Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 15. Детерминанты когнитивного развития. прерывном возникновении и развитии все новых и качественно более сложных глобальных и неопределенных психических образований






прерывном возникновении и развитии все новых и качественно более
сложных глобальных и неопределенных психических образований. Часть
хорошо дифференцированных и уже устоявшихся, казалось бы, образова-
ний «отрывается» от ядра; эти образования становятся глобальными, ди-
намичными и менее упорядоченными на новом витке развития.

В процессе детского развития каждая тенденция превращается в свою
противоположность. Глобальные психические образования в ходе систем-
ной дифференциации превращаются в упорядоченные расчлененные ус-
тойчивые структуры. Но эти дифференцированные структуры создают ос-
нову для порождения новых неопределенных глобальных образований,
которые, в свою очередь, приводят к новому витку системной дифферен-
циации. Таким образом, каждая тенденция в своем функционировании и
развитии порождает противоположную тенденцию. Этот принцип циклич-
ной самостимуляции
Н.Н. Поддьяков выделяет как важнейший механизм
саморазвития психики.

По Н.Н. Поддьякову, противоречие между устойчивостью, упорядочен-
ностью психических образований и их изменчивостью, глобальностью —
это основное внутреннее противоречие развивающейся детской психики.
Оно выступает как источник психического развития ребенка. Это проти-
воречие имеет многообразные и специфические формы проявления во всех
областях психики: мотивационно-потребностной, познавательной, эмоци-
ональной — и психике ребенка в целом.

Так, фундаментальная потребность ребенка в новых, все более сложных
впечатлениях, знаниях, образах, в новых эмоциях и т.д. тоже выступает в
двух тесно связанных противоречивых формах.

Первая форма этой потребности в обновлении своих психических об-
разований проявляется как потребность в таких необычных впечатлени-
ях, фактах, знаниях, которые не укладываются в систему прежнего опыта
ребенка. Это стимулирует обновление и самообновление психических об-
разований, ведет к резкому возрастанию поисковой активности. Вместе с
тем такое обновление характеризуется в известной мере разрушительны-
ми тенденциями по отношению к прежним представлениям и знаниям ре-
бенка, ведет к нарушению их упорядоченности, к росту их неопределен-
ности и глобальности, поскольку такие знания изменяют общую картину
мира ребенка.

Вторая, противоположно направленная, форма потребности в обновлении
проявляется как потребность в преодолении неопределенности, в возраста-
нии упорядоченности и устойчивости психических образований — но уже на
новом, более высоком уровне. И хотя эта потребность тоже стимулирует об-
новление, но обновление с тенденцией к устойчивости и стабильности.

Таким образом, потребность обновления, взятая в единстве ее проти-
воречивых сторон, также характеризуется принципом цикличной самости-
муляции, когда по мере развертывания одного цикла начинает активизи-
роваться противоположный цикл, но на более высоком уровне.

Принципиальное условие поддержания высокого уровня активности
детей заключается, по Н.Н. Поддьякову, в том, чтобы рост и развитие гло-







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.