Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наблюдение 9 страница







ределяются все моменты, когда было воздействие А; строится кри­вая, соединяющая соответствующие последовательные точки. Вы­деляются все моменты времени, когда было " альтернативное" воз­действие В, и в порядке следования во времени также соединяются;

строится вторая кривая. Затем сравниваются обе кривые и выявля­ется, какое воздействие более эффективно. Эффективность опреде­ляется по величине роста или падения кривой.

Синонимами термина " план альтернативных воздействий" яв­ляются: " план сравнения серий", " план синхронизированных воз­действий", " план множественных расписаний" и т.д.

Другой вариант—реверсивный план. Он при меняется для иссле­дования двух альтернативных форм поведения. Первоначально ре­гистрируется базовый уровень проявления обеих форм поведения. Первое поведение может актуализироваться с помощью специфи­ческого воздействия, а второе, несовместимое с ним, провоцирует­ся одновременно другим типом воздействия. Эффект двух воздейст­вий оценивается. Через определенное время сочетание воздействий реверсируется так, что первая форма поведения получает воздейст­вие, которое инициировало вторую форму поведения, а вторая — воздействие, релевантное первой форме поведения. Такой план ис­пользуется, например, при исследовании поведения маленьких де-

В психологии обучения применяют метод смены критериев, или " план возрастания критериев". Суть его состоит в том, что регистри­руется изменение поведения испытуемого в ответ на прирост (фазы) воздействия. Увеличение регистрируемого параметра поведения фиксируется, и следующее воздействие осуществляется лишь после выхода испытуемого на заданный уровень критерия. После стаби­лизации уровня исполнения испытуемому предъявляют следующую градацию воздействия. Кривая успешного эксперимента (подтверж­дающего гипотезу) напоминает сбитую каблуками лестницу, где на­чало ступени совпадает с началом уровня воздействия, а конец ее — с выходом испытуемого на очередной критерий.

Способом нивелировать " эффект последовательности" является инверсия последовательности воздействий — планА-В-В-А. Эффек­ты последовательности связаны с влиянием предшествующего воз­действия на последующее (иное название — эффекты порядка, или эффекты переноса). Перенос может быть положительным или отри­цательным, симметричным или асимметричным. Последователь­ность А-В-В-А называется позиционно уравненной схемой. Как от­мечает Готтсданкер, воздействие переменных А и В обусловлено эффектами раннего или позднего переноса. Воздействие А связано с поздним переносом, а В — с ранним. Кроме того, если присутствует кумулятивный эффект, то два идущих подряд воздействия В могут влиять на субъекта как единое суммарное воздействие. Эксперимент может быть удачным лишь в том случае, если эти эффекты незначи­тельны. Рассмотренные выше варианты планов с регулярным чере­дованием или со случайными последовательностями чаще всего очень длинны, поэтому их трудно реализовать.

Если подвести краткий итог, можно сказать, что схемы предъяв­ления воздействия применяются в зависимости от возможностей, которые есть у экспериментатора.

Случайная последовательность воздействий получается путем рандомизации заданий. Ее применяют в экспериментах, требующих большого числа проб. Случайное чередование воздействий гаранти­рует от проявления эффектов последовательности.

При малом числе проб рекомендуется схема регулярного чередо­вания типаА-В-А-В. Следует обратить внимание на периодичность фоновых воздействий, которые могут совпадать с действием неза­висимой переменной. Например, если давать один тест на интел­лект утром, а второй — всегда вечером, то под влиянием утомления будет понижаться эффективность выполнения второго теста.

Позиционно уравненная последовательность может быть пригод­на лишь тогда, когда число воздействий (заданий) мало и влияние


раннего и позднего переноса несущественно.

Но ни одна из схем не исключает проявления дифференцирован­ного асимметричного переноса, когда влияние предшествующего воздействия А на эффект от воздействия В больше, чем влияние пред­шествующего воздействия В на эффект от воздействия А (или же наоборот).

Разнообразные варианты планов для одного испытуемого обоб­щили Д.Барлоу и М.Херсен в монографии " Экспериментальные пла­ны для единичных случаев" (" Single case experimental designs". N.Y.:

Pergamon, 1984).

План Тип Возможность
            применения
            " слепого метода"
  А-А, Квазиэксперимент Нет
  А- В Квазиэксперимент Нет
  А, -В Квазиэксперимент Один или двойной
  А - А, - А Эксперимент Нет
  А-В-А Эксперимент Нет
  А, - В —А, Эксперимент Один или двойной
  А | - А - А, Эксперимент Один или двойной
  В-А-В Эксперимент Нет
  В-А, - В Эксперимент Один или двойной
  А-А, -А-А, Эксперимент Один или двойной
  А-В-А-В Эксперимент Нет
  А, - В-А, -В Эксперимент Один или двойной
  А-А, - В —А, — В Эксперимент Один или двойной
  А— А, -А- А, -В- А, — В Эксперимент Один или двойной
  А, - В-А, -С-А, -С Эксперимент Один или двойной

 

Примечание: А— нет воздействия; В — воздействие 1; А, — пла-цебо; С — воздействие 2.

Основные артефакты в исследовании на одном испытуемом прак­тически неустранимы. Трудно представить, как можно устранить эффекты, связанные с необратимостью событий. Если эф4? екты по­рядка или взаимодействия переменных в какой-то мере поддаются контролю, то уже упомянутый эффект асимметричности (дифферен­цированного переноса) неустраним.

Не меньше проблем возникает и при установлении изначального уровня интенсивности регистрируемого поведения (уровня зависи­мой переменной). Исходный уровень агрессивности, который мы зарегистрировали у ребенка в лабораторном эксперименте, может быть нетипичным для него, поскольку вызван недавними предше­ствующими событиями, например, ссорой в семье, подавлением его активности сверстниками или воспитателями в детском саду.

Главная же проблема — возможность переноса результатов ис­следования одного испытуемого на каждого из представителей по­пуляции. Речь идет об учете значимых для исследования индивиду­альных различий. Теоретически возможен следующий ход: представ­ление индивидуальных данных в безразмерном виде; при этом ин­дивидуальные значения параметра нормируются на величину, рав­ную разбросу значений в популяции.

Рассмотрим пример. В начале 60-х годов в лаборатории Б.Н.Теп-лова возникла проблема: почему все графики, описывающие изме­нения времени реакции в зависимости от интенсивности раздражи­теля, у испытуемых различны? В.Д.Небылицын предложил предъ­являть испытуемым сигнал, который изменяется не в единицах фи­зической интенсивности, а в единицах предварительно измеренно­го индивидуального абсолютного порога (" один порог", " два поро­га" и т.д.). Результаты эксперимента блестяще подтвердили гипоте­зу Небылицына: кривые зависимости времени реакции от уровня воз­действия, измеренного в единицах индивидуального абсолютного порога, оказались идентичными у всех испытуемых.

Аналогичная схема применяется и при интерпретации данных. В Институте психологии РАН А.В.Дрынков проводил исследования процесса формирования простых искусственных понятий. Кривые научения показывали зависимость успешности от времени. Они ока­зались различными у всех испытуемых: описывались степенными функциями. Он предположил, что нормировка индивидуальных по­казателей на величину начального уровня обученности (по оси Y) и на индивидуальное время достижения критерия (по оси X) позволя­ет получить функциональную зависимость успешности от времени, одинаковую для всех испытуемых. Это подтвердилось: показатели изменения индивидуальных результатов испытуемых, представлен-


ные в " безразмерном" виде, подчинялись степенному квадратному закону.

Следовательно, выявление общей закономерности путем ниве­лирования индивидуальных различий решается каждый раз на ос­нове содержательной гипотезы о влиянии дополнительной перемен­ной на интериндивидуальную вариацию результатов эксперимента.

Остановимся еще раз на одной особенности экспериментов с учас­тием одного испытуемого. Результаты этих экспериментов очень за­висят от предубеждений экспериментатора и отношений, которые складываются между ним и испытуемым. При проведении длитель­ной серии последовательных воздействий экспериментатор может неосознанно или осознанно действовать так, чтобы у испытуемого актуализировалось поведение, подтверждающее экспериментальную гипотезу. Вот почему в подобного рода исследованиях рекомендуют применять " слепые опыты" и " двойной слепой опыт". При первом варианте экспериментатор знает, а испытуемый не знает, когда пос­ледний получает плацебо, а когда — воздействие. " Двойной слепой опыт" состоит в том, что эксперимент проводит исследователь, не­знакомый с гипотезой и тем, когда испытуемый получает плацебо или воздействие.

Эксперименты с участием одного испытуемого играют важную роль в психофизиологии, психофизике, психологии научения, ког­нитивной психологии. Методология таких экспериментов проник­ла в психологию программированного обучения и социального уп­равления, в клиническую психологию (особенно — в поведенчес­кую терапию, главным пропагандистом которой выступает Айзенк).

5.2. Доэкспериментальные и квазиэкспериментальные планы

Между доэкспериментальными и квазиэкспериментальными пла­нами есть одно существенное различие. Доэкспериментальные пла­ны являются рудиментами вчерашнего дня психологической науки. Между тем как квазиэкспериментальное планирование — атрибут его сегодняшнего и, по мнению многих исследователей, завтрашне­го дня.

Доэкспериментальные планы, точнее — исследования, которые проводились и проводятся до сих пор по определенным схемам, не учитывают требован и и, предъявляемых к плану классического экс­периментального исследования. Причина — незнание этихтребова-

ний или невозможность их учета при проведении реального иссле­дования в конкретных условиях. Исследования по схеме доэкспери-ментальных планов проводились еще до возникновения теории пла­нирования эксперимента.

Квазиэкспериментальные планы являются попыткой учета реа­лий жизни при проведении эмпирических исследований. Те усло­вия, в которые ставит жизнь и практические задачи эксперимента­торов, не всегда позволяют реализовать планы " истинных экспери­ментов", использовать схемы контроля внешних переменных. Од­нако научные и научно-прикладные задачи нужно решать. Квази­экспериментальные планы создаются специально с отступлением от схемы " истинного эксперимента". Исследователь осознает те источ­ники артефактов — внешние переменные, которые он не может кон­тролировать. Для частичной компенсации и контроля эффектов, возникающих при нарушении планов " истинных экспериментов", исследователи используют искусственные схемы — квазиэкспери­ментальные планы.

Квазиэксперимент является своеобразным компромиссом меж­ду реальностью и " строгостью" методологических предписаний. Однако квазиэксперимент используется не только для решения при­кладных проблем, но и для проведения научных исследований. Наи­более авторитетные авторы, чьи работы стали классическими, Кох и Кэмпбелл (1979) сформулировали основные теоретические принци­пы квазиэкспериментального планирования. Квазиэксперименталь­ный план используется тогда, когда применение лучшего плана не­возможно.

Доэкспериментальные планы служат, скорее, в качестве иллю­страции. В практике научных исследований по возможности их сле­дует избегать.

Доэкспериментальные планы

Кэмпбелл выделяет три доэкспериментальных плана. Два из них другой авторитетный автор МакГиган относит к квазиэксперимен­тальным. Мы будем придерживаться взглядов Кэмпбелла; его книга переведена на русский язык и вышла вторым изданием, учебник же МатсГигана, к сожалению, широкому кругу читателей недоступен.

Кдоэкспериментальным планам относятся: а) исследование еди­ничного случая; б) план с предварительным и итоговым тестирова­нием одной группы и в) сравнение статистических групп.

Исследование единичного случая относится к области прошлого. Однократно тестируется одна группа, подвергнутая воздействию по плану: Х 0. Контроль внешних переменных и независимой перемен-


ной полностью отсутствует. В таком " исследовании" нет никакого материала для сравнения. А ведь с него обычно начинается любая научная работа. Такого рода исследования, как правило, проводятся на первых этапах научной деятельности для сопоставления их ре­зультатов с обыденными представлениями о реальности. Но науч­ной информации они не несут.

План с предварительным и итоговым тестированием одной груп­пы часто применяется в социологических, социально-психологичес­ких и педагогических исследованиях: О, ХО^. В этом плане отсучст-вует контрольная выборка, поэтому нельзя утверждать, что измене­ния (разница 0, и 0^) зависимой переменной, регистрируемые в ходе тестирования, вызваны именно изменением независимой перемен­ной. Между начальным и конечным тестированием происходят и другие " фоновые" события, воздействующие на испытуемых нарав­не с независимой переменной. Кроме того, этот план не позволяет контролировать эффект " естественного развития": в течение корот­кого времени — изменение состояния испытуемого (утомление, мо-нотония, скука и др.), а в течение длительного времени — измене­ния личностных черт. Наконец, эффект тестирования — воздейст­вия предыдущего обследования на последующее — может быть еще одним неконтролируемым фактором, влияющим на изменение за­висимой переменной. Можно перечислить и другие источники ар­тефактов — внешние переменные, которые не контролируются этим планом.

Третий вариант доэкспериментального плана — сравнение ста­тистических групп, или, точнее, план для двух неэквивалентных групп с тестированием после воздействия.

Х О,

Этот план лучше предыдущего хотя бы тем, что позволяет учиты­вать эффект тестирования благодаря введению контрольной груп­пы, а также отчасти контролировать влияние " истории" — фоновых воздействий на испытуемых и ряд других внешних переменных (ин­струментальную погрешность, регрессию и др.). Но с помощью это­го плана невозможно учест ь эффект естественного развития, так как нет материала для сравнения состояния испытуемых на данный мо­мент с начальным (нет предварительного тестирования).

Этотдоэкспериментальный план распространен в психологичес­кой исследовательской практике. Для сравнения результатов кон­трольной и экспериментальной групп используется t-критерий Стью-дента. Всегда надо иметь в виду, что различия результатов тестиро-

вания могут быть обусловлены не экспериментальным воздействи­ем, а различием состава групп. Эгог план, если отбросить экспери­ментальное воздействие, вполне применим в корреляционном ис­следовании, но его не следует использовать для проверки гипотез о причинной связи двух переменных.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.