Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизмы развития экспрессивной речи младенца первого года жизни






Способностью голосового выражения своих субъективных состояний ре-
бенок снабжен от рождения, что проявляется, как уже отмечалось, с мо-
мента его появления на свет. Крик и плач — инструмент выразительнос-
ти. В момент рождения ребенка этот инструмент примитивен и имеет огра-
ниченную сферу действия, отражая только его негативные эмоциональные
состояния. Однако этот механизм необычайно важен по заложенному в
нем центральному принципу: осуществлению связи «психическое состоя-
ние— голос» (т.е. связи психического и физиологического).

Ко второму—третьему месяцу жизни ребенка указанный механизм свя-
зи психического состояния с голосом под влиянием фактора циркулярнос-
ти реакций укрепляется и переходит на следующую ступень: голосовые ре-
акции включаются, когда малыш находится в спокойном состоянии. Эти ре-
акции проявляются в гулении, протекающем автоматически, непроизволь-
но. Следующая ступень связана с дальнейшим развитием циркулярной ре-
акции, возникновением ее вторичных форм и включением элементов про-
извольности в ее протекание. Здесь появляется детский лепет (4—8 мес), слу-
жащий важным способом отработки артикуляционных навыков младенца.
К 8-10 месяцам формируется «младенческое пение», с помощью которого
ребенок активно, хотя еще и дословесным способом, произвольно выража-
ет в общении уже относительно разнообразное содержание своего сознания.
«Младенческое пение» оказывает влияние на процесс возникновения пер-
вых детских слов: оно поддерживает активность голосового элемента в фун-
кционировании познавательных процессов ребенка и содействует выделе-
нию им речевых сигналов в речи окружающих людей [Ушакова, 1999].

В анализе дословесного развития младенца естественно встает вопрос: в
чем состоит побудительная сила того механизма, который осуществляет го-
лосовую активность? Ответ на этот вопрос дает гипотеза, согласно которой
мозг человека, подобно всякому другому органу человеческого организма (сер-
дцу, легким, почкам и др.), работает по принципу «взять—отдать». Это зна-
чит, что поступающие в мозг впечатления, сенсорные сигналы, вызывают тен-
денцию адекватной ответной реакции, реагирования движением. Голосовое
реагирование, богатое разнообразными возможностями и активное от рож-
дения, является удобной формой такого рода реагирования. В своей началь-
ной форме это и есть по сути общий принцип рефлекса. В речевой области


Глава 14. Речевой онтогенез

он становится основой как бы внутренней активности речи, ее интенциональ-
ной направленности, постоянно проявляющейся в более зрелом возрасте.

Необходимо также отметить, что в определенной временной точке до-
словесного развития становится специфически значимым фактор речево-
го общения окружающих с младенцем. Это тот момент, когда малыш ока-
зывается способным воспринимать звуко-речевые образцы для имитации,
а тем самым и для перенятия используемого окружающими языка.

В изложенных фактах проступают контуры ответа на фундаментальный
вопрос о путях связывания психических и физиологических реакций в ре-
чевом функционированиии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.