Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пять категорий композиции






Соподчиненность. Выразительность предмета достигается за счет выделения в нем главной части детали, которая легко становится заметной на общем фоне окружающих или примыкающих к ней частей. Этот главный элемент условно носит название центра композиции. Подчиненные детали сложной композиционно развитой формы также могут иметь свои центры, но по силе выразительности они должны быть менее значительными, чем общий центр. Введение главного композиционного элемента и надлежащая соподчиненность остальных деталей усиливает внутреннюю связь элементов между собой. Эта главная часть предмета всегда содержит внутри себя некоторую линию или точку, относительно которой возникает равновесие боковых частей или верха и низа. Для плоскостных предметов с осевой симметрией эта точка центра тяжести композиции обычно находится посередине обозреваемой взглядом плоскости. Для предметов пространственных она может находиться и внутри их структуры. Для плоскостных предметов с асимметричным построением точка центра тяжести композиции находится вне его геометрического центра, но обязательным условием существования такой композиции должна являться уравновешенность.

Равновесие. Достигается одинаковостью правых и левых частей предмета при симметричном композиционном построении, а также более сложным способом, сущность которого заключается в том, что уравновешиваемые элементы композиции или группы их получают такую форму и обработку, что их выразительность выравнивается. Так, элемент небольшой площади с сильным рельефом может быть уравновешен другим - большей площади, но плоским. Этот прием лежит в основе гармонизации предметов с внутренней асимметрией. В ней отдельные элементы, имеющие свое композиционное построение (оси, ритм, центр), таким образом, уравновешивают друг друга, что общее целое получается зрительно устойчивым и статичным. Композиционное равновесие не обязательно соответствует лишь глубокой статической устойчивости неподвижности. Оно может быть и динамичным, где внутренняя динамика или движение частей может создавать и впечатление неустойчивости, но не выходящей за рамки целого и обязательно погашаемой деталями, которые в завершении все же выравнивают и успокаивают внутреннее движение и не выпускают его наружу, за границы композиции.

Статика. Достигается повторением одинаковых или чередованием 2-3 разных элементов через одинаковые промежутки. Такие композиции называются устойчивыми статическими; неустойчивые статические - это такие композиции, где нет внутреннего движения, но и нет упорядоченного спокойствия.

Динамика. Представляет собой композиционное увеличение или уменьшение группы элементов по заданной направляющей с последующим изменением характера их рисунка. Устойчивая динамическая композиция производит впечатление движения без разрушения общего порядка. Впечатление устойчивости создается использованием совершенных геометрических фигур - равносторонних и равнобедренных треугольников, квадратов, трапеций, а в объемных композициях - кубов, пирамид и прямых призм. Эллипс, круг, шар, лежащий цилиндр придают композиции динамику, т. к. эти фигуры неустойчивые и в физическом и в практическом смысле.

Контраст. Является наиболее распространенным средством выделения и повышения выразительности композиционного элемента и представляет собой противопоставление элементов, отличающихся друг от друга какими-либо качествами или свойствами. Соединение нескольких противоположных характеристик может усиливать контраст. Выбор степени контраста определяется на основании художественного чутья и практического опыта художника и в большей степени зависит от назначения предмета. Очень сильный контраст может зрительно разрушить предмет. Поэтому степень применяемого контраста ограничивается требованиями сохранения цельности впечатления. Вне зависимости от степени контраста граница между сопоставляемыми элементами всегда ясно читается.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.