Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семьяи интеллект






Таблица 15.5.
Внутрипарное сходство родителей и детей по показателям общих способностей

 

Сравниваемые пары л г
Отец—дочь   0, 434
Отец—сын   0, 426
Мать—дочь   0, 524
Мать—сын   0, 444
Мать—ребенок   0, 484
Отец—ребенок   0, 430
Родитель—ребенок   0, 453
Родители между собой   0, 366
Более близкий родитель—дочь   0, 621
Менее близкий родитель—дочь   0, 385
Более близкий родитель—сын   0, 566
Менее близкий родитель—сын   0, 337
Более близкий родитель—ребенок   0, 584
Менее близкий родитель—ребенок   0, 353

п — количество пар, г— коэффициент корреляции

В исследовании Скоблик подтвердилась известная гипотеза «ассорта-
тивности»: люди склонны жениться и выходить замуж за партнеров, сход-
ных с ними по уровню интеллекта. Не только «дурак дурака видит издале-
ка», но и «умная умного» и наоборот. Коэффициент корреляции уровня об-
щего интеллекта родителей 0, 366 (положительный и значимый). Правда,
корреляцию можно объяснить и взаимовлиянием. Так, психолог Н.Н. Обо-
зов показал на основе результатов своих исследований, что длительное об-
щение в супружеских и дружеских парах приводит с сближению личност-
ных черт партнеров. Правда, сближение уровней интеллекта супругов пос-
ле их длительного семейного проживания не выявлено. Однако Обозов об-
наружил другой факт: те студенты, которые сохраняли дружеские отноше-
ния с 1-го по 5-й курс, сближались по профилю интеллекта.

Нетрудно заметить, глядя на табл. 15.5, что максимально сходны уров-
ни интеллекта матерей и дочерей (/•= 0, 524). Дочь в русской семье воспи-
тывается как «вторая мама», максимально близка к матери и подражает ей
(до определенного времени, точнее до 14—16 лет).

Попытаемся использовать эти коэффициенты корреляции для решения
иной задачи — восстановления структуры эмоциональной близости в се-
мье. Ведь можно считать так: если в сходстве интеллекта членов семьи про-


Глава 15. Детерминанты когнитивного развития


является их эмоциональная бли-
зость, то по коэффициентам корре-
ляции интеллекта можно выявить
близость членов «среднестатисти-
ческой семьи».

Тогда получим следующую кар-
тину условных расстояний между
членами «среднестатистической»
семьи (рис. 15.3).

Получается, что сын в россий-
ской семье находится в худшем по-
ложении, нежели дочь.

Рис. 15.3. Эмоциональная дистанция между членами «среднестатистической» семьи

Сравнение корреляций уровней
интеллекта сыновей и дочерей с более
или менее эмоционально значимыми
родителями показало, что независимо
от пола ребенка корреляции интел-
лекта детей и эмоционально близких
родителей выше. Следовательно, дело не в «материнском генетическом эф-
фекте». Просто мать чаще эмоционально ближе к детям, чем отец (о чем сви-
детельствуют и наши данные). Более того, различия корреляций оказались
статистически значимы при высоком уровне достоверности.

Отсюда следует и другой вывод: идентификация с родителем того же пола
имеет важное значение для формирования ряда личностных качеств, но не
имеет практически никакого значения для формирования когнитивных спо-
собностей. В последнем случае работают совершенно иные механизмы.

Ясно одно: передача культурного опыта, интеллектуального потенциа-
ла осуществляется в семье при взаимодействии ребенка и взрослого. Есть
данные о взаимосвязи отношений между супругами и их отношением к ре-
бенку. Существуют и данные, касающиеся связи уровня развития детей с
качеством взаимоотношений родителей в семье. Дискомфорт в супруже-
ских отношениях приводит к замедлению развития ребенка (не только лич-
ностного, но и интеллектуального). Отношения между родителями особен-
но сильно влияют на умственное развитие маленьких детей — от 3 до 4 лет.

И все же когнитивное развитие (по Пиаже) в большей мере зависит от
того, как родитель справляется с обучением ребенка в ходе общения, не-
жели оттого, как родители относятся друг к другу. П.И. Керич в 1990 г. про-
водил исследование влияния семейных взаимоотношений на отношение
к ребенку и выявил, что на развитие ребенка влияет «стиль речевого об-
щения» родителей.

В 1975 г. Р. Пломин и Д.С. Де Фриз проводили исследования 200 семей
с приемными детьми и стольких же контрольных семей. Им удалось уста-
новить, что умственное развитие детей определяется психологической го-
товностью родителей к контактам с детьми. И более того, оказалось, что
дети тех родителей, которые проявляли эмоциональную и вербальную го-
товность к общению со своими годовалыми детьми, через год показали бо-


Семья и интеллект


лее высокий уровень интеллектуального развития. Данные Дж. Горна
(1982) свидетельствуют о том, что от дружественной семейной среды за-
висят в первую очередь показатели невербального (пространственно-прак-
тического) интеллекта.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.