы отменяется, дворянину предоставляется свобода выбора.

Оформление новых социальных групп проходило на фоне ломки старых сословно-представительных учреждений. Последний Земский собор проходил в середине XVII в. После этого созывались сословные собрания, на которых обсужда­лись различные вопросы: о денежной системе, ценах, местни­честве и пр. (60—80-е гг. XVII в.). Ликвидация сословно-пред­ставительных органов была обусловлена позицией централь­ной администрации, реформой финансовой системы и во­оруженных сил.

Централизация власти, формирование профессиональ­ной бюрократии, с одной стороны, и усиление крепостничес­кой системы (т.е. ликвидация остатков крестьянского самоуп­равления), с другой — разрушали систему земского представи­тельства. Дворянство становилось единственным правящим сословием, захватив в центре почти все места в государствен­ном аппарате и армии, а на местах став полноправным хозяи­ном над крестьянами. Почти столь же сильные позиции дво­рянство имело и в городах.

Существенные перемены в социальной структуре общест­ва конца XVII в. — начала XVIII в. выявились в ходе военных реформ. В конце XVII в. основу войска все еще составляла дворянская конница. Все сильнее она начинает дополняться, а затем и оттесняться новыми формированиями: стрелецки­ми частями и полками «иноземного строя» (рейтарскими и драгунскими). Эти части, находившиеся на жалованьи, чис­ленно превосходили дворянский контингент: в 1679 г. «по прибору» служили около семидесяти тысяч человек, в 1681 г. —уже свыше восьмидесяти тысяч. Дворянская конни­ца в то же время насчитывала не более шести тысяч. К 1681 г. восемьдесят девять тысяч из ста шестидесяти четырех были


переведены в «иноземный строй». Если стрельцы были еще полурегулярным войском (и были привязаны к своим дворам и огородничеству на посадах), то полки «иноземного строя»были зародышем профессиональной армии. Офицер­ский корпус уже в конце XVII в. быстро пополнялся иностран­ными специалистами. Этот путь военных реформ позволял центральной власти стать независимой от дворянства в деле формирования вооруженных сил, одновременно используя служилую роль дворянства при создании офицерских кадров.

В финансовой сфере конец XVII в. отмечен интенсивным преобразованием всей податной и налоговой системы. Оста­вавшаяся основным видом обложения «соха»пополняется длинным рядом дополнительных налогов. Важнейшим из них были таможенный сбор, кабацкие (косвенные налоги), данные (прямые налоги), оброчные, ямские, стрелецкие, неокладные сборы, соляной и табачный акцизы. Налоговые преобразования опирались на организационные меры, при­званные упорядочить, централизовать и регламентировать эти мероприятия. В конце XVII в. «соха»как единица обложе­ния уступает место новой единице — «двору». Происходит перенос фискального внимания с обезличенной территории на субъект, обложение начинает приобретать все более пер­сональный характер. В 1646 г. проводится подворная пере­пись, а в 1678 г. составляются переписные книги. В 1679—1681 гг. произошел переход от поземельного к подворному обло­жению.

Для персонального выявления круга налогоплательщиков

к вопросам финансового управления начинают привлекаться даже земские общества (активность которых на некоторое время вновь возрождается). Характерным является то, что уже в конце XVII в. осуществлялась сословная разверстка пря­мых налогов: принцип сословности возрождался при абсолю­тизме в новом качестве — для распределения сословных при­вилегий, обязанностей и службы.

В 1718 г. была проведена подушная перепись, и финансо­вые службы перешли к подушному обложению населения. В результате этой акции были выделены группы неподатных сословий (дворянство и духовенство) и фактически уравне­ны в податном отношении различные группы крестьянского населения (государственные, владельческие, посессионные,


П»сударство и право Российской империи в период абсолютизма 129

холопы). С точки зрения фискалитета разные группы населе­ния отличались друг от друга только степенью платежеспо­собности.

Усиление монархической власти неизбежно столкнулось с политическими интересами церкви. Соборное Уложение стало юридическим препятствием для концентрации земель­ной собственности церкви и расширения ее юрисдикции. Уже в конце XVII в. стали ограничиваться некоторые финан­сово-налоговые льготы церковных учреждений — на них стали распространяться разного рода подати: ямские, поло-няночные, стрелецкие. С 1705 г. на служителей церкви, не имеющих прихода, стали налагаться особые денежные сборы, приходы облагались сборами на военные и иные нужды. С 1722 г. вступление в духовное сословие стало жестко регламентироваться: из дворянских родов сан могли прини­мать только младшие сыновья, достигшие сорокалетнего воз­раста. За представителей податных сословий, поступивших в духовенство, подушный налог должны были уплачивать их родичи. С 1737 г. часть духовенства стала подвергаться воен­ному призыву, с 1722 г. на часть духовенства была распростра­нена подушная подать (этим повинностям подвергалось без­местное духовенство, не имевшее приходов).

Начиная уже с 1657 г. монастырские и церковные вотчины обязывались поставлять людей для государевой службы, с 1674 г. с патриарших, архиерейских вотчин и поместий стала регулярно взыскиваться подворная подать. Судебная юрис­дикция Монастырского и других приказов стала распростра­няться на все более широкие круги духовенства, с 1655 г. его представители исключаются из состава коллегий судебных приказов. С 1677 г. дворяне и дети боярские, проживавшие на церковных землях, переходят под юрисдикцию приказа Большого дворца.

В марте 1672 г. был принят указ, отменявший все жалован­ные тарханные грамоты, пошлинные привилегии монасты­рей, церковные откупа на сбор торговых и кабацких пошлин, запрещалось церковное винокурение. На промыслы и тор­говлю церкви распространялись статьи Новоторгового уста­ва 1653 г.

В 1718 г. Духовный регламент учредил высший орган цер­ковного управления (именуемый с 1721 г. Святейшим Прави-

5-607


ЭО V.

тельственным Синодом). С 1722 г. контроль за деятельностью Синода был возложен на светского чиновника.

В 1762 г. создается специальная комиссия, распоряжав­шаяся всем церковным имуществом, проводится отмена тор­говых привилегий духовенства. В 1764 г. на Коллегию Эконо­мии возлагались все обязанности по управлению церковны­ми имениями и контроль за их доходами. С 1786 г. управление церковными землями окончательно перешло к органам, ве­давшим государственным имуществом.

Попытки секуляризации церковных земель, начавшиеся еще в конце XVI в., продолжались и в начале XVIII в. Подвер­гались секуляризации вотчины патриарха, монастыри обла­гались значительными податями. В 1701 г. был учрежден Мо­настырский приказ, ведавший церковным управлением, од­нако почти полный государственный контроль над церковью был установлен только после учреждения Синода как органа государственного отраслевого управления церковными дела­ми (1721 г.). Решающим актом секуляризации церковных зе­мель стал Указ 1764 г., лишивший церковь всех вотчин и пере­ведший монастыри и епархии на штатные оклады. Крестья­не, принадлежавшие ранее церкви, переводились в положе­ние государственных. Была восстановлена ликвидированная в ходе реформы Коллегия Экономии, и к ней приписаны все эти крестьяне — около восьмисот тысяч человек. За монасты­рями и архиерейскими домами оставались незначительные земельные наделы (несколько увеличенные в 1797 г.). В 1778 г. были утверждены новые приходские штаты, и в 1784 г. был проведен «разбор», в результате которого всем безместным священникам и детям священников предлагалось по выбору поступать в купечество, в цехи, в крестьянство или на воен­ную службу. Предоставлялось право перехода из духовного сословия в любое другое. Духовенство становилось откры­тым сословием.

Традиционно духовенство делилось на черное (монастыр­ское) и белое (приходское). Черное духовенство не было на­следственным и не входило в сословие. В 1667 г. Московский Собор принял решение о запрете постригать в монашество молодых и женатых людей. Духовный регламент 1721 г. уста­навливал возрастные критерии и обязательное согласие на­чальства для желающих принять постриг.


В> сударство и право Российской империи в период абсолютизма 131

В 1723 г. поступление в монашество запрещалось вовсе, однако в 1725 г. этот запрет отменяется, а решение вопроса в каждом отдельном случае передавалось на усмотрение Сино­да. С 1739 г. было разрешено постригать в монахи священни­ков-вдовцов, отставных солдат и дьяков, с 1778 г. было запре­щено постригать несовершеннолетних.

Белое духовенство состояло из священнослужителей (свя­щенников или дьяконов) и церковнослужителей (дьячков и пономарей). Дети духовенства были обязаны поступать в ду­ховные училища, в противном случае они шли в солдаты. С 1737 г. детям духовенства было разрешено выставлять вместо себя рекрутов. Духовные школы курировались архиерейски­ми домами, монастырями и Синодом.

С 1722 г. духовенство становится наследственным. В 1766 и 1769 гг. был подтвержден запрет лицам податных сословий вступать в духовное звание. Выход из сословия разрешался вдовым священникам, поступившим в гражданскую службу, цехи или гильдии (1767 г.). В 1797 г. детям монахов и священ­ников, вышедших из черносотенного крестьянства, разреша­лось поступать на службу в губернские учреждения. Дети, не обучавшиеся в духовных семинариях, с 1784 г. могли свобод­но выбирать профессию, все же семинаристы были обязаны идти в духовное звание.

Духовенство было неподатным сословием (церковнослу­жителями уплачивалась подушная подать и рекрутский налог). Лишь в начале XVIII в. по «разбору»на военную службу призывались некоторые категории священнослужителей и их дети. В 1769 г. Сенат особым указом усилил ответствен­ность за обиды и притеснения, чинимые духовенству. Послед­нее освобождалось от телесных наказаний, их гражданские иски в светских судах рассматривались в обязательном при­сутствии представителей от духовенства.

Вместе с тем указ 1698 г. запрещал духовенству заниматься торговлей и промыслами, вступать в подряды и откупа, за­креплять за собой крестьян, приобретать населенные име­ния.

5*


Э2






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.