Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






МЕЙНОНГ (Meinong) Алексиус фон ( 1853—1920) — австрийский философ и психолог, ученик Брентано.






МЕЙНОНГ (Meinong) Алексиус фон (1853—1920) — австрийский философ и психолог, ученик Брентано. Профессор (1882). Преподавал философию в Универ­ситетах Вены (1878—1882) и Граца (с 1882), где им была основана первая в Австрии лаборатория экспери­ментальной психологии (1886—1887). Основные сочи­нения: " Исследования Юма" (в двух томах, 1877— 1882), " По поводу предположений" (1902), " Исследо­вания по теории предметов и психологии" (1904) и др. Разделяя тезис британского эмпиризма, усматривавше­го в " отношениях" и " универсалиях" " продукты созна­ния", М. полагал, что теории отношений, истины, зна­чения, суждения принадлежат к сфере психологии. М. разделил выводы своего ученика, польского философа К.Твардовского (" К учению о содержании и предмете представлений", 1894), вычленившего в структуре " психического феномена" три отдельных элемента: ментальный акт, содержание этого акта и его предмет. По мысли М., недопустимо считать содержание и предмет тождественными, ибо в этом случае то, что расположено перед сознанием (собственно предмет)

непонятным образом оказывается частью (содержани­ем) схватывания этого предмета. Физические же тела не могут являться компонентом ментального акта. Да­же в случае размышления о несуществующем предме­те (гном или квадратный корень, например) менталь­ный акт мышления действительно существует. Соот­ветственно, с точки зрения М., все, что является час­тью содержания последнего, тоже должно существо­вать: русалка не может быть содержанием ментального акта, но может выступать его предметом. Одновремен­но, по модели М., в ментальном акте присутствует не­что такое — его содержание, что обусловлено его на­правленностью на данный (а не какой-то иной) пред­мет. " Содержание" у М. не есть ни подобие предмета, ни разновидность ощущения, оно суть качество мен­тального акта, позволяющее ему быть направленным на определенный предмет. Амбивалентность человече­ского познания, включающая психическую природу субъекта и предметность его восприятия, делает, по мысли М., атрибутивной частью гносеологии психоло­гию познания и теорию предметов. Последняя, соглас­но М., являет собой " совершенно новую философскую дисциплину" — учение о чистом предмете как о тако­вом — эмпирическое учение, не допускающее каких-либо ограничений на включение в свою сферу тех или иных предметов. По М., " все есть предмет". М. ориен­тировался на косвенное осмысление предмета, указы­вая на " схватывающие" его " переживания" (соответст­вующие психические события), основными классами которых выступают представление, суждение, чувство­вание и желание. Все они не способны конституиро­вать либо модифицировать предмет: предмет всегда логически первичен по отношению к собственному " схватыванию". По версии М., всегда существует неко­торое психическое " переживание", ответственное за презентацию мышлению того или иного предмета. М. выделил два типа предметов: 1) элементарные предме­ты, сенсорные данные (цвета, звуки и т.п.); 2) предме­ты более высокого порядка, к которым им причисляют­ся формы или структуры. Простые предметы конститу­ируются на основе функционирования периферийных органов чувств, предметы же высшего порядка — ре­зультат продуцирующей активности субъекта. Так, " желтый лист", по М., есть предмет существующий. Есть предметы " реальные", но " несуществующие": различие между " желтым" и " красным" реально, но оно " не существует" в том смысле, в каком существу­ют красная книга и красный лист. " Реальные несуще­ствующие" (например, " число три") М. именует " логи­чески существующими". Есть и иные варианты — " круглый квадрат" нельзя полагать ни существующим, ни логически существующим, его место " вне бытия".

Согласно схеме M., правомерно говорить о " внебытии чистого предмета", т.е. о том, что " имеются" предметы, не имеющие бытия, но имеющие определенные харак­теристики. " Необоснованная благожелательность по отношению к действительности", предполагающая действительность всех предметов, по мысли М, не оп­равдана: по его мысли, имеются виды бытия, принци­пиально отличные от конкретных единичных сущнос­тей. М. разграничивает предметы-" объективы" (objec­tives) и " предметы" (" объективное"), могущие сущест­вовать либо не существовать (алмазная гора, напри­мер), но о которых бессмысленно говорить являются ли они " фактами" или " событиями". И, наоборот, об " объективах" (существовании алмазных гор) недопус­тимо осмысленно утверждать, что они существуют, но в качестве предметов высшего порядка они " существу­ют логически", при этом они либо есть факт, либо не есть факт. По мысли М., мы можем " предполагать" " объектив", мыслить его существующим, но не ут­верждать и не отрицать его (что обязательно для суж­дения). Твердо настаивая на объективности (т.е. на том, что они не являются характеристикой утверждаю­щего или созерцающего сознания) фактов, модальных различий, отношений, вещей и чисел, М. был вынуж­ден постулировать реальное существование во Вселен­ной совершенно фантастических и — мягко выражаясь — странных ее ингредиентов. Дополняя " объективы" и " объективное" такими классами предметов как " до­стойное" (истинное, доброе и прекрасное) и " желае­мое" (" предметы" долженствования и надобности це­ли), М. сформулировал ряд перспективных подходов к теории ценностей. Парадоксальные выводы онтологии М., базирующиеся на допущении истинности высказы­вания " А не имеет бытия", приобрели позднее широ­кую популярность в контексте эволюции неклассичес­ких логик. В 1968—1978 в Граце было издано 8-томное собрание сочинений М.

A.A. Грицанов






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.